Применение ИКТ в управлении школой
статья по теме

применение ИКТ в управлении школой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_ikt_v_upravlenii_shkoloy.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ

Глобальная информатизация общества будет одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века.

Появление компьютеров внесло в процесс культурного развития революционные изменения, сравнимые с изобретением книги. Общество вступило в новую информационную эру, где компьютер быстро проникает во все сферы жизни человека: производственную, досуговую, бытовую и личностную.

Проект «Информатизация системы образования» – одно из важнейших направлений образовательной политики Российской Федерации. Вхождение общей и профессиональной школы в информационное общество – чрезвычайно актуальная задача. Без ее решения социально-экономическая эффективность образования и его влияние на рынок труда останутся на достаточно низком уровне. Важные черты этого проекта – его ориентация на обновление, как содержания образования, так и технологий, методов и приемов педагогической деятельности.

Обновление содержания образования диктует необходимость подобного подхода к вопросам управления и формирования информационной компетенции руководителя. Следовательно, в роли рабочего инструмента должен выступать компьютер, а в качестве ведущей технологии – ИКТ.

Для информатизации образования недостаточно приобрести в школу компьютер, объединить их в сеть и подключиться к Интернету, необходимо создание в школе информационной образовательной среды (пространства).

Формирование информационного пространства:

  1. Определим участников образовательного процесса с использованием ИКТ.
  2. Выделим информационные потоки.
  3. Опишем структуру информационного пространства

Схема информационных взаимосвязей между участниками учебного процесса

Исходя из основных направлений работы образовательного учреждения и задач им решаемые, можно выделить три большие группы.

Основные информационные потоки

  1. Планирование, организация и оперативное управление учебным процессом как базовым производственным процессом образовательного учреждения.
  2. Административное управление функционированием образовательного учреждения и обеспечением образовательного процесса с соблюдением всех необходимых внешних и внутренних форм отчетности.
  3. Организация и обеспечение содержания образовательного процесса.


Иерархическая модель информационного пространства


Расширенная иерархическая модель информационного пространства


Основные информационные блоки административного управления

Базовая информация

  • Детализированная информация об учреждении (наименование, нумерация, тип, вид, организационно-правовая форма, ведомственная принадлежность, адресные и контактные данные и др.), как в редактируемой форме, так и в стандартах ЕГЭ;
  • Структура учреждения, с указанием классов с детализацией их специализации и численности, групп второй половины дня с указанием численности и других объединений;
  • Учебная периодизация, с указанием учебных годов, дат начала и окончания учебных периодов, обмена данными между учебными периодами;
  • Информация об аудиторном фонде, с указанием вместимости и месторасположения кабинетов, закрепления за каждым из них перечня материальных ценностей и учебно-методических пособий, включая полиграфические и электронные издания;
  • I !лан работы образовательного учреждения и его структурных подразделений;
  • Штатное расписание с учетом месячного и годового фонда заработной платы.

Кадры

  • Личные дела сотрудников в стандартах форм кадрового учета (Т-2);
  • Формирование, редактирование и хранение данных по использованию преподавательского состава, включая: специализацию, преподавательскую нагрузку, классное руководство, заведование кабинетом и т.д.;
  • Книга приказов по сотрудникам учреждения, систематизация приказов по типам, а также оформление приказов на базе соответствующих шаблонов.

Учащиеся

  • Личные дела учащихся;
  • Контроль за результатами обучения учащихся (журнал, сводные ведомости успеваемости и посещаемости);
  • Сведения для организации участия учащихся старших классов в Едином Государственном Экзамене, в соответствии с требованиями ЕГЭ;
  • Книга приказов по учащимся, систематизация приказов по типам, а также оформление приказов на базе соответствующих шаблонов;
  • Распределение учащихся по классам, с реализацией функций перевода, как конкретных учеников, так и всех учащихся из класса в класс, а также хранения архивных карточек выпускников 9-х, 11 классов и выбывших учащихся.

Финансы

  • Всесторонний учет и контроль за соблюдением финансовых нормативов;
  • Проведение полного комплекса работ по тарифицированию сотрудников на основании учета распределенной педагогической нагрузки;
  • Формирование информации о материальных ценностях и подготовку инвентарных

списков.

Учебно-воспитательный процесс

  • Подготовка учебной плановой документации с учетом положений базисного учебного плана, федерального и регионального компонентов, норм финансирования и требований к максимальной нагрузке учащихся, а также специфики конкретного общеобразовательного учреждения;
  • Подготовка организационно-методической и справочной информации, обеспечивающей деятельность классных руководителей и преподавателей-предметников по организации и контролю качества учебно-воспитательного процесса;
  • Формирование и ведение электронных классных журналов;
  • Подготовку сводных и аналитических отчетов по успеваемости и посещаемости учащихся.

Дополнительные информационные блоки

Дополнительные информационные блоки определяются составом специалистов, работающих в образовательном учреждении и обеспечивающих образовательный процесс и мониторинг здоровья учащихся.

Такими специалистами являются:

  • библиотекарь;
  • психолог;
  • логопед;
  • медицинский работник;
  • ответственный за организацию питания и т.д.

Информационная система обеспечения содержания образовательного процесса

Система, обеспечивающая учебный процесс, содержательную работу учителей и учащихся с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), учебными материалами, результатами учебной деятельности, должна предполагать возможность масштабирования и настраивания на различные уровни оснащения и формы организации образовательных учреждений.

Данная система должна как. минимум содержать следующие основные программные средства:

  • организации и хранения в образовательном учреждении востребованных преподавателями и учащимися ЦОР и их описаний;
  • обеспечения работы учащихся и учителей с ЦОР: редактирование, в том числе с использованием внешних приложений, использование при создании индивидуальных творческих работ, демонстрацию в ходе урока;
  • автоматизированного построения материалов для проведения занятий по конкретным темам в виде стандартизованных html-документов из элементарных цифровых ресурсов, имеющих стандартизованные xml описания;
  • согласования ЦОР с тематическими учебными планами и планами-конспектами уроков, иерархического построения учебных материалов;
  • организации индивидуальной и групповой работы, в том числе с использованием внешних приложений, обеспечением совместной работы над одним ресурсом через создание общего портфеля результатов работы группы учащихся, обеспечения возможности общения с использованием внутренней электронной почты;
  • организации тестирования знаний учащихся с фиксацией результатов в едином журнале результатов автоматического тестирования;
  • фиксации качества обучения, позволяющие использовать традиционные отметочные технологии, многокритериальное, а также качественное оценивание, хранить данные об успеваемости и критерии оценивания (оценочные шкалы);
  • автоматической фиксации активностей учащихся и учителей;
  • сохранения результатов учебной деятельности учащихся (формирования портфеля работ учащихся), представление в локальной школьной сети и Интернет;
  • демонстрации учебных материалов на экране с помощью проектора с использованием возможностей разделения изображений на экране компьютера и на экране проектора;
  • администрирования, позволяющие вести списки пользователей (администраторы, преподаватели, учащиеся) и групп, управлять правами доступа к различным разделам Системы, ресурсам учебного заведения и Интернет, на основе списка классов и расписания занятий;
  • экспорта и импорта, позволяющие осуществлять обмен данными с другими системами, используемыми в школе.

Данная система должна обеспечивать поддержку различных видов учебной деятельности на уроке, а также при выполнении учащимися домашнего задания (в том числе на домашних компьютерах).

В программах развития школы прописан раздел: «Внедрение информационных и информационно-компьютерных технологий в практику обучения и воспитания», предусматривающий

- создание материальной и методической базы для использования ИКТ в образовательном процессе;

- обеспечение повышения квалификации преподавателей по использованию ИКТ в образовании.

Оснащение общеобразовательных учреждений компьютерной техникой, современные требования к ведению и оформлению документации, необходимость быстрого анализа собранных данных образовательного процесса для эффективного управления им приводят к тому, что овладение информационными компьютерными технологиями (ИКТ) становится насущной потребностью завуча.

Цель автоматизации — повышение производительности труда, улучшение качества продукции, оптимизация управления,

В школьном управлении можно автоматизировать многое...

Планирование

Кадры и контингент

Электронный документооборот

Финансы

Библиотека

Содержание образования

Хозяйственная часть

Мониторинг итд..итп

Подай такому удобную программу автоматизации его труда, покажи эффект экономии времени, и он начнет ее использовать.

<...количество различных отчетов по одним и тем же первичным данным, требуемых от школьных администраций, увеличивается как снежный ком.>

то всего лишь результат бюрократизации шлолы.

От количества "нужных" бумаг (или файлов), тем более <..."перелопачивая" одни и те же данные по разным ячейкам и столбцам...> эффективность, качество, содержание образования не улучшится.

Может быть, вместо того, чтобы автомотизировать документооборот следует его сократить до необходимого минимума, как и число тех, кому для подтверждения своей необходимомти нужны бесконечные мониторинги, отчеты, подтверждения и согласования?

Т.Е. в новыех технологиях - старое содержание. есть этажом ниже в бухгалтерии!

И все изменения там отражаются...

Да я на 100% уверен: с повышением уровня компьютеризации и автоматизации, при существующей системе управления, мы на местах будем загружаться все более и более!

До введения электронной почты по IntraNet школа получала 1-2 бумаги в день, а иногда и

А проблема основная, по-моему, в том, что при введении автоматизированного учета НЕ ИСКЛЮЧАЕТСЯ учет бумажный! И люди сталкиваются с необходимостью вести двойную работу - заполнять журнал в бумажном виде и в электронном.

Чтобы наиболее полно использовать ИКТ при ведении мониторинга учебно-воспитательного процесса, желательно умение работать на персональном компьютере, как классных руководителей, так и учителей-предметников хотя бы на уровне стандартных программ MS Office: Word, Excel, Power Point.

Программа MS Word позволяет составлять документы в стандартном виде, форматировать и редактировать их.

Табличный процессор MS Excel даёт возможность обработки большого объёма данных, позволяет осуществить графический анализ этих данных, сделать его наглядным и удобным для восприятия.

MS Power Point помогает сделать более наглядным выступление перед любой аудиторией, создать эффект доступности, понятности, запоминаемости.

Компьютеры директора, завуча, психологов и кабинетов информатики объединены в локальную сеть. Это обеспечивает доступность информации, обмен ею, возможность автоматизации отчётности о результатах педагогической деятельности.

Учителями информатики проведены курсы компьютерной грамотности для учителей, завучем – для классных руководителей. В результате 30 % педколлектива работают на ПК в режиме уверенного пользователя, около 70 % периодически используют его в работе с документацией, 20 % имеют компьютерную технику дома

Заместителем директора по УВР разработана система компьютерного мониторинга учебно-воспитательного процесса в гимназии. Она состоит из библиотеки книг, созданных в MS Excel – “Мониторинг успеваемости класса”, “Всеобуч”, “Профильное обучение”, “Результаты работы предметников”.

Ведомость успеваемости класса была создана первоначально учащимися

а затем доработана завучем совместно с классными руководителями с использованием современных методик оценки успешности каждого ученика, прогнозирования его дальнейшей траектории обучения и развития.

В книге “Всеобуч”, созданной самим завучем, организовано автоматическое заполнение сводных таблиц по успеваемости и качеству обученности гимназистов, графический анализ результатов за период обучения, сравнительный анализ за три последних года, учёт отличников, “хорошистов” и неуспевающих.

Книга “Профильное обучение” содержит данные по успеваемости и качеству обучения по каждому профилю и по параллелям, а также результаты промежуточных и переводных экзаменов. Автоматизирован и сравнительный анализ результатов профильного обучения гимназистов за период с 7-го по 11-й класс за последние три года.

Книга “Результаты работы предметников” создана для хранения, обработки и анализа результатов профессиональной деятельности педагогов. Учителя-предметники заполняют стандартную таблицу-отчёт за четверть (полугодие), которая автоматически высчитывает итоговые показатели: успеваемость, качество обучения, уровень обученности, выполнение программ. По этим результатам проводится графический анализ в виде диаграмм, графиков, которые печатаются на бумаге и прилагаются к аналитическим документам о работе научно-методических объединений и творческих групп.

Для подготовки докладов, отчётов перед учителями на педсоветах, перед родителями на родительских конференциях, перед коллегами-завучами на городских научно-практических семинарах используется программа создания презентаций Power Point, в которой на нескольких слайдах эстетично в тезисной форме представляется информация выступления. Такое сопровождение речи докладчика поддерживает интерес слушателей, даёт возможность конспектирования основных моментов сообщения, визуального восприятия информации.

4.1.1. Презентации.

Презентации используются  на уроках, внеклассных мероприятиях, педсоветах и родительских собраниях.

   Для осуществления контроля знаний учащихся по информатике, математике, физике, английскому языку, географии, русскому языку и в начальных классах используется компьютерное тестирование.

В школе проводится научно-практическая конференция. Для подготовки и написания рефератов учащиеся   используют возможности ПК.

При защите рефератов на школьной научно-практической конференции представляют  мультимедийные презентации

Педагоги школы используют ПК, сканер для создания учебно-методических материалов

4.1.2.Тестирование

           Для осуществления контроля знаний учащихся по информатике, математике, физике, русскому языку используется компьютерное тестирование.

4.1.3.  Создание учебно-методических материалов.

Педагоги школы используют ПК, сканер, принтер для создания учебно-методических материалов, карточек по предмету, тесты в электронном виде и на бумажных носителях.

В XXI веке компьютер становится незаменимым и уникальным инструментом, который в руках учителя-мастера, администратора-профессионала, ученика-интеллектуала служит средством творческой работы, успешной учёбы и интересного общения.

Планирование образовательного процесса и управления им

Организация содержания

Администрирование образовательного учреждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар по управлению школой в Петербурге

Как организовать управление школой по новым стандартам? В последние годы в сфере образования наблюдаются серьезные перемены. Опубликованы новые государственные проекты и стандарты, направле...

Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий в управление школой

В статье содержится информация об использовании проектно-целевого метода и проектных технологий при реализации Программы развития школы «Школа социального успеха»....

Анализ необходимости внедрения РМ-менеджмента в процесс управления школой

Меняется система образования, она должна отвечать "духу времени". Современный учитель-менеджер, он управляет процессами в школе. От того насколько он компетентен в области управления, зависит общий ре...

Практика применения новых технологий в управлении школой (работа с учащимися по системе проектов)

"Проектная деятельность  обучащихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные ...

презентации к урокам физики, материалы по управлению школой

презентации к урокам, доклады по управлению школой...

Терскова С.А. Я бы выбрала разновозрастной!.. // Управление школой. – 2007. – № 21. – С. 24-25.

Описан опыт разновозрастного обучения в начальной школе....

система управления школой

Школа - исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделение б...