Современный урок для детей с ОВЗ
статья на тему

Новикова Екатерина Евгеньевна

Поскольку требования к результатам образования, которые определили новые ФГОС, современные, то и реализовать их может только современный урок. Но как он должен быть организован?

В чем новизна современного урока для детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_dlya_detey_s_ovz.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок для детей с ОВЗ

Задача педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, состоит в том, чтобы прежде всего создать такую модель обучения, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм коррекции и компенсации имеющегося нарушения, на основе чего станет возможной его интеграция в общество. Для этого при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Происходящие сегодня изменения в системе образования, требуют от педагога выполнения своих профессиональных функций на качественно новом уровне. Требования ФГОС, предъявляемые к компетентности современного учителя, диктуют искать и находить новые подходы к организации обучения.

Новые ФГОС определили новые требования к результатам образования. Как именно добиться этих результатов? Поскольку требования к результатам образования современные, то и реализовать их может только современный урок. Но как он должен быть организован? На такие вопросы как: какие формы работы с детьми должны отличать современный урок, какое предметное содержание должно быть включено в конкретный урок, какие методические приемы и педагогические технологии отличают современный урок, кто или что должно быть основным источником знания на уроке, стандарты сами по себе ответы не дают. Все это определяет сам учитель. Его академические права и свободы закреплены как в Конституции РФ, так и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». А также эта свобода определяется уровнем профессионализма учителя и его опытом.

В чем же новизна современного урока для детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС?

Современный урок для детей с ОВЗ- это:

  • урок новый, но не теряющий связи с прошлым. Современный урок должен отражать владение классическими коррекционно-развивающими технологиями на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологий и т.п.;
  • урок, построенный на основе деятельности. Урок сегодня – это активное обучение, которое предполагает использование методов и приёмов, направленных главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Именно деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
  • урок, на котором осуществляется личностно-ориентированный подход (личность ребёнка не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы);
  • урок, на котором осуществляется технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения, которая направлена на обеспечение адресного построения педагогического процесса (подготовка урока и его проведение с учетом психологических и психофизических особенностей обучающихся);
  • урок, основной идеей которого является единство обучения, воспитания и развития; демонстрация того, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни;
  • урок, на котором преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником (преобладает партнерский стиль общения);
  • урок, на котором ученику с ОВЗ комфортно (атмосфера доброжелательности, радости и увлеченности; сотрудничества и взаимопомощи);
  • урок, цель которого задаётся с тенденцией передачи функций от учителя к ученику (учащиеся самостоятельно или с помощью учителя формулируют цель);
  • урок со специально спланированными коммуникативными задачами (реализуется коммуникативный принцип обучения детей с ОВЗ);
  • урок, на котором идёт методичное обучение детей рефлексивным действиям (причём, не только рефлексии настроения и эмоционального состояния, а также рефлексии деятельности и рефлексии содержания учебного материала. Рефлексия – это самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия должна представлять собой анализ достигнутых в ходе урока результатов и их соотношения с поставленной целью, а также перспектив определения новых познавательных целей);
  • урок, на котором чаще организуется работа в группах и парах;
  • урок, предполагающий свободу выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • урок с осуществлением обратной связи (регулярно контролируется процесс обучения с помощью системы приемов обратной связи);
  • урок, на котором учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает даже минимальные успехи;
  • урок с использованием средств информатизации, информационных технологий как вспомогательных средств для достижения поставленных задач, для  формирования и  развития ИКТ-компетенций;
  • урок высокого КПД (максимально использовать возможности, знания, интересы самих обучающихся).

Только при таком подходе к построению урока ученик становится живым участником образовательного процесса. Ребенок с ОВЗ не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.

Нельзя не согласиться с мыслью, что «современный урок обязательно должен основываться на использовании современных педагогических технологий», но учитель должен «не удивить инновационными технологиями, а научить учащихся».  Более того, в коррекционном обучении современные образовательные технологии требуют адаптации к уровню и возможностям детей с ОВЗ. Все современные образовательные технологии должны быть пронизаны специальными коррекционными приёмами работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Современная Россия глазами детей" (итоговое повторение материала в 9 классе)

Методический материал принес победу в конкурсе "Лучшая методическая разработка современного урока". Конкурс учителей Кировского района Санкт-Петербурга....

«Современный урок современным детям» по теме: " ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ " 10 класс

Урок обобщения по теме "Тригонометрические формулы". Направлен на совершенствование навыков использования  и применения формул...

Методы и приемы современного урока в коррекционной школе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в рамках освоения ФГОС.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития об...

План-конспект занятия по современному танцу для детей среднего школьного возраста на тему "Приобретение навыков выполнения танцевальных движений по современному танцу в стиле джаз-модерн"

Занятие предусмотренно для детей среднего школьного возраста. В ходе занятия дети знакомятся с новым направлением в танце - джаз-модерн. Разучивают фрагмент танца в новом стиле....

Проект современного урока по информатике на тему: Объекты операционной системы в инклюзивном классе для облегчения социализации детей в процессе обучения.

МБОУ Школа им.Б.И.СевериноваПлан-конспект открытого урока по информатике для 6-го класса Учитель информатики: Иванова В.М.Дата: 09.09.2021 год Цель проекта: Проект современного урока в инклю...

Современный урок по столярному делу для детей с нарушениями интеллекта.

В статье освещается опыт работы с детьми с нарушениями интеллекта с использованием интерактивных тренажеров....