Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тубольская основная общеобразовательная школа» на 2013 - 2014 учебный год
учебно-методический материал по теме
Образовательная программа - это тот нормативно-управленческий документ, который вместе с Уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменением параметров бюджетного финансирования и введения платных образовательных услуг в соответствии с потребностями и интересами детей и родителей МБОУ «Тубольская ООШ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obr.programma_12-13.docx | 91.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на педагогическом совете Утверждаю
31.08.2013г. Директор школы _______
Протокол № 1 Покунова Н.Н
Приказ № 33 от 31.08.2013г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Тубольская основная общеобразовательная школа»
2013-2014 у.г.
.
СТРУКТУРА
образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Тубольская основная общеобразовательная школа»
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи образовательной программы
1.2. Нормативно-правовая база
2. Информационная справка о школе
2.1. Характеристика школы
2.2. Характеристика педагогического коллектива
2.3. Характеристика методической деятельности коллектива
3. Организация учебно-воспитательного процесса
3.1 .Организация образовательного процесса
3.2.Проблемы образовательного процесса
4. Содержание образовательного процесса
4.1. Образовательные программы, реализуемые на ступенях обучения
4.2. Учебный план МБОУ «Тубольская ООШ»
4.3. Описание видов деятельности, которые адекватны возрастным возможностям учащихся
4.4. Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образования
5. Оценка учебных достижений учащихся
6. Показатели реализации образовательной программы
1. Пояснительная записка
к образовательной программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тубольская основная общеобразовательная школа»
1.1 .Образовательная программа - это тот нормативно-управленческий документ, который вместе с Уставом служит основанием для лицензирования, сертификации, изменением параметров бюджетного финансирования и введения платных образовательных услуг в соответствии с потребностями и интересами детей и родителей МБОУ «Тубольская ООШ»
В Законе «Об образовании» устанавливается место и значение образовательной программы в системе образования. Образовательная программа определяет уровень документа об образовании или уровень образованности личности. Компетенция и ответственность образовательного учреждения, управление и регламентация его деятельности устанавливаются в зависимости от показателей образовательной программы
В соответствии с п.5.1 ст 14 Закона «Об образовании» в МБОУ «Тубольская ООШ» разработана образовательная программа, которая утверждена и реализуется школой самостоятельно.
Образовательная программа определяет содержание образования определённых уровней и направленности.
Образовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.
Цель образовательной программы - формирование системы знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Задачи образовательной программы
- Обеспечение качества и доступности образовательных услуг школы для разных категорий обучающихся.
- Обновление Содержания образования на основе новых стандартов общего образования
- Использование ресурсов дополнительного образования для расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности.
- Развитие механизма общественного управления образовательным процессом школы как фактора обеспечения качества образования, его открытости.
- Развитие системы психологического сопровождения образовательного процесса на всех ступенях обучения.
- Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в школе, учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей сохранение их психического здоровья и духовно-нравственное развитие
- Разработка и внедрение критериев оценки качества с систему стимулирующей части оплаты труда педагогов.
- Совершенствование материально-технической базы.
Приоритетными направлениями являются:
- ориентация на компетентность и творчество учителя, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность;
- формирование экологического мировоззрения через организацию проектно исследовательской деятельности;
- совершенствование профессионального уровня педагогов в области информационных технологий;
- сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся;
- развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала образовательной среды;
Прогнозируемый результат:
- повышение уровня образованности школьников, успешное освоение им и системного содержания образования;
- проявление признаков самоопределения, саморегуляции, самопознания, самореализации личности школьника; обретение качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, развитие чувства собственного достоинства, конструктивности поведения;
- творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к педагогической деятельности, к инновационной деятельности, способность осуществлять ее на практике;
- удовлетворенность трудом всех участников педагогического процесса
1.2. Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1.2.1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
-Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства 19 марта2001 года № 196 с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 10 марта 2009 года № 216
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189. зарегистрированного в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993
-Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом МО РФ от 06.10.2009г № 373.
1.2.2. Нормативно-правовые акты регионального уровня:
-«Закон Брянской области «Об образовании» от 11 .04.2008г №29-3
-Базисный учебный план образовательных учреждений Брянской области, утвержденный приказом департамента общего и профессионального образования Брянской области от 26.03. 2013 года № 657
1 .2.3.Нормативно-правовыс акты образовательного учреждения:
-Устав школы, утвержденный постановлением главы Почепского района от30.11.2011г.№ 653.
-Свидетельство о государственной регистрации, регистрационный № 269
-Лицензия на право образовательной деятельности 32 № 000898 , регистрационный № 2475 выдана департаментом общего и основного образования Брянской области 02.04.2012г.
-Свидетельство о государственной аккредитации серия 32А01 № 0000097, регистрационный № 0128 выдано 14.03.2013г.
-Положение о педагогическом совете школы
-Положение о системе отметок, форма, порядке и периодичности промежуточной и итоговой аттестации учащихся
2. Информационная справка ( характеристика школы)
2.1.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тубольская основная общеобразовательная школа» образована в 1978г.
МБОУ «Тубольская ООШ» имеет свидетельство о государственной аккредитации реализует программы начального общего образования, основного общего образования. Деятельность школы регламентируется Уставом школы. Лицензией департамента образования дающая право осуществлять образовательную деятельность по программам начального общего образования, основного общего образования.
Учредитель школы: Администрация Почепского района
Здание школы - типовое. В школе имеется 12 учебных кабинетов, из них 2 начальной школы, 10 -средней школы, 2 – лаборантских, мастерская, компьютерный класс, медкабинет, спортивный зал, библиотека , кабинет ГКП, столовая.
На территории школы находятся футбольное поле, беговая дорожка.
Руководителем школы является Покунова Наталья Николаевна, имеющая стаж работы 19 лет, на должности руководителя 3 года, имеет 1 квалификационную категорию как руководитель; заместителем директора по учебно-воспитательной работе является Дышева Таисия Васильевна, общий педагогический саж 24 года, из них на руководящей должности 2 года, имеет 1 квалификационную категорию как заместитель директора по УВР.
В 2013-2014 учебном году в школе обучается 38 учащихся в одну смену. Скомплектовано 9 классов. Численность обучающихся по ступеням образования:
• Начальная школа (1-4 кл)- 17 человек
• Основная школа (5-9 кл) 21 человек
Набор учащихся в школу осуществляется преимущественно из микрорайона расположения школы, хотя в последние годы увеличивается тенденция поступления в школу детей из других поселков и деревень. Это объясняется тем, что, работая в режиме шестидневной недели , школа удовлетворяет потребность многих родителей в организации учебного и воспитательного процесса в течение всего рабочего дня, не только обучая, но и всесторонне развивая детей в стенах школы, заботясь об их здоровье, интеллектуальном и физическом благосостоянии.
Основная причина перехода учащихся в другие школы - перемена места жительства.
Учебный процесс в МБОУ «Тубольская ООШ» осуществляется в соответствии с расписанием уроков и занятий второй половины дня, в соответствии с требованиями СанПиН.
Обучение в школе проводится в одну смену с 9-00 до 15-30
Режим работы школы:
Пятидневная рабочая неделя 1-9 классы.
Длительность уроков составляет в 1 классе — 35 минут, в 2-9 кл. - 45 минут. Учебный год в школе разделен на 4 учебные четверти. После каждого периода организованы недельные каникулы.
2.2. Характеристика педагогического коллектива.
В школе работают 15 педагогических работников. Из них:
По уровню образования | По стажу работы | Категории | ||||||
Высшее | Среднее специальное | До5 лет | 5-10 лет | 10-15 лет | 15-20 лет | Свыше 20 лет | Высшая | Первая |
10 | 4 | 3 | 1 | 3 | 3 | 7 | 1 | 1 |
Почетный работник образования – 2 учителя.
2.3. Необходимость совершенствования системы управления школой диктуется изменениями в содержании управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения. Так, внедрение нового содержания образования и новых его технологий требует усиления методической работы с учителями.
Методический совет школы включает в себя 2 методобъединения:
- классных руководителей
- учителей русского языка, немецкого языка.
Перед методическим советом поставлена цель координации деятельности всех структурных подразделений методической службы школы, направленная на:
- выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей;
- организация инновационной и проектно-исследовательской деятельности в школе, направленной на освоение новых педагогических технологий;
- разработка мероприятий по обобщению и распространению педагогического опыта сотрудников школы;
- внедрение в учебный процесс современных учебно-методических и дидактических материалов и программного обеспечения автоматизированных систем обучения, систем информационного обеспечения занятий;
- участие в аттестации сотрудников школы;
Многие педагоги школы начинают работу в инновационном режиме, используя современные технологии воспитания и обучения.
Модернизация технологии традиционного (поддерживающего) обучения - введение в его организацию элементов развивающего обучения или интеграция информационных и развивающих форм обучения.
• Технология разноуровневого обучения.
• Технология игрового обучения.
• Технология проблемного обучения.
• Технология проектного обучения.
• Технологии коллективных творческих дел
Формы и методы образовательной деятельности.
1) урочная
Достижение обязательного минимума:
общего уровня образования (по общеобразовательным предметам и предметам развивающего цикла).
Все виды учебных занятий:
• урок
• лекция:
• общественный смотр знаний:
• учебная экскурсия: диспуты и т.д.
2)внеурочная
- расширение знаний по разным предметами курсам:
- повышение уровня интеллектуальной деятельности.
• Олимпиады.
• Предметы по выбору.
• Элективные курсы.
• Проектная деятельность
• Индивидуальные консультации.
• Уроки-экскурсии.
3) внутришкольная
Направлена на общее развитие школьников, повышение эрудиции и расширения кругозора.
• Спектакли,
• выпуск школьной газеты.
• концерты, праздники, вечера.
• тематический выпуск стенгазет.
• викторины, конкурсы и т.п
4) внешкольная
• участие в межшкольных программах, районных конкурсах
3.Организация учебно-воспитательного процесса
3.1 .Организация образовательного процесса
Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем образовательных программ трех ступеней образования:
1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года) 1-4 классы;
2 ступень основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет) 5-9 классы:
Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
На первой ступени обучения, педагогический коллектив начальной школы призван: сформировать у детей желание и меньше учиться; гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися; помогать школьникам приобретать опыт общения и сотрудничества, сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации к обучению, прочной базовой общеобразовательной подготовки школьников на основе гуманитаризации образования. Этому способствует введение в учебный план предметов, интегрированных с ИКТ, использование школьного компонента на развитие учащихся. На первой ступени обучения образовательный процесс осуществляется по программам «Школа России». Большое внимание в организации учебно-воспитательного процесса первой ступени обучения следует уделять здоровьесберегающим технологиям. В традициях школы организовывать учебный процесс с использованием дней Здоровья. Учебный год начинается 1 сентября, заканчивается 31 мая (в 1-4 классах, 9 классе- 25 мая), продолжительность учебного года в 1 классе – 33 недели, во-2-4, 9 классах – 34 недели,
в 5-8 классах- 35 недель. Учебный год разбит на 4 четверти, продолжительность каникул в течение учебного года – 30 дней, дополнительные каникулы в 1 классе – в феврале.
На второй ступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится: заложить фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимый для продолжения образования на третьей ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей; создать условия для самовыражения учащихся на уроках и внеурочных занятиях в школе. На это нацелен учебный план основного и дополнительного образования. Для формирования информационной культуры школьников с 5 класса введен курс информатики и информационно-коммуникационных технологий (внеурочная деятельность).
В практике работы школы используются образовательные программы двух уровней:
федерального и регионального , по каждой учебной программе существуют необходимые учебные пособия (учебники, разработки, методические пособия), позволяющие максимально использовать возможности данных учебных программ. Каждым учителем на основе обязательного минимума содержания образования учебных программ и имеющегося методического оснащения разрабатываются планы работы, которые позволяют организовать выполнение образовательных программ.
Образовательная программа школы реализуется через учебный план. Учебный план школы соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ в 2013-2014 учебном году и направлен на создание условий для развития личности, способной к самоопределению и саморазвитию.
Задачи, стоящие перед школой и решаемые в 2013-2014 учебном году:
-обеспечение прочного усвоения базового компонента обязательного образовательного стандарта знаний, используя ФБУП 2013; создание условий для повышения качества обученности;
-сохранение и укрепление здоровья обучающихся через оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузок;
-достижение достаточного уровня информатизации образовательного процесса через объединение основного и дополнительного образований;
-создание условий для удовлетворения образовательных потребностей учащихся через введение новых предметов, элективных курсов.
Все учебные программы, заявленные в 2012 —2013 учебном году, были выполнены.
В школе обеспечивается связь базового и дополнительного образования. Общие направления содержания дополнительного образования основываются на интересах учащихся, запросах родителей с учетом условий школы. В школе организована занятость детей во второй половине дня. Дополнительное образование организовано по следующим направлениям:
• физкультурно-спортивное
• предметное
3.2.Проблемы образовательного процесса
На основе анализа образовательной ситуации в школе были выявлены проблемы:
- ученик не является главной целью и ценностью учебного процесса, он чаще всего лишь объект обучения;
- в педагогической практике учителей преобладают монологические технологии преподавания:
- педагоги недооценивают роль анализа и рефлексии своей профессиональной деятельности; преобладают традиционные способы деятельности учащихся;
-недостаточно эффективна работа с учащимися школы, мотивированными на учёбу;
- не на должном уровне ведется работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта.
Проанализировав выявленные проблемы, пришли к выводу, что в школе не созданы условия для обеспечения качественного образования каждого ребенка.
Для преодоления проблем необходимо решить следующие задачи:
-продолжить работу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся через оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузок;
- создавать условия для удовлетворения образовательных потребностей учащихся через освоение современных технологий обучения и воспитания;
- совершенствовать методы оценивания достижений учащихся;
- совершенствовать работу по достижению достаточного уровня информатизации образовательного процесса через объединение основного и дополнительного образований;
- развивать ученическое самоуправление;
- создать систему мониторинга и диагностики результатов реализации программы; совершенствовать деятельность школьной методической службы;
- создать систему диагностики потребности педагогов в повышении квалификации и оценки профессиональных затруднений;
- создать систему работы по самоопределению и самообразованию педагогов; создание новых творческих и проблемных групп учителей, расширять работу по обмену опытом через систему взаимопосещений уроков, мастер-классов, внеурочных мероприятий;
Данные мероприятия корректировать в зависимости от результатов, получаемых в ходе реализации программы.
4. Содержание образовательного процесса
4.1. Образовательные программы, реализуемые на ступенях обучения
(приложение 1)
Базовая образовательная программа начального обучения адресована детям 6,5-10 лет, достигшим любого уровня школьной зрелости, I-IV групп здоровья.
Назначение программы.
Целевое назначение программы -достижение уровня элементарной грамотности:
• овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной работы;. овладение элементами теоретического мышления;
• формирование простейших навыков самоконтроля учебных действий;
• подготовка и адаптация к обучению, формирование положительной мотивации к образовательному процессу;
• расширение кругозора воспитание культуры поведения развитие творческих способностей детей;
• овладение основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Основными задачами в сфере обучения в начальной школе являются:
- обеспечение овладения учащимися устойчивой речевой, математической грамотностью;
- формирование прочных навыков учебной деятельности;
- развитие познавательных способностей.
Учебный план обеспечивает полноценное усвоение основных базисных предметов.
Установлен четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ
начального образования.
Основу базовой образовательной программы основного общего образования составляют типовые учебные программы, утвержденные МО РФ, позволяющие реализовать Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования
4.2. Учебный план МБОУ «Тубольская ООШ»
Начальное общее образование
1, 2, 3 классы
Пояснительная записка
Нормативная база учебного плана образовательного учреждения
Учебный план разработан в соответствии с:
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года
№ 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993).
- приказом Департамента образования и науки Брянской области «О примерном учебном плане 1-3 классов общеобразовательных учреждений Брянской области на 2013-2014 у.г.» от 26.03.2013г. № 1539-04-О.
Учебный план определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и является частью основной образовательной программы общеобразовательного учреждения и реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:
- учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В соответствии с нормами СанПиНа в 1-3 классах организована 5-дневная учебная неделя.
Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 учебных недель, во 2-3 классах – 34 учебных недели.
Продолжительность урока – 45 минут, в 1 классе – 35 минут.
В целях изучения истории региона, его места в истории многонациональной Росси, вклада в становление и развитие российской государственности, отечественной промышленности, науки и культуры в часть, формируемую участниками образовательного процесса, вводится изучение комплексного курса «Брянский край»:
1 класс – интегрированный курс «Азбука родного края» (реализуется через план внеурочной деятельности).
2 класс – курс «Природа родного края» (реализуется через план внеурочной деятельности).
3 класс – курс «История родного края» (реализуется через план внеурочной деятельности).
Учебный план для 1-3 классов
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в год/неделю | Всего | ||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | |||
Обязательная часть | |||||
Филология | Русский язык | 5/165 | 5/170 | 5/170 | 15/505 |
Литературное чтение | 4/132 | 4/136 | 4/136 | 12/404 | |
Иностранный язык | - | 2/68 | 2/68 | 4/136 | |
Математика и информатика | Математика | 4/132 | 4/136 | 4/136 | 12/404 |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир (человек, природа, общество) | 2/66 | 2/68 | 2/68 | 6/202 |
Искусство | Музыка | 1/33 | 1/34 | 1/34 | 3/101 |
Изобразительное искусство | 1/33 | 1/34 | 1/34 | 3/101 | |
Технология | Технология | 1/33 | 1/34 | 1/34 | 3/101 |
Физическая культура | Физическая культура | 3/99 | 3/102 | 3/102 | 9/303 |
Итого | 21/693 | 23/782 | 23/782 | 67/2257 | |
Максимально допустимая годовая учебная нагрузка | 21/693 | 23/782 | 23/782 | 67/2257 |
Учебный план
Внеурочная деятельность
№ | Направление деятельности | Название кружка 1 класс | Количество часов в неделю | Название кружка 2 класс | Количество часов в неделю | Название кружка 3 класс | Количество часов в неделю |
1 | Спортивно-оздоровительное | ||||||
2 | Духовно-нравственное | ||||||
3 | Социальное | ||||||
4 | Общеинтеллектуальное | ||||||
5 | Общекультурное |
Учебный план МБОУ «Тубольская ООШ»
Пояснительная записка
- Нормативная база учебного плана образовательного учреждения.
Учебный план школы разработан в соответствии с:
* Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
* Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 (с изменениями);
* приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
* приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ , реализующих программы общего образования» с изменениями, внесенными приказом Министерства образования Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241;
* СанПиН 2.4.2.2821-10»Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
* базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Брянской области на 2013/2014 учебный год, утвержденным приказом Департамента образования и науки Брянской области от 25.03.2013 г. № 657;
* Уставом МБОУ «Тубольская основная общеобразовательная школа»
- Структура учебного плана и содержание образовательных областей.
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин и является частью основной образовательной программы школы. При разработке учебного плана определены формы промежуточной аттестации в соответствии с Уставом.
Учебный план общеобразовательного учреждения определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям.
3. Выполнение санитарно-гигиенических нормативов.
В учебном плане соблюдены нормативы максимальной образовательной нагрузки обучающихся. С целью уменьшения перегрузки учащихся
б) определен объем домашних заданий по классам;
в) утверждены локальные нормативы текущей и рубежной аттестации;
г) определены « Дни здоровья»
4. Режим организации учебно – воспитательного процесса в учебном году.
Образовательное учреждение работает в режиме пятидневной учебной недели
Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года в 4 классе и 9 классе составляет 34 учебных недель без учета государственной (итоговой) аттестации, в 5-8 классах – 35 учебных недель с учетом промежуточной аттестации. Итоговая аттестация 9 классе проводится в сроки установленные Министерством образования РФ.
Продолжительность урока – 45 минут
Учебный год представлен учебными периодами – четвертями, полугодиями.
Региональный (национально-региональный) компонент представлен комплексным курсом «Брянский край» с 3 по 9 класс, включающим в себя краеведческую составляющую учебных программ, направленных на изучение истории региона, его места в истории многонациональной России, вклада в становление и развитие российской государственности, отечественной промышленности, науки и культуры:
4 класс – курс «Культура родного края» - 1 час в неделю;
5 класс – курс «Граждановедение. Брянский край» - 1 час в неделю;
6 класс – курс «География Брянского края» - 0,5 часа в неделю;
7 класс – курс «Брянский край» 1 час в неделю представлен модулями «Музыка», «Археология»
8, 9 классы – курс «История Брянского края» по 1 часу в неделю.
Начальное общее образование
4 класс
В качестве учебного модуля предмета «Технология» вводится курс «Информатика и ИКТ», направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, в объеме 20-25 часов за 2 года обучения.
Учебный план
№ | Учебные предметы | Количество часов в год/неделю | Всего |
4 кл. | |||
Федеральный компонент | |||
1 | Русский язык | 4,5/153 | 4,5/153 |
2 | Литературное чтение | 2,5/85 | 2,5/85 |
3 | Иностранный язык | 2/68 | 2/68 |
4 | Математика | 4/136 | 4/136 |
5 | Окружающий мир (человек природа, общество) | 2/68 | 2/68 |
6 | Искусство (Музыка и Изобразительное искусство) | 2/68 | 2/68 |
7 | Технология (Труд) | 2/68 | 2/68 |
8 | Физическая культура | 3/102 | 3/102 |
9 | Основы религиозных культур и светской этики | 1/34 | 1/34 |
Итого | 24/816 | 24/816 | |
Региональный компонент | |||
1 | Брянский край | 1/34 | 1/34 |
Итого | 1/34 | 1/34 | |
Предельно допустима учебная нагрузка | 23/782 | 23/782 |
Основное общее образование
В целях создания условий для выполнения федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку в полном объеме использованы часы регионального компонента: в 5,6 классах – по 3 часа, в 7 классе – 2 часа.
В связи с тем, что программы учебных предметов «Биология», «География» в 6 классе и «Технология» в 8 классе рассчитаны на 2 часа, за счет регионального компонента введено по 1 часу на изучение предмета «Биология» и «Технология» и 0,5 часа в неделю – на изучение предмета «География».
С учетом важности получения учащимися знаний по безопасному поведению в 5 и 8 классах введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Для организации предпрофильной подготовки в 9 классе введен курс «Самоопределение» - 1 час в неделю, а также курс «Черчение» - 1 час в неделю.
Учебный план
Учебные предметы | Количество часов в год/неделю | Всего | ||||
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9кл. | ||
Федеральный компонент | ||||||
Русский язык | 3/105 | 3/105 | 3/105 | 3/105 | 2/70 | 14/490 |
Литература | 2/70 | 2/70 | 2/70 | 2/70 | 3/105 | 11/385 |
Иностранный язык | 3/105 | 3/105 | 3/105 | 3/105 | 3/105 | 15/525 |
Математика | 5/175 | 5/175 | 5/175 | 5/175 | 5/175 | 25/875 |
Информатика и ИКТ | 1/35 | 2/70 | 3/105 | |||
История | 2/70 | 2/70 | 2/70 | 2/70 | 2/70 | 10/350 |
Обществознание (включая экономику и право) | 1/35 | 1/35 | 1/35 | 1/35 | 4/140 | |
География | 2/70 | 2/70 | 2/70 | 2/70 | 7/245 | |
Природоведение | 2/70 | 2/70 | ||||
Физика | 2/70 | 2/70 | 2/70 | 6/210 | ||
Химия | 2/70 | 2/70 | 4/140 | |||
Биология | 1/35 | 2/70 | 2/70 | 2/70 | 7/245 | |
Искусство (Музыка и Изобразительное искусство) | 2/70 | 2/70 | 2/70 | 1/35 | 1/35 | 8/280 |
Технология | 2/70 | 2/70 | 2/70 | 1/35 | 7/245 | |
ОБЖ | 1/35 | 1/35 | ||||
Физическая культура | 3/105 | 3/105 | 3/105 | 3/105 | 3/105 | 15/525 |
ИТОГО | 24/840 | 25/875 | 29/1015 | 31/1085 | 30/1050 | 139/4865 |
Региональный компонент | ||||||
Брянский край | 1/35 | 0,5/17 | 1/35 | 1/35 | 1/35 | 4,4/157 |
Русский язык | 3/105 | 3/105 | 2/70 | 8/280 | ||
Основы безопасности жизнедеятельности | 1/35 | 1/35 | ||||
Биология | 1/35 | 1/35 | ||||
География | 0,5/18 | 0,5/18 | ||||
Технология | 1/35 | 1/35 | ||||
Черчение | 1/35 | 1/35 | ||||
Самоопределение | 1/35 | 1/35 | ||||
Итого | 5/175 | 5/175 | 3/105 | 2/70 | 3/105 | 18/630 |
Предельно допустимая учебная нагрузка | 29/1015 | 30/1050 | 32/1120 | 33/1155 | 33/1155 | 157/5495 |
4.3. Описание видов деятельности, которые адекватны возрастным возможностям учащихся
Виды деятельности младшего школьника:
• Совместно-распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа)
• Игровая деятельность (высшие виды игры — игра-драматизация, режиссёрская игра, игра с правилами)
• Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, социально значимое проектирование и др.)
• Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях)
• Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).
Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности:
• сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
• научиться самостоятельно конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их решения;
• научиться контролировать и оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;
• овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
• полностью овладеть высшими видами игры (игра-драматизация, режиссёрская игр, игра по правилам.) Научиться удерживать свой замысел согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему;
• научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов;
• приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках;
• приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства:
Виды деятельности подростка, связанные с образовательными учреждениями:
• Совместно-распределенная учебная деятельность в личностно-ориентированных формах (включающих возможность самостоятельного планирования и целеполагания, возможность проявить свою индивидуальность, выполнять «взрослые функции - контроля, оценки, дидактической организации материала и пр.).
• Совместно-распределенная проектная деятельность, ориентированная на получение социально-значимого продукта.
• Исследовательская деятельность в ее разных формах, в том числе, осмысленное экспериментирование с природными объектами, социальное экспериментирование, направленное на выстраивание отношений с окружающими людьми, тактики собственного поведения.
• деятельность управления системными объектами (техническими объектами, группами людей),
• Творческая деятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная на самореализацию и самосознание.
• Спортивная деятельность, направленная на построение образа себя, самоизменение.
Задачи, решаемые подростками в разных видах деятельности:
Научиться самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах совместной деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
• Научиться осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
• Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
• Научиться действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями, находя способы реализации своего замысла.
• Выстроить адекватное представление о собственном месте в мире, осознать собственные предпочтения и возможности в разных видах деятельности; выстроить собственную картину мира и свою позицию.
• Научиться адекватно выражать и воспринимать себя: свои мысли, ощущения, переживания, чувства.
• Научиться эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми и младшими детьми, осуществляя разнообразную совместную деятельность с ними
4.4. Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образования:
1. Реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)
2. Обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности — игровой на учебную.
Создать условия для овладения высшими формами игровой деятельности.
3. Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого:
• организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками;
• побуждать и поддерживать детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей;
• организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;
• осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам.
4. Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого:
• ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов.
• поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов.
• обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д.)
5. Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.
Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу основного общего образования
1. Реализовать образовательную программу основной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки одновозрастные и разновозрастные, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные сессии и пр.), с постепенным расширением возможностей школьников осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы. Сфера учения должна стать для подростка местом встречи замыслов с их реализацией, местом социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей. (Эту задачу решает в первую очередь учитель).
2. Подготовить учащихся к выбору и реализации индивидуальных образовательных траекторий в заданной образовательной программой области самостоятельности. (Эту задачу решает в первую очередь тьютор).
3. Организовать систему социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий, предоставить подросткам поле для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах. (Эту задачу решает в первую очередь социальный педагог).
4. Создать пространство для реализации разнообразных творческих замыслов подростков, проявления инициативных действий. (Эту задачу решают совместно учитель, социальный педагог).
5. Оценка учебных достижений учащихся
Оценка учебных достижений учащихся школы осуществляется на этапах промежуточной аттестации и в ходе итоговой аттестации
Цель оценки учебных достижений учащихся - получение информации о качестве знаний уч-ся об их воспитанности и развитии
Промежуточная аттестация учащихся осуществляется по всем предметам инвариантной и вариативной частей учебного плана. В школе принята 5-бальная система отметок. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с государственными образовательными стандартами и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся, приведенных в программах по отдельным предметам
Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутри школьного контроля.
Ведущими формами промежуточной аттестации являются:
• мониторинг знаний, умений и навыков по предметам инвариантной части учебного плана;
• административные контрольные работы инвариантной части учебного плана;
• мониторинг знаний, умений и навыков учащихся по предметам вариативной части учебного плана;
Особое место в системе промежуточной аттестации занимает подготовка учащихся к сдаче экзамена ГИА по отдельным предметам
Система итоговой аттестации учащихся
Итоговая аттестация учащихся проводится в традиционной форме – контрольные работы, тесты в 5-8 классах.
Итоговая аттестация выпускников 9 класса проводится в соответствии с Положением об итоговой аттестации Министерства образовании РФ.
Проводится всесторонний педагогический анализ качества организуемого педагогами образовательного в школе и анализ полученных образовательных результатов. Выявляются проблемы школы и организуется совместного с учителями поиск необходимых путей их разрешения.
Результаты оценки достижений учащихся предназначены для принятия педагогических и управленческих решений по коррекции образовательного процесса.
6. Показатели реализации образовательной программы
Объект контроля | Средство контроля | Периодичность контроля |
Качество общеобразовательной подготовки выпускников | ||
Начальной школы | Контрольные работы, проверки техники чтения Адаптация учащихся 1 класса | Каждая четверть |
Основной школы | Итоговая государственная аттестация Результаты участия учащихся школы в различных предметных олимпиадах Адаптация учащихся 5 класса | Июнь Ноябрь Ноябрь-февраль |
Встроенность в систему социально-экономических отношений | Результаты трудоустройства, данные завершения послешкольного образования | Октябрь |
Состояние здоровья | Данные углубленного медицинского осмотра Данные о пропусках уроков по болезни | Ежегодно Раз в четверть |
Принято на педагогическом совете Приложение 1
31.08.2013г. Утверждаю
Протокол № 1 Приказ № от 31.08.2013г.
Директор школы _______
Покунова Н.Н.
МБОУ «Тубольская ООШ»
Программно-методическое обеспечение учебного процесса
1, 2, 3 классов на 2013-2014 у.г.
Принято на педагогическом совете Приложение 1
31.08.2013г. Утверждаю
Протокол № 1 Приказ № от 31.08.2013г.
Директор школы _______
Покунова Н.Н.
МБОУ «Тубольская ООШ»
Программно-методическое обеспечение учебного процесса
4 класса на 2013-2014 у.г.
Предмет | Название учебной программы | Автор | Издательство Год издания | Наличие учебно-методического обеспечения программы | |||
Учебники | Учебно-методические пособия | ||||||
Математика | Программа «Школа России» | А.А.Плешаков | М.Просвещение 2008г. | Математика 4 кл. М.И.Моро Просвещение 2007 | Поурочные разработки Н.А.Цыкина | ||
Русский язык | Программа «Школа России» | Русский язык 4 кл. Л.М.Зеленина Т.Е.Хохлова Просвещение 2008 | «Поурочные разработки» С.В.Кутявина | ||||
Литературное чтение | Программа «Школа России» |
| М.Просвещение 2008г. | «Родная речь» 4 кл Л.Ф.Климанов В.Г.Горецкий Просвещение 2008 | «Поурочные разработки» С.В.Кутявина | ||
Окружающий мир | Мир вокруг нас 4 кл А.А.Плешаков Просвещение 2008 | «Поурочные разработки» О.В.Казакова | |||||
Иностранный язык (немецкий язык) | Программа ФГОС для образовательных учреждений | И.А.Бим | М.Просвещение 2011 | Немецкий язык 4 кл. Л.И.Бим Просвещение 2008 | Методическое пособие «Первые шаги» И.Л.Бим | ||
Технология | Программа «Школа России» | А.А.Плешаков | М.Просвещение 2008г. | Технология 3кл. Конышева Ассоциация 2008 | |||
Музыка | Программа для образовательных учреждений Е.Т.Крицкая | Е.Д.Критская | М.Просвещение 2008г. | ||||
Изобразительное искусство | Программа для образовательных учреждений | Б.М.Неменский | М.Просвещение 2001г. | Л.Ю.Бушкова С.Б.Дроздова | |||
Физическая культура | Программа для образовательных учреждений Лях | Лях | М.Просвещение 2008 | ||||
Основы религиозных культур и светской этики | 4 кл. В.А.Тишков Просвещение 2012г. |
Принято на педагогическом совете Приложение 1
31.08.2013г. Утверждаю
Протокол № 1 Приказ № от 31.08.2013г.
Директор школы _______
Покунова Н.Н.
МБОУ «Тубольская ООШ»
Программно-методическое обеспечение учебного процесса
5-9 классов на 2013-2014 у.г.
Предмет | Название учебной программы | Автор | Издательство Год издания | Наличие учебно-методического обеспечения программы | |
Учебники | Учебно-методические пособия | ||||
Математика | Программа для образовательных учреждений | В.И.Жохов | М.Мнемозина 2010 | Математика 5 класс С.М.Виленкин Мнемозина2009г. | Поурочные разработки Л.П.Попова |
Математика | Программа для образовательных учреждений | В.И.Жохов | М.Мнемозина 2010 | Математика 6 класс С.М.Виленкин Мнемозина 2010 | |
Алгебра | Программа для образовательных учреждений | Ю.Н.Макарычев | М.Просвещение 2008 | Алгебра 7кл. Ю.Н.Макарычев Просвещение 2010г. | Поурочные разработки А.Н.Рурукин |
Алгебра 8кл. Ю.Н.Макарычев Просвещение 2010г | Поурочные разработки А.Н.Рурукин | ||||
Алгебра 9кл. Ю.Н.Макарычев Просвещение 2010г | Поурочные разработки А.Н.Рурукин | ||||
Геометрия | Программа для образовательных учреждений | Л.С.Атанасян | М.Просвещение 2009 | Геометрия 7 кл. Л.С.Атанасян Просвещение 2010г | Поурочные разработки Н.Ф.Гаврилова |
Геометрия 8 кл. Л.С.Атанасян Просвещение 2010г | Поурочные разработки Н.Ф.Гаврилова | ||||
Геометрия 9 кл. Л.С.Атанасян Просвещение 2010г | Поурочные разработки. Н.Ф.Гаврилова | ||||
Физика | Программа для образовательных учреждений | Е.М.Гутник, А.В.Перышкин | М.Дрофа 2009 | Физика 7кл А.В.Перышкин Дрофа 2010г. | Поурочные разработки В.А.Волков |
Физика 8кл А.В.Перышкин Дрофа 2009 | Поурочные разработки В.А.Волков | ||||
Физика 9кл А.В.Перышкин Дрофа 2010г. | Поурочные разработки В.А.Волков | ||||
Информатика | Программа для образовательных учреждений | Л.Л.Босова | М.:БИНОМ.Лабо- ратория знаний 2009 | Информатика и ИКТ 5 кл. Босова Л.Л. БИНОМ 2009г. | Поурочные разработки Н.Л.Югова |
Информатика и ИКТ 6 кл Босова Л.Л БИНОМ 2009г. | Поурочные разработки Н.Л.Югова | ||||
Информатика и ИКТ 7 кл. Н.Д.Угринович БИНОМ 2009г. | Поурочные разработки Н.А.Сухих | ||||
Информатика и ИКТ 8 кл. Н.Д.Угринович БИНОМ 2009г. | Поурочные разработки А.Х.Шелепаева | ||||
Информатика и ИКТ 9 кл. Н.Д.Угринович БИНОМ 2009г. | Поурочные разработки Л.В.Рябинина | ||||
Биология | Программа для образовательных учреждений Биология 5-9 кл Н.И.Сонин | А.А. Плешаков | М.Дрофа 2009 | Природоведение 5 кл. Н.И.Сонин Дрофа 2010г. | Т.С.Суханов «Природа» Рабочая тетрадь 5 кл. Т.С.Суханов «Природа» тематическое планирование 5 кл. Н.И.Сонин «Биология» тем. планирование 6-9 кл. |
Биология 6 кл. Н.И.Сонин Дрофа 2011г. | |||||
Биология 7 кл. Н.И.Сонин Дрофа 2010г. | |||||
Биология 8 кл. Н.И.Сонин Дрофа 2011г. | |||||
Биология 9 кл. Н.И.Сонин Дрофа 2011г. | |||||
География | Программа для образовательных учреждений | М.Дрофа 2007 | География 6кл Т.П.Герасимова Дрофа 2010г. | ||
География 7кл В.А.Коринская Дрофа 2010г. | |||||
География 8кл И.И. Баринова Дрофа 2010г. | |||||
География 9кл В.П.Дронов, В.Я.Ром Дрофа 2011г. | |||||
Химия | Программа для образовательных учреждений | О.С. Габриелян | М.Дрофа 2007 | Химия 9 кл. О.С.Габриелян Л.С.Гузей Дрофа 2010г. | |
Химия | Программа для образовательных учреждений | О.С. Габриелян | М.Дрофа 2007 | Химия 8 кл О.С.Габриеля н Л.А.Цветков Дрофа 2011г. | |
Русский язык | Программа для образовательных учреждений | М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская | М.Просвещение 2008 | Русский язык 5кл. Т.А.Ладыженская Просвещение 2009г. | «Уроки русского языка» 1.Г.А.Богданова 2.О.В.Беляева |
Русский язык 6кл. Т.А.Ладыженская Просвещение 2010г. | «Уроки русского языка» Г.А.Богданова | ||||
Русский язык 7кл. Т.А.Ладыженская Просвещение 2008г. | Поурочные разработки С.Б.Щадрина | ||||
Русский язык 8кл С.Г.Бархударов Просвещение 2009г. | Поурочные разработки Н.В.Егорова | ||||
Русский язык 9кл С.Г.Бархударов Просвещение 2010г. | Поурочные разработки 1.Л.А.Тропнина 2.Н.В.Егорова 3.Г.А.Богданова | ||||
Литература | Программа для образовательных учреждений п/р В.Я.Коровиной | В.Я. Коровина | М.Просвещение 2007 | Литература 5кл В.Я.Коровина Просвещение 2010г. | Поурочные разработки О.Б.Беломестных |
Литература 6кл В.Я.Коровина Просвещение 2010г. | Поурочные разработки Н.В.Егорова | ||||
Литература 7кл В.Я.Коровина Просвещение 2010г | Поурочные разработки Н.Я.Крутова | ||||
Литература 8кл В.Я.Коровина Просвещение 2010г | Поурочные разработки И.В.Золотарева | ||||
Литература 9кл В.Я.Коровина Просвещение 2011г | Поурочные разработки 1.Б.И.Турьянская 2.И.В.Золотарева | ||||
Немецкий язык | Программа для образовательных учреждений | И.А.Бим | М.Просвещение 2007 | Немецкий язык 5 кл. Л.И.Бим Просвещение 2010г. | Книга для учителя И.Л.Бим |
Немецкий язык 6 кл. Л.И.Бим Просвещение 2010г | Книга для учителя И.Л.Бим | ||||
Немецкий язык 7 кл. Л.И.Бим Просвещение 2011г. | Книга для учителя И.Л.Бим | ||||
Немецкий язык 8 кл. Л.И.Бим Просвещение 2009г. | Книга для учителя И.Л.Бим | ||||
Немецкий язык 9 кл. Л.И.Бим Просвещение 2010г | Книга для учителя И.Л.Бим | ||||
История | Программа для образовательных учреждений | п/р ВигасинаА.А. | М.Просвещение 2008 | История Древнего мира 5 кл. А.А.Вигасин Просвещение 2009г. | |
История Средних веков 6 кл. Агибалова Е.В. Просвещение 2009г | |||||
Новая история 7 кл Юдовская А.Я. Просвещение 2010г | |||||
Новая история 8 кл Юдовская А.Я. Просвещение 2009г | |||||
Новейшая история 9 кл Сороко-ЦюпаО.С. Просвещение 2009г | |||||
История России 6 кл Данилов А.А. Просвещение 2010г | Поурочные разработки Б.Н.Серов | ||||
История России 7 кл Данилов А.А. Просвещение 2010г | Поурочные разработки Б.Н.Серов | ||||
История России 8 кл Данилов А.А. Просвещение 2010г | Поурочные разработки Е.В.Колганова | ||||
История России 9 кл Данилов А.А. Просвещение 2010г | Поурочные разработки О.В.Араслакова | ||||
Обществознание | Программа для образовательных учреждений | А.Н. Кравченко | М.Просвещение 2008 | Обществознание 6 кл. А.И.Кравченко Просвещение 2009г | Поурочные разработки Е.Н.Сорокина |
Обществознание 7 кл. А.И.Кравченко Просвещение 2009г | Поурочные разработки Е.Н.Сорокина | ||||
Обществознание 8 кл. А.И.Кравченко Просвещение 2009г | |||||
Обществознание 9 кл. А.И.Кравченко Просвещение 2009г | |||||
Основы безопасности жизнедеятельности | Программа для образовательных учреждений | ОБЖ 5кл. А.Т.Смирнов ООО «Издательство АСТ» 2010г | |||
ОБЖ 8кл. А.Т.Смирнов ООО «Издательство АСТ» 2010г | |||||
Технология | Программа для образовательных учреждений | В.Д.Симоненко | Технология 5кл. В.Д.Симоненко Вента-граф 2011г. | ||
Музыка | Программа для образовательных учреждений Е.Т.Крицкая | Е.Д.Критская | М.Просвещение 2008г. | ||
Изобразитель-ное искусство | Программа для образовательных учреждений | Б.М.Неменский | М.Просвещение 2010г. | ||
Физическая культура | Программа для образовательных учреждений Лях | Лях | М.Просвещение 2008 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике для 9 класса основной школы на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по физике для 9 класса включает в себя следующие разделы: пояснительная запискаосновное содержание курса физики 9 классаметодические особенности реализации содержания программы...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 8 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 8 класса общеобразовательной школы.Программа рассчитана на 34 учебных часа и разработана на основе авторской программы под общей ред...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 10 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 10 класса общеобразовательной школы.Программа рассчитана на 34 учебных часа и разработана на основе авторской программы под общей ре...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 11 класса общеобразовательной школы на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ для 11 класса общеобразовательной школы.Программа рассчитана на 34 учебных часа и разработана на основе авторской программы под общей ре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...