Главные вкладки

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП в МБОУ ОЭБЛ
    статья по теме

    Смирнова Марина Рудольфовна

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sistema_otsenki_dostizheniya_.docx22.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Система оценки  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в МБОУ ОЭБЛ

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и учащихся.

    Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

    Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации). Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития учреждения.

    Основным объектом системы оценки результатов образования, её содержательной и критериальной базой выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования.

    Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

    Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и учащихся является внутренней оценкой.

    Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень освоения основной образовательной программы общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная итоговая аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами является внешней оценкой.

    Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступенях общего образования выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» всех изучаемых программ.

    При оценке состояния и тенденций развития  МБОУ ОЭБЛ основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного и среднего общего образования, составляющие содержание блоков планируемых результатов всех изучаемых программ. Основными процедурами этой оценки служат мониторинговые исследования разного уровня.

    Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

    Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

    Описание организации и содержания промежуточной аттестации, итоговой оценки и оценки проектной деятельности приводится в Положении о промежуточной аттестации учащихся.

    Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

    Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

    Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных  (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

    Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

    Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

    Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.

    Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

    Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

    • повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

    • высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

    Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

    Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

    Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового:

    • низкий уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

    Недостижение базового уровня фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

    Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство учащихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено.

    Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

    Для формирования норм оценки в соответствии с выделенными уровнями прописаны критерии оценивания в рабочих программах по учебным предметам.

    Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений

    Показатель динамики образовательных достижений — один из основных показателей в оценке образовательных достижений. Положительная динамика образовательных достижений — важнейшее основание для принятия решения об эффективности учебного процесса, работы учителя или образовательного учреждения.

    Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.

    Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью классных журналов, дневников учащихся на бумажных и электронных носителях.

    Отдельные элементы из системы внутришкольного мониторинга могут быть включены в портфель достижений ученика (портфолио). Основными целями такого включения могут служить:

    • педагогические показания, связанные с необходимостью стимулировать и/или поддерживать учебную мотивацию обучающихся, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности, способствовать становлению избирательности познавательных интересов, повышать статус ученика (например, в детском коллективе, в семье);

    • соображения, связанные с возможным использованием учащимися портфеля достижений при выборе направления профильного образования.

    Портфель достижений (портфолио) представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в интересующих его областях.

    В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной лицейской  практики, так и за её пределами, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы, поделки и др.

    Отбор работ для портфеля достижений ведётся самим учащимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия учащегося не допускается.

     Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему  общему образованию

    На итоговую оценку на ступени основного и среднего общего образования выносятся результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов соответствующих ступеней  общего образования.

    На основании этих оценок делаются выводы о достижении планируемых результатов по каждому учебному предмету, а также об овладении обучающимся основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности.

    Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы соответствующей ступени  общего образования и выдачи документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном или среднем общем образовании.

    В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования – аттестата об основном общем образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основ...

    Материал для родителей. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

    Тема доклада на МО учителей английского языка Суздальского района 23.12.2012г. "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего об...

    Методические рекомендации "Система оценки достижения планируемых результатов освоения содержания учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

    Во всех школах Российской Федерации с 1 сентября 2012 года появился новый учебный курс – "Основы религиозных культур и светской этики" ("ОРКСЭ"). Введение данного предмета продиктовано новой государст...

    Заседание МО учителей естественно-математического цикла по теме: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте современного урока»

    Данное заседание проводилась в рамках единого методическогодня по теме «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной  программы в аспекте современного...

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы по физической культуре

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы по физической культуре...

    Презентация на тему " "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования"

      Данная презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете.   Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основн...

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, ООО (использование результатов мониторинговых исследований по предметам, ВПР, ГИА)

    ВПР как средство диагностики уровня досижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО...