Положение о деятельности классного руководителя
учебно-методический материал на тему

Кудаева Нариннэ Борисовна

Локальный акт школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_o_deyatelnosti_kl._ruk-ley.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО                                                        УТВЕРЖДАЮ

на заседании педагогического совета                                Директор ЧОУ-СОШ «Новый путь»

протокол №  6  от  29 февраля 2012г.                                ______________Н.Б.Кудаева

                                                                        01 марта  2012г

ПОЛОЖЕНИЕ

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

ЧАСТНОГО ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ –

СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ШКОЛЫ «НОВЫЙ ПУТЬ»

1.Общие положения

1.1.Положение о деятельности классного руководителя  ЧОУ-СОШ «Новый путь» (далее - Положение) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации  Конвенцией о правах ребенка, инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Краснодарского края, Уставом школы и регламентирует работу классного руководителя.

1.2.Изменения в Положение о деятельности классных руководителей, а также его переутверждение производятся по инициативе администрации, методобъединения классных руководителей, отдельных педагогов и утверждаются педагогическим советом школы.

1.1.Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу классного руководства в ЧОУ-СОШ «Новый путь».

1.3.Классный руководитель назначается и освобождается от работы в установленном  порядке приказом директора из числа основных сотрудников общеобразовательного учреждения, имеющих среднее специальное или высшее образование. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, работающего в данном классе, с соответствующей доплатой за дни замещения.

1.4.Классное руководство – основная и ведущая форма организации воспитательного процесса в школе.

1.5.Классный руководитель  – это педагог – профессионал; духовный посредник между обществом и ребенком в освоении основ человеческой культуры; организатор системы отношений через разнообразные виды  совместной деятельности классного коллектива; создатель благоприятной развивающей среды и благоприятного морально- психологического климата в классе; координатор усилий педагогов, семьи, социума – всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности ребенка.

1.6.Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава школы, локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к воспитанникам с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом и ситуации в коллективе класса.

1.7.Классный руководитель  строит в классе воспитывающие отношения, влияя на них через организацию различных видов деятельности, создание условий для индивидуального позитивного проявления учащихся и помощь школьникам в решении их учебных и жизненных проблем.

1.8.Руководство деятельностью классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

1.9.Классный руководитель в своей работе руководствуется уставом Школы, настоящим Положением и нормативами учета рабочего времени, утверждаемыми директором школы.

1.10.Оплата за классное руководство осуществляется по приказу директора школы в соответствии с Положением об оплате труда работников ЧОУ-СОШ «Новый путь» и  Положением о материальном стимулировании работников ЧОУ-СОШ «Новый путь».

2.Ценности, цели и содержание воспитания в образовательном учреждении

2.1. Основные воспитательные ценности школы.

Цель деятельности классного руководителя - формирование духовно-нравственной личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.

2.2. Воспитательная работа школы строится на следующих принципах:

Первый принцип - отношение человека к духовно-нравственным ценностям, признанным во всем мире. В процессе обучения и воспитания необходимо показать учащимся важность духовно- нравственного развития, учитывать природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.

Второй принцип – отношение человека к культуре: приобщение всех детей к знаниям об эстетических законах, принципах, традициях, формирование представлений об эстетических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.

Третий принцип -  отношение человека к человеку.

Четвертый принцип – отношение личности к самой себе.

2.3.Задачи классного руководителя:

  • изучение личности воспитанника, его склонностей, интересов, сфер дарований, особенностей характера с целью оказания ему помощи в саморазвитии, самоопределении и самореализации;
  • осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием каждого обучающегося и необходимых педагогических коррективов в системе его воспитания;
  • обеспечение соблюдения прав и свобод учащихся, охраны их жизни, здоровья и безопасности в период образовательного процесса;
  • формирование и развитие коллектива класса;
  • координация усилий всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности воспитанников;
  • организация досуга обучающихся; вовлечение учащихся в систему внеурочной и внеклассной деятельности, в систему дополнительного образования в школе и за её пределами;
  • организация всех видов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения.

3. Функции классного руководителя

3.1.Организационно-координирующие:

  •   обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
  • взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
  • организация дежурства по классу, школе;
  • взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
  • ведение документации.

3.2.Коммуникативные:

  • регулирование межличностных отношений между воспитанниками;
  • установление взаимодействия между педагогическими работниками и воспитанниками;
  • оказание помощи воспитанникам в формировании коммуникативных

качеств.

 3.3.Аналитико-прогностические:

  • построение модели воспитательной подсистемы, соответствующей воспитательной системе учреждения в целом; определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, класса; предвидение последствий складывающихся в коллективе отношений.

3.4.Контрольные:

  • контроль за успеваемостью, прилежанием, внешним видом и поведением каждого воспитанника.

4. Сферы деятельности классного руководителя

1.Охрана здоровья и жизнедеятельности учащихся

2.Организация учебной деятельности учащихся

3.Организация внеучебной деятельности учащихся

4.Сотрудничество с семьей учащихся

5.Диагностическая и коррекционная деятельность классного руководителя.

5. Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями и сферами деятельности классный руководитель выбирает следующие формы работы с воспитанниками:

  • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
  •   коллективные (классный час, информационный час, конкурсы, спектакли, концерты, походы, экскурсии, соревнования, игры и др.).

6. Полномочия классного руководителя

6.1.Классный руководитель имеет право:

  • получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
  • контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
  • контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
  • координировать работу учителей-предметников;
  • выносить на рассмотрение администрации, педсовета или Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;
  • получать своевременную методическую и организационно- педагогическую помощь от руководства школы, от объединений, работающих в нем;
  • разрабатывать (совместно с психологической службой, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и их родителями;
  • приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в школу;
  • создавать собственные воспитательные системы и программы, не нарушающие основные принципы и подходы к организации воспитывающей деятельности в школе;
  • вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитания;
  • выбирать форму повышения педагогического мастерства;
  • определять форму плана воспитательной работы с классом (с учетом принципов общешкольного планирования);
  • отказываться от несвойственных ему, не входящих в его функциональные обязанности поручений;
  • защищать собственную честь и достоинство в случае несогласия с оценкой его воспитательной работы в классном коллективе.

6.2.Классный руководитель не имеет права:

  • унижать личные достоинства воспитанника, оскорблять его словом или действием;
  • использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика;
  • злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное ему слово или обещание, сознательно вводить его в заблуждение;
  • использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;
  • обсуждать своих коллег в их отсутствии, представлять их в невыгодном свете, подрывать авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

6.3.Функциональные обязанности классного руководителя:

1. Охрана здоровья и жизнедеятельности учащихся

В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:

-несение персональной ответственности за жизнь и здоровье учащихся класса.

-обеспечение безопасности учащихся во время организации воспитательно-образовательного процесса.

-проведение необходимого инструктажа учащихся по соблюдению техники безопасности.

-организация работы с классом по соблюдению санитарно-гигиенических требований в работе с детским коллективом.

-соблюдение мер безопасности по сохранению здоровья учащихся.

-изучение медицинских показателей здоровья учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса в классе.

-организация просветительской деятельности среди учащихся с целью соблюдения режимных моментов в школе и дома;

-деятельность классного руководителя по предупреждению учебной перегрузки учащихся.

-посещение болеющих учащихся на дому и в лечебных учреждениях, организация учебной помощи часто болеющим детям.

2. Организация учебной деятельности учащихся

В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:

-контроль посещаемости учащимися учебных занятий, кружков и других форм учебной деятельности;

-контроль успеваемости учащихся класса, посещение уроков (не менее 4 в четверть);

-проверка и контроль дневников учащихся;

-сотрудничество с учителями-предметниками, изучение учебных достижений учащихся класса по каждому предмету;

-подготовка и участие в проведении психолого-педагогических консилиумов;

-индивидуальная работа с учащимися и родителями по предупреждению неуспеваемости и деструктивного поведения учащихся;

-индивидуальная работа с учащимися в рамках программы «Одаренные дети»;

-защита учебных интересов учащихся.

3.Организация внеучебной деятельности учащихся

В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:

-изучение интересов и увлечений учащихся, создание условий для их развития;

-планирование и организация интересной внеклассной работы в коллективе учащихся с учетом способностей и умений учащихся;

-индивидуальная работа с проблемными учащимися, сотрудничество с психологической службой школы для организации целенаправленной и системной работы с проблемными учащимися;

-работа с активом класса;

-посещение театров, музеев, выставок, организация экскурсий, походов;

-целенаправленная работа по формированию нравственных качеств личности;

-проведение профилактической работы среди учащихся по предупреждению аморальных и антиобщественных поступков;

-поддержка инициативы учащихся, их стремления к саморазвитию;

-организация и привлечение учащихся к активному участию в общешкольных мероприятиях, а также мероприятиях общегосударственного значения.

4. Сотрудничество с семьей учащихся

В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:

-изучение личных дел учащихся, состояния здоровья учащихся класса;

-выборы родительского комитета и организация сотрудничества с ним в Совете школы;

-регулярное проведение родительских собраний;

-изучение быта ребенка, домашних условий для учебы и развития ученика;

-выявление проблемных семей, с целью привлечения Совета Школы или общественных организаций к решению проблем в таких семьях;

-поощрение семей, в которых уделяется должное внимание воспитанию ребенка благодарственными письмами;

-привлечение родителей к участию в делах класса, организация совместных мероприятий, родительских уроков в классе;

-проведение совместных мероприятий в системе «учитель - ученик - родитель»;

-информирование родителей (законных представителей) об успехах или неуспехах учащихся, организация плановых и, в исключительных случаях, внеплановых родительских собраний, заседания Совета Школы.

5.Диагностическая и коррекционная деятельность классного руководителя. Сотрудничество со школьной психологической службой.

В функциональные обязанности классного руководителя в этом направлении входят следующие аспекты:

-изучение индивидуальных особенностей учащихся, ведение дневника наблюдений за изменениями в личностном развитии учащихся;

-с помощью психологической службы школы изучение следующих аспектов развития личности ученика: адаптации к новому учебному коллективу, уровня тревожности учащихся класса, уровня интеллектуального развития учащихся (на основе разрешения родителей), творческих способностей, общеучебных умений и навыков;

-изучение уровня воспитанности учащихся и создание программ коррекции воспитанности учащихся;

-изучение микроклимата в детском коллективе, межличностных отношений учащихся;

-изучение лидерских качеств учащихся;

-изучение социума ребенка, его ближайшего окружения, социального интеллекта;

-создание социального паспорта класса;

-сбор информации для написания характеристики класса, учащихся;

-определение форм и методов работы с классным коллективом на основе характеристики класса;

-организация консультаций психолога для родителей и учащихся;

-участие психолога в родительских собраниях;

-организация и проведение уроков психолога в классе (по запросам классного руководителя);

-ведение документации, отражающей ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся), и документации, требуемой администрацией школы (планы, отчеты, справки, карты характера учащихся, папки с разработками воспитательных мероприятий и т.д.);

-повышение квалификации по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания в школе и за его пределами;

-участие в работе методического объединения классных руководителей.

7.Ориентировочные временные затраты на сферы деятельности  классного руководителя

Общая сумма рабочих часов не должна быть меньше количества оплачиваемых часов: 18 часов в неделю, соответственно 1 ставки. Работа классного руководителя непосредственно с воспитанниками не может превышать более 6 часов в неделю. Распределение этих часов по видам работы планируется исходя из условий и традиций школы.

7.1.Примерное распределение рабочего времени классного руководителя в неделю:

1.

Классные часы и мероприятия

1 час

2.

Работа с классом или группами детей

2 часа

3.

Индивидуальная работа с детьми

3 часа

4.

Работа с родителями

2 часа

5.

Работа с документацией

2 часа

6.

Другая работа, связанная с учебно-воспитательным процессом (подготовка и участие в школьных мероприятиях, посещение уроков в своём классе, текущие повседневные дела и т.д.)

3 часа

7.

Работа с учителями-предметниками

2 часа

8.

Организационная работа (дежурство по классу и школе)

1 час

9.

Другая работа, связанная с деятельностью классного руководителя (школьные совещания и семинары, внешкольные совещания, методическая работа, разработка классных мероприятий и т.д.)

2 часа

ИТОГО

18 часов

В каникулярное и летнее время режим работы классного руководителя устанавливается согласно специальному плану с учетом данного Положения.

8.Формы документации классного руководителя, принятые в  школе

  • классный журнал;
  • журнал меритов и димеритов для первого класса;
  • план воспитательной работы с классом;
  • личные дела учащихся;
  • карты характера учащихся;
  • папка классного руководителя (тематические родительские собрания (4 в год), сценарии классных часов (не менее 12 в год), карты характера (проверяется 2 раза в год));
  • портфолио ученика;
  • портфолио класса;
  • табель успеваемости.

9.Полномочия   администрации в   отношении   деятельности классного руководителя

9.1.Оценка работы классного руководителя проводится согласно критериям Приложения 1 и оценка портфолио класса осуществляется по критериям в Приложение 2 к настоящему Положению.

Деятельность классного руководителя оценивается по следующим основаниям:

  • добросовестное исполнение должностных инструкций;
  • ведение школьной документации;
  • выполнение работ по циклограмме классного руководителя.

9.2.Формы анализа деятельности классного руководителя:

  • анализ выполнения планов работы классных руководителей (периодичность и формы анализа определяются администрацией школы с учетом мнения МО);
  • анализ ведения установленной Положением документации;
  • анализ занятий, мероприятий, проводимых классным руководителем;
  • совместный   анализ   деятельности   классным   руководителем   и   администрацией школы;
  • анкетирование учащихся и их родителей с целью анализа особенностей
    воспитанников и совершенствования деятельности классного руководителя.

9.3.Создание условий администрацией для успешной деятельности классного руководителя:

  • материально-техническое обеспечение организуемой классным руководителем воспитательной деятельности;
  • методическая помощь в форме консультаций, методических рекомендаций, обучающих и практических семинаров;
  • организационная помощь;
  • стимулирование деятельности классных руководителей с использованием морального и материального поощрения в соответствии с  Положением о материальном стимулировании работников ЧОУ-СОШ «Новый путь».

Приложение №1

к Положению о деятельности

классного руководителя

Критерии оценки деятельности классного руководителя

Основным критерием оценки работы классного руководителя является реальный рост воспитанности, общей культуры учащихся класса. В оценке уровня воспитанности отдельно взятого ребенка классный руководитель ориентируется на идеальную модель личности, у которой сформированы интеллектуальные, физические, нравственные, гражданские, эстетические и трудовые качества, наблюдается целостность бытия, сознания и самосознания, сформированы чувства, воля и правильное поведение.

Индикативные показатели

оценки деятельности классного руководителя

Основные показатели

Критерии и их содержание

Нет
(0 баллов)

Да
(1 балл)

Положит. динамика
(2 балла)

Сформированность классного

коллектива

•организация деятельности органа ученического самоуправления в классе;

•активность участия классного коллектива в деятельности школы;

• качество проведения массовых воспитательных дел класса;

•результативность участия воспитанников в массовых мероприятиях;

•организация занятости учащихся во внеурочное время;

•вовлечение каждого учащегося в значимую для него и социума деятельность;

•уровень воспитанности учащихся;

Взаимодействие классного руководителя

с родителями

•систематичность проведения родительских собраний и их посещаемость;

•разнообразие форм проведения совместных мероприятий учащихся и их родителей;

•изучение семей учащихся и организация индивидуальной работы с семьями;

•организация помощи образовательному учреждению со стороны родителей.

Создание благоприятного психологического климата в классе

•комфортное самочувствие и социальная защищенность учащихся;

•педагогически-грамотное разрешение конфликтных ситуаций;

•удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью класса.

Отсутствие нарушений и других негативных проявлений среди учащихся

(положительная динамика по этому показателю).

Профессиональная компетентность классного руководителя

• обмен опытом своей работы на методических объединениях, семинарах и т.д.;

•проведение открытых воспитательных мероприятий;

•качество ведения установленной для классного руководителя документации.

        Приложение №2

к Положению о деятельности

классного руководителя

Критерии оценки портфолио _______ класса

№ п/п

Критерии и требования к портфолио

Суммарный балл

(макс. балл по критерию)

1.

Позитивные результаты деятельности классного руководителя:

1.1.Благоприятный психологический климат в классе, заключающийся в совокупности следующих условий:

– отсутствии мотивированных жалоб на учителя;

– отсутствии постоянных или затяжных конфликтных ситуаций в классе между учащимися;

– отсутствии необоснованного выбытия учащихся из класса;

– отсутствии в классе необучающихся и учащихся, часто пропускающих  занятия без уважительных причин, имеющих правонарушения

1.2.Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся (систематическое  проведение  тематических родительских собраний, лекториев, бесед, индивидуальных консультаций и работа с родительским активом);

1.3. Работа классного руководителя по организации занятости учащихся: охват 50 % и более учащихся класса дополнительным образованием;

1.4. Работа классного руководителя по организации горячего питания: охват учащихся горячим питанием 80 % и более

1.5. Количество учащихся в классе, совершивших правонарушения. (Сводная таблица за три года). (Балл снижается за каждого нарушителя, в случае отсутствия позитивной динамики)

8 баллов

2.

Адекватность содержания портфолио специфике класса

  • Соответствие материалов возрастным особенностям учащихся
  • Учет интересов класса
  • Тематика воспитательных мероприятий с классом
  • Реализация всех направлений воспитательной работы

4 баллов

3.

Информативность портфолио

5 балла

4.

Результативность профессиональной педагогической деятельности

4.1. Количество проведенных воспитательных мероприятий для учащихся класса и их родителей;

4.2. Наличие государственных и отраслевых поощрений (наград, грамот, благодарностей и т.п. за организацию воспитательной работы)

4.3. Создание системы воспитательной работы в классе (наличие авторской программы воспитания школьников) или развитие самоуправления в классе  через участие  учащихся в детских и юношеских общественных организациях и объединениях  и в органах классного, школьного самоуправления, временных инициативных группах.

4.4. Участие школьников в решении проблем местного социума (уборка улиц, помощь людям в сложной жизненной ситуации, уход за памятниками, «тимуровская» работа и др.).

4.5. Активное участие учащихся в жизни школы и класса

5 баллов

5.

Эффективность профессиональной педагогической деятельности

Обобщение опыта работы учителя в качестве классного руководителя (открытые мероприятия, конкурсы, соревнования по воспитательной работе и др.).

5.1. Перечень творческих работ учащихся;

5.2. Наличие сценариев внеклассных мероприятий;

5.3. Отчеты о проведенных открытых внеклассных мероприятиях с фотографиями.

5.4. Наличие органа ученического самоуправления и участие родительской общественности в организации воспитательной работы класса.

5.5. Обобщение педагогического опыта (перечень проведенных мастер-классов, открытых мероприятий, семинаров, «круглых столов» и др.).

5 балла

6.

Инновационность профессиональной деятельности классного руководителя (инновационность воспитательных результатов, вклад в продвижение инноваций)

6.1. Наличие программы воспитания (модифицированная, авторская);

6.2. Использование современных образовательных технологий;

6.3. Использование в профессиональной деятельности информационно-коммуникационных и Интернет технологий;

6.4. Участие в сетевых Интернет-проектах;

6.5. Участие учителя в конкурсах, смотрах, проектах по проблемам воспитания;

6.6. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и более высоких уровнях;

6.7. Количество публикаций, методических разработок, выступлений по проблемам воспитания (за последние три года).

7 баллов

7.

Культура оформления портфолио

3 балла

8.

Видение перспектив развития класса и собственной деятельности (самоанализ и определение целей на следующий учебный год).

10 баллов

Максимальное количество баллов – 60


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Положение об оценке деятельности классного руководителя

o   Определить результаты и эффективность педагогической деятельности классного руководителя;o   Выявить реальное состояние педагогического процесса, осуществляемое с помощью педаг...

Заседание МО классных руководителей «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя?»

Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Как добиться   успехов   и   избежать   в воспитательной   деятельности...

классным руководителям циклограмма деятельности классного руководителя

циклограмма классного руководителя, система целей в воспитании-2007 год...

Творчество классного руководителя отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя

Творчество классного руководителя , отказ от шаблонов и стереотипов или кака добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя. Сообщение на педагогическом совете....

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....