Программа действий "Стратегия менеджмента"
статья

Детям с особыми возможностями здоровья требуются и особые возможности для получения образования. этому способствует совершенствование нормативно-правововй базы и повышение уровня знаний педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_inklyuzivnoe_obrazovanie._statya.docx33.59 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое инклюзивное образование?

Отрохова Ольга Анатольевна,

 учитель русского языка/литературы

ГБОУ СОШ №257 Пушкинского

района Санкт-Петербурга

Инклюзивное (включенное) образование – термин, используемый для обозначения процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Эта теория признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения.

Нормативно- правовое обеспечение инклюзивного образования.

-Конституции Российской Федерации (статья 43): «Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Статья 19. Образование инвалидов: Государство    гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

- Федеральный закон «Об образовании»

- Государственная программа «Доступная среда» на 2011—2015 годы,

-Федеральные законы: ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 22 августа 1996 г. № 125. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24 июня 1999 г.№ 120. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24 июля 1998 г. № 124. ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 1999 г. № 184. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.№ 131.

Образование особого ребенка

За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за  пределами семьи – мир, где он удовлетворяет свои основные социальные  потребности. Именно образование является адекватным для ребенка (а далее – молодого человека) способом социализации. Поиски места для особых детей в российской государственной системе образования сегодня только начинаются.

Основная задача воспитания и образования любого ребенка в широком смысле – подготовка и вживление его в жизнь общества в процессе взросления, да так, чтобы жизнь эта была в целом счастливой и человек не чувствовал себя в обществе лишним. В результате решения такой задачи человек оказывается интегри рованным в социуме. Движение к этой цели -серьезный и нелегкий труд родителей и педагогов в течение всего процесса взросления. Для особого ребенка задача усложняется: многие этапы социализации, проходимые обычным ребенком просто и естественно, в случае ребенка с ОВЗ требуют специального постоянного сопровождения и серьезных усилий взрослых (зачастую - в течение значительно большего срока, чем для обычного ребенка, а иногда- пожизненно).

    Таким образом, фактором, определяющим дальнейшую судьбу человека на важнейшем для него этапе возрастного развития и взросления, становится процесс образовательной интеграции. Для особого ребенка – это тонкое профессиональное дело, здесь необходимо участие специалистов. Образовательная интеграция предполагает построение последовательно усложняющихся образовательных сред, позволяющих конкретному ребенку постепенно наращивать свой образовательный и социальный потенциал. Череда таких сред складывается в образовательный маршрут. Правильно проложенный образовательный маршрут – одно из ключевых условий, определяющих успех интеграции ребенка. Этот маршрут не зависит от текущей формы организации процесса обучения (от типа класса, группы, школы, где сейчас находится ребенок). Например, для ребенка с тяжелыми нарушениями развития образование на начальном этапе, как правило, возможно лишь в специализированном классе (индивидуальное обучение как основная форма образовательного процесса при интегративном подходе не рассматривается). Ребенок должен слышать (понимать и оценивать!) ответы и поведение соучеников, взаимодействовать с ними, анализировать реакцию учителя, должен быть включен в коллективный групповой образовательный процесс. Если же на этом этапе ребенка поместить в обычный класс общеобразовательной школы, он ощутит страшное одиночество. Даже при толерантном отношении одноклассников такой ребенок не только не наберет социальный и образовательный потенциал, но и растеряет имеющийся, внутренне опустошится: не понимая, что происходит вокруг, и не будучи в состоянии участвовать в учебном процессе, он не сможет найти для себя какие-либо адекватные ориентиры и способы общения. И лишь обучаясь в группе сверстников по адекватной для всех образовательной программе, постепенно все более объединяясь с обычными детьми (сначала – в столовой, на переменах, на прогулке, позднее – на общем празднике или экскурсии, затем – на отдельных занятиях), такой ребенок в итоге, возможно, сумеет посещать уроки в обычном классе, и общеобразовательная среда станет полезной для расширения спектра его возможностей.

Провести ребенка маршрутом, ведущим к интеграции, можно разными путями – важно лишь, чтобы каждый этап наращивал его интеграционный потенциал. Так, если в школу привели ребенка, который быстро догоняет сверстников в познавательном плане, но при этом пока имеет изрядное количество эмоционально-волевых и поведенческих проблем,– применимы разные стратегии интеграции. С одной стороны, можно выстроить программу, согласно которой ребенок будет большую часть времени обучаться индивидуально и лишь иногда, в сопровождении взрослого, оказываться на общих занятиях. Постепенно увеличивая участие ребенка в групповых занятиях и одновременно формируя необходимый для него психологический климат в классе, можно в конечном итоге добиться того, чтобы этот ребенок оказался в коллективе и был принят одноклассниками. Но возможна и другая последовательность действий, приближающая специалистов к той же цели – подготовить ребенка к обучению в обычной школе. В этом случае в качестве промежуточной ступени можно некоторое время использовать специализированный класс, а также отдельные занятия с ребенком, чтобы он не отстал от программы обычной школы. Когда же будут решены педагогические задачи – настанет время ввести ребенка в обычный класс.

Интеграция должна быть поддержана соответствующим законодательством. С приближением школьного возраста перед родителями особого ребенка – так же, впрочем, как и перед родителями любого ребенка, но с большей остротой – встает непростая задача: как организовать его обучение, в каком учреждении и в какой форме? Можно ли в решении этого вопроса надеяться на помощь со стороны государства – или придется уповать на собственные силы? Какая форма обучения, адекватная возможностям ребенка, может быть избрана?

Прежде всего, необходимо четко понимать, что Российская Федерация провозгласила себя социальным государством  и гарантировала каждому ребенку конституционное право на бесплатное образование.

В статье 5 Закона РФ «Об образовании» «гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья». Здесь же законодательно утверждается повышенное внимание к особым детям: «Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Причем в случае, если у ребенка оформлена инвалидность, государство четко указывает, какие органы власти разделяют с органами образования ответственность за реализацию этого основополагающего права: «Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения, органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации».

    Заметим, что, не имея возможности на практике обеспечить для части детей необходимые условия реализации данного права непосредственно в государственных образовательных учреждениях, а также принимая во внимание разнообразные потребности и возможности личности, государство предоставило возможность получения образования в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается также сочетание различных форм получения образования (статья 10 Закона РФ «Об образовании»). Эти формы в законе равноправны, и, следовательно, государство приняло на себя обязательства финансировать любую из выбранных родителями форм. Статьи 50, 52 Закона РФ «Об образовании» предоставляют право выбирать формы получения образования родителям несовершеннолетних детей и совершеннолетним гражданам Российской Федерации. Статья 18 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Для ребенка с ОВЗ, как указывалось выше, образование является основным способом социализации. Социализация, в свою очередь, является залогом будущей успешной интеграции в обществе. Реализовать социализацию возможно только во взаимодействии со сверстниками в общей образовательной среде. Поэтому любая индивидуальная программа обучения должна включать хотя бы частичное обучение ребенка в коллективе сверстников, пребывание в классе . Вопрос состоит лишь в грамотной и оптимальной организации такого обучения.

    Над вопросом о том, где и как получать образование ребенку с ОВЗ, следует задуматься примерно за год до поступления в школу. Самое важное на этом этапе – найти специалиста (педагога, психолога), который, работая с ребенком, по результатам наблюдения составит рекомендации, в каком образовательном учреждении и в какой форме ребенку желательно получать образование. Таким экспертом может быть специалист дошкольного учреждения, в которое ходил ребенок; специалист реабилитационного центра, если ребенок занимался там; специалист негосударственной организации; специалист – индивидуальный предприниматель, если дошкольная поддержка ребенка осуществлялась именно им. Либо консультацию целесообразно получить в психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК). Более того: если ребенку предстоит учиться в специальной (коррекционной) школе (классе), то без заключения ПМПК его не смогут принять в такую школу или класс. Это заключение должно, в интересах ребенка и семьи, максимально соответствовать образовательным потребностям и возможностям ребенка. Исходя из этого, родители должны сделать все возможное, чтобы рекомендации (заключение) оказались объективными, и это в их силах.

В свою очередь, сотрудники органа образования должны поделиться с родителями имеющейся у них информацией об общих и коррекционных учреждениях округи и рассказать об условиях прохождения ПМПК.

Одним из первых представлений об инклюзии являлось простое «перемещение» учащихся из специализированных школ в школы по месту жительства или из специальных классов — в классы общеобразовательные. Однако, как показывает практика, этого оказывается недостаточно для повышения уровня социальной адаптации и, тем более, улучшения уровня образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. И часто приводит к нарушению образовательного процесса для всех детей. В тоже время индивидуальный подход в образовательном процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса.

В результате в образовательных учреждениях, в том числе, реализующих инклюзивную практику, должны создаваться условия, гарантирующие возможность:

• достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

• использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;

• адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции

ребенка с ОВЗ совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы и родителей (их законных представителей);

• индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;

• целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;

• выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;

• включения детей с ОВЗ, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, а также формирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

• использования в образовательном процессе современных научно- обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ;

• взаимодействия в едином образовательном пространстве общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения детей с ОВЗ и созданных для этого ресурсов (там же).

• Для определенных категорий детей важным является организация питания и медицинского сопровождения.

Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, включающих в себя, в том числе и наличие или отсутствие инвалидности определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам( материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т. п.).

Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частно-специфических и индивидуально-ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.

Совершенно очевидно, что в каждом отдельном конкретном случае вся спецификация специальных образовательных условий будет проявляться на всех «уровнях» — от общеспецифических до индивидуально- ориентированных.

Пакет специальных условий для организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях

1. Организационное обеспечение

2. Материально-техническое обеспечение общеобразовательного

учреждения

3. Организационно-педагогическое обеспечение

4. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ОУ

5. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Трудности организации обучения особого ребенка в обычной школе и пути их решения

Если ребенок тяжело адаптируется к школе (испытывает трудности познавательного характера, организации деятельности, поведения, общения и др.), то такие трудности ребенка, естественно, могут мешать образовательному процессу, и прежде всего педагогу. Однако квалифицированный педагог, прежде чем пытаться решить проблемы путем «устранения» их источника – ребенка (добиваясь его перевода в класс другого вида, в том числе класс «Особый ребенок», в образовательное учреждение другого вида, изменения формы получения образования и пр.), постарается помочь ребенку адаптироваться к тем условиям получения образования, в которых он уже находится. Это – прямая обязанность государства в лице органов образования и самих образовательных учреждений .

Задача же педагогов (а в случае их недостаточной компетентности им на помощь приходят родители) – предложить способы реализации обязательств государства по отношению к конкретному ребенку. ( Статья 18 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

    Решению проблемы могут помочь следующие меры, на которых и следует сосредоточиться:

    – организация постоянного сопровождения в процессе обучения специальным помощником (ребенок может нуждаться как в постоянном сопровождении, так и в сопровождении на период адаптации);

    – сопровождение образовательного процесса психолого-педагогической коррекцией познавательных и других проблем ребенка;

    – организация обучения ребенка по индивидуальному учебному плану.

    Если ребенок справляется с программой обучения, но ему физически тяжело ежедневно посещать школу и/или присутствовать на всех уроках в течение дня, то в этом случае можно ставить вопрос об уменьшении учебной нагрузки в неделю, о введении для ребенка индивидуального учебного плана или индивидуального расписания занятий. Основной вопрос, возникающий при организации указанных выше видов помощи ребенку, – каким образом ребенок будет восполнять знания, которые давались на пропущенных им уроках. Решение этого вопроса зависит от конкретной ситуации (возможностей образовательного учреждения, ребенка, его законных представителей и их желаний). Допустим, ребенку на основании заключения медиков в школе пре доставлен дополнительный выходной день, а количество посещаемых уроков в день сокращено. Исходя из указанных выше обстоятельств, можно говорить о том, чтобы в дополнительный выходной день обычные уроки были заменены на индивидуальное занятие педагога с ребенком, или о том, чтобы педагог давал ребенку задания на дом, или о проведении консультационных занятий в другом режиме.

    Длительность этапа адаптации особого ребенка к школьному обучению может растянуться на месяцы и даже годы. Главное, чтобы в адаптации происходила положительная динамика и ребенок постепенно все глубже и глубже включался в школьный процесс – это залог правильно выбранного образовательного маршрута. На этом пути возможны временные трудности, являющиеся, однако, серьезным испытанием для родителей и педагогов.

    Одним из таких испытаний могут стать трудности освоения ребенком образовательной программы в первый год обучения: возникает «академическая задолженность» – отсутствие положительной оценки по итогам года по одному или нескольким предметам.

    Если обучающийся имеет по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, то он переводится в следующий класс условно. В течение следующего учебного года указанную задолженность обучающийся должен ликвидировать.

    Если ребенок не освоил образовательную программу учебного года (имеет академическую задолженность по двум и более предметам) или условно переведен в следующий класс и не устранил академическую долженность по одному предмету, то. по усмотрению родителей (законных представителей), он оставляется на повторное обучение, или переводится в класс компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения, или продолжает получать образование в иных формах.

    Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования (X–XI класс), не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.

    Бывает так, что ребенок осваивает программу всех предметов, за исключением одного-двух (например, математики и физики) в связи с индивидуальными особенностями развития. В этом случае, для того чтобы не оставлять ребенка на повторное обучение, не менять субъективных условий получения образования (коллектив одноклассников, учителей, дальнейшее освоение предметов, по которым обучающийся успешен), целесообразно рассмотреть возможность обучения по индивидуальному учебному плану по тем предметам, по которым ребенок не успевает.

    Если у ребенка заметна положительная динамика во включении в школьную жизнь, неосвоение программы не является препятствием к дальнейшему обучению в данном учреждении в выбранной форме образования; важно, чтобы в течение следующего года эта задолженность была ликвидирована хотя бы частично. Другое дело, что, не освоив программы текущего уровня образования, ребенок не сможет продолжить образование в государственных учреждениях следующего уровня, хотя сможет в дальнейшем получить профессиональную подготовку и работать.

Однако при поступлении в школу и интеграции ребенка в условиях начальной школы решаются совсем иные задачи.

    Успешность промежуточной аттестации никак не сказывается на возможности продолжать обучение: ведь система оценок, форма, порядок и периодичность промежуточной аттестации устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно в уставных и других локальных документах учреждения и не обусловливают законодательно продолжение обучения (пункта 10 статьи 50 Закона РФ «Об образовании»). Поэтому из «промежуточной» неуспеваемости ребенка (четвертной, полугодовой) не может быть сделано никаких «оргвыводов», связанных с возможностью или невозможностью ребенка продолжать обучение в прежних условиях.

    Четко регламентированы нормативными актами только порядок и условия итоговой аттестации (сдача экзаменов в IX и XI классах).

Государственная итоговая аттестация по окончании основного общего образования (IX класса)

    Чтобы получить право сдавать экзамены в IX классе, ребенок должен иметь положительные отметки (успевать) по всем предметам согласно учебному плану школы либо, в случае неаттестации по одному предмету, обязательно сдавать по нему экзамен. Если эти условия выполнить не удалось, и ребенка не допустили до итоговой аттестации, то, по усмотрению родителей, он может остаться на повторное обучение в выпускном классе либо получить справку установленного образца.

    При сдаче выпускных экзаменов ребенком, обучавшимся на дому, в санатории, ребенком-инвалидом учреждение обязано создать обстановку, «исключающую влияние негативных факторов на состояние здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья выпускников» . Экзамен для таких ребят может проводиться досрочно (начиная с 1 мая), письменные экзамены могут быть заменены на устные, а число экзаменов по согласованию с органом образования – сокращено до двух письменных. Возможна повторная аттестация, если число неудовлетворительных отметок не превысит двух.

    Если ребенку не удалось пройти итоговую аттестацию (он получил на экзамене больше двух неудовлетворительных оценок либо неудовлетворительную оценку на повторном экзамене), то, по усмотрению родителей, он может остаться на повторное обучение в выпускном классе либо получить справку установленного образца .

    Выпускникам, прошедшим итоговую аттестацию в IX классе, выдаются документы об основном общем образовании .

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Менеджмент и маркетинг» (рабочая программа элективного курса с применением ИКТ)

Элективный курс посвящён науке и искусству работы в условиях рыночной экономики. Профессия – менеджер, стала одной из популярных профессий в наше время и одной из самых востребованных на рынке труда. ...

Рабочая программа по дисциплине "Экономика и менеджмент"

Эта рабочая программа разработана для специальности "Компьютерные сети" в соответствии с ФГОС нового поколения....

Рабочая программа дисциплины Менеджмент

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» разработана в 2012 году и предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальнос...

Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент"

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназна­чена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 270260 Строительство и...

Рабочая образовательная программа элективного курса «Основы менеджмента»

Программа позволяет всем участникам образова­тельного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного пред...

Модифицированная (адаптированная) общеразвивающая программа клуба "Менеджмент"

Здравствуйте! Мои публикации вам будут интересны и полезны. С уважением Шомбул А.Д....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектный менеджмент» (стартовый уровень)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Проектный менеджмент" имеет естественнонаучную направленность. Педагогическая целесообразность прогарммы объясняется тем, что об...