Человеческие ресурсы: от сопротивления к сотрудничеству
статья на тему

Миненко Светлана Евгеньевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_minenko_s.e.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Человеческие ресурсы: от сопротивления к сотрудничеству

Миненко Светлана Евгеньевна,

директор МОУ «Колосковская СОШ» Валуйского района Белгородской области

Лучший ходатай тебе – доброе дело твое.

                                                          Феогнит

Школа – это такой общественный институт, в котором, как в зеркале, отражаются все процессы, происходящие в современном обществе. Изменение взглядов на образование, понимание его не только как социального блага, но и как специфической услуги, призванной удовлетворять запросы человека, сообществ, государства, постановка цели повышения доступности качественного образования при эффективном использовании различных ресурсов диктует необходимость не только существенного обновления целей, содержания, форм, методов, технологий образовательного процесса в школе, но и совершенствования управления этим процессом.

Очень многое зависит от того, где находится школа: в престижном микрорайоне областного центра или в сельской глубинке. И пусть школой называется и одно и другое – эти учреждения живут по разным законам и в разных жизненных плоскостях. Так случилось, что мне пришлось жить и работать в республиканском центре в престижной школе, а потом, в результате переезда к «родным пенатам», – в сельской средней школе. Начало моего директорства совпало с серьёзными экономическими преобразованиями в школьной среде: в результате демографического спада и введения подушевого финансирования возникла необходимость реструктуризации многих сельских школ. Средние становились основными, основные – начальными, многие начальные канули в лету. Коллективом школы, управляющим советом, администрацией сельского поселения была поставлена задача – сохранение в селе средней школы в период демографического спада. Эта задача в последующие годы выполнена.    Сформирован положительный имидж школы среди населения окрестных сёл и в районе в целом.   Территория села снова считается перспективной и привлекательной для молодых семей с детьми.

               Детский сад, расширенный всего шесть лет назад, переполнен. В школу пришёл большой первый класс. Рождаются дети – работает школа – живет село…

Легко гордиться школой, если она не только обеспечивает результативную деятельность, но и имеет современный облик, современное оборудование, современную инфраструктуру. Такую школу можно и в прямом смысле назвать храмом знаний, в такой школе приятно работать и учиться, такую школу легко любить. А нашу?..  Здание постройки начала шестидесятых не радует глаз, штукатурка обваливается, спортивный зал не вмещает всех, - продолжать можно до бесконечности. Но ведь есть желающие заниматься спортом и есть спортивные достижения (только в 2012 году 12 призовых мест в командном и личном зачете, а в начавшемся 2013-м уже 6 призовых мест). Активная творческая жизнь жителей школьной страны выплескивается за пределы учреждения. Стабильное качество знаний подтверждается результатами ГИА, ЕГЭ и независимых контрольных работ.

Школе обеспечивают успех человеческие ресурсы, кадры, которые строят отношения на основе взаимодействия и продуктивного сотрудничества, терпеливо преодолевая сопротивление тех, кто в каком-то направлении «отстал» от требований современности в психологическом или методическом плане.

                Коллектив школы в большинстве своем мотивирован на разноплановую деятельность, направленную на развитие образовательного учреждения. Многие трудности, связанные с психологическими, возрастными, культурологическими факторами успешно решаются. Однако есть проблемы, которые своими силами не решить.

                 Муниципальные власти считают нашу территорию перспективной и будут продолжать её развитие. Однако существующие объективные экономические причины не позволяют рассчитывать, что все проблемы будут решены в ближайшее время.

Народная мудрость гласит, что под лежачий камень вода не течёт, поэтому наш коллектив решил подтвердить, что школа достойна признания и финансовой поддержки, а многое мы можем сделать своим умом и талантом, своими руками. Изучив исходное положение дел, мы определили несколько направлений деятельности:

  • Повышение профессионального мастерства, ИКТ-компетентности педагогов, ведь «Секрет успеха не только информация, а, прежде всего, люди», - писал Ли Якокка, известный менеджер.
  • Приобщение к физической культуре и спорту, содействие укреплению здоровья обучающихся, ведь только в здоровом теле – здоровый дух.
  • Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей и подростков, ведь современному обществу нужен человек-созидатель, способный к креативному преобразованию действительности.
  • Повышение социальной активности всех участников образовательного процесса, ведь только заинтересованный в положительном результате человек может стать активным участником процесса развития.
  • Благоустройство и озеленение пришкольной территории, ведь мы не только любим свою школу, но хотим сделать её лучше.

        В своей работе управленческая команда школы стремилась руководствоваться новаторско-аналитическим или рациональным типом управления, который по мнению Т. Коно, является наиболее эффективным, ибо он способен обеспечить организационное выживание в условиях острейшей рыночной конкуренции. Данное положение в последние годы стало актуальным и для школы, отстаивающей своё право на жизнь и стремящейся привлечь учащихся  в свои стены.

                Обеспечить решение поставленных задач нам помогли следующие  элементы менеджерского поведения:

  • преданность школе;
  • энергичность и новаторство;
  • чуткость к новой информации и идеям;
  • генерирование большого числа идей и инициатив;
  • быстрое принятие решений;
  • хорошая интеграция коллективных действий;
  • четкость в формулировании целей и установок;
  • готовность учитывать мнение других;
  • терпимость к неудачам.

 Привлечение и сохранение кадрового потенциала, а также его дальнейшее развитие  - элемент стратегического менеджмента нашей управленческой команды, связанный с решением задач, направленных на побуждение сотрудников к дальнейшему развитию их способностей для обеспечения более результативного труда. С целью повышения профессионального мастерства педагогов организованы постоянно действующие семинары-практикумы:

  • по повышению ИКТ-компетентности. (Все педагоги перешагнули порог     неуверенного пользователя в ИКТ.)
  • по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс (Подводятся итоги эксперимента «Система здоровьесозидающей деятельности в общеобразовательном учреждении в целостном образовательном процессе»)
  • по внедрению ФГОС нового поколения (Обмен опытом по внедрению ФГОС)
  • по формированию  психологической готовности к нововведениям (Повышение мотивации к инновационной деятельности)
  • трехдневный семинар по планированию работы в следующем учебном году перед летними каникулами. (Таким образом, стандартная, довольно формальная и директивная процедура планирования превращается в серьезную деловую встречу, в рамках которой каждый педагог может внести реальный вклад в развитие организации.)

Спортивно-массовая работа поднялась на новый, более высокий уровень, расширила свои границы. В последние годы развитие получили зимние виды спорта и сельский туризм.

Психологическое и финансовое стимулирование творческой деятельности педагогов и обучающихся обеспечило генерирование большого числа идей и инициатив.

Энергичное развитие получило  волонтёрское движение: активизировалась работа волонтёрских отрядов, состоящих из детей и взрослых; реализуется проект «Тепло добрых сердец»; выполнено три социальных проекта, один из которых занял призовое место на региональном уровне.

Сопротивление встретила организация работы по благоустройству и озеленению территории школы. Одни говорили о том, что нет смысла украшать территорию, если школа старая и некрасивая; другие предупреждали, что розы украдут, беседки поломают, а газоны вытопчут; третьи просто не горели желанием утруждать себя дополнительной работой. Но первые результаты по преобразованию школьного двора превратили вчерашних противников в активных помощников и энтузиастов. Жители всего поселения стали приходить на экскурсию в школу, сюда заезжают пары молодоженов, чтобы сфотографироваться… В 2012 году школа отмечена специальным дипломом регионального конкурса по благоустройству и озеленению школьной территории.

Конструктивная деятельность персонала школы увенчалась успехом, что выражается, прежде всего, в росте контингента учащихся . Наше учебное заведение выбирают жители  не только с. Колосково, но и окрестных сел ( 2008 год – 87 человек, 2013 – 121 человек).

В учреждении работает стабильный коллектив, текучесть кадров отсутствует. Создано сообщество единомышленников, в котором комфортно работается людям:  молодым специалистам, среднему поколению, людям пенсионного возраста. Ведущую роль в коллективе выполнят педагоги среднего возраста, которые способны не только генерировать идеи, но и воплощать их в жизнь.

Специфика учреждения образования такова, что не только педагоги представляют человеческий ресурс, они еще и «производят» удивительный продукт – человеческие ресурсы будущего. Выдающийся врач и менеджер XX века С.Н. Федоров предложил формулу успеха:  «Успех = невероятный труд + воспитание легиона учеников + использование общественного мнения + непрерывная самореклама». В этой формуле отражен характер деятельности современной школы. Хотелось бы добавить еще один, на наш взгляд, очень важный компонент «сотрудничество», которое соединяет все компоненты формулы воедино.

В нашей сельской школе есть трудоспособный коллектив, современные ученики, неравнодушные родители – все они мечтают о светлом будущем в новой школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Закон Ома . Сопротивление. Удельное сопротивление"

комбинированный урок для учащихся 11 класса...

Методическая разработка урока "Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление" для 8 класса.

Урок изучения новой темы с использованием поисково-исследовательского метода.Для усиления наглядности материала разработано мультимедийное приложение к уроку....

Презентация к уроку "Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление".

Мультимедийное сопровождение урока, созданного для усиления наглядности по теме: "Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление"...

Разработка упражнений по принципу обучения в сотрудничестве с применением электронных образовательных ресурсов. УМК "Spotlight 5"

На сегодняшний день одна из ведущих мировых тенденций – это гуманизация образования. Гуманизация образования направлена на реформирование российского образования. В реформировании нуждается преж...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Человеческие ресурсы.

Цель: формирование адекватного представления о себе и своих возможностях на основе самодиагностики и знания условий развития личностного потенциала....