«Электронный ресурс в деятельности школьного музея как место сотрудничества педагогов, родителей, учащихся»
статья на тему

Статья о создании и функционировании сайта музея гимназии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektronnyy_resurs.docx31.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 53»

Педагогические чтения «Мы - твои наследники, Победа!»

Тема: «Электронный ресурс в деятельности школьного музея как место сотрудничества педагогов, родителей, учащихся»

Е.М.Горбачева учитель истории,

руководитель  Музея Боевой Славы 1-й Воздушной  армии  МБОУ «Гимназия № 53»

                                                                                         

 

Нижний Новгород

                                                              2015

        В новом ФГОС общего образования есть  большая идея, которая не может оставить равнодушным – идея формирования российской (гражданской) идентичности. На русский язык это понятие точнее всего можно перевести словом «причастность». «Быть причастным – значит быть частью чего-то большего, чем ты сам: семьи, друзей, школы, Родины, Вселенной, Бога.».[1] В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания  основу гражданской идентичности составляют базовые национальные ценности - моральные ценности и приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации и передаваемые от поколения к поколению. А также в этой основе лежит осознание общей исторической судьбы, памяти поколений россиян. Формирование гражданской идентичности в школе не может ограничиваться рамками учебных предметов. Большой  потенциал в этом плане имеет внеурочная совместная деятельность семьи и школы в рамках интеграции основного и дополнительного образования. 

        В нашей школе на протяжении более 30 лет работает военно-патриотический музей Боевой Славы 1-й воздушной армии.   Инициаторами создания музея были ветеран 1-й воздушной армии, бывший директор школы Демин Александр Петрович и учитель истории, участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке Райкин Григорий Львович. За прошедшие годы  музей стал гордостью нашей гимназии. Но чтобы быть востребованным новыми поколениями учеников, музей в школе должен быть живым. Живым в смысле постоянного поиска не только новых экспонатов, но и  новых форм и методов работы. Школьный музей сегодня-это, по словам М. Юхневич, «музей для детей и руками детей». Поэтому в новой  Программе развития музея на 2013-2018 годы были обозначены новые направления и формы музейной работы, такие, как создание временных экспозиций, проведение ежегодных фестивалей семейных коллекций, круглых столов, конкурсов. Безусловно важным представляется широкое использование проектной методики.

        При разработке программы выявился ряд взаимосвязанных проблем. Во-первых, музею было необходимо привлечь к самому широкому участию в своей деятельности учеников, педагогов, родителей, новых социальных партнеров. Во–вторых, необходимым  для музея представлялось пополнение постоянной экспозиции и поиск новых экспонатов для   проведения временных выставок. В –третьих,  в музее был накоплен объемный материал в виде документов, фотографий, текстов экскурсий, презентаций, краеведческих проектов. Этот архив  пополнялся с каждым годом, при этом не был доступен для ознакомления и не мог использоваться всеми желающими. В–четвертых, нас заинтересовали экспериментальные музейные методики с использованием возможностей электронных ресурсов- проведение виртуальных экскурсий, различных конкурсов в сети Интернет, возможности обмена опытом и т.п. Мы выдвинули гипотезу, что Интернет среда может стать стимулом для развития и обновления музея и местом сотрудничества учеников, родителей, педагогов  и разработали проект по созданию сайта школьного музея.

        До этого времени у музея была только страница на официальном сайте гимназии http://www.gimnaz53.ru/ , которая редко обновлялась и представляла собой краткую характеристику основных документов деятельности музея, а также страницы на ресурсах openclass.ru и vkontakte.ru. Однако плюсом использования данных площадок может стать только простота в общении внутри групп. Нашей же основной целью являлось создание ресурса, который будет доступен всем желающим, будет легко обновляться самими учениками и на котором будет гораздо больше информации.

        В сентябре 2013 года в рамках совместной экспериментальной работы гимназии № 53 и "Центра детского и юношеского туризма и экскурсий Нижегородской области" был создан ресурс http://muzei53.ru/ - отдельный сайт школьного музея. Безусловную поддержку проекту оказала директор гимназии № 53 С.Н.Голубева. Руководителями проекта стали заместитель директора гимназии по УВР О.А. Хлынова, начальник отдела информационно-методического обеспечения ГБОУ ДОД ЦДЮТЭ НО  Наумов А.В. и руководитель музея Горбачева Е.М. Активисты музея – ученики 9-10 классов гимназии создали рабочие группы и определили сроки разработки сайта. Название сайта музея  «На крыльях времени» появилось из цитаты писательницы Нарине Абгарян: «…ты стоишь в начале пути. А за твоими плечами множатся и множатся твои ушедшие в небытие предки. За левым плечом – по линии мамы. За правым – по линии отца. Они – твои крылья. Они – твоя сила. Держи их всегда за спиной, и никто и никогда не сможет сделать тебе плохо. Потому что пока помнишь о них – ты неуязвим».

        В ходе работы над проектом сайта ученики погрузились в музейную среду, познакомились с музейными экспонатами и документами, соприкоснулись с исторической памятью о ветеранах 1-й Воздушной армии и эскадрильи «Нормандия-Неман», Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Одна из важных задач проекта: сформировать круг постоянных посетителей сайта, интересующихся работой музея. Особенно важно, чтобы такими посетителями стали родители. Также задачей актива стало создание электронного архива документов и фотографий на базе сайта, а также создание фильмов о музейных выставках и коллекциях. После длительных дискуссий внутри рабочей группы по созданию ресурса была определена следующая структура сайта:

Раздел «Новости»

Регулярно обновляемый раздел о том, что происходит в музее. Экскурсии, выставки, встречи и музейные уроки, победы в различных конкурсах, все это находит отражение в новостной ленте. Новости не только рассказывают о людях и событиях, но и воздействуют на эмоции, вызывают чувство сопричастности, радости, гордости, интереса, сопровождаются фотографиями, ссылками на видеофильмы, сайты партнеров. Главными героями новостей являются экскурсоводы музея, учителя или же сами ученики и их родители.  Победы в различных конкурсах помогают ученикам пережить ситуацию успеха, учат здоровой конкурентной борьбе, ответственному отношению к совместному делу. И родители, как правило, тоже радуются за своих детей, активно включаются в работу музея, участвуют в интернет-конкурсах, которые мы предлагаем. Так, например семья Федотовых создала собственный семейный сайт и победила  в городском конкурсе «Я горжусь своей семьей». Раздел «История музея» содержит краткую историческую справку  о создания музея и гимназии, о руководителях музея.

Раздел «Актив музея» включает в себя сведения о руководителях музея и составе проектных групп, работающих в музее.

Раздел «Экскурсии» знакомит с экскурсиями по постоянным и временным экспозициям музея. Выложены как тексты, так и методические разработки экскурсий. При создании как постоянных, так и временных экспозиций музея последовательно применяется метод проектов. Вначале собирается творческая группа на базе активистов музея  и выбирает проблему, решение которой сами ученики считают интересной и актуальной. Ученики  подбирают экспонаты, проводят исследования, пишут текст экскурсии, выбирают  формы интерактивной работы с будущими посетителями. Затем начинается сбор материала. На этом этапе, как правило, подключается сайт гимназии и музея. Мы рассказываем о выставке и предлагаем педагогам и родителям   участвовать в сборе экспонатов для нее. Именно их активным участием обусловлен успех таких временных выставок, как  «История русской монеты», «Небо над Горьким», посвященной истории города в годы войны, «От папируса до айпада. История книги» и других.

        Мы уверены, что воспитание начинается с семьи, с ее истории, традиций, легенд, с семейных памятных вещей, которые передаются из поколения в поколение. И сегодня как никогда, актуальна пропаганда семейных ценностей и традиций. Так появился проект фестиваля семейных коллекций  «Мир твоих увлечений», основная идея которого - дать возможность самим ученикам и учителям продемонстрировать свои частные семейные коллекции, создать свои выставки и провести увлекательные экскурсии.  С 18 ноября по 9 декабря 2013 года в гимназии прошли 9 временных выставок, по которым экскурсоводы провели более 100 экскурсий. Над проведением фестиваля также работала большая команда учителей –предметников. Фотоотчеты с выставок, а также брошюру с описанием проекта можно увидеть на сайте гимназии и музея. Важным направлением деятельности  музея, которое отражает сайт, является сотрудничество с кафедрой  французского языка в гимназии. Мы продолжаем исследования истории эскадрильи «Нормандия-Неман», в рядах которой воевали плечом к плечу французы и русские. В год 70- летия эскадрильи в музее была создана обновленная экспозиция, а также  проводились различные творческие конкурсы. Ученики создавали презентации, рисовали и писали эссе, которые выкладывались на сайте музея. Также интересным совместным проектом оказалась выставка об инициаторе создания гимназии на базе школы № 53 Г.В.Ратинском, созданная совместно с его внучкой, учителем французского языка М.Л.Гусевской, дети которой также обучаются в гимназии.

Французские школьники и преподаватели, которые ежегодно приезжают в гимназию, обязательно посещают музей. В сентябре 2015 года в ходе визита в гимназию наш музей посетила жена французского посла в России г-жа Блик-Рипер а также советник по культуре г-н де Люмье. Экскурсию на французском языке для них провела экскурсовод Елена Романова. Видеосьемку экскурсии мы выложили на сайт и ее просмотрели уже более 60 раз. Рассказ и видеосъемка об этих событиях  позволяет учащимся и родителям приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом все возрастает.

Раздел «Я - Нижегородец» включает в себя экскурсии, презентации, исследовательские работы учащихся, посвященные истории Нижнего Новгорода и области. Это направление  работы является традиционным для нашего музея.

Раздел «Родная 53-я»

В 2018 году наша школа и гимназия отметит юбилей - 50 лет. На сайте музея в сентябре 2015 года начала создаваться виртуальная экспозиция  «Родная 53-я», которую заполнят ученики  и их родители - наши выпускники, ведь нередки случаи, когда в школе обучались уже три поколения одной семьи. На наш взгляд, этот материал может стать основой гражданского воспитания, позволит учащимся осознать свою причастность к истории школы, а через нее-к истории города и страны. В классах, участвующих в проекте создания экспозиции, запланирован не только сбор и обработка материала, но и встречи с выпускниками, проведение различных круглых столов, подготовка и проведение виртуальных экскурсий, сьемка видео и фотоматериалов и т.д.  

Раздел «Фотоальбом» наполняется фотографиями с выставок, постоянных экспозиций, значимых событий в жизни музея.

Раздел «Видео о музее» включает в себя фильмы о музее, выставках, встречах с интересными людьми, снятые и смонтированные активистами музея. Ярким примером является фильм о музее. Фильм полностью (от написания сценария и съемок интервью до монтажа) снят инициативной группой музейного актива весной 2014 года. Эти работы сняты непрофессионально, но их ценность в другом: они от начала до конца продуманы и выполнены самими детьми.  Съемка таких видеофильмов оказалась интересной и востребованной формой работы. В своих отзывах ученики неоднократно отмечали, как они становятся увереннее в себе, учатся выступать на публике, красиво держать себя, находчиво отвечать на вопросы. В гимназии  частым гостем является телеканал «Домашний». Так, 24 января 2015 года наши экскурсоводы рассказали телезрителям о выставке «Оружие Победы». А в марте того же года в музей обратилась тележурналист телекомпании ННТВ Ольга Плетнева из программы «Почемучкины и Следопыткины» с предложением поучаствовать в программе. Она рассказала, что узнала о деятельности музея, познакомившись с сайтом. По ее просьбе активисты музея разработали 10-минутную экскурсию, освещающую деятельность музея в ходе подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В ролике снимались и родители и ученики.

Раздел «Тайны семейных архивов» Ярким примером  сотрудничества учеников, педагогов и родителей   стал виртуальный фестиваль семейных выставок «Тайны семейных архивов», посвященный  70-летию Победы в Великой Отечественной войне, который был проведен на сайте музея в марте-июне 2015 года. Толчком к созданию проекта фестиваля послужило то, что одна из преподавательниц гимназии принесла в музей юбилейные медали, найденные ей у помойки. Это шокировало активистов музея. Ведь отношение к реликвиям, связанным с памятью о войне, показывает отношение к самому подвигу наших дедов и прадедов, к своей семейной истории.  Мы задумали провести фестиваль семейных выставок, дать возможность ученикам, родителям, педагогам не просто рассказать о судьбах своей семьи в годы войны, но и показать сохранившиеся в семьях документы, награды, фотографии, вещи военных лет. Основная цель проекта - воспитать уважение к семейным реликвиям, этим немым свидетелям семейной истории и  пробудить интерес у слушателей к истории своей семьи. Но так как музей не имеет права выставлять  ордена, и многие реликвии родители не доверяют на хранение, появилась идея провести виртуальный фестиваль на базе сайта музея. Ученики подготовили свои мини-выставки, многие выступили с рассказами на классных часах и музейных уроках. А рабочая группа участников проекта снимала и монтировала фильмы.  Съемки выставок проводились в классах, музее и даже дома, на сайт выкладывался готовый материал. Многие реликвии поистине уникальны, такие как блокнот со стихами  А.А. Тиховодова, который прошел с ним всю войну и теперь бережно хранится в семье его правнука, ученика нашей гимназии.

Также в рамках фестиваля в музее прошел цикл уроков «Память сердца». Во время урока ученики рассказывали друг другу о своих родных, переживших военные годы, показывали семейные реликвии, рисунки, презентации, коллажи. Они получили возможность больше узнать о предметах из музейной коллекции - прикоснуться к каске, найденной на поле боя, подержать в руках планшет летчика, осколки снарядов. С разрешения родителей во время уроков велась видеосъемка. Один из таких уроков был проведен совместно для учеников 4 «в» класса гимназии(классный руководитель Рождественская Е.Б.) и учеников  школы-интерната для слепых и слабовидящих детей имени Н.Островского. 

В фестивале приняли участие ученики школ № 54 и № 24, посещаюшие   областной центр социальной помощи семье и детям "Журавушка", и педагоги центра Захаренко Г. А. и Сысолятина Е. В. Свои рассказы и презентации прислали ученики Тарасовой Е. А., учителя начальных классов школы № 122. Всего на сайт выложено более 40  рассказов. Родители высоко оценили  наш труд.  Одним из самых трогательных отзывов о фестивале «Тайны семейных архивов» стало письмо семьи Тарасовых: «Всей семьей на 9 мая смотрели видео и читали рассказы. Спасибо за Ваш труд, за такие интересные проекты. С уважением и восхищением. Семья Тарасовых».

В 2013-2014 и 2014-2015 учебном году  музей стал победителем в нескольких номинациях городского конкурса "Твое время!" на лучшее освещение деятельности школьных музеев. Но самым важным результатом деятельности я считаю желание учеников, родителей и педагогов гимназии все  более активно участвовать в деятельности музея. В 2015-2016 учебном году активисты музея готовятся к  очередному  фестивалю семейных коллекций, уже третьему по счету. Музей ждет друзей!


[1] Григорьев Д. В. «Формирование гражданской идентичности современного школьника»

http://xn---14-redo7b.xn--p1ai/index.php?id=216&Itemid=15&option=com_content&view=article