«Сотрудничество педагога и учащегося, направленное на развитие исследовательской деятельности»
статья по химии на тему

 

                         Педагогическая концепция

«Сотрудничество педагога и учащегося, направленное на развитие исследовательской деятельности»

 

 

 

     

                                                                    «Если действовать не будешь,

                                                                            Ни к чему ума палата».

                                                                                     Шота Руставели.

 

      Заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук Ю.А.Александровский отмечает, что у каждого человека есть выраженные в неодинаковой степени те или иные задатки: способность производить счетные операции, рифмовать слова, запоминать прочитанное или услышанное, улавливать различия в музыкальных звуках и так далее. Сами эти задатки предопределены особенностями биологических механизмов и генетической предрасположенности.

      Разовьются ли имеющиеся задатки, благодаря чему человек станет думать, рассуждать, решать лучше других - это уже «компетенция» социальных факторов: условий жизни, воспитания.

      Лишь в том случае, если задатки «подкреплены» способствующей их росту объективной деятельностью, может сформироваться активная творческая личность.

      Талант человека проявляется в его деятельности. При хорошей организации работы раскрываются потенциальные возможности каждого.

 Но на уроках учитель работает одновременно с большими группами учеников и приходится ориентироваться на среднего ученика. При системе неизбежно задерживается развитие одних, и создаются непреодолимые трудности для других учащихся.

      На первом этапе обучения я стараюсь выявить способности, интересы, особенности памяти, мышления, склонности каждого ученика с помощью различных заданий, к примеру, предлагаю учащимся темы творческих работ: «Роль металла  в развитии человеческой цивилизации», «Металл – труженик», «Нитраты – загрязнители окружающей среды», «Пластмассы вчера, сегодня и завтра» и многие другие темы подбираю в зависимости от классов, проявленного интереса к изучаемой теме. Заслушиваются подготовленные сообщения на уроках-конференциях, где сразу видно: ученик выполнил работу, чтобы получить оценку или он действительно увлекся и при подготовке прочитал большой материал и интересно доступно рассказывает другим.

       Работая,  по учебнику профессора кафедры естественно-научного и экологического образования Московского областного ИПК О.С.Габриеляна применяю в качестве творческих заданий, для детей с гуманитарными способностями, написание сочинений по темам: «Самый «электроножадный элемент»», «Этот коварный углекислый газ» и другие. Ученики, сами могут придумать о каком веществе, элементе и явлении они будут писать, а образцы сочинений имеются в самом учебнике.     

       Для активизации учебного процесса стараюсь, как можно больше уделить внимание проблемному обучению, цель которого «научить ученика мыслить». Мне нравиться использовать такие приемы и методы обучения, которые способствуют развитию познавательных процессов человека, к ним относится внимание, восприятие, воображение, мышление, речь и память. И поэтому по рекомендациям ученых Вятского гуманитарного университета Берестовой Е.В. и Бакулевой М.А., а также ученых Нижегородского пединститута ШабановаА.В., Стрюкова Г.А., составляю и предлагаю выполнять на уроках упражнения для развития внимания, восприятия, воображения и речи, мышления. (Приложение). Ребятам, успешно занимающим предметом, даю опережающие задания.

       Какой бы скудной не была материальная база, школьной лаборатории не забываю об огромной роли химического эксперимента как эффективного метода формирования системы научных понятий, и как метод обучения приемами рационального мышления, из-за отсутствия большого количества реактивов и недостатка времени на уроке, многие занимательные опыты провожу во внеурочное время. Хотя трудно провести границу между учебной и внеклассной работой, так тесно они переплетаются, но во всех видах работ важное место занимает эксперимент.

           В школе, традиционно проводится вечер «Посвящение в химики», который имеет огромный успех: под руководством учителей и лаборанта учащиеся проводят опыты, вечер проходит с музыкальным сопровождением, в веселых костюмах, учащиеся выполняют различные задания интеллектуального характера. И конечно заканчивается вечер песней – гимном химиков.

           На факультативных занятиях углубленно изучаем не только теоретические вопросы, но и выполняем различные практические работы, демонстрирую интересные опыты.

           Для решения с учащимися задач повышенной трудности использую материалы прошлых городских, республиканских и вузовских олимпиад для школьников. Многое, для усовершенствования своей работы, нахожу в научно-теоретическом и методическом журнале «Химия в школе», «Химия» приложение к газете «1 сентября», где можно найти интересный методический материал, например, алгоритмы решения задач «с неполным набором данных» Шамовой М.О. и апробирую их. Посещаю открытые уроки коллег. В своей работе использую некоторые моменты, например, методику решения задач по растворению математическим способом. Но настольной книгой считаю пособие для учителя «Как научить школьников решать задачи» В.И.Данейко, который считает, что некоторые олимпиадные задачи на ряду со стандартными допускают более простое, «изящное» решение. Однако увидеть его способен только тот, кто обладает нетривиальным мышлением. Владение же стандартными алгоритмами обеспечивает возможность решить задачу всем». На факультативных занятиях изучаем алгоритмы задач, решаем как стандартными способами, так и разбираем другие способы решения. Если среди всех учащихся есть ученик, который способен решать задачи «изящными» способами, ему предлагается, научит других, ведь существует истина, что когда учишь других, то и сам учишься.

         В начале ноября проводим школьную олимпиаду. В заданиях нестандартные задачи и вопросы, которые утверждаются на методическом объединении. По результатам олимпиады выбираются учащиеся, которые будут защищать школу уже на городской олимпиаде. С этими учениками провожу индивидуальные занятия по углубленному изучению теоретического материала, рассматриваем вопросы, которые не включены в школьную программу, много решаем задач.

         В городе, с 1998 года, ежегодно проводится конкурс «Химия и жизнь», организованный  ГУО, по различным номинациям. На занятиях я знакомлю учащихся с положением конкурса и предлагаю им принять участие. С теми ребятами, которые изъявили желание участвовать в конкурсе, также провожу индивидуальные занятия. Таким образом, привлекаю учащихся к научно-исследовательской работе, решению задач в области экологии, производства различных веществ, при этом стараюсь использовать региональный компонент.

          Договариваюсь с руководителями предприятий и Вузов о проведении экскурсий. За это время посетили: завод «Резинотехника», ОАО «Биохимик», Ромодановский сахарный завод, Саранский молочный комбинат, лабораторию стандартизации и метрологии, завод «Керамических изделий». Надо отметить, что с каждым годом становиться, труднее организовывать экскурсии, руководители предприятий не идут навстречу, не совсем понимая, зачем надо заниматься научно-исследовательской работой в школе.

           После экскурсий с учащимися изучаем дополнительную и специальную литературу. Проводим экспериментальную работу в школе, если этого достаточно для работы, или работаем на предприятиях, например, в лаборатории стандартизации и метрологии проводили эксперименты по определению ионов тяжелых металлов в молочной продукции, на заводе «Керамических изделий» изготавливали образцы глиняного кирпича с использованием выгорающей биодобавки, а определяли физико-механические характеристики кирпича в МГУ им. Н.П.Огарева в лаборатории строительного факультета.

         Затем оформляем по всем требованиям работы. Отдаем  ученым  ВУЗов, или ведущим специалистам предприятий на рецензию. Заявляем о своей работе на конкурс, а лучшие работы участвуют в Республиканской научно-практической конференции.

          Многие учащиеся, которые занимались научно-исследовательской работой, или углубленно изучали предмет, по окончанию школы поступают в ВУЗы на химический, медицинский факультет. Победители первого конкурса «Химия и жизнь» Агеев Дмитрий, Королева Оксана, Четвергова Лена , Яковлев Алексей, Мартынов Алексей,  учились МГУ им. Н.П.Огарева на химическом факультете, в настоящее время победители республиканских олимпиад Чекушкина Анастасия, Замышляев Павел обучаются в МГУ им. Н.П.Огарева , призер городской  научно-исследовательской конференции Трошина Оксана учится в МГУ им. Н.П.Огарева на медицинском факультете.

        Я думаю, что выполнение подобных научно-исследовательских работ нацеливают школьников на серьезную научную работу и поможет им стать специалистами высокой квалификации.

          В конце каждого учебного года провожу анонимное анкетирование по вопросам:

- любимые темы;

- понравившееся виды работ;

- какие типы уроков больше нравятся;

- каким вы считаете стиль общения учителя;

- степень усвоения знаний:

Это дает возможность в дальнейшем исправить свои ошибки, недоработки, упущения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к русскому языку у учащихся предпрофильных классов через исследовательскую деятельность

Математическими способами ребенок решает поставленную задачу по русскому языку...

Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности.

Кудрявцева Елена Александровна, учитель биологии МБОУ «Гимназия №3», г. Рубцовска. Статья «Исследовательская деятельность педагогов и учащихся как фактор развития творческой личности». Внедрение иссле...

Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...

Аляпышева И.И. «Развитие исследовательской деятельности учащихся в процессе проектной деятельности»

И.И. Аляпышева, учитель английского языка  гимназии №74Текст выступления  «Развитие исследовательской деятельности учащихся в процессе проектной деятельности» на Санкт-Петер...

Развитие исследовательской деятельности педагогов в общеобразовательном учреждении

Развитие исследовательской деятельности педагогов в общеобразовательном учреждении...

Мастер-класс "Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся 9 классов при изучении химии и биологии"

Внастоящее время ценность приобретает не количество получаемых знаний (хотя это, безусловно, тоже важно), а умение справляться с потоком информации способность добывать необходимые сведения обрабатыва...