Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете.
    статья на тему

    Эккардт Галина Анатольевна

    В данной статье представлен материал по вопросу "Метапредметный подход в образовании".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metapredmetnyy_podkhod_v_obrazovanii.docx25.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов»

    Цель: изучение теоретических основ метапредметности в образовании, разработка алгоритма метапредметного  учебного занятия, сценирование учебного занятия с элементами метапредметного подхода.  

    Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе? Разобраться в этом нам и предстоит.

    Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в другую аудиторию на другой урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие, развитие мышления, способности воображения или развитие способности самоопределения.

    Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета. Особенно глубокая пропасть пролегает между гуманитариями и представителями естественно-научных дисциплин. Но и преподаватели, казалось бы, не столь далеких друг от друга предметов, например, химии и физики, истории и литературы, математики и физики, очень часто не понимают, какие конкретно способы работы со знаниями они передают учащимся; как эти способы связаны друг с другом и на развитие каких именно способностей они направлены. Ответ на эти вопросы требует как раз скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в программы традиционных учебных предметов.

    В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.

    Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, различные научные школы трактуют его по-разному.

    Так, у Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета. Таким образом,  Ю.В. Громыко и его последователи выделяют отдельные метапредметы «Знак», «Проблема», «Смысл», «Ситуация» и т.д.

    Важнейшей задачей ФГОС  является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения». Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение учащимся той или иной информации, касающейся этого предмета, так и создание определенных умений. Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей. Умение – это совокупность определенных навыков.

    Так как  метапредметный подход заложен в основу новых стандартов, то сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Рядовой учитель зачастую далек от понимания сути метапредметов, от того, как можно применять метапредметный подход на уроках. Многие ещё не до конца  поняли, что такое проектная деятельность, а уже появилось метапроектное обучение. Так что вокруг этого понятия сегодня много вопросов. Конечно, многие  учителя уже свободно ориентируются в метапредметном подходе. Однако необходима большая работа, прежде чем метапредметный подход станет понятным для массового учителя. Поэтому  сначала важно понять, что такое метапредметность с точки зрения теории вопроса и практики применения ее на уроках. Какую литературу учителю нужно читать, чтобы двигаться в этом направлении. Ведь в тексте новых стандартов введены понятия «надпредметные умения», «метапредметные умения», «полипредметные умения». Как со всем этим разобраться?

    (Слайд 8) Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

    Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.  

    На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

    В рамках метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).

    Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.

    Метапредметный урок предполагает синтез предметных знаний. Целью, урока является в первую очередь преодоление разобщенности различных учебных дисциплин, отказ от узкопредметной специализации. Таким образом, метапредметный урок является синтезом учебных предметов, формирующим целостное восприятие окружающего мира.

    В качестве критериев эффективности урока можно рассматривать такие как:

    • наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
    • использование проблемных творческих заданий;
    • применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
    • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
    • обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;
    • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
    • оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
    • отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
    • при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

    При структурировании метапредметного урока следует помнить общую закономерность, согласно которой постоянными этапами учебного занятия являются организационный в начале урока и этап выдачи домашнего задания. Все же остальные этапы урока варьируются в зависимости от того, в какой технологии работает учитель и на какой стадии находится изучение материала. На таком уроке вся деятельность выстраивается вокруг некоторой мыслительной организованности (знание, проблема, задача, смысл, категория и т.д.)

    Таблица отличий традиционного и метапредметного подходов

    Предмет

    Метапредмет

    Базовые сведения по одной науке

    Сведения из разных наук

    Узконаправленность

    Смысловое поле объектов познания выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается на метауровне

    Знания разрознены

    Формирование целостной картины мира

    Недостаточно философское осмысление мира обучающимися

    Философское осмысление мира обучающимися

    Нет осознания личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем

    Формируется осознание личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем

    Предметоцентризм

    Интегративность

    Предметность

    Предметность + надпредметность

    Метапредметность основывается на работе с деятельностью учащегося, передачей ему в первую очередь способов работы со знаниями, а не просто знания. Важно научить учащихся применять способы действия не зависимо от предметной области.

    По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его. Основной  единицей, с которой приходится иметь дело во время сценирования, является не предметная тема, как то происходит при планировании урока, а ситуация учения-обучения. Ситуация учения-обучения предполагает организацию такого  взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит преобразование как способа работы учащегося, так и способа работы учителя, другими словами – предметом преобразования становится сама форма организации совместной работы учителя-ученика. Учитель, реализуя сценарную технологию, работает не с передачей информации и не с умениями-навыками, но со способностями учащихся. Основным механизмом, позволяющим дотянуться до пласта способностей, являются специально создаваемые ситуации учения-обучения. В ходе развертывания этих ситуаций собственно и выращиваются способности через преобразование не только учеником, но и учителем уже привычных им способов работы.

    Структура метапредметного занятия (А.Хуторской)

    1. Образовательная напряженность.

    2. Уточнение образовательного объекта

    3. Конкретизация задания

    4. Решение ситуации

    5. Демонстрация образовательной продукции

    6. Систематизация полученной продукции

    7. Работа с культурно-историческими аналогами

     8. Рефлексия

    Независимо от многообразия и специфики типов любое учебное занятие должно нести следующие функции и соответствующие им этапы.

    Первая функция - введение обучаемых в учебную деятельность, где под учебной деятельностью понимается специфический вид деятельности, отличный от других,

    Вторая функция, которую Вы должны предусмотреть, создавая сценарий учебного занятия - создание учебной ситуации, т.е. такого действа, в котором будут достигаться учебные цели.

    Для создания учебной ситуации педагогу нужны особые задачи, которые нацелены на получение результата, содержащегося в условии самой задачи.

    Третья функция, которую Вы должны спроектировать, создавая сценарий учебного занятия - обеспечение учебной рефлексии.

    Четвертая функция - функция обеспечения контроля за деятельностью обучаемых. В учебной деятельности Вы должны контролировать изменения, происшедшие в ученике.

    Проектная и исследовательской деятельности–действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр метапредметных УУД. коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями).

    Подведение итогов.

    Задание группам: продолжить предложения.

    1. Метапредметный урок - это урок, целью которого...
    2. Метапредметный урок - это урок, на котором…
    3. Метапредметный урок - это урок, с помощью которого...

    Рефлексия.

        Выберите афоризм, который больше всего подходит к вашему состоянию:

    • «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р. Декарт.
    • «Хорошими люди становятся от упражнения, чем от природы». Демокрит.
    • «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным». Сенека.
    • «Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться». Ф. Ларошфуко.
    • «Самое полезное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт.
    •  «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением» М.В.  Ломоносова.
    • «Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (словарь С.И. Ожегова).

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете

    Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...

    Выступление на педагогическом совете на тему: "Формирование ключевых компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий".

    Материал имеет информацию о формировании основных компетенций обучающихся с использованием новых педагогических технологий....

    Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.

    Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....

    Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»

    Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...