Школа как элемент образовательного кластера «Школа-техникум-предприятие»
материал на тему

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл texnikum11.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Школа как элемент образовательного кластера                               «Школа-техникум-предприятие».

Гришанова О.В.,

директор МОУ СОШ № 1 им.М.М. Пришвина,

г. Елец

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я выступаю в качестве директора школы, который заинтересован в успешности своих выпускников,  так как современное развитие индустрии нашего города заставляет по-новому взглянуть на проблему профессиональной ориентации школьников.

Существующий рынок образовательных услуг на данный момент отделен от рынка труда, и система образования сегодня не является механизмом синхронизации экономических процессов и рынка труда. В настоящее время более востребованы рабочие профессии, перенасыщение экономических и юридических специалистов влечет отсутствие трудоустройства большинства выпускников ВУЗов. С каждым годом обнаруживается все больший разрыв между количеством выпускаемых специалистов и реально требуемых работодателем специальностей.

Предлагаю вашему вниманию несколько взглядов на возможности сотрудничества школ малых городов и учреждений среднего профессионального образования.

Уважаемые коллеги!

Ответьте себе на вопрос, какая сфера человеческой жизни сопровождает нас на всем жизненном пути? Думаю, что ответ будет один - образование. Наш педагогический коллектив решил сделать то, что делали наши предки – изменить систему образования обучающихся школы.  Как, спросите Вы? Считаем, что сегодня образование школьников должно стать непрерывным.

Как сделать это в условиях малого города?

Во-первых, мы территориально выгодно расположены с Елецким промышленно-экономическим техникумом.

Во-вторых, имеющаяся школьная база для практического освоения образовательной области «Технология» после реорганизации трех общеобразовательных учреждений в одно крайне скудна.

В-третьих, учитывая запросы родителей и отслеживая уровень трудоустройства выпускников 9 классов, пришли к выводу, что половина детей на ступени основного общего образования устремлена в учреждения СПО. Это реалии сегодняшнего дня.

Мы считаем, что СОШ № 1 им.М.М. Пришвина может стать   элементом образовательного кластера «Школа-техникум-предприятие». Более того, создание образовательного кластера поможет выполнять еще одну актуальную задачу российского образования – данная форма позволяет готовить специалистов, которые способны адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности.

Поэтому весьма перспективными направлениями инновационной деятельности школы малого города являются:

1. Формирование условий для профессионального самоопределения учащихся через специализацию в рамках предпрофильного обучения.

2. Отработка механизмов взаимодействия школы малого города с  учреждением СПО с целью модернизации форм учебного процесса.

Уважаемые гости!  

Хотелось бы сегодня остановиться на втором направлении.

Отправной точкой взаимодействия становятся практико-ориентированные курсы «Введение в специальность», «Выбор профессии», «Основы рыночной экономики» и другие, введенные в учебный план школы на ступени предпрофильной подготовки. Их цель – познакомить будущих студентов техникума со специальностями экономического и технического профилей. Особое внимание здесь должно быть уделено предпрофильному обучению,  осуществляемому в режиме личностно-ориентированного образования. У обучающихся  формируются профессионально-значимые качества (системное мышление, способность к критическому оцениванию и самооцениванию, рефлексия, мотивирование и т.п., а также информационная, коммуникативная и предпринимательская культура). Читать курсы будут преподаватели техникума.

Напомню, Елец - площадка для освоения ОЭЗ промышленно-производственного типа «Елецпром» и туристко-рекреационного типа «Елец». Поэтому речь уже должна идти о приведении рынка образовательных услуг в соответствие с потребностями рынка труда. Приоритетной становится проблема обеспечения предприятий и организаций-резидентов ОЭЗ необходимыми специалистами.

ЕПЭТ готовит специалистов по направлениям: технология машиностроения, технология и эксплуатация электрического и электромеханического оборудования, коммерция, товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, что продиктовано потребностью ОЭЗ на территории Ельца. Наша педагогическая задача – помочь ученику направить его профессиональную траекторию  в то русло, чтобы он стал востребованным по окончании техникума.

Понимаю, что интеграция общего и среднего профессионального образования нацелены на профессиональное самоопределение выпускников, поскольку выбор профиля – еще не выбор профессии. Использование кадрового и технологического (производственного) потенциала  ЕПЭТ, их материально-технической базы  позволит расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, а также более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ среднего и высшего профессионального образования.

 Сегодня я ставлю еще одну задачу в создании партнерства школа-техникум.                                                                                                                            

В настоящее время у учащихся (особенно юношей) слабо развиты трудовые навыки, а в первую очередь, мало проявляется потребность к труду. Своей задачей, как руководитель, считаю возрождение престижа рабочей профессии. Поэтому в рамках образовательного кластера будут актуальны такие формы работы, как авторские мастер-классы преподавателей и рабочих предприятий города, участие школьников в Дне открытых дверей, прохождение летней производственной практики на предприятиях города по договору с ЦЗН, участие в предметных олимпиадах, проводимых на базе ЕПЭТ.

Таким образом, изменяется миссия школы. Она теперь носит инновационный характер, а именно, координация образовательной траектории школьника с учетом изменяющихся социально-экономических условий современного общества.

Наш проект нацелен на то, чтобы в условиях образовательного кластера у школьников, работающих в режиме партнерства с техникумом, формировались и исследовательские компетенции, являющиеся залогом успешности дальнейшего профессионального самообразования.

Так, обогащение и обновление форм учебной деятельности школьников, формирование у них практических умений и навыков проведения исследования, развитие интереса к познанию  науки, к познанию процессов и явлений природы,  позволит организовать деятельность в научно-педагогическом сообществе нового типа «ученик – учитель – специалист».

Одним из наиболее эффективных способов организации исследовательской деятельности учащихся будет являться использование метода проектов. При этом непременным условием осуществления проектной деятельности станет наличие практической составляющей, которую успешно можно будет реализовать в производственных мастерских ЕПЭТ. Только в таких условиях девятиклассник сумеет осмыслить  результаты своей деятельности.

Функционирование научно-педагогического сообщества строится и предполагает дальнейшую работу на основе взаимодействия методических объединений школы с цикловыми методическими комиссиями ЕПЭТ, что позволит готовить наших обучающихся  к конкурсам ученических работ.

Сейчас мы стоим на старте. Но уже можно говорить о некотором опыте. Пропедевтический (подготовительный) этап нами преодолен. Изучение мнения родителей и обучающихся показывает, что около 78 % изъявивших желание продолжить обучение в ЕПЭТ, выбирают специальность товароведа и бухгалтера. В своем выборе они утвердились после презентационных мероприятий, проводимых в школе, и участия в Дне открытых дверей в техникуме. Они обосновывают свой выбор так: 83 % опрошенных считают, что по выбранной профессии они сумеют трудоустроиться в развивающейся  ОЭЗ «Елецпром», 15 % уверены, что среднее профессиональное образование – хороший старт для получения высшего по выбранному направлению в ВУЗе по заочной форме, при этом срок начала трудовой деятельности резко сокращается, среди опрошенных               2 % продолжают семейные профессиональные традиции.

Как видим, снижение производства в последние десятилетия наложило отпечаток на техническом направлении профессиональной деятельности выпускников школ. Девятиклассники нынешнего поколения росли в пору, когда предприятия были закрыты или возрождались, при этом широко развивались ООО и ИП в сфере обслуживания и питания.

В настоящее время школа и техникум прорабатывают варианты сотрудничества через систему воспитательной работы.

Уважаемые педагоги!

 Мы ратуем за открытость системы образования перед общественностью. Поэтому есть смысл создания на сайтах ОУ страниц, отражающих промежуточные результаты работы в условиях образовательного кластера учреждений-партнеров.

Уважаемые коллеги!

  Проектируя новое направление в деятельности нашей школы, мы предполагаем получить следующие результаты:  

  • профессиональное самоопределение учащихся школы будет обоснованно подкреплено возможностью практического ознакомления с предстоящим видом профессиональной деятельности за счет интеграции основного общего образования со средним профессиональным;
  • предпрофильное обучение будет сопровождаться профессиональным становлением выпускника на базе ЕПЭТ, за счет чего вырастет конкурентоспособность выпускника  школы, практически освоившего рабочую профессию;
  • выпускникам будет обеспечен повышенный уровень образования, соответствующий новым образовательным стандартам,  запросам социума, интересам учеников;
  • доля поступающих в ЕПЭТ выпускников 9 классов достигнет 75% от числа продолживших образование в учреждениях СПО и НПО;
  • школа и техникум обретут опыт работы в сообществе учреждений взаимно способных общему развитию.        

Уважаемые коллеги!

В своем выступлении я хотела акцентировать ваше внимание на проблеме получения образования  с позиции  подхода к образованию через всю жизнь.

Исходя из того, что именно образование является основной составляющей человеческого интеллектуального капитала, что, в свою очередь, является одним из главных компонентов, позволяющим развивать национальную инновационную систему,  считаю, что именно развитие системы среднего образования является основным потенциалом инновационного развития нашего малого города.

Спасибо за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов образовательных технологий на уроках географии.

В статье предложены раличные формы активного обучения на уроках географии....

Создание сетевого инновационного образовательного кластера по военно-патриотическому воспитанию в Союзе детей и подростков «Дружба-Ынархас» г.Абакана Республики Хакасия

Наиболее эффективным условием взаимодействия с учениками, учителями, семьей, обществом в целом является сетевой характер взаимодействия социальных институтов. Формирование образовательного кластера сп...

Статья "Образовательный кластер: новые возможности духовно-нравственного воспитания современных школьников"

Пространство культуры многообразно и каждый его компонент требует выявления и отработки механизмов, позволяющих максимально эффективно использовать возможности образования за пределами школы.Как работ...

Популяризация сдачи норм ГТО в МБОУ "СОШ № 24" через деятельность образовательного кластера "Через ГТО - к спорту"

Шесть лет существует образовательный кластер «Через ГТО - к спорту», деятельность которого осуществляется на основании Соглашения о совместной деятельности по реализации муниципального обр...