Положение о рабочей программе педагога
рабочая программа на тему

Зейгман Ольга Алексеевна

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебного предмета, спецкурса, пропедевтического  курса, элективного курса предпрофильной подготовки, элективного  учебного предмета, курса внеурочной деятельности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_o_rabochey_programme.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

научно-методическим советом

МАОУ СОШ № 1

Протокол от 30.08.2013г. № 1

Приложение № 9

к приказу директора МАОУ СОШ № 1

от 09 сентября 2013 года № 91-О

ПОЛОЖЕНИЕ

о рабочей программе учебного предмета, спецкурса, пропедевтического

 курса, элективного курса предпрофильной подготовки, элективного

 учебного предмета, курса внеурочной деятельности

в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

  1. Общие положения

  1. Настоящее Положение о рабочей программе учебного предмета, спецкурса, пропедевтического курса, элективного курса предпрофильной подготовки, элективного учебного предмета, курса внеурочной деятельности в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1» разработано в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2013 № 273 (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48); федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5); федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2); федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (п. 18.2.2); федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089; федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312; Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196; письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждения; Уставом муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»; основной образовательной программой начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»; образовательной программой муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»; локальными нормативными актами муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».
  2. Настоящее Положение определяет структуру и содержание рабочих программ учебного предмета, спецкурса, пропедевтического курса, элективного курса предпрофильной подготовки, элективного учебного предмета, курса внеурочной деятельности (далее – рабочая программа) урочной и внеурочной деятельности, регламентирует порядок их разработки, утверждения и реализации педагогическими работниками в образовательной деятельности.
  3. Под рабочей программой в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1»понимается нормативно-управленческий документ образовательной организации, характеризующий систему или модель образовательной деятельности педагога и учащихся по достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС ОО), требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в условиях реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее - ФКГОС).
  4. Рабочая программа является составной частью основной образовательной программы соответствующей ступени образования (далее - ООП), и призвана обеспечить целенаправленность, систематичность, последовательность в работе учителя по раскрытию ее содержания через урочную и внеурочную деятельность.
  1. Рабочая программа разрабатывается на уровень образования  и учебный год:
  • по предметам обязательной части учебного плана;
  • учебным курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса;
  • учебным курсам национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения;
  • программам курсов внеурочной деятельности в соответствии с планом внеурочной деятельности на ступени начального общего образования, учебным планом основного и среднего (полного) общего образования;
  1. Рабочая программа реализуется в течение учебного года согласно расписанию в полном объеме.
  1. Рабочая программа должна быть разработана и утверждена не позднее 1 сентября нового учебного года.
  2. Рабочая программа является объектом и направлением внутришкольного контроля в соответствии с планом работы образовательной организации, в исключительных случаях - других видов контроля.  
  3. Положение о рабочей программе разрабатывается и утверждается коллегиальным органом в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 2-3 ст. 30 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
  4. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения  и дополнения.

  1. Цели, задачи и функции рабочей программы

  1. Главной целью рабочей программы является реализация содержания ООП соответствующего уровня образования, образовательной программы по учебному предмету, спецкурсу, пропедевтическому курсу, элективному курсу предпрофильной подготовки, элективному учебному предмету, курсу внеурочной деятельности в соответствии с установленным количеством часов учебного плана, плана внеурочной деятельности начального общего образования
  2. Основными задачами рабочей программы являются:
  • определение содержания, объема, порядка изучения учебного предмета, спецкурса, пропедевтического курса, элективного курса предпрофильной подготовки, элективного учебного предмета, курса внеурочной деятельности с учетом целей, задач и особенностей (специфики, традиций, уровня реализации программ ) образовательной деятельности образовательной организации и контингента учащихся;
  • обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования, при имеющейся возможности - обеспечение "сквозной" преемственности;
  • отражение индивидуальности педагогической деятельности с учетом конкретных условий образовательной организации, образовательных потребностей и особенностей развития учащихся.
  1. Основными функциями рабочей программы являются:
  • нормативная (рабочая программа должна быть в обязательном порядке выполнена в полном объеме);
  • целеполагания (определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательный процесс);
  • содержательная (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися или ознакомлению, а также степень их трудности);
  • процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);
  • оценочная (выявляет уровни достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП соответствующего уровня образования в условиях реализации ФГОС ОО;
  • выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся в условиях реализации ФК ГОС.

  1. Структура и содержание рабочей программы

  1. Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета, спецкурса, пропедевтического курса, элективного курса предпрофильной подготовки, элективного учебного предмета, курса внеурочной деятельности как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации образовательной деятельности» в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1» и определяется образовательной организацией самостоятельно по предметам обязательной части учебного плана, по учебным предметам или курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса или национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения; программам курсов внеурочной деятельности.
  2. Рабочая программа по предметам обязательной части учебного плана, по учебным предметам или курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, или национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения  в соответствии с ФКГОС содержит обязательные разделы, компоненты, элементы:
  • пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели соответствующего уровня общего образования с учетом специфики учебного предмета, спецкурса, пропедевтического курса, элективного курса предпрофильной подготовки, элективного учебного предмета;
  • общая характеристика учебного предмета, спецкурса, пропедевтического курса, элективного курса предпрофильной подготовки, элективного учебного предмета;
  • описание места учебного предмета, спецкурса, пропедевтического курса, элективного курса предпрофильной подготовки, элективного учебного предмета в учебном плане;
  • уровень подготовки обучающихся;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое и календарно-тематическое планирование
  • литература и средства обучения.
  1.  Рабочая программа по предметам обязательной части учебного плана, по учебным предметам или курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, или национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ОО (за исключением индивидуально-групповых занятий, проектной и исследовательской деятельности) содержит обязательные разделы, компоненты, элементы:
  • пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели соответствующего уровня общего образования с учетом учебного предмета;
  • общая характеристика учебного предмета, курса;
  • описание места учебного предмета в учебном плане;
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;
  • содержание учебного предмета;
  • тематическое и календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
  1. Рабочая программа курсов внеурочной деятельности содержит обязательные разделы, компоненты, элементы:
  • пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели соответствующего уровня общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;
  • общую характеристику курса внеурочной деятельности;
  • личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности;
  • тематическое и календарно-тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;
  • описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
  1. Содержание рабочей программы по предметам обязательной части учебного плана, по учебным предметам или курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, или национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения; программам курсов внеурочной деятельности должно:
  1. обеспечивать преемственность содержания ООП соответствующего уровня образования/образовательной программы образовательной организации;
  2. соответствовать:
  • направленности (профилю) образования образовательной организации;
  • требованиям ФГОС ОО;
  • требованиям ФКГОС;
  • содержанию ООП образовательной организации соответствующего уровня образования;
  • специфике и традициям муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»;
  • запросам участников образовательных отношений.
  1. Содержание рабочей программы по предметам обязательной части учебного плана на усмотрение учителя-предметника по согласованию с методическим объединением учителей-предметников может:
  • полностью дублировать содержание примерной программы учебного предмета, рекомендованной Министерством образования и науки России, или авторской программы курса, линии;
  • иметь несущественные (до 10%) изменения, связанные с учетом особенностей предмета, учащихся конкретного класса, заключающиеся в новом порядке изучаемого материала; перераспределения, изменения количества часов, изменения содержания;  
  • быть существенно изменено, модифицировано через внесение изменений не более 25% в примерную программу или авторскую программу.  
  1. Основанием для разработки модифицированной рабочей программы могут быть:
  • особенности изучения предмета в соответствии с особенностями образовательной организации;
  • углубленное изучение предмета;
  • профилизация образовательного процесса;
  • изучение предмета как поддерживающего основной профиль;
  • запросы участников образовательных отношений по результатам диагностики;
  • организация и ведение опытно-экспериментальной и инновационной деятельности.
  1. Содержание программ курсов внеурочной деятельности:
  1. должно соответствовать идеологии выбранного направления, а также целям и задачам внеурочной деятельности соответствующего уровня образования.
  2. может полностью соответствовать:
  • содержанию авторской линии учебно-методического комплекса;
  • примерным программам по внеурочной деятельности, публикуемым издательствами;
  • может быть самостоятельно разработана педагогом.

  1. Порядок разработки, утверждения и внесения изменений

или дополнений в рабочую программу

  1. Порядок разработки рабочей программы  включает следующее:
  1. основанием для разработки рабочей программы является решение коллегиального органа - Педагогического совета, закрепленное приказом по школе о разработке рабочих программ учебного предмета, спецкурса, пропедевтического курса, элективного курса предпрофильной подготовки, элективного учебного предмета, курса внеурочной деятельности, издаваемым в январе-феврале текущего учебного года.
  2. на заседании научно-методической кафедры учителей-предметников рассматриваются вопросы структуры, содержания программ с учетом специфики, особенности классов, осуществляется делегирование полномочий и определяются ответственные, сроки разработки и проведения педагогической экспертизы. Принимаемые решения в обязательном порядке протоколируются.
  3. на основании решения заседания научно-методической кафедры педагог индивидуально и/или в группе педагогов разрабатывает рабочую программу согласно настоящему Положению.
  1. Порядок утверждения рабочей программы предполагает следующие этапы:
  1. рабочая программа утверждается в срок до 1 сентября приказом директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»
  2. ктверждение рабочей программы предполагает следующий порядок:
  • рабочая программа после педагогической экспертизы на предмет технических и содержательных требований, лицами, имеющими соответствующие полномочия, обсуждается и рассматривается на заседании научно-методической кафедры. По итогам принимается решение, которое протоколируется; по каждой научно-методической кафедре готовится обобщенная информационная справка, которая сдается в срок до 25 августа текущего года  заместителю директора по научно-методической работе;
  • рабочая программа после рассмотрения на заседании научно-методической кафедры и сдается на согласование научно-методическому совету.
  • заместитель руководителя по научно-методической работе готовит информационно-аналитическую справку на основании обобщения справок, представленных по каждому структурному подразделению, и результатов проведенной экспертизы в рамках своей деятельности, которую представляет на заседании научно- методического совета.
  1. при несоответствии рабочей программы установленным требованиям настоящего Положения руководитель образовательной организации или иное лицо, имеющее соответствующие полномочия, выносит резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
  1. Педагог, принятый на работу  в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1», обязан продолжить обучение по рабочей программе, утвержденной на соответствующий учебный год.  
  2. Порядок внесения изменений или дополнений в рабочую программу включает следующее:

4.3.1. основанием для внесения изменений или дополнений может быть:

  • невыполнение программного материала;
  • непредвиденные пропуски уроков, занятий.

4.3.2.  все изменения или дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по научно-методической работе или руководителем научно- методической кафедры

4.5. Рабочие программы, разработанные в соответствии с настоящим Положением, являются собственностью педагогических работников

  1. Оформление, размещение и хранение рабочей программы

  1. Рабочая программа оформляется на листах формата А4 в двух экземплярах: один экземпляр сдается заместителю директора по научно- методической работе, второй остается у педагога.
  2. Технические требования к оформлению рабочей программы:
  • текст набирается в текстовом редакторе Word шрифтом Times New Roman, размер шрифта составляет 12 пт, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля обычные; таблицы вставляются непосредственно в текст;
  • титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как и листы приложения.  На титульном листе указывается:

-         гриф "рассмотрено ", "согласовано", "утверждено";

-        название рабочей программы (предмет, курс и т. п.);

-        адресность (класс или уровень образования, возраст обучающихся);

-        сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, должность, квалификационная категория);

-        год составления рабочей программы.

5.3. Рабочие программы размещается на официальном сайте муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» в порядке, установленном Положением о сайте муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» и обновлении информации об образовательной организации.

5.4. Рабочая программа является обязательной частью учебно-методической документации образовательной программы и хранится в методическом кабинете в течение трех лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о рабочей программе учителя начальной школы по новым ФГОС

Муниципальное общеобразовательное учреждениеБолгуринская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено...

Положение о рабочей программе по предмету

В данном положении представлен алгоритм написания рабочей программы по любому предмету....

ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе педагога по предмету МБОУ «ООШ ст. Миннибаево»

. Общие положения1.1  Настоящее Положение о  рабочей программе  разработано в соответствии с  законом РФ и РТ  «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учре...

Положение о проведение школьного конкурса рабочих программ педагогов

В положении педставлены и критерии оценивания рабочих программ педагогов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....

Выступление на тему "Требование к положению о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ОО"

Аннотация к Положению о рабочей программе 1. Общие положения: а) Разработка положения рабочей программы в соответствии с законом РФ № 273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.; б) Рабочая программа по...

Положение о рабочей программе педагога

Положение о рабочей программе педагога...