Семинар - практикум "Методология и технология проектного урока"
презентация к уроку на тему

Унгер Елена Васильевна

В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.  Одной из таких технологий и является проектная методика.Для того чтобы обучать детей проектной   деятельности, учителю необходимо уметь: организовать деятельность учащихся, создать необходимую мотивацию, добиваться формирования необходимых умений и усвоения способов действий, добиваться методологического уровня освоения содержания, коим является      деятельность, формировать рефлексивные умения, формировать самооценку у учащихся. Данный семинар поможет учителю при подготовке и  проведении проектных уроков и создании проектов школьниками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodologiya_i_tehnologiya_proektnogo_uroka.zip1.89 МБ

Подписи к слайдам:

СЕМИНАР Методология и технология проектного урока
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УВР: УНГЕР Е.В.МБОУ СОШ № 35г. Артем

оказание методической помощи педагогам при проведении проектных уроков и создании проектов школьниками.
Цель семинара:
Основополагающая идея школы:
поиск путей развития личности в процессе гуманизациироссийского образования(ФГОС НОО и ООО).
ФГОС ООО
Проектная деятельность
ФГОС НОО и ООО
В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика.
Проектная технология
Итак, что же представляет собой проектная методика в средней школе?Применительно к уроку, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектная методика
Цель организации проектной деятельности -
формированиеключевыхкомпетентностей или УУД
Цели проектной деятельности
Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.Развитие исследовательских умений.Повышение личной уверенности в себе каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания. К ним относятся, прежде всего, разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и эгофактор.
Проектная методика
может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.Каждый проект разрабатывается в течение одного – двух или нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут создавать собственный журнал, буклет, рисунки, поделки, постеры, презентацию, готовить макеты…
Метод проектов
В основе методики организации проектной деятельности лежат 2 подхода: личностно-ориентированный,системно-деятельностный.В данной системе обучения создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.
Основа проектной деятельности
*
Развитие интеллектуально – творческого потенциала учащихся через создание проектов
1-4 класс: «Я познаю мир»5-7 класс: « Первые шаги исследователя»8-9 класс: « Интеллект будущего»
ФГОС ООО
Проектный урок - это
урок, который проводится в рамках предметной классно-урочной системы и призванный формировать проектную деятельность обучающихся, в результате которой формируются ключевые компетентности.
В основном большинство учебных проектов выполняются в ходе итоговых (обобщающих) занятий, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение учащимися определенного программного материала.
Проектный урок

Работа над учебным проектом на проектном уроке
занимает часть времени урока, когда проект начинается и завершается целиком на одном уроке. Проектное обучение на таком уроке может проводиться в различных формах и методах.Весь урок от начала до конца отдаётся проектной деятельности. Такой урок иногда называют и проектным уроком, и уроком, означающим этап в осуществлении проекта. Например, проектный урок-презентация, урок погружения в проект, или проектный урок информационного поиска. Учителю следует знать типы проектных уроков и ознакомить с ними учащихся.
По видам
По содержанию
По количеству участников
По длительности
Информационный, творческий, социальный, исследовательский, экспериментальный
Монопредметный, метапредметный, деятельностный
Индивидуальный, парный, групповой (до 15 чел.), общешкольный, городской, всероссийский, международный, сетевой (через сеть Интернет)
От проектного урока (мини-проект) до многолетнего проекта
По учебной цели
Ознакомление с методами проектной деятельности, индивидуализация обучения, поддержка мотивации, выявление творческого начала
Типология форм проектов
Формы организации проектного урока
Урочная - форма организации осуществления проекта в рамках проектного урока или серии таких уроков, где вся самостоятельная деятельность детей в проекте не выходит за рамки проектного урока.Урочно-внеурочная - форма организации осуществления проекта происходит как на уроках, так и вне. Чаще всего при урочно-внеурочной форме на проектном уроке осуществляется этап погружения в проект, промежуточные отчёты и итоговая презентация результатов.
Именно через эти формы организации проектной деятельности можно обеспечить успешность детей в обучении, заинтересовать, показать, как полученные в результате учебного процесса знания могут пригодиться практически.
Проектный урок
Мини-проекты- это проекты, разрабатываемые на одном или сдвоенных уроках(проектный урок)
Проектный урок
Первый вариант проектного урока
На вводном уроке после оглашения учителем проблемной ситуации учащиеся:формулируют проблему проекта;исходя из проблемы, ставят цель и задачи.На заключительном уроке темы – презентация проектов и рефлексия.
На уроке может быть проведена только презентация и рефлексия.Проблему, цель и задачи дети формулируют самостоятельно во внеурочное время (опережающее домашнее задание). Учитель –консультирует проектные группы.
Третий вариант проектного урока.
Все этапы работы над проектом осуществляются на уроке, или на сдвоенных уроках.
Учителю необходимо провести анализ рабочей программы и выбрать тему урока: проектным может быть любой тип урока;изучаемый материал должен быть посильным для самостоятельного изучения учащимися;возможность для групповой работы.
Проектный урок
В целом при работе над проектом учитель выполняет следующие функции: помогает ученикам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом; сам является источником информации; координирует весь процесс; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помогать ученикам продвигаться в работе над проектом.
Роль учителя на проектном уроке.
Энтузиаст, вдохновляющий учащихся на достижение цели.Консультант.Координатор группового процесса.Эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта.
*
Подготовка учителя к проектной деятельности
- Учитель должен овладеть технологией проектирования и активно использовать ее в профессиональных и повседневных ситуациях.- Учитель должен освоить метод учебных проектов, проблемный метод для активного его использования в образовательной практике.- Учитель начальных классов должен понимать, что формирует не только общеучебные и проектные умения, но и закладывает основу для составляющей ключевых компетентностей.
Подготовка учителя
Овладение технологией учебного проектированияОвладение другими современными образовательными технологиямиУмение органично вписать проектные уроки в тематическое планированиеГлубокая психолого-педагогическая перестройка учителя
МЕТОДпроектов
Алгоритм разработки проектного урока
Сформулировать проблемную ситуацию.Из проблемной ситуации сформулировать проблему со слов «Как…? Каким образом…? Из проблемы сформировать цель (планируемый результат).Сформулировать задачи (шаги для достижения цели).Организовать работу в группах. Определить регламент работы..
Презентация.Рефлексия учащихся.Как организовали работу в группе?Что из запланированного получилось хорошо?Какие возникли проблемы? Как были решены?Самооценка.Оценка учителя.
Алгоритм разработки проектного урока
Алгоритм создания проекта на проектном уроке
Тема проекта: «почему?» (это важно для меня). Проблема. Мотивация.Проблема: «Как?» (Это сделать).Цель: «Зачем?» (Мы это - проект - делаем). Целеполагание.Задачи: «Что?» (Для этого мы делаем).Методы и способы: «Как?» (Мы это можем делать). Планирование.Результат: «Что получится?» (Решение проблемы).
Место проектного урока в тематическом планировании
Проектный урок основывается на самостоятельной познавательной деятельности учащихсяПроектный урок возможен везде, где изучение учебного материала учащиеся могут осуществлять самостоятельно
сайты для подготовки к ЕГЭhttp://www.ege.edu.ru/ru/main/legal-documents/arh/ официальный портал единого государственного экзаменаhttp://www.biology.ru образовательные ресурсы Интернета- Биологияhttp://www.fipi.ru/ фипиhttp://www.edu.ru/index.php Российское образлваниеhttp://www.school.edu.ru/default.asp Российский образовательный портал http://ebio.ru электронный учебник http://old.bio.rosolymp.ru Всероссийская олимпиада школьников http://bio.1september.ru Газета «Биология» Издательского дома « Первое сентября» http://www.biology.ru Открытый колледж: биологияhttp://college.ru/pedagogam/ Портал College.ruhttp://www.biology.ru единая коллекция цорhttp://ege.yandex.ru/biology/ тесты егэhttp://www.moeobrazovanie.ru/ege_2012.html ООО «Моё образование», Издательство «Аккредитация в образовании»http://pedsovet.su/load/63 педсовет ttp://luts.ucoz.ru/load/10 занимательные задачи по егэ
Этапы проектной детельностиНепременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.
1. Подготовка к проекту:предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт учащихся;выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
Этапы работы над проектом
Формирование групп учащихся осуществляется по – разному: в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.Распределение обязанностей, где перед каждым ставится своя задача с учетом склонностей учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.
2. Организация участников проекта.
Поиск новой информации, обсуждение, документирование, выбор способов реализации проекта.Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
3. Выполнение проекта
Весь отработанный, оформленный материал надо представить, то есть защитить свой проект. Для анализа предлагаемойметодики обучения важныспособы выполнения и представления проекта (это может быть тетрадь только для проектов, отдельные листы, скрепленныевместе, образующие монтаж).
4. Презентация проекта.
Преимущества проектных уроков:
позволяют быстрее и эффективнее формировать и развивать УУД учащихся;на основе УУД формируются проектные умения и проектная деятельность в целом:повышается мотивация учебной деятельности на предметных уроках;создаются необходимые условия для применения знаний на практике
Воспитывает значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, умение вести диалог); - чувство ответственности, самодисциплины; - способность к самоорганизации; - желание делать свою работу качественно.
Образовательный потенциал проектной деятельности
- Развивает исследовательские способности; - коммуникативные умения и навыки; - способность ориентироваться в информационном пространстве; - умение работать с различными типами текстов; - умение планировать свою работу и время; - навыки анализа и рефлексии, - умение представить результаты своей работы.
Образовательный потенциал проектной деятельности
Рефлексивные умения:умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Образовательный потенциал проектной деятельности
Для достижения всех положительных результатов проектной деятельности необходимо соединить воедино две непривычные для традиционной школы составляющие: компетентность учителя, владеющего методом учебных проектов, что зависит от желания самого учителя овладеть им и внедрить его в учебную деятельность, с другой стороны — компетентность ученика, овладевшего технологией проектирования хотя бы на элементарном уровне (проектная компетентность), которую он освоил благодаря грамотному и компетентному учителю.
Формирование ключевых компетентностей
Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций:
формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;осваиваются основы исследовательской деятельности;создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»); развивается способность к рефлексии;формируются ключевые компетенции.
Работа в группах.
Задание : предложить тему мини - проекта (в рамках одного урока), посвященную 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне;сформулировать проблему, цель, задачи; спланировать методы и способы деятельности;представить форму презентации (продукт деятельности).
Формулирование цели, проблемы, задач
Тема проекта: «почему?» (это важно для меня). Проблема. Мотивация.Проблема: «Как?» (Это сделать).Цель: «Зачем?» (Мы это - проект - делаем). Целеполагание.Задачи: «Что?» (Для этого мы делаем).Методы и способы: «Как?» (Мы это можем делать). Планирование.Результат: «Что получится?» (Решение проблемы). Результат - продукт
40
РЕФЛЕКСИЯ
Ничего полезного не узнал, всё выброшу из головы
Информацию переработаю, и буду пользоваться
Всё, что узнал, обязательно пригодится в дальнейшем
Как Вы поступите с полученной информацией?
*
Благодарю за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "использование игровых технологий на уроках истории"

Цель: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для оптимального развития способностей учащихся.  Для достижения цели были поставлены следующие задачи:u1. Раскр...

Методический семинар "Использование инновационных технологий на уроках географии"

данный семинар был проведен в рамках участия в педагогическрм конкурсе "Ступени мастерства"...

Методический семинар "Применение игровых технологий на уроках математики в условиях внедрения ФГОС"

Одним из приемов оживления урокв атематики являются игровые моменты....

Семинар "Использование компьютерных технологий на уроках музыки"

Использование ИКТ на уроках музыки Ссылка на презентацию к открытому уроку "Зимний пейзаж в поэзии и музыке" https://yadi.sk/i/lkv41r_438Mf9xСсылка на  MP3 файл к уроку  "Зимний пе...

Методический семинар. Использование продуктивных технологий на уроках русского языка в целях повышения качества обучения.

Обобщние опыта по использованию элементов продуктивных технологий: проектная деятельность, работ по индивидуальным маршрутам, использование обучающих структур....

Методический семинар Современные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС

Методический семинар Моя педагогическая деятельность  в соответствии с новыми требованиями ФГОС Тема:Современные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС...