Семинар "Использование компьютерных технологий на уроках музыки"
учебно-методический материал по музыке по теме

Широкова Елена Александровна

Использование ИКТ на уроках музыки 

Ссылка на презентацию к открытому уроку "Зимний пейзаж в поэзии и музыке" https://yadi.sk/i/lkv41r_438Mf9x

Ссылка на  MP3 файл к уроку  "Зимний пейзаж в поэзии и музыке" https://yadi.sk/d/l47QDskN38Mj9z

ссылка на MP3 файл к уроку  "Зимний пейзаж в поэзии и музыке" https://yadi.sk/d/LRBm_Ely38MkHs

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Образовательное Учреждение Октябрьская  начальная общеобразовательная школа

Семинар

 «Интегрированное обучение  на уроках музыки с использованием компьютерных технологий»

                        Подготовила учитель музыки:

                     Широкова Елена  Александровна

                                         

                                С. Октябрьское

План проведения семинара:

  1. Открытый  урок.    3 класс.

Тема:  «Зимний пейзаж в поэзии и музыке».

  1. Самоанализ  урока. Обсуждение.
  2.    «Интегрированное обучение на уроках музыки с использованием ИКТ».
  • Теоретическая часть.
  • Практическая часть.  

 Мастер-класс на тему:

«Подготовка голосового аппарата к пению».

Теоретическая часть

План

1.  Для чего, с какой целью проводим интегрированные уроки?

2.   Задачи учителей.

3. Преимущество интегрированных уроков музыки, изобразительного искусства, литературы перед проведенными уроками по каждому предмету в отдельности.

4.  Как возник опыт проведения интегрированных уроков?

 5.  Технология проведения интегрированных уроков.

6.   Какие положительные результаты мы видим от  интегрированных уроков?

7.   Условия для интеграции.

8.    Какие интегрированные уроки проводятся.

9.  Тематическое планирование интегрированных уроков.

10.    Что даёт использование ИКТ на уроках музыки?

11.    Компьютерные программы, используемые при подготовке и    

        проведении  интегрированных  уроков музыки.

12.   Алгоритм выполнения творческого домашнего задания по музыке.

13.   Заключение

   

Изменения, происходящие в настоящее время в науке, в социальной жизни вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания школьников. Имеющиеся методические пособия и рекомендации  для учителей не находят отражения современных  проблем.

  Каждый учитель сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому.  Мы понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.

Начальное образование могло бы явиться первой ступенью, обеспечивающей межпредметную интеграцию, как базу для углубления и дальнейшего развития на следующих этапах средней школы.

 На интегрированных уроках учителя предметники вместе решают общие для всех задачи:

- учить всматриваться в живую природу, её красоту, любить её;

- учить ценить и беречь природу;

- воспитывать внутренний слух и внутреннее зрение;

- сопоставляя живопись, музыку, слово стремиться  раскрывать их внутреннюю связь, опираясь на глубину и силу воздействия на каждого человека.

        Так же каждый учитель решает свои конкретные задачи :

  • – развивать умение услышать, увидеть, прочувствовать,  запечатлеть увиденное и услышанное;
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся;
  •  рисовать по заданной теме;
  • создавать образы, навеянные  музыкой;
  •  выражать мысли в коротких ответах и собственных стихах.

На уроках музыки учителя часто обращаются к произведениям изобразительного искусства и литературы.  И учителя других  предметов не обходятся без музыки.

       Например (презентация в слайдах)

       А что, если объединиться учителям и провести вместе урок?

       Тогда учителя освободили бы себя от лишних повторов, сэкономили бы время. Освободившиеся часы можно  использовать на решение других задач.

        На интегрированных уроках больше возможностей использовать технические средства (грамзаписи, слайды, диафильмы). Есть возможность одновременно вести беседу, показывать слайды, слушать музыку (учителя помогают друг другу в ходе урока).

 Для обоснования необходимости использования межпредметных связей в процессе обучения привожу следующие аргументы:

  • «возможность изучения материала по разным предметам как единого целого»;
  • «широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора младших школьников»;
  • «развивается умственная деятельность»;
  • «появляется желание учиться»;
  • «формируются положительные нравственные качества».

   

Уровни интеграции могут быть различными. В своей практике мы пытались интегрировать и два, и три предмета.  

Как можно осуществить связь предметных программ?

Интегрированный урок в большинстве своем ограничен временными рамками одного урока, проводится в одном классе, имеет цель не только закрепить, но и решить новую учебную проблему, всегда направлен на совместное творчество учительского и ученического коллектива во время проведения урока и при подготовке к нему.       Но в отдельных случаях при высокой сложности или большом объеме изучаемого материала интегрированный урок может выходить за рамки одного урока и длиться 1,5-2 академических часа.

В своей практике мы проводим интегрированные уроки двух видов.

В первом случае время, отводимое на каждый предмет, строго регламентируется. Урок, проводившийся по одной теме, делился в то же время на две части, одну из которых вел учитель начальных классов, а вторую - педагог-предметник эстетического цикла. Несмотря на общую цель урока, перед каждым из педагогов стояли собственные задачи, диктуемые спецификой предмета.

Вторым видом интегрированного урока является сюжетный урок, при проведении которого каждый учитель сам планирует, сколько минут и какое время следует отвести каждому предмету. Причем предметы чередуются, повторяются, не нарушая целостности сюжета. Педагоги дополняют друг друга, ведут диалог как с классом, так и между собой, создавая на уроке доверительную, доброжелательную атмосферу, показывая учащимся пример взаимного сотрудничества на основе понимания и взаимоуважения.

Но я старалась провести интегрированные уроки самостоятельно (или уроки по музыке с использованием интеграции), так как программа «Музыка» под редакцией Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой,  Т.С. Шмагиной, подразумевает проведение уроков с использованием различных видов искусств.

Опыт проведения таких уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого человека, включиться в деятельность с целью самореализации, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения.

Итак, теперь можно подвести общий итог того, почему мы считаем, что имеет смысл использовать интегрированные уроки как новую форму урочной деятельности.

Каждый урок имеет свою цель, система уроков обучает, многолетнее обучение дает всестороннее развитие. К какому результату может стремиться наш интегрированный курс?

 Он способен каждый раз расширять творческие задачи познавательной деятельности.

Учителя, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть.

Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем.

Во-вторых, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования (как правило, при проведении таких уроков используется большое количество наглядного материала), чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока.

В третьих, такие уроки больше похожи на театральную постановку, а следовательно, требуют от учителя умения импровизировать.

-  Предполагаемые формы интеграции позволяют уплотнить урок, задать умелый деловой настрой, бережно относиться ко времени, быстро включаться в работу и переключаться с одного учебного предмета на другой, неназойливо побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий.

Осуществляя на уроках взаимосвязь различных видов деятельности, мы добиваемся активного, заинтересованного включения детей в учебный процесс.

В заключении хочется сказать, что проблема интеграции является актуальной для современной школы, потому что интеграция — это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.

Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъективных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса, потому что урок — это всегда произведение учителя, а интегрированный урок — это многоточие, которое дает возможность завершить поиск, пробуждает интерес в глубоком смысле слова.

Предлагаемая интеграция предметов на уроках — это выход к «образованию, — как говорил Киплинг, — наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока по музыке  3 класс

Тема: «Зимний пейзаж в поэзии и музыке».

 Цель: Формирование  у школьников умение устанавливать  разнообразные интонационно-образные связи музыки с литературой, картинами великих художников. опираясь  на поэзию А.С. Пушкина.

Задачи:   Развивать ассоциативное мышление («внутренний слух», «внутреннее зрение»), музыкальный слух.

  • Показать неисчерпаемость Пушкинской темы в изобразительном искусстве, музыке.
  • Способствовать развитию живой и выразительной речи детей.
  •   Продолжать расширять интонационно-образный багаж ребёнка.
  •   Формировать устойчивый интерес детей к музыкальному искусству как окружающей  их жизни.
  •   Закрепить основные понятия : романс, музыкальный пейзаж.
  •   Продолжать работу  над укреплением голоса, правильного  дыхания, чёткой дикцией.

Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, музыкальный центр, кассеты, нотный материл, учебники по музыке и литературному чтению, веретено, кружевные салфетки.

Ход урока

Организационный момент.   (1 слайд)                                                              Звучит голос за экраном о пушкинских местах.

Введение в тему урока. (3 слайд)

 Наш урок»Зимний пейзаж в поэзии и музыке».

Что же такое пейзаж?

Как вы думаете, что такое «музыкальный пейзаж»?

Тема зимы, зимней природы с давних пор волновала и волнует до сих пор поэтов,  художников и композиторов. Сегодня на уроке нам предстоит совершить удивительное путешествие в мир искусства и познакомиться с зимними пейзажами в поэзии, живописи и музыке. (4 слайд)                                                         Сегодня мы с вами перенесёмся  в пушкинские места. Представим зимнюю природу глазами поэта, художников, которых это время года  вдохновило на создание шедевров мировой культуры, послушаем музыку, которую слушал Александр Сергеевич Пушкин во время Михайловской ссылки, вспомним мелодии композиторов, которые озвучили волшебные стихи  поэта, воспевающие зимний  пейзаж.(5слайд)

Ах, что за прелесть здешние места!

 Зеркальный пруд, ложбины, перелески!

Куда ни глянь – такая красота!...  (6 слайд)

Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утор» (7слайд).

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –                                                         Пора, красавица, проснись:
          Открой сомкнуты негой взоры
          Навстречу северной Авроры,
          Звездою севера явись!
  Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,
    Сквозь тучи мрачные желтела

И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:
           Под  голубыми небесами
          Великолепными коврами ,
          Блестя на солнце снег лежит;
          Прозрачный лес один чернеет,
          И ель сквозь иней зеленеет,
          И речка подо льдом блестит.

 -  Как передал настроение зимнего утра А.С. Пушкин?

 -   Какое у вас появилось настроение во время прослушивания этого произведения?

 -  Можно ли сказать, что А.С. Пушкин изобразил нам пейзаж?

 -  Оказывается достаточно не только увидеть, можно услышать и представить себе пейзаж в мыслях, т.е. образно.

(8слайд)  Рассматривание картины А. Васнецова «Наш дом»

…Не велеть ли в санки кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу, друг милый ,

Предадимся бегу нетерпеливого коня…

-  Что изобразил А. Васнецов? (зимний пейзаж)

-  Какие выразительные средства использовал художник, чтобы передать настроение зимнего утра?

-  Что вы чувствуете, когда рассматриваете эту картину?

(9слайд  ) Рассматривание картины И. Шишкина «Зима;

репродукций:   И. Шишкина «Зима в лесу» и А.К. Саврасова «Зима».

-  На этих картинах изображён ясный денёк.

-  Что хотели передать  нам художники?

-  Красоту русской зимы. (Зимний пейзаж)

  -  А теперь послушайте пьесу «Зимнее утро» из «Детского альбома»  

 П.И. Чайковского. (10слайд)

-    Какие чувства ребёнка (героя музыкальной пьесы) передаёт музыка?

-    Сравните настроение стихотворения А.С.  Пушкина «Зимнее утро», пьесы

«Зимнее утро» из детского альбома П.И. Чайковского и картины великих художников, изобразивших утренний пейзаж.

-   На что вы обратили внимание ?

(11слайд)  - Зимний день короток.

 Вот и вечер наступил…

  Эти страницы посвящены музе А.Пушкина –   его няне Арине Радионовне:

-  Но я плоды своих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей.

(12слайд)  -  Арина Родионовна была простой русской крестьянкой и необыкновенной сказочницей. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у неё с языка. Большую часть народных былин и песен, которых Пушкин знал так много, услышал он от неё.                                  

                                 Не гаснул долго огонёк

                                  В уютной няниной избушке…

(13слайд) -  Прочитайте выразительно стихотворение А.С. Пушкина «Няне».

-  Какие чувства  испытывал Пушкин к няне?

- А что вы почувствовали читая эти стихи?

-  Какие слова помогают понять, что няня простая женщина, крестьянка? (голубка, светлица, горюешь, спица, наморщенные руки…)

(14слайд)  -   «Подруга юности моей» — так называл А. Пушкин свою няню Арину Родионовну. Вместе они коротали долгие зимние вечера в деревне.

Не гаснул долго огонёк                              

В уютной няниной избушке,

 И слушал, слушал няню Пушкин,

 Катилась сказка, как клубок.

  •   Послушайте фортепианную пьесу П. Чайковского «У камелька» из альбома «Времена года». Она поможет вам ощутить тепло, уют пушкинского кабинета в Михайловском, услышать тихий, неспешный разговор поэта и няни.

И мирной неги уголок ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонёк,и свечка нагорела.

-   В доме тепло, уютно, горит камин, а за окном…

(15слайд)  Буря мглою небо кроет,                     Наша ветхая лачужка  

  Вихри снежные крутя…                      И печальна и темна.

  То как зверь она завоет,                     Что же ты , моя старушка,

   То заплачет как дитя.                        Приумолкла у окна?

  То по кровле обветшалой                  Или бури завываньем

  Вдруг соломой зашуршит,                Ты, мой друг, утомлена,

   То , как путник запоздалый,            Или дремлешь под жужжаньем

   К нам в окошко застучит.                Своего веретена?

- Эти строчки из самого  известного стихотворения  А. Пушкина

«Зимний вечер».

- Какое настроение передаёт это стихотворение?             (16слайд)

- Какие образы у вас возникли во время слушания?

- Что значат слова: мгла (пелена, темнота), обветшалая(истрепавшаяся, состарившаяся), ветхая лачужка(старое строение, домишко), кровля(покрытие, крыша).

- С какой интонацией мы будем читать эти стихи?

- Давайте выразительно прочитаем это стихотворение:

 по столбикам…    по цепочке…    Заканчивая за мной строчку хором.

(17слайд)  Рассматривание репродукции картины А.Саврасова

«Зимний пейзаж»

-  Какими красками нарисована эта картина?

-  Что изобразил художник?

-  Какое настроение вызывала к вас эта картина?

(18-19слайды)  -  А теперь я бы хотела , чтобы вы послушали  музыкальную иллюстрацию Г. Свиридова   к повести А.С. Пушкина «Метель», которая называется  «Тройка».

   -  Какое настроение Г.Свиридов навеял  на вас своей  музыкой?

   -  Что хотел изобразить композитор?

   -  Какие выразительные средства помогли вам услышать необъятный простор, движение тройки лошадей?

(20слайд) - Зимой холодно, морозно!

 - Согреем руки своим дыханием.   (Дыхательные упражнения)

-  И чтобы не замёрзнуть, давайте напилим побольше дров для печки и согреемся заодно!

Физминутка  «Пильщики» (чётко проговаривая звонкие и глухие согласные)

(21слайд) - К стихам А.С. Пушкина сочинено два музыкальных произведения:

Романс  лицейского друга поэта Михаила Яковлева  «Зимний вечер» и русская народная   песня под тем же названием.

-   Сравните мелодию романса, написанного композитором М. Яковлевым и  русскую    народную песню.

-   Почему на одни и те же стихи появилась такая разная музыка?

- Какие они по характеру?

- Давайте споём по нескольку строчек из этих произведений.

Обобщение. - Что же мы сегодня узнали нового?

-   Пейзаж может быть изображён не только красками, но и  передан словами и музыкой .

- Значит мы музыку можем не только услышать, но и представить себе всё то, что нам хотел передать композитор своим произведением.

(22слайд)  Молодцы, ребята!  Вы  читали стихи А. С. Пушкина с выражением!

     А что же характерно для  творчества А.С. Пушкина?

(23слайд) - Что же мы сегодня узнали нового?

Пейзаж может быть изображён не только красками, но и  передан словами и музыкой .

Значит мы музыку можем не только услышать, но и представить себе всё то, что нам хотел передать композитор своим произведением.

(24слайд)     Вывод.

Музыкальные пейзажи имеют одно свойство – это трепетное отношение композиторов к увиденной, «услышанной сердцем», очаровавшей их природе.      К какой бы музыкальной зарисовке, картине мы не обратились, каждая из них наполнена теплотой человеческого чувства, мягкими красками и, конечно, песенностью.  Поэзия  А.С. Пушкина, своей выразительностью помогла нам  реальнее представить зимний пейзаж во всей его красе.

(25слайд) После бури всегда наступает затишье. И в уютной светлице всегда тепло. Мы с вами теперь представим наших бабушек: любящих, заботливых, о которых сочиняют столько песен!

Давайте послушаем и разучим песню «Горница-узорница».

(26слайд) Работа с текстом

Горница   –  горсть, собирать в кучку, вместе, большая комната, где собирается много  гостей

Узорница –  комната, убранная в кружевные занавески, скатерть, накидки для подушек.

(27слайд)   - А чтобы хорошо спеть надо подготовить свой певческий аппарат.

Дыхательные упражнения

  •     дуем на пёрышко
  •      надуваем шарик

  Артикуляционная гимнастика

  •     массаж лица
  •      покусывание языка, «иголочка»
  •      круговые движения языка
  •      движение нижней челюстью
  •     зевание

  Распевание, выработка дикции, чёткого произношения  звуков

  •  ми-мэ-ма-мо-му, ди-дэ-да-до-ду, зи-зэ-за-зо-зу,
  •  ми-я(плавное восходящее и нисходящее пропевание)

(28-29слайд)

- Раз сейчас идёт масленичная неделя, значит распоёмся мы на масленичных песнях

Молодцы, ребята!

Спасибо вам за помощь в проведении урока!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Использование компьютерных программ позволяет эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И МХК

Использование мультимедийных технологий на уроках искусства является, по сути, универсальным средством наглядности,  которое помогает  расширить  кругозор  учащихся,  побудить...

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока...

Презентация к уроку физкультуры "Использование компьютерных технологий на уроках физкультуры"

Презентация предназначена , в первую очередь, для учителей физической культуры, она раскрывает необходимость применения современных технологий при изучение предмета. Урок проводиться в режиме онлайн ,...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ  ...

Использование компьютерных технологий на уроках предмета Технология

Сосредоточение современных технических средств обучения способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию творчест...

СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ"

Музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи. Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии, и результат не застави...