Главные вкладки

    Презентация к педагогическому совету "ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках."
    презентация к уроку на тему

    Добудько Валентина Ивановна

    ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_uud.pptx2.04 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Педагогический совет

    Слайд 2

    Повестка дня: «Стандарты второго поколения начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках.» 2. Из опыта работы учителей, работающих в 1-2 классах, реализующих стандарты второго поколения в начальной школе(формирование УУД обучающихся на уроках, технологические карты уроков ) 3. Итоги успеваемости и посещаемости учащихся в 1 четверти. 4. Задачи педагогического коллектива по подготовке учащихся к сдаче экзаменов в новой и традиционной форме в 9 классах.

    Слайд 3

    ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках. Заместитель директора МОУ ООШ №5 Добудько В.И.

    Слайд 4

    « Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи

    Слайд 5

    5 Введение стандартов основного общего образования МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «17» декабря 20 10 г. №1897 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( http://www.standart.edu.ru ; http://www.isiorao.ru ) 5

    Слайд 6

    6 Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 Зарегистрирован Минюстом России №19644 от 01 февраля 2011 г.

    Слайд 7

    ПЕРЕХОД НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов. В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой . Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

    Слайд 8

    Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур , религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов. В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические, финансовые, учебно-методические, информационные условия , обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. ПЕРЕХОД НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ 8

    Слайд 9

    Инновационность концепции стандартов ФГОС ООО (2010) Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании»). Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни . Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования.

    Слайд 10

    ФКГОС 2004 Цели ФГОС 2010 Структура целей построена с учетом необходимости всестороннего развития личности и включает освоение знаний , овладение умениями , воспитание , развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции) Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий . Цели образования строятся через систему ценностных ориентиров образования.

    Слайд 11

    Инновационность структуры стандартов 3 Т К структуре основных образовательных программ Т К результатам освоения основных образовательных программ Т К условиям реализации основных образовательных программ

    Слайд 12

    СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ставить цель Анализировать ситуацию Планировать, проектировать деятельность Выбирать способы деятельности Осуществлять деятельность Получать результат (решать проблему) Анализировать результат и оценивать себя «УМЕТЬ УЧИТЬСЯ», «УМЕТЬ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ»

    Слайд 13

    ОБУЧЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Постановка учебной задачи Совместное с детьми решение задачи Организация оценки найденного способа

    Слайд 14

    Системно-деятельностный подход в основе ФГОС ОСНОВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: организация условий, инициирующих учебное действие. 14 Чему учить? Обновление содержания Как учить? Обновление средств обучения Ради чего учить? Ценности образования 14

    Слайд 15

    Методологическая основа ФГОС второго поколения- системно-деятельностный подход , интегрирующий в себе принципы и содержание системного и деятельностного подходов СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД Позволяет описать структуру и состав системы (учебной деятельности) ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания Ориентация новых стандартов – ориентация на РЕЗУЛЬТАТЫ образования + 15

    Слайд 16

    СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Содержание образования: З У Н + «деятельностная» составляющая 16

    Слайд 17

    Изменение представления учителя о современном уроке Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, объединенных в целесообразную деятельность Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся Ученик - субъект учебной деятельности ЛУЧШИЙ АРТИСТ ВТОРОГО ПЛАНА ! ОТКАЗ ОТ ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ увеличение доли самостоятельной работы учащихся, придание эвристического характера обучения, организация экспериментальной, и исследовательской деятельности школьников

    Слайд 18

    ТРАДИЦИОННАЯ ДИДАКТИКА Деятельность учителя Деятельность ученика НОВАЯ ДИДАКТИКА Совместная деятельность учителя и ученика

    Слайд 19

    Любознательный, активный и заинтересованно познающий мир. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности. Любящий свой народ, свой край и свою Родину. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Портрет выпускника начальной школы

    Слайд 20

    20 ФГОС основного общего образования В основе системно-деятельностный подход , который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному самообразованию ; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

    Слайд 21

    21 ФГОС основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (« портрет выпускника основной школы »): любящий свой край и свое Отечество … осознающий и принимающий ценности человеческой жизни … активно и заинтересованно познающий мир … умеющий учиться … социально активный , уважающий закон .. уважающий других людей … осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни … ориентирующийся в мире профессий …

    Слайд 22

    Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования

    Слайд 23

    Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий : они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

    Слайд 24

    Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

    Слайд 25

    Что дают универсальные учебные действия? Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

    Слайд 26

    Что дают универсальные учебные действия? Создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

    Слайд 27

    Что дают универсальные учебные действия? Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

    Слайд 28

    Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

    Слайд 29

    ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ МОТИВАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА Личностные УУД

    Слайд 30

    Личностные действия Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

    Слайд 31

    целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция. Регулятивные УУД

    Слайд 32

    Регулятивные действия Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

    Слайд 33

    Познавательные УУД общеучебные логические постановка и решение проблем

    Слайд 34

    Познавательные действия Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации , ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

    Слайд 35

    УУД 5 2 4 3 1 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Лидерство и согласование действий с партнёром постановка вопросов разрешение конфликтов Коммуникативные УУД

    Слайд 36

    Коммуникативные действия Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

    Слайд 37

    Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

    Слайд 38

    УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. Важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс : освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

    Слайд 39

    Урок – это основная форма организации обучения в современной школе. Урок – это форма технологичной организации учебной деятельности учащихся по достижению целей образования как результата ученика Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными временными рамками этап учебно-воспитательного процесса

    Слайд 40

    Современные подходы к уроку Личностно ориентированный подход: организация процесса обучения при которой ребенок является приоритетным субъектом учебной деятельности, целью образовательного процесса, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели; обеспечиваются комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития, реализации природного потенциала личности. Деятельностный подход: организация обучения при которой ученик получает не готовое знание, а добывает его сам в процессе собственной учебной деятельности

    Слайд 41

    Современные подходы к уроку Компетентностный подход : организация образовательного процесса, при которой происходит формирование готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Здоровьесберегающий подход: учёт индивидуальных особенностей, недопущение перегрузок, стиль общения, соблюдение гигиенических требований к уроку.

    Слайд 42

    Цели урока – результат ученика: понимание (получение) учащимся дидактической (деятельностной) единицы содержания образования; умение её применять в учебной, предметной задаче и реальной жизненной ситуации цели конкретны Измеримы Достижимы Соотносятся с конкретным сроком Ориентированы на результат

    Слайд 43

    Образовательные цели на уроке (познавательный аспект триединой цели) Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы Организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению: Фактов…Понятий…Правил…Законов… Положений…Способов действий Обеспечить закрепление понятий, правил, принципов, законов и т.п.; умений… Обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях Организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы… Обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме… Организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий

    Слайд 44

    Цели, ориентированные на развитие личности ребенка (развивающий аспект триединой цели) Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к изучаемому предмету Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятельностной культуры ( культуры самоуправления учением) Цели, ориентированные на развитие информационной культуры Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры

    Слайд 45

    Структура учебного занятия Этапы учебного занятия 1. Организационный 2. Этап проверки домашнего задания 3. Этап актуализации субъектного опыта учащихся 4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности 5. Этап первичной проверки понимания изученного 6. Этап закрепления изученного 7. Этап применения изученного 8. Этап обобщения и систематизации изученного 9. Этап контроля и самоконтроля 10. Этап коррекции 11. Этап информации о домашнем задании 12. Этап подведения итогов учебного занятия 13. Этап рефлексии

    Слайд 46

    Методические требования к современному уроку Основывается на принципах дидактики. Обоснованный выбор типа урока. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, уровня обученности и обучаемости, запросов школьников. Специально спланированная и реализованная на уроке триединая цель урока (познавательная, развивающая и воспитывающая). Целесообразность урока – чему должны научиться ученики в пределах данного урока Обоснованный отбор содержания, обязательное выделение главного и существенного, отработка этого главного и существенного. Межпредметные связи. Метапредметность. Практическая направленность урока.

    Слайд 47

    Методические требования к современному уроку Наличие самостоятельной работы учащихся на уроке, её качество и обоснованность Включение в содержание урока творческих заданий. Обоснованный выбор и оптимальное сочетание форм, методов и приёмов Специально спланированная и осуществляемая работа учителя по формированию общеучебных умений (универсальных учебных действий). Обоснованное, рациональное, целесообразное, комплексное использование средств обучения (учебника, наглядных пособий, технических средств обучения и т.д.) Здоровьесберегающий урок: учёт индивидуальных особенностей, недопущение перегрузок, стиль общения, соблюдение гигиенических требований к уроку. Поэтапный контроль за качеством усвоения

    Слайд 48

    Результат урока Качество работы учителя Целенаправленность деятельности на уроке Характер отношений с учащимися Индивидуально-личностный подход к учащимся Дифференцированный подход к обучению Умение привести в соответствие содержание, методы и формы Формирование и развитие общеучебных навыков и умений Развитие познавательного интереса Учащихся Формирование знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности Сфокусированность усилий на формировании понятий Объективность оценки знаний, соединение использования оценки и отметки Эффективность усилий, развивающих личность Эффективность воспитывающих влияний Результаты работы учащихся Уровень самостоятельности, самодеятельности Отношение к учебному труду Отношение к предмету, учителю, друг к другу Объективная направленность деятельности на образование и развитие своей личности Наличие познавательного интереса Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока Знание фактического материала и уровень его усвоения

    Слайд 49

    Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения .

    Слайд 50

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования

    Данная программа является частью основной образовательной программы начальной школы, работающей по УМК "Перспективная начальная школа"...

    Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"

    Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....

    Доклад "Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы средствами мультимедийных технологий".

    Педагогический опыт учителя русского языка и литературы по проблеме "Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы средствами мультимедиа"....

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНЕ: ОПЫТ, ДОСТИЖЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ» Тема: «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на основе использования занимательных заданий и упражнений на уроках технологии».

    Одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе - это формирование творческой личности. Обществу необходимы люди, которые творчески подходят к решению различных зад...