Методическая разработка педагогического совета
учебно-методический материал на тему

Сорокина Лариса Ивановна
Выступление на педсовете на тему "Личность педагога в современной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_sovet_po_teme.doc744.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Педагогический совет по теме «Личность педагога в современной школе»

Цель: на основе обобщения опыта, изучения педагогической литературы, материалов научно-практических конференций разработать модель личности педагога в современной школе, рассмотреть критерии оценивания педагогического мастерства.

Задачи:

  • изучить методические материалы, характеризующие основные идеи по формированию личности педагога современной школы;
  • разработать модель личности педагога в современной школе;
  • познакомить с современными диагностическими материалами деятельности педагога;
  • познакомить с теоретическим аспектом создания профессионального проекта.

Ход педсовета

       Вступительное слово зам. Директора Сорокиной Л.И. о педагогическом профессионализме. Цели и задачи педсовета.

        Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют как представителей различных социальных институтов, так и тех, кто непосредственно сталкивается с педагогами - детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества. Педагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несёт большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности. Кроме того, педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя. Прежде всего, необходимо определить критерии педагогического мастерства. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в высоком качестве успеваемости школьников, в их интересе к предмету. Педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. Происходящие в стране социально-экономические изменения и обусловленная ими модернизация общего среднего образования требуют и нового подхода профессиональной компетентности педагогов. Профессионализм педагога становится решающим фактором обеспечения качества образования, а понятие «профессиональная компетентность» - ключевым.

Понятие «профессиональная компетентность» - синоним понятий «профессионализм», «квалификация» и рассматривается как сплав общих и профессиональных знаний, практических умений, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих успешную деятельность педагога. Профессиональная компетентность – область профессиональной деятельности педагога по обучению, воспитанию и развитию обучающихся.

•  Демонстрация презентации

Компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально – педагогических компетенций:

•  Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;

•  Профессионально-коммуникативная;

•  Общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);

•  Предметная компетенция;

•  Профессиональная самореализация.

Демонстрация презентации

 

Более подробно остановлюсь на компетентности в области личностных качеств.

Компетентность в области личных качеств отражает выраженность у педагога определенных характеристик, описывающих его как специалиста, способного эффективно справляться с педагогической деятельностью. Это выражается тремя ключевыми показателями: эмпатийность и социорефлексия, самоорганизованность, общая культура. Эмпатийность отражает такое свойство личности учителя, как любовь к детям. Эмпатийным называют человека, способного поставить себя на место другого, способного к сопереживанию.Эмпатия –это профессиональное качество для всех специалистов, работающих с людьми, особенно для педагога, так как он имеет дело с той возрастной группой, которая наиболее чувствительна и ранима.Социорефлексия проявляется в стремлении и умении человека посмотреть на себя глазами других людей, оценить себя со стороны.  Социорефлексия педагога – это стремление к анализу и осмыслению своих действий, поступков, своих личностных качеств, умение видеть себя глазами своих учеников. Такая позиция позволяет учителю понимать внутренний мир другого человека, мыслить с позиции обучающегося. Самоорганизованность предполагает, что учитель хорошо умеет планировать, распределять текущие дела, внутренне дисциплинирован, у него порядок на рабочем месте, в бумагах, в классе. Такой учитель всегда сохраняет эмоциональное равновесие и оптимизм, даже в сложных  ситуациях .Общая культура проявляется в каждом поступке, в каждом слове. Такой педагог обладает широким кругозором, поведение и внешний вид его соответствуют этическим нормам. Он обладает тактом, деликатен в общении. Высказывания учителя построены грамотно.

  Демонстрация презентации

Профессиональные качества педагога

Организаторские способности:

•  Способствует высокой вовлечённости учащихся в систему внеклассных мероприятий;

•  Эффективное распределение обязанностей среди учащихся;

•  Качественная организация совместной деятельности класса;

•  Профессиональное планирование и организация совместной деятельности класса.

Использование авторских методик:

•  В зависимости от необходимости систематическое использование наглядных и методических пособий;

•  Предлагает творческие задания, выходящие за рамки школьной программы, развивающие аналитическое мышление;

•  Использование в ходе обучения собственных диагностических, контрольно-измерительных материалов.

Формирование общеучебных умений:

•  Способствует самостоятельной познавательной творческой деятельности;

•  Формирование среди учащихся навыков самоконтроля и самооценки;

•  Развитие в детях стремления к самообразованию и саморазвитию.

Психолого-педагогическая компетентность:

•  Создание комфортного микроклимата в образовательном процессе;

•  Формирование ответственного отношения к учёбе среди учащихся;

•  Желание сохранить контингент учащихся;

•  Способность вовремя оповестить родителей о намечающихся проблемах у учащегося.

Взаимодействие с учащимися:

•  Учёт личных интересов и склонностей при совместной учебной деятельности;

•  Коррекционная работа с учащимися.

Коммуникативные качества:

•  Владение эмоциональной образной речью;

•  Грамотное и эффективное выстраивание общения с различными участниками классного коллектива;

•  Умение настроить диалог с учащимися разного уровня обученности;

•  Искренний и дружеский тон в диалоге с учащимися;

•  Справедливое оценивание возможностей каждого ученика;

•  Требовательность.

Учебно-методические навыки:

•  Умение доступно объяснять учебный материал;

•  Создание ситуации успеха для обучаемого;

•  Непосредственные знания и умения педагога в рамках преподаваемого предмета.

Обобщив всё сказанное, можно представить модель современного учителя.

Демонстрация презентации

По выборочным статистическим данным на стадии зарождения идеи нового  и инновациям члены педколлектива распределяются следующим образом:

Сегодня нужен не учитель - «адаптант», умеющий приспосабливаться к требованиям общества, а учитель – «творец», проектировщик собственной профессиональной деятельности.

Что является критериями педагогического мастерства?

        Прежде всего, личность учителя, способная к педагогическому творчеству и обладающая педагогическим мастерством.

        С философской точки зрения личность - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Основная нагрузка этого определения лежит на словосочетании «социально значимые черты», следовательно, чтобы разработать модель личности педагога в адаптивной школе, надо в первую очередь определить, что это за социально значимые черты.

       С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, это профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.

      Но наука - это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут от нас дети, ведь они являются главными индикаторами нашей деятельности.

      В процессе подготовки к педсовету было проведено исследование среди детей. Исследование проводилось в форме сочинения на тему «Каким я хочу видеть своего учителя». ( рассказать о результатах в 6 классе, 7, 10).

       Помимо детской оценки предлагаю вам проявить профессиональную рефлексию, представить некоторые типажи учителей. Может быть, вы найдёте некоторое сходство или отдельные черты у себя.

Типаж 1. Вдохновенный, увлекающийся, знающий море всего и ничего определённого. На уроке может рассказывать о чём угодно, а после уроков дети должны либо с репетитором, либо с родителями, либо сами до ночи делать уроки. Но, однако, любим - за бесшабашность, за оценки, которые ни с того ни с сего вылетают из рога изобилия, поднимая одного, веселя другого, порождая ложную уверенность у третьего. Его ученики шумят на уроках и в жизни, получают вкус к знанию вообще, но не способны к строгой систематической работе, любят что-либо отчебучивать и боготворят своего кумира.

Типаж 2. О, как он ежедневно и ежевечернее страдает, думая о том, что необходимо подготовиться к урокам, что завтра 5 уроков, что нужно быть интересным, что надобно помнить, где что задано, где кого спросить. Но наслоившаяся усталость так и клонит ко сну. Телевизор и чаёк журчат так тепло и приветливо… Жизнь проходит, пролетает, и ничего никогда не будет, и, сомкнув очи, он засыпает. Наутро идёт в школу, пытаясь что-то вспомнить и мучительно боясь, что придут проверять, а урок будет сырой и тягучий, а он где-то в глубине мозга будет молча пришёптывать себе, что вот, мол, возьмусь, подготовлюсь, потрясу всех, стану сильным, новым, и всё будет хорошо. И найду, наконец, другую работу и начну получать не пособие по безработице, а настоящую зарплату.

Типаж 3. Всё раз и навсегда разобрано по полочкам. Кого спросить - записано, с кем поговорить – помечено, что задать – продумано и изложено. Строг и справедлив. К новым веяниям относится спокойно. Всё новое всегда конспектирует. Пользуется авторитетом, спокоен, деловит, ответственен. Даёт детям только точные знания. Поддерживает ровные и строгие отношения с родителями учащихся. К собраниям готовится так же, как и к урокам: точно, ответственно, объективно.

Типаж 4. Знает детей, готовит из них участников конкурсов по предмету, вместе с ними допоздна задерживается в школе, привлекая к своему предмету. Если на урок к учителю приходят проверяющие, ребята всей душой болеют за любимого учителя и стараются быть на высоте.

Он любит из библиотеки, с курсов повышения квалификации привозить профессиональные новшества и использовать их в работе. Каждый год составляет новый конспект урока, с удовольствием ходит с детьми на экскурсии и в походы, организовывает научную, поисковую, проектную деятельность учащихся.

Типаж 5. Для каждой параллели составляет авторскую образовательную программу, тесты, терминологический диктант, обучающие игры; разрабатывает систему технических средств, средств наглядности: готовит презентации уроков, предметно-значимые проекты, создаёт собственную систему мотивации к его предмету даже те, кто не хочет учиться, относятся с почтением. Хорошей оценкой у него гордятся. Выпускники запоминают его на всю жизнь.

Типаж 6. Образная речь, организация учебного процесса в основном через самостоятельный поиск информации учащимися. Много задаёт, не пользуется школьным учебником, брезглив по отношению к неуспевающим, на педсоветах требует наказать, отчислить, изменить политику государства. Планов не сдаёт, от классного руководства отказывается вплоть до увольнения. Родителям желчно сообщает о недостатках и проступках их чад, о достоинствах говорит вяло и всегда повторяет забитую истину, что на «5» знает Бог, на «4»- он, а вы, господа, должны радоваться «3». Игнорирует коллективные праздничные события. Родители стараются, чтобы их ребёнок попал к нему в класс, п.ч. знания даёт, нарушать дисциплину не разрешает, и дети, которые у него учатся, как-то подтягиваются, становятся серьёзнее и строже.

Типаж 7. На уроках похож на дирижёра или певца: постоянно вслушивается в тембр своего голоса, следит за своими позами. Умеет всех поддержать, но только словом. Не отягощает свой малопросвещённый ум раздумьями о методическом сопровождении предмета, забывает ставить оценки, любит объяснять новый материал, п.ч. это даёт ему возможность громко и якобы взволнованно поговорить. Труд педагога ему тошен.

( ИЗ ЖУРНАЛА « Завуч» №8 2007г зачитать Модели общения педагога, стр. 50-52)

       Таким образом, отличительные признаки современного учителя: гуманный, следует чётким морально-этическим принципам, лично заинтересован в результатах своей деятельности, умеет образцово работать в коллективе, представить свой профессиональный опыт.

       Но как же оценить качества педагогической деятельности учителя? Современные процедуры экспертизы или оценки учителя разработаны в рамках концепции развития школы. Профессиональное развитие учителя является составной частью развития его профессиональной деятельности. В рамках теории развития школы рассматриваются различные способы обеспечения профессионального роста учителя. Существуют несколько форм оценки деятельности учителя:

•  формальное оценивание (аттестация, которая делает акцент на отчётности);

•  неформальное (со стороны учащихся, родителей).

В критерии оценки качества педагогической деятельности входят:

 - предметная компетентность;  психологическая компетентность; педагогическая компетентность;  методическая компетентность;  готовность к инновациям; общекультурная и эмоционально-нравственная компетентность.

       На основании результатов самооценки (раздать всем) , педагогического мониторинга  будет создана база данных профессионального роста педагога, куда войдет  рейтинговая оценка деятельности учителя,  складывающаяся из трёх параметров: результативность учебно-воспитательной работы, научно-методическая деятельность, работа классного руководителя.  

Демонстрация презентации

          Вывод. Подводя итоги всему сказанному, хочется сказать, что труд педагога не всегда ощутим сразу. Чаще всего он проявляет себя в личностных качествах учеников некоторое время спустя. По определению А.В. Луначарского, - учитель- человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.

                                   

                                                              Литература

  1. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога//Интернет-журнал «Эйдос». 2007.- http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-10.htm 
  2. Гильмеева Р.Х. Развитие профессиональной компетентности учителя в системе повышения квалификации// Методист.-2002.№5.-с.6-8
  3. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей. - М.: УЦ «Перспектива». 1998
  4. Компетентностный подход как одно из оснований обновления образования//Стратегия модернизации содержания общего образования.- М. 2001
  5. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. -М.: Педагогическое сообщество России. 2007
  6. Разина Н.А. Модель профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования// Завуч .№4. 2001
  7. Ривкин Е.Ю. Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя. Управление современной школой. Завуч №1. 2010
  8. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации// Стандарты и мониторинг в образовании. №4.1999
  9. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость// Стандарты и мониторинг в образовании.№2.2002

                                                                           Руководитель по НМР Сорокина Л.И.

                                                                                                  2012/2013 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка педагогического совета " Деятельностный и компетентностный подход работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС"

Педагогический совет актуальный в условиях внедрения и апробации ФГОС основного общего образования. Рассматриваются примеры деятельности учащихся  в разных предметных линиях и во внеурочной деяте...

разработка педагогического совета

Разработка педагогического совета по теме:"Учитель, который работает не так..."...

Информация о выступлениях на заседаниях методического объединения, педагогического совета и на родительском собрании

В этой таблице отражены мои выступления на методических объединениях, педагогических советах и на родительском собрании...

методическая разработка педагогического совета "Семья и шкрола: как достичь взаимопонимания и сотрудничества"

Педагогический совет «Семья и школа: как достичь взаимопонимания и сотрудничества». Примеры диагностики и мониторинга воспитательного процесса по теме педсовета.Памятка для учителя  «Какие фактор...

Методическая разработка педагогического совета учителей и учителей-дублёров на Дне самоуправления

Сценарий педагогического совета учителей и учителей-дублеров на День самоуправления (11 класс)...

методическая разработка педагогического совета "Причины неуспеваемости и пути их решения"

Так как в нашем образовательном учреждение (бывшее профессиональное училище) учаться разные дети, с разными проблемами: здоровье. сложная жизненная ситуация, да и просто неспособность  и нежелани...