Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»
материал на тему

Вожакова Алёна Михайловна

Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы. Требования сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorove.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»

Программа включает следующие разделы:

1. Обоснование необходимости реализации программы

  1. Актуальность
  2. Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся в МБОУ Ширыштыкская СОШ
  3. Характеристика основных проблем, на решение которых направлена программа «Образование и здоровье»

2. Ресурсы МБОУ Ширыштыкская СОШ, поддерживающие реализацию программы «Образование и здоровье»

  1. Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья
  1. Стратегические цели программы
  2. Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей
  1. Основные направления реализации программы «Образование и здоровье» по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья в образовательном учреждении.
  2. Условия (организационные механизмы) реализации программы «Образование и здоровье»
  1. Организационно-функциональная модель реализации программы «Образование и здоровье»
  2. Финансово-экономическое обоснование реализации программы «Образование и здоровье»

6. План мероприятий Программы

  1. Этапы и сроки реализации программы
  2. Ожидаемые результаты реализации Программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения).
  3. Методика оценки эффективности реализации программы.
  4. Возможные сложности реализации программы и пути их преодоления.


1. Обоснование необходимости разработки программы

  1. Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы. Требования сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования. Они реализуются в соответствии со стратегическими документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации, в том числе Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (направление «Здоровье в школе»), Доктриной информационной безопасности РФ, Федеральным законом «О безопасности», Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся), Стратегией развития системы образования МБОУ ШирыштыкскаяСОШ (Программа развития 2011- 2015 год), планом мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников в МБОУ Ширыштыская СОШ на 2011-2015 годы.
    По материалам Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных запросов.

В связи с этим в МБОУ Ширыштыкская СОШ назрела необходимость работу по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни вывести на приоритетный уровень.

  1. Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся в МБОУ Ширыштыкская СОШ. В школе реализуется целевая программа «Развитие школы» для создания оптимальных условий работы педагогов и учащихся. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия. В школе осуществляется недостаточная работа по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни по следующим направлениям:

- формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья, организация рационального питания,

- создание материально-технического обеспечения  

- формирование здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся.

Школа является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, в которых задействованы все участники образовательного процесса (учащиеся, родители и педагоги). В школе работают 2 спортивные секции (опрос учащихся школы показал желание учащихся увеличить количество спортивных секций и кружков по интересам).

В школе ведется работа социального характера: составление социального портрета школы (классов), выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи. Профилактические мероприятия: совместная работа с ОДН, КДН с неблагополучными семьями, проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.).

Но наряду с этим существует ряд проблем, требующих решения:

- Низкий здоровьесберегающий потенциал школы (по результатам мониторинга в 2011-2012 учю году).

- Средний уровень здоровьесберегающей деятельности. Кроме введённого 3 часа физической культуры в школе не проводятся гимнастика до учебных занятий, подвижные перемены, динамические паузы, часы здоровья, работа с учащимися отнесёнными к спецмедгруппе не ведётся, внутришкольные спортивные соревнования проводятся один раз в месяц.  

- Средний уровень эффективности здоровьесберегающей деятельности (по результатам мониторинга в 2011-2012 учю году).

3). Характеристика основных проблем, на решение которых направлена программа.

Проведя мониторинг здоровьесберегающей деятельности МБОУ Ширыштыкская СОШ (Безруких, 2007), мы выделили ряд проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

  1. Сохранение и укрепление физического здоровья детей;
  2. Проблема создания положительного психологического климата и активной жизненной позиции, субъектных отношений;
  3. Организацию социально-профилактической работы с учащимися, в том числе создание условий для адаптации детей;
  4. Формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).
  5. Проблемы улучшения материально-технической базы

Для решения вышеперечисленных проблем необходимо создание в школе условий, обеспечивающих реализацию в ОУ системной эффективной здоровьесберегающей деятельности. Решение данных проблем в МБОУ Ширыштыкская СОШ возможно, благодаря разработанной целевой программы «Образование и здоровье» (в рамках программы развития МБОУ Ширыштыкская СОШ на 2011-2015 гг.), направленной на создание здоровьесозидающей среды и на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Для достижения эффективных результатов в школе необходима согласованная работа всех специалистов и Службы здоровья образовательного учреждения, и совместная работа в данном направлении со специалистами районных структур, обеспечивающая единое организационно-методическое сопровождение школы, целенаправленное и планомерное включение ресурсов района в здоровьесберегающую деятельность МБОУ Ширыштыкская СОШ.

2. Ресурсы МБОУ Ширыштыкская СОШ, поддерживающие реализацию программы «Образование и здоровье».

В настоящее время ситуация с педагогическими карами представлена следующим образом: в школе работают 18 педагогов, средний возраст которых 37, средний возраст администрации – 35 лет. Из них: административный состав – 3 человека, учителя – 14 человек, педагог ДО – 1 человек.

        Из 18 педагогов:

  • 50% имеют высшее педагогическое образование
  • 33,5% - среднее педагогическое образование
  • 5 педагогов заочно получают высшее образование
  • 39% педагогов имеют I категорию
  • 33,5% педагогов - II категорию

Ежегодно 100% учащихся школы проходят профилактический медицинский осмотр; 100% первоклассников проходят полный медицинский осмотр, в январе 2012 г проведена диспансеризация учащихся 1-11 классах.

Кроме того, в начальной школе, начавшей реализацию ФГОС, действуют малая и большая службы сопровождения, что так же позволяет оказывать помощь и психолого-педагогическую поддержку учащимся на протяжении всего образовательного маршрута, создавать определённую систему средств, обеспечивающую комфортные условия обучения, воспитания и развития детей. Это позволяет реализовывать комплекс здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности, способствующей развитию физических, эмоциональных, действенно-практических возможностей учащихся. 

Материально-технические ресурсы: в школе имеется спортивный зал, не оборудованный пришкольный стадион, тренажеры, компьютерный класс для проведения уроков здоровья. В школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся.

Методические ресурсы: к ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровьесберагющих технологий. Программы, которые реализуются в рамках научно-методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения: программа «Здоровье». Методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в школе и пр. Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей). Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.

Информационные ресурсы: информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, осуществляется с помощью заместителей директоров, классных руководителей, регулярного обновления сайта школы и пр.

3. Стратегическая цель и задачи МБОУ Ширыштыкская СОШ по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья.

  1. Создание здоровьесберегающей (соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям учащихся) инфраструктуры и деятельности образовательного учреждения МБОУ Ширыштыкская СОШ.

Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей:        

  1. Минимизация школьных факторов риска, рациональная организация учебного процесса.
  2. Организация рациональной физкультурно-оздоровительной работы.
  3. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
  4. Повышение уровня знаний родителей и специалистов образовательного учреждения по всем проблема, связанным с развитием и здоровьем детей и подростков.
  5. Систематическое наблюдение  за состоянием здоровья детей, контроль за соблюдением СанПиН.

Деятельность по решению задач.

  1. Выявить проблемы состояния здоровья учащихся и педагогов образовательного учреждения и определить пути их решения;
  2. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры в образовательном учреждении, рациональную организацию учебного процесса и внеурочной деятельности;
  3. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения;
  4. Создание системы организационно-методического сопровождения администрации и специалистов образовательного учреждения в области решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся (воспитанников) на основе взаимодействия с различными социальными партнерами.
  5. Создание службы мониторинга здоровья детей и базы данных мониторинга здоровья школьников;
  6. Построение внутренней среды образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесберегающий характер образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов:

- создание условий для здорового питания,

- построение научно обоснованного учебного режима,

- обеспечение двигательной активности обучающихся;

  1. Привлечение «внешних» специалистов (психологов, медицинских работников, спортсменов) для участия в мероприятиях, связанных с пропагандой здорового образа жизни и развития массового спорта.

4. Основные направления реализации программы «Образование и здоровье» МБОУ Ширыштыкская СОШ

Направления

Ценностные установки

Задачи формирования здорового и безопасного ОЖ

Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Усовершенствовать условия для сбережения здоровья учащихся в образовательном учреждении.

Улучшение здоровьесберегающей среды: (В настоящее время все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся)

Использование возможностей учебно-методического комплекса (УМК)в образовательном процессе и различных образовательных программ, имеющих здоровьесберегающий характер.

Отношение к здоровью детей как к главной ценности.

Установка на безопасный, здоровый образ жизни.

Формирование заинтересованного отношения детей к собственному здоровью.

Обеспечение заинтересованного отношения педагогов и родителей к здоровью детей как к главной ценности

Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью своему и других людей.

Формирование у учащихся элементарных представлений о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека.

Формирование личного опыта здоровосберегающей деятельности.

Формирование представлений о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его жизни в целом.

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности.

Повышение эффективности учебного процесса.

Снижение функционального напряжения и утомления детей.

Создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
Применение в учебном процессе методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темп развития и темп деятельности.
Регулярное проведение дней Здоровья.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния.

Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов.

Повышение адаптивных возможностей организма.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Формирование культуры здоровья.

Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях)

Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.

Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.
Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования.
Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

Реализация дополнительных образовательных программ

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Включение учащихся в здоровьесберегающую деятельность

Создание и реализация в школе дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Здоровье детей – главная ценность семейного воспитания

Включение родителей (законных представителей) в здоровьесозидающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы.

Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей

Организация здорового питания

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их питания

Организация здорового и рационального питания

Качественное и разнообразное питание

Семинары и консультации для учителей по вопросам создания здоровьесберегающей образовательной среды.

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Организация и проведение семинаров и консультаций для учителей по вопросам создания здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения.

Формирование здоровьесберегающей  компетентности у педагогов образовательного учреждения.

5. Условия (организационные механизмы) реализации программы

1) Организационно-функциональная модель реализации программы. Общее руководство реализацией программы «Образование и здоровье» осуществляется администрацией МБОУ Ширыштыкская СОШ, которая организует: организационно-методическое сопровождение основных направлений реализации программы, общественную экспертизу методических материалов, анализ содержания деятельности основных направлений реализации программы. Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет: Педагогический Совет и Управляющий Совет МБОУ Ширыштыкская СОШ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ. Результаты контроля анализируются ежегодно в через публичные доклады образовательного учреждения.

2) Финансово-экономическое обоснование реализации программы «Образование и здоровье». Источником финансирования деятельности программы «Образование и здоровье» являются не только бюджетные, но и дополнительно привлеченные ресурсы (дополнительные платные услуги, спонсорская благотворительная помощь).

6. План мероприятий программы МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»

Мероприятия

Сроки
реализации

Ответственный

1.

Разработка (обновление) локальной нормативно-правовой базы для организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Август 2013 год

Администрация школы

Преподаватель-организатор ОБЖ

2.

Создание информационного и материально-технического обеспечения здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

Постоянно

Администрация школы, педагоги

Преподаватель-организатор ОБЖ

3.

Проведение системы тренингов, направленных на профилактику эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов.

Постоянно

Администрация школы, педагоги, привлеченные специалисты

4.

Проведение воспитательных и спортивных мероприятий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни.

Постоянно  

Администрация, классные руководители,

Преподаватель-организатор ОБЖ

5.

Применение на уроках здоровьесберегающий технологий.

Постоянно

Педагоги

6.

Систематическая диагностика состояния здоровья учащихся

Начало учебного года, конец учебного года

Классные руководители, администрация,

Медицинский работник,

Преподаватель-организатор ОБЖ

7.

Контроль за выполнением норм СанПиН и охраны труда

Постоянно

Администрация

8.

Анализ состояния здоровья учащихся

Постоянно

Мед работник

9.

Корректировка учебной программы по физической культуре в соответствии с результатами анализа здоровья учащихся.

Август 2013г.

Администрация, учитель физической культуры

10.

Проведение динамических пауз, гимнастик до занятий.

В течение учебного года

Учителя начальных классов

11.

Проведение «часа здоровья» на третьем уроке в начальной школе

В течение учебного гола

Учителя начальных классов

12.

Организация внеклассной работы по физической культуре после уроков

В течение учебного года

Учитель физической культуры, классные руководители

13.

Проведение традиционных общешкольных спортивных соревнований и спортивно-оздоровительных мероприятий в образовательном учреждении  
Участие в спартакиаде школьников

В течение учебного года

Учитель физической культуры,

Преподаватель-организатор ОБЖ

14.

Организация и проведение выездов за город, туристических слетов и походов Дней здоровья с привлечением родителей учащихся.

В течение учебного года

Учитель физической культуры,

Преподаватель-организатор ОБЖ

Классные руководители

15.

Содействие в проведении медико-профилактических мероприятий медицинскими работниками закрепленных за школой поликлиник

В течение учебного года

Администрация школы

Преподаватель-организатор ОБЖ

16.

Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья и профилактической работы в школе по оздоровлению детей

В течение учебного года

Администрация школы

Преподаватель-организатор ОБЖ

Классные руководители

17.

Организация и проведение лекций и родительских собраний по проблемам возрастных особенностей обучающихся

В течение учебного года

Администрация школы

Преподаватель-организатор ОБЖ

Классные руководители

18.

Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены, часы здоровья)

В течение учебного года

Учитель физической культуры

Классные руководители

19.

Профилактика травматизма

В течение учебного года

Педагоги

Классные руководители

Преподаватель-организатор ОБЖ

20.

Психологическая помощь обучающимся попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В течение учебного года

Администрация школы

Классные руководители

21.

Проведение итоговой и промежуточной аттестации в щадящем режиме с учетом здоровья учащихся.

В начале и конце учебного года

Администрация школы

22.

Создание зон отдыха и психологической разгрузки для обучающихся и учителей.

2013 год

Администрация школы, классные руководители

23.

Обеспечение внутренней и антитеррористической безопасности и охрана труда.

Постоянно

Администрация школы, преподаватель-организатор ОБЖ

24.

Осуществление выборочного косметического ремонта учебных и служебных помещений

Август (ежегодно)

Администрация школы

25.

Обновление ученической мебели в кабинетах и классах.

По степени необходимости

Администрация школы

27.

Преодоление адаптационного периода детей при поступлении в первый класс в щадящем режиме.

Сентябрь (ежегодно)

Классные руководители

28.

Организация специальных занятий с дошкольниками по подготовке к школе.

Август

Воспитатели, классные руководители

29.

Лекции для родителей будущих первоклассников «Как подготовить ребенка к школе»

В течение учебного года

Администрация школы, классные руководители

30.

Обеспечение качественным горячим питанием учащихся 1 – 11х классов

В течение учебного года

Администрация школы

1) Этапы и сроки реализации программы (с описанием каждого этапа). Реализация программы предполагается в период:

I этап – Подготовительный этап реализация программы «Образование и здоровье» – Определение стратегических целей и задач на конкретный период, предварительная диагностика, выбор приоритетов в соответствии  возможностями ОУ, определение конкретных задач, связанных с решением приоритетных проблем, создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников.

II этап – Разработка программы, определение конкретных целей и задач по каждому направлению, определение организационных возможностей условий и ресурсов.

III этап – Реализация программы;

IV этап – Оценка результативности и эффективности программы;

2) Ожидаемые результаты реализации программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения)

  1. Создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды, инфраструктуры в образовательном учреждении, которые позволят обеспечить: повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;
  2. Формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;
  3. Снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся;
  4. Повышение готовности педагогов к здоровьесберегающей деятельности;
  5. Усовершенствованная организация здорового и рационального питания в образовательном учреждении;
  6. Повышение уровней грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности обучающихся и их родителей; осознанная потребность в здоровом образе жизни;
  7. Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.
  8. Улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.
  9. Расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы;
  10. Рост спортивных достижений обучающихся;
  11. Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников образовательного учреждения в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья обучающихся (воспитанников).

3) Методика оценки эффективности реализации программы.

Основные результаты реализации программы «Образование и здоровье» оцениваются в рамках мониторинговых процедур по комплексной методике М.М. Безруких (2007): оценки здоровьесберегающего потенциала школы, оценки здровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения; результативности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования.

Программа  формирования  экологически здорового  и  безопасного  образа  жизни на  ступени основного  общего образования....

Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования.

Программа  формирования  экологически здорового  и  безопасного  образа  жизни на  ступени основного  общего образования....

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»

. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....

Модель реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на основе дополнительного образования.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретен...

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

Концепция формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.

В статье представлены цели, задачи, направления  и основные функции участников здоровьеориентированной  деятельности образовательного учреждения дополнительного образования....

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников МБОУ «СОКШ №4»

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни   школьников МБОУ «СОКШ №4»...