Главные вкладки

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»
    материал на тему

    Вожакова Алёна Михайловна

    Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы. Требования сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_zdorove.docx39.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»

    Программа включает следующие разделы:

    1. Обоснование необходимости реализации программы

    1. Актуальность
    2. Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся в МБОУ Ширыштыкская СОШ
    3. Характеристика основных проблем, на решение которых направлена программа «Образование и здоровье»

    2. Ресурсы МБОУ Ширыштыкская СОШ, поддерживающие реализацию программы «Образование и здоровье»

    1. Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья
    1. Стратегические цели программы
    2. Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей
    1. Основные направления реализации программы «Образование и здоровье» по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья в образовательном учреждении.
    2. Условия (организационные механизмы) реализации программы «Образование и здоровье»
    1. Организационно-функциональная модель реализации программы «Образование и здоровье»
    2. Финансово-экономическое обоснование реализации программы «Образование и здоровье»

    6. План мероприятий Программы

    1. Этапы и сроки реализации программы
    2. Ожидаемые результаты реализации Программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения).
    3. Методика оценки эффективности реализации программы.
    4. Возможные сложности реализации программы и пути их преодоления.


    1. Обоснование необходимости разработки программы

    1. Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы. Требования сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования. Они реализуются в соответствии со стратегическими документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации, в том числе Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (направление «Здоровье в школе»), Доктриной информационной безопасности РФ, Федеральным законом «О безопасности», Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся), Стратегией развития системы образования МБОУ ШирыштыкскаяСОШ (Программа развития 2011- 2015 год), планом мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников в МБОУ Ширыштыская СОШ на 2011-2015 годы.
      По материалам Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных запросов.

    В связи с этим в МБОУ Ширыштыкская СОШ назрела необходимость работу по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни вывести на приоритетный уровень.

    1. Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся в МБОУ Ширыштыкская СОШ. В школе реализуется целевая программа «Развитие школы» для создания оптимальных условий работы педагогов и учащихся. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия. В школе осуществляется недостаточная работа по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни по следующим направлениям:

    - формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья, организация рационального питания,

    - создание материально-технического обеспечения  

    - формирование здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся.

    Школа является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, в которых задействованы все участники образовательного процесса (учащиеся, родители и педагоги). В школе работают 2 спортивные секции (опрос учащихся школы показал желание учащихся увеличить количество спортивных секций и кружков по интересам).

    В школе ведется работа социального характера: составление социального портрета школы (классов), выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи. Профилактические мероприятия: совместная работа с ОДН, КДН с неблагополучными семьями, проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.).

    Но наряду с этим существует ряд проблем, требующих решения:

    - Низкий здоровьесберегающий потенциал школы (по результатам мониторинга в 2011-2012 учю году).

    - Средний уровень здоровьесберегающей деятельности. Кроме введённого 3 часа физической культуры в школе не проводятся гимнастика до учебных занятий, подвижные перемены, динамические паузы, часы здоровья, работа с учащимися отнесёнными к спецмедгруппе не ведётся, внутришкольные спортивные соревнования проводятся один раз в месяц.  

    - Средний уровень эффективности здоровьесберегающей деятельности (по результатам мониторинга в 2011-2012 учю году).

    3). Характеристика основных проблем, на решение которых направлена программа.

    Проведя мониторинг здоровьесберегающей деятельности МБОУ Ширыштыкская СОШ (Безруких, 2007), мы выделили ряд проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:

    1. Сохранение и укрепление физического здоровья детей;
    2. Проблема создания положительного психологического климата и активной жизненной позиции, субъектных отношений;
    3. Организацию социально-профилактической работы с учащимися, в том числе создание условий для адаптации детей;
    4. Формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).
    5. Проблемы улучшения материально-технической базы

    Для решения вышеперечисленных проблем необходимо создание в школе условий, обеспечивающих реализацию в ОУ системной эффективной здоровьесберегающей деятельности. Решение данных проблем в МБОУ Ширыштыкская СОШ возможно, благодаря разработанной целевой программы «Образование и здоровье» (в рамках программы развития МБОУ Ширыштыкская СОШ на 2011-2015 гг.), направленной на создание здоровьесозидающей среды и на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Для достижения эффективных результатов в школе необходима согласованная работа всех специалистов и Службы здоровья образовательного учреждения, и совместная работа в данном направлении со специалистами районных структур, обеспечивающая единое организационно-методическое сопровождение школы, целенаправленное и планомерное включение ресурсов района в здоровьесберегающую деятельность МБОУ Ширыштыкская СОШ.

    2. Ресурсы МБОУ Ширыштыкская СОШ, поддерживающие реализацию программы «Образование и здоровье».

    В настоящее время ситуация с педагогическими карами представлена следующим образом: в школе работают 18 педагогов, средний возраст которых 37, средний возраст администрации – 35 лет. Из них: административный состав – 3 человека, учителя – 14 человек, педагог ДО – 1 человек.

            Из 18 педагогов:

    • 50% имеют высшее педагогическое образование
    • 33,5% - среднее педагогическое образование
    • 5 педагогов заочно получают высшее образование
    • 39% педагогов имеют I категорию
    • 33,5% педагогов - II категорию

    Ежегодно 100% учащихся школы проходят профилактический медицинский осмотр; 100% первоклассников проходят полный медицинский осмотр, в январе 2012 г проведена диспансеризация учащихся 1-11 классах.

    Кроме того, в начальной школе, начавшей реализацию ФГОС, действуют малая и большая службы сопровождения, что так же позволяет оказывать помощь и психолого-педагогическую поддержку учащимся на протяжении всего образовательного маршрута, создавать определённую систему средств, обеспечивающую комфортные условия обучения, воспитания и развития детей. Это позволяет реализовывать комплекс здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности, способствующей развитию физических, эмоциональных, действенно-практических возможностей учащихся. 

    Материально-технические ресурсы: в школе имеется спортивный зал, не оборудованный пришкольный стадион, тренажеры, компьютерный класс для проведения уроков здоровья. В школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся.

    Методические ресурсы: к ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровьесберагющих технологий. Программы, которые реализуются в рамках научно-методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения: программа «Здоровье». Методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в школе и пр. Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей). Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.

    Информационные ресурсы: информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, осуществляется с помощью заместителей директоров, классных руководителей, регулярного обновления сайта школы и пр.

    3. Стратегическая цель и задачи МБОУ Ширыштыкская СОШ по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья.

    1. Создание здоровьесберегающей (соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям учащихся) инфраструктуры и деятельности образовательного учреждения МБОУ Ширыштыкская СОШ.

    Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей:        

    1. Минимизация школьных факторов риска, рациональная организация учебного процесса.
    2. Организация рациональной физкультурно-оздоровительной работы.
    3. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
    4. Повышение уровня знаний родителей и специалистов образовательного учреждения по всем проблема, связанным с развитием и здоровьем детей и подростков.
    5. Систематическое наблюдение  за состоянием здоровья детей, контроль за соблюдением СанПиН.

    Деятельность по решению задач.

    1. Выявить проблемы состояния здоровья учащихся и педагогов образовательного учреждения и определить пути их решения;
    2. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры в образовательном учреждении, рациональную организацию учебного процесса и внеурочной деятельности;
    3. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения;
    4. Создание системы организационно-методического сопровождения администрации и специалистов образовательного учреждения в области решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся (воспитанников) на основе взаимодействия с различными социальными партнерами.
    5. Создание службы мониторинга здоровья детей и базы данных мониторинга здоровья школьников;
    6. Построение внутренней среды образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесберегающий характер образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов:

    - создание условий для здорового питания,

    - построение научно обоснованного учебного режима,

    - обеспечение двигательной активности обучающихся;

    1. Привлечение «внешних» специалистов (психологов, медицинских работников, спортсменов) для участия в мероприятиях, связанных с пропагандой здорового образа жизни и развития массового спорта.

    4. Основные направления реализации программы «Образование и здоровье» МБОУ Ширыштыкская СОШ

    Направления

    Ценностные установки

    Задачи формирования здорового и безопасного ОЖ

    Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

    Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

    Ценность здоровья и здорового образа жизни.

    Усовершенствовать условия для сбережения здоровья учащихся в образовательном учреждении.

    Улучшение здоровьесберегающей среды: (В настоящее время все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся)

    Использование возможностей учебно-методического комплекса (УМК)в образовательном процессе и различных образовательных программ, имеющих здоровьесберегающий характер.

    Отношение к здоровью детей как к главной ценности.

    Установка на безопасный, здоровый образ жизни.

    Формирование заинтересованного отношения детей к собственному здоровью.

    Обеспечение заинтересованного отношения педагогов и родителей к здоровью детей как к главной ценности

    Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью своему и других людей.

    Формирование у учащихся элементарных представлений о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека.

    Формирование личного опыта здоровосберегающей деятельности.

    Формирование представлений о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его жизни в целом.

    Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

    Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности.

    Повышение эффективности учебного процесса.

    Снижение функционального напряжения и утомления детей.

    Создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

    Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

    Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).
    Применение в учебном процессе методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся.
    Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
    Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темп развития и темп деятельности.
    Регулярное проведение дней Здоровья.

    Организация физкультурно-оздоровительной работы

    Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния.

    Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов.

    Повышение адаптивных возможностей организма.

    Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

    Формирование культуры здоровья.

    Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях)

    Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.

    Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.
    Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования.
    Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.

    Реализация дополнительных образовательных программ

    Ценность здоровья и здорового образа жизни

    Включение учащихся в здоровьесберегающую деятельность

    Создание и реализация в школе дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

    Просветительская работа с родителями (законными представителями).

    Здоровье детей – главная ценность семейного воспитания

    Включение родителей (законных представителей) в здоровьесозидающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы.

    Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей

    Организация здорового питания

    Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их питания

    Организация здорового и рационального питания

    Качественное и разнообразное питание

    Семинары и консультации для учителей по вопросам создания здоровьесберегающей образовательной среды.

    Ценность здоровья и здорового образа жизни

    Организация и проведение семинаров и консультаций для учителей по вопросам создания здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения.

    Формирование здоровьесберегающей  компетентности у педагогов образовательного учреждения.

    5. Условия (организационные механизмы) реализации программы

    1) Организационно-функциональная модель реализации программы. Общее руководство реализацией программы «Образование и здоровье» осуществляется администрацией МБОУ Ширыштыкская СОШ, которая организует: организационно-методическое сопровождение основных направлений реализации программы, общественную экспертизу методических материалов, анализ содержания деятельности основных направлений реализации программы. Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет: Педагогический Совет и Управляющий Совет МБОУ Ширыштыкская СОШ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ. Результаты контроля анализируются ежегодно в через публичные доклады образовательного учреждения.

    2) Финансово-экономическое обоснование реализации программы «Образование и здоровье». Источником финансирования деятельности программы «Образование и здоровье» являются не только бюджетные, но и дополнительно привлеченные ресурсы (дополнительные платные услуги, спонсорская благотворительная помощь).

    6. План мероприятий программы МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»

    Мероприятия

    Сроки
    реализации

    Ответственный

    1.

    Разработка (обновление) локальной нормативно-правовой базы для организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся

    Август 2013 год

    Администрация школы

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    2.

    Создание информационного и материально-технического обеспечения здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

    Постоянно

    Администрация школы, педагоги

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    3.

    Проведение системы тренингов, направленных на профилактику эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов.

    Постоянно

    Администрация школы, педагоги, привлеченные специалисты

    4.

    Проведение воспитательных и спортивных мероприятий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни.

    Постоянно  

    Администрация, классные руководители,

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    5.

    Применение на уроках здоровьесберегающий технологий.

    Постоянно

    Педагоги

    6.

    Систематическая диагностика состояния здоровья учащихся

    Начало учебного года, конец учебного года

    Классные руководители, администрация,

    Медицинский работник,

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    7.

    Контроль за выполнением норм СанПиН и охраны труда

    Постоянно

    Администрация

    8.

    Анализ состояния здоровья учащихся

    Постоянно

    Мед работник

    9.

    Корректировка учебной программы по физической культуре в соответствии с результатами анализа здоровья учащихся.

    Август 2013г.

    Администрация, учитель физической культуры

    10.

    Проведение динамических пауз, гимнастик до занятий.

    В течение учебного года

    Учителя начальных классов

    11.

    Проведение «часа здоровья» на третьем уроке в начальной школе

    В течение учебного гола

    Учителя начальных классов

    12.

    Организация внеклассной работы по физической культуре после уроков

    В течение учебного года

    Учитель физической культуры, классные руководители

    13.

    Проведение традиционных общешкольных спортивных соревнований и спортивно-оздоровительных мероприятий в образовательном учреждении  
    Участие в спартакиаде школьников

    В течение учебного года

    Учитель физической культуры,

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    14.

    Организация и проведение выездов за город, туристических слетов и походов Дней здоровья с привлечением родителей учащихся.

    В течение учебного года

    Учитель физической культуры,

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    Классные руководители

    15.

    Содействие в проведении медико-профилактических мероприятий медицинскими работниками закрепленных за школой поликлиник

    В течение учебного года

    Администрация школы

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    16.

    Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья и профилактической работы в школе по оздоровлению детей

    В течение учебного года

    Администрация школы

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    Классные руководители

    17.

    Организация и проведение лекций и родительских собраний по проблемам возрастных особенностей обучающихся

    В течение учебного года

    Администрация школы

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    Классные руководители

    18.

    Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены, часы здоровья)

    В течение учебного года

    Учитель физической культуры

    Классные руководители

    19.

    Профилактика травматизма

    В течение учебного года

    Педагоги

    Классные руководители

    Преподаватель-организатор ОБЖ

    20.

    Психологическая помощь обучающимся попавшим в трудную жизненную ситуацию.

    В течение учебного года

    Администрация школы

    Классные руководители

    21.

    Проведение итоговой и промежуточной аттестации в щадящем режиме с учетом здоровья учащихся.

    В начале и конце учебного года

    Администрация школы

    22.

    Создание зон отдыха и психологической разгрузки для обучающихся и учителей.

    2013 год

    Администрация школы, классные руководители

    23.

    Обеспечение внутренней и антитеррористической безопасности и охрана труда.

    Постоянно

    Администрация школы, преподаватель-организатор ОБЖ

    24.

    Осуществление выборочного косметического ремонта учебных и служебных помещений

    Август (ежегодно)

    Администрация школы

    25.

    Обновление ученической мебели в кабинетах и классах.

    По степени необходимости

    Администрация школы

    27.

    Преодоление адаптационного периода детей при поступлении в первый класс в щадящем режиме.

    Сентябрь (ежегодно)

    Классные руководители

    28.

    Организация специальных занятий с дошкольниками по подготовке к школе.

    Август

    Воспитатели, классные руководители

    29.

    Лекции для родителей будущих первоклассников «Как подготовить ребенка к школе»

    В течение учебного года

    Администрация школы, классные руководители

    30.

    Обеспечение качественным горячим питанием учащихся 1 – 11х классов

    В течение учебного года

    Администрация школы

    1) Этапы и сроки реализации программы (с описанием каждого этапа). Реализация программы предполагается в период:

    I этап – Подготовительный этап реализация программы «Образование и здоровье» – Определение стратегических целей и задач на конкретный период, предварительная диагностика, выбор приоритетов в соответствии  возможностями ОУ, определение конкретных задач, связанных с решением приоритетных проблем, создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников.

    II этап – Разработка программы, определение конкретных целей и задач по каждому направлению, определение организационных возможностей условий и ресурсов.

    III этап – Реализация программы;

    IV этап – Оценка результативности и эффективности программы;

    2) Ожидаемые результаты реализации программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения)

    1. Создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды, инфраструктуры в образовательном учреждении, которые позволят обеспечить: повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;
    2. Формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;
    3. Снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся;
    4. Повышение готовности педагогов к здоровьесберегающей деятельности;
    5. Усовершенствованная организация здорового и рационального питания в образовательном учреждении;
    6. Повышение уровней грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности обучающихся и их родителей; осознанная потребность в здоровом образе жизни;
    7. Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.
    8. Улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.
    9. Расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы;
    10. Рост спортивных достижений обучающихся;
    11. Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников образовательного учреждения в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья обучающихся (воспитанников).

    3) Методика оценки эффективности реализации программы.

    Основные результаты реализации программы «Образование и здоровье» оцениваются в рамках мониторинговых процедур по комплексной методике М.М. Безруких (2007): оценки здоровьесберегающего потенциала школы, оценки здровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения; результативности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования.

    Программа  формирования  экологически здорового  и  безопасного  образа  жизни на  ступени основного  общего образования....

    Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования.

    Программа  формирования  экологически здорового  и  безопасного  образа  жизни на  ступени основного  общего образования....

    Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»

    . Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....

    Модель реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на основе дополнительного образования.

    Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретен...

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.

    Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...

    Концепция формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.

    В статье представлены цели, задачи, направления  и основные функции участников здоровьеориентированной  деятельности образовательного учреждения дополнительного образования....

    Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников МБОУ «СОКШ №4»

    Программа формирования здорового и безопасного образа жизни   школьников МБОУ «СОКШ №4»...