Система мониторинга результатов, параметров образовательного процесса в школе с целью его оптимизации
статья на тему

Всесторонний мониторинг становится действенным механизмом определения эффективности той или иной управленческой стратегии, выделения факторов, обеспечивающих или, напротив, тормозящих достижение максимально возможной эффективности образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_shkolnogo_monitoringa.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Грачева Нина Александровна,

заместитель директора по УВР

средней общеобразовательной школы

с углубленным изучением иностранного языка

при Посольстве РФ в ФРГ

Система мониторинга результатов, параметров образовательного процесса в школе с целью его оптимизации.

Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности приобрела важное значение, т.к. появились потребители такой информации. В ней испытывает необходимость и учитель для самооценки профессиональной деятельности и оценки достижений ученика с целью корректировки педагогических воздействий, и руководители школы для определения стратегии развития, для оценки качества работы педагогов и корректировки многообразных управленческих решений.

В этой связи всесторонний мониторинг становится действенным механизмом определения эффективности той или иной управленческой стратегии, выделения факторов, обеспечивающих или, напротив, тормозящих достижение максимально возможной эффективности образовательного процесса.

В нашей школе система внутришкольного мониторинга – это совокупность методических и технических средств, процедур сбора, анализа и хранения информации, обеспечивающих постоянное наблюдение за динамикой отношений главных субъектов учебно – воспитательного процесса. Его целью является информационно – аналитическое обеспечение принятия управленческих решений.

В систему внутришкольного мониторинга нашей школы входят:

  • экономический мониторинг, призванный отслеживать оптимальность использования финансовых и материальных ресурсов;
  • педагогический мониторинг, позволяющий отслеживать результаты деятельности педагогического коллектива в обучении и воспитании учащихся;
  • социальный мониторинг, отражающий адекватность функционирования  школы в условиях нахождения заграницей;
  • управленческий мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность управления школой.

К мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов:

  • объективность информации;
  • сравнимость данных (в условиях ротации ученического коллектива сравнение целесообразно проводить по отдельным учащимся, а не по классам в целом);
  • адекватность (соответствие изменяющимся внешним условиям);
  • прогностичность.

В систему педагогического мониторинга нашей школы входит:

  • мониторинг качества образования;
  • мониторинг интересов учащихся;
  • мониторинг состояния здоровья учащихся.

Содержание  мониторинга качества образования:

п/п

Содержание мониторинга

Периодичность измерений

Исполнители

I. Уровни обученности школьников

1

Заполнение диагностической карты классов на начало учебного года (стартовые показатели)

1 раз в год

до 15 сентября

Классные руководители

2.

Проведение предварительной аттестации учащихся

За 2 недели до окончания триместра, полугодия

Учителя - предметники

2

Подсчет уровня обученности, качества обучения и среднего балла

1 раз в триместр

Учителя-предметники

3

Заполнение карты результативности каждого класса

1 раз в триместр

Заместитель директора по УВР

4

Сравнение показателей обученности каждого класса по триместрам  со стартовыми

1 раз в триместр

Заместитель директора по УВР

5

Сравнение среднего балла и показателей обученности административных контрольных работ со стартовыми

1 раз в полугодие

Заместитель директора по УВР

6

Сравнение итогов экзаменов со стартовыми и годовыми

1 раз в год

Заместитель директора по УВР

7

Заполнение диагностических карт выпускных классов каждой ступени (4, 9, 11 классы) с учетом уровня обученности каждого школьника

1 раз в год

Учителя-предметники

II. Уровень преподавания

1

Посещение уроков по программам наблюдения

Постоянно

Заместитель директора по УВР

2

Результаты проверки тетрадей учащихся (по В.И. Зверевой)

2 раза в год

Заместитель директора по УВР

3

Результаты проверки дневников учащихся

1 раз в триместр

Заместитель директора по УВР

4

Состояние классных журналов

1 раз в месяц

Заместитель директора по УВР

5

Смотр кабинетов с целью проверки учебно-материальной базы

1 раз в год (август)

Комиссия школы

6

Отчеты учителей о выполнении программ

1 раз в триместр

Учителя-предметники

III. Уровень воспитанности

1

Выяснение уровня воспитанности учащихся

1 раз в полгода

Классные руководители

2

Отчеты классных руководителей о воспитательной работе с классом

1 раз в триместр

Классные руководители

Содержание медицинского мониторинга

№ п/п

Содержание мониторинга

Периодичность

Ответственный

1

Отслеживание хронических заболеваний (анализ итогов диспансеризации)

1 раз в год

Врач школы

2

Заполнение рабочих медицинских карт каждого класса

1 раз в год

Классные руководители

3

Диагностика физического развития учащихся по классам

1 раз в год

Учитель физкультуры

4

Посещение уроков физкультуры с целью выявления уровня физической подготовки учащихся

Постоянно

Администрация

Кроме систематического мониторинга в ходе работы школы возникает необходимость ситуационного мониторинга по наболевшим проблемам. Как пример, мониторинг веса школьных ранцев. С этой целью взвешивались портфели учащихся 2-6 классов в течение недели. Было выявлено превышение норматива веса ранцев у учащихся 5-6 классов. В целях обеспечения выполнения требований к весу ранцев были даны рекомендации родителям по физиолого-гигиеническим нормативам к весу самого ранца, осуществлялось контрольное взвешивание ранцев с учебными комплектами, введение второго комплекта учебников для детей, далеко проживающих от школы, были внесены изменения в расписание уроков с целью уменьшения общего количества учебников в конкретные учебные дни.

Результаты мониторинга качества образования систематически анализируются на совещаниях при директоре, во время индивидуальных собеседований с педагогами школы, и принимаются меры к устранению выявленных недостатков. Исходя из полученных результатов, намечаются очередные задачи (методики, подходы), решение которых способствует повышению уровня обучения и воспитания.


Примеры обработанных данных, полученных в ходе педагогического мониторинга:

Итоги успеваемости в старшей школе за I полугодие 2014-2015 учебного года

Класс

Кол-во уч-ся

Отличники

Обучаются

на «4» и «5»

С одной «4»

С одной «3»

Неуспевающие

10

12

1

2

.

-

3

1

11

15

-

5

1

-

1

)

Всего

27

1 (4%)

7 (26%)

1

3

2 (7%)

Анализ успеваемости в старшей школе за 1 полугодие 2014-2015 учебного года

Класс

Кол-во учащихся

% успеваемости

% качества знаний

10

12

92%

25%

11

15

93%

33%

Всего

27

93%

30%

Анализ качества знаний в старшей школе по итогам 1 полугодия 2014 - 2015 учебного года.


Сравнительный анализ итогов успеваемости за 1 и 2 триместр 2014 - 2015 учебного года.

Класс

Классный руководитель

% успеваем.

% качества

1 тр.

2 тр.

1 тр.

2 тр.

1

2

100

100

94

89

3

100

100

60

56

4

100

100

92

83

2 – 4

100

100

85

79

5

100

100

57

79

6

100

100

67

83

7

100

91

33

36

8

100

100

50

43

9

100

90

40

80

5 – 9

100

96

50

67

Всего

100

98

64

72

Результаты диспансеризации (октябрь)

Вид заболевания

всего чел.

%

Заболевания опорно-двигательного аппарата

23

18,5

Заболевания органов дыхания

2

1,6

Заболевания органов кровообращения

4

3,2

Неврологические заболевания

6

4,8

Заболевания желудочно-кишечного тракта

2

1,6

Дистония по гипертоническому типу

2

1,6

Дистония по гипотоническому типу

5

4,1

Заболевания мочевой системы

6

4,8

Заболевания ЛОР - органов

9

7,2

Нарушения зрения

31

25

Другие заболевания

13

10,5

Практически здоровы

21

16,9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".

Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...

Педагогический совет «Учебно-воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Новые воспитательные технологии».

Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,...

Мониторинг качества вариативного образовательного процесса.

Тема исследования: "Развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках географии"....

Особенности мониторинга результатов воспитательно-образовательного процесса в МБОУ ДО «Дом детского творчества Рудничного района г. Кемерово» (проект)

Мониторинг образовательных результатов осуществляется в дополнительном образовании детей для отслеживания личностного роста каждого воспитанника. Форма мониторинговой деятельности,  принятая в на...

«Мониторинг качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе. Портфолио обучающегося как ресурс оценивания учебно-воспитательной работы педагогического коллектива»

В связи с переходом на ФГОС второго поколения в сфере образования стала складываться новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной информации об учебных дост...

Презентация к педсовету "Мониторинг  качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе"

Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность...