Создание многопрофильной старшей школы.
статья на тему

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_mnogoprofilnoy_shkoly.docx302.77 КБ

Предварительный просмотр:

 «Создание многопрофильной старшей школы в ГБОУ СОШ №2048 ЦАО г. Москвы в 2014-2017 гг.»

Оглавление

  1. Введение
  1. Актуальность
  2. Цели и задачи
  1. Теоретическое обоснование проекта.
  2. Описание практической реализации проекта.
  1. Описание практической реализации проекта.
  2. Условия создания I структурного уровня многоуровневых образовательных программ профильного образовательного Университетского комплекса
  3. Условия создания второго структурного уровня образовательных программ Университетского комплекса
  4. Условия создания третьего уровня образовательных программ Университетского комплекса
  5. Ресурсы
  6. Организационная модель
  7. Этапы создания профильной школы
  8. Ожидаемые результаты реализации концепции  образовательного комплекса.
  1. Заключение

2

2

5

9

14

15

15

17

17

18

19

20

22

23

  1. Введение

  1.  Актуальность

Стремительные изменения, происходящие в социально-экономической жизни России, привели к тому, что деятельность человека на современном этапе принципиально изменилась. Современный рынок труда требует специалистов высокого уровня подготовки, способных решать поставленные перед ними задачи с полной ответственностью за полученный результат. Все более востребованной становится личность, трудовая деятельность которой является созидательно-преобразующей.

 Неподготовленность современной молодёжи к новым требованиям социально-экономической и кадровой ситуации ставит задачу планирования её жизненной и профессиональной карьеры в число наиболее актуальных. Поэтому школе как специальному социокультурному институту необходимо сформировать у учащихся способность к творчеству, саморазвитию, умение свободно ориентироваться и самоопределяться в динамичном мире, принимать обоснованные решения относительно своего будущего. Однако российское образование последнего десятилетия XX века находилось в состоянии перманентного реформирования и реализовать эту тенденцию не смогло.

 Но с 2002 года вектор развития отечественного образования направлен в сторону перевода старшей ступени школы на профильное обучение. Последний вариант модернизации образования имеет несомненные преимущества по сравнению с его предшествующими аналогами. Во-первых, в новой концепции зафиксирована личностная ориентация образовательного процесса, что позволит обеспечить осознанное профессиональное самоопределение выпускника и жизненно необходимую зрелость человека, завершающего образование в школе. Во-вторых, школьное образование нацеливается не только на усвоение учащимися определённой суммы знаний, но и на формирование у них ряда компетенций, необходимых для успешной трудовой деятельности. В этой связи важнейшей педагогической проблемой и практико-ориентированной задачей становится сегодня введение в образовательный процесс средств и методик, помогающих учащимся «открывать» себя в различных видах деятельности, входить в процесс этой деятельности.

 Одной из наиболее сложных проблем, встающих перед подростками и требующих квалифицированной педагогической помощи, является проектирование послешкольного образовательно-профессионального маршрута. Это, в свою очередь, требует адаптации идей и технологий педагогической поддержки, наработанных в теории и практике, к изменяющимся социокультурным и профессионально-производственным условиям. При этом самоочевидно, что профилирование старшей ступени общеобразовательной школы возможно, если учитель подготовлен к работе в современных условиях. Как следует из концепции профильного обучения, учитель должен не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и обеспечить:

 - вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса;

 - практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов;

 - завершение профессионального самоопределения старшеклассников;

 - формирование компетенций, необходимых учащимся для продолжения образования в соответствующей сфере будущей профессиональной деятельности.

 В связи с профилированием старшей ступени общеобразовательной школы широко обсуждаются вопросы, касающиеся:

 - методологии и теории профессионального самоопределения в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения;

 - проблемы технологического и методического сопровождения профессиональной ориентации школьников в конкретном образовательном учреждении, районе, муниципалитете, сельском социуме;

 - проблемы информационного обеспечения самоопределения учащихся;

 - сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса и социального партнёрства.

Общее образование на сегодняшний день обслуживает, в основном, приобщение растущего человека к знаниевой культуре и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Есть острая необходимость преодоления отчуждения и усталости школьников от содержания образования, которое не позволяет составить представлений обо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации о профессиях.

Профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы – одна из основных идей образовательной реформы в России. Система профильного обучения базируется на кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. В числе предлагаемых профилей – общеобразовательный, социально-гуманитарный, физико-математический, филологический и т.п. Число профилей не ограничено, оно может дополняться в соответствии с потребностями конкретного региона.

Представленная в трудах многих педагогов, психологов, социологов многоаспектность изучения профильного обучения, подтверждая заинтересованность исследователей в его проблематике, не позволяет считать окончательно решенными вопросы, связанные с важностью и необходимостью обязательного введения профилизации школы.

Актуальность проблемы для конкретной образовательной организации.

1.1.1. В  настоящее время (декабрь 2014г.) в микрорайоне «Шелепихинский» Пресненского района числятся проживающими 1400 человека школьного и дошкольного возраста. Всего в ГБОУ «Школа №2048» обучается 323 человека, в том числе проживающих в микрорайоне 215 человек, в том числе имеющие временную регистрацию 54 человека, что составляет около 38% от общего числа детей школьного возраста, посещают дошкольные образовательные организации (детские сады ДОУ №809, ДОУ №2009, ДОУ 1929) 408 человек, из числа проживающих 773 на «закрепленных» территориях, что составляет около 40% от общего числа. Количество рождающихся на территории за 2005-2014 годы составляет 100 человек в год с тенденцией к повышению на 5 % ежегодно (прирост). Таким образом большинство детей (52%), числящихся как проживающие в микрорайоне «Шелепихинский», не обучаются в ГБОУ «Школа № 2048» и 150 детей дошкольного возраста не имеют возможности посещения ДОУ из-за их переполненности.

1.1.2. В микрорайоне «Шелепихинский» расположены 2 здания ГБОУ «Школа № 2048»: одно здание Причальный проезд, д. 7, стр. 1 заполнено на 0% (2500 м2), другое здание: Мукомольный проезд, д. 3, стр. 1 на 65% (3500 м2), 3 отдельно стоящих здания + 1 этаж в жилом доме и здания дошкольных образовательных организаций ДОУ №809 (Шмитовский проезд, д.42, корп.2), ДОУ №2009 (Шелепихинская набережная, д.12, стр.2), ДОУ №1929 (Шелепихинская шоссе, д. 13, стр. 2А, Шелепихинская набережная, д.4, стр.2) переполнены в среднем на 13% в соотношении с проектной мощностью.

1.1.3. В рейтинги  Центрального округа и в рейтинги школ города Москвы ГБОУ СОШ №105, 592 (ГБОУ «Школа № 2048») за период 2008-2014 годы не входила.

1.1.4. В дошкольных организациях и в 1-7 классах ГБОУ «Школа № 2048» Шелепихинского района отсутствует разнообразие образовательных программ, а следовательно нет возможности выстраивания непрерывной индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка, проживающего в микрорайоне. В 8-9 классах ГБОУ «Школа № 2048», в силу малокомплектности, организация качественной предпрофильной подготовки оказывается невозможной, что в свою очередь предопределяет невозможность осознанного выбора профиля обучающимися старшей школы, и также приводит к переводу школьников, мотивированных на достижение высоких образовательных результатов, в другие образовательные организации, имеющие более высокий рейтинг, и где качество образования является высоким, а досуговая и внеурочная деятельность является более разнообразной и творческой, где сосредоточены высококвалифицированные педагогические кадры, обеспеченные необходимыми материальными, информационными и интеллектуальными ресурсами, обеспечивающими освоение образовательных стандартов нового поколения, а также полноценную подготовку особо одаренных детей и программы инклюзии. Главными конкурентами, обладающими указанными преимуществами являются   ГБОУ СОШ №72, ГБОУ СОШ №2030 ЦАО г. Москвы.

1.1.5. В 2013-14 учебном году в 10-11 классах в  ГБОУ «Школа № 2048» обучение по выбранным профильным модулям реализовалась через индивидуализацию учебных планов: учителя школы, несмотря на расчет ученико-часа, смогли обеспечить качественную подготовку обучающихся по таким предметам как: физика, литература, география, алгебра и русский язык. В 2012-13 учебном году профильная и предпрофильная подготовка осуществлялась в тесном взаимодействии с образовательными программами ГБОУ СОШ МУК №15 «Мещанский». Однако, следует признать, что полноценная современная старшая школа в ГБОУ «Школа № 2048» отсутствует.

1.1.6. Дошкольные образовательные организации и ГБОУ «Школа № 2048», находятся в определенной «географической и социальной изоляции», т.к. отрезаны от Пресненского района ЦАО третьим транспортным кольцом, от Западного округа Шелепихинским мостом, от Северо-Западного округа промзоной и железнодорожными путями.

Таким образом очевидно, что:

а) Доступность качественных и разнообразных услуг в микрорайоне «Шелепихинский» Пресненского района ЦАО г. Москвы не соответствует высоким стандартам столичного образования, не отвечает растущим запросам населения (заказчика), проживающего в микрорайоне и возможностям центрального округа  г. Москвы.

б) Эффективность образовательных организаций, понимаемая как оптимальное соотношение образовательных и воспитательных результатов системы образования с затратами на ее содержание, значительно ниже, чем в среднем по системе образования ЦАО и города Москвы.

  1. Цели и задачи

Профильное обучение является составной частью общей проблемы модернизации содержания школьного образования. Решение данной проблемы позволит снизить непомерную учебную нагрузку на учащихся основной школы и одновременно обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и наклонностями. С введением профильного обучения появится реальная возможность ликвидировать существующий разрыв и обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N1756-р на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания "системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <...> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования".

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: 

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Основных задач системы профильного обучения в средней школе несколько:

- Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.

- Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.

- Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.

- Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.

- Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.

- Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Современное общество выдвигает к выпускнику особые требования. В новых ФГОС среднего (полного) общего образования сформулированы требования к выпускнику «… выпускник подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни».

Современный выпускник это выпускник:

- со сформированным ответственным отношением к учению, способный к саморазвитию, самообразованию и самоопределению;

- со сформированной коммуникативной компетентностью в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- способный к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

Главной целью создания профильной школы на базе ГБОУ СОШ № 2048 должны стать: реализация комплексной программы модернизации системы образования в г. Москве, в соответствии с имеющимися нормативными актами и программными документами, повышение качества жизни жителей микрорайона «Шелепихинский» через обеспечение их качественными, разнообразными, образовательными услугами на всех ступенях образования от дошкольного до Университетского, включая т.н. «предуниверсарий» (самостоятельный инфраструктурный уровень реализации образовательных программ).

Исходя, из главной цели основными задачами следует считать:

1.2.1. Возвращение дошкольников и обучающихся школьного возраста, проживающих в микрорайоне «Шелепихинский» в комплекс, и создание «предуниверсария», одновременно обеспечивая шаговую доступность и безопасность, при получении заказчиком качественного, профильного, разноуровнего и разнообразного образования.

1.2.2. Привлечение мотивированных обучающихся Центрального округа, соседних Западного и Северо-Западного округов  в 8-10 классы, качественно изменяя предпрофильную подготовку школьников, одновременно и постепенно увеличивая количество и содержательное наполнение профилей обучения, тем самым обогащая и повышая содержательную конкуренцию среди образовательных организаций города Москвы, р-на «Пресненский».

1.2.3. Интегрировать мигрантов из стран ближнего зарубежья, а также из различных регионов России в культурную среду г. Москвы, ускоряя и повышая качество освоения русского языка и русской культуры, тем самым способствовать развитию и укреплению толерантности к культурному многообразию жизни города Москвы и привлекательности ее исторического центра. Стать образовательной и культурной территорией, которая не формально, а реально соответствует нахождению в Центральном Административном Округе г. Москвы, не уступающую по качеству образования другим районам ЦАО – такова стратегическая цель, предлагаемого проекта.

1.2.4. Включение в процесс воспитания и социализации, обучающихся территории Пресненского района используя ресурсы социокультурной среды центра г. Москвы, для успешного формирования российской идентичности, Московской принадлежности, укрепление социально-культурную самобытности центра Москвы также являются задачами, которые предстоит решить в ходе реализации проекта.

1.2.5. Создание системы индивидуального сопровождения дошкольников и школьников, социализация на самых ранних этапах их жизни, разработка маршрутных образовательных карт и индивидуальных траекторий образовательных программ дошкольного и школьного образования, дополнительных программ дошкольного, школьного образования, программ «предуниверсария», и Университетских программ  высшей школы.

1.2.6. Насыщение образовательной территории Пресненского района творчеством и «Университетским духом» за счет активного вовлечения МАИ, МГППУ, МПГУ других университетов и Академий, учреждений культуры должно привести к созданию образовательной привлекательности, Университетского образовательного комплекса, сделав его желанным и доступным для Москвичей, в рамках лицея при МАИ («предуниверсария»).

  1. Теоретическое обоснование проекта.

 Основы профильного обучения в современной школе

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 90% старшеклассников считают, что обучение в школе не позволяет им развивать и реализовывать свои способности. Кроме того, 85% утверждают, что школа не дает реальных ориентиров для жизненного определения, а 90% - говорят, что в школе они не получают возможность для профессиональной ориентации. При этом наибольшую неудовлетворенность у опрашиваемых вызывает отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей.

Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, обучение должно быть построено в значительной мере с возможностью реализации юношами и девушками своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования показывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных дисциплин, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе дисциплины (химию, физику, литературу, историю и т.д.)» поддерживают около четверти старшеклассников.

Прежде всего, необходимо понять, что такое профильное обучение и профиль.

Для начала нужно провести категориальный анализ понятий «профильное обучение». В словаре С.И.Ожегова одно из значений слова «профиль» - «совокупность специфических черт, характеризующих какую-нибудь профессию, а так же характер производственного учебного уклона».

В словаре иностранных слов «profil» - «совокупность основных типических черт хозяйства; какой-либо профессии».

В современной педагогической науке отсутствует однозначное толкование понятия «профильное обучение», но вместе с тем можно выделить следующие черты:

1. Профильное обучение рассматривается как вид дифференцированного обучения.

И.М.Осламовская выделяет следующие основания для классификации форм дифференцированного обучения: по общим способностям, по специальным способностям, по индивидуально-физиологическим особенностям, по интересам и проектируемой профессии, по национальному признаку, по религиозной принадлежности. Исходя из данной классификации профильное обучение - есть форма дифференцированного обучения по интересам и проектируемой профессии.

2. Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения.

Следовательно, содержание образования должно быть ориентированно на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность.

Согласно классическим представлениям Н.М.Шахмаева, в учебном плане профильного обучения, помимо общеобразовательных, должны быть включены: основной профильный предмет, дополнительный профильный предмет и прикладной профильный предмет.

В.А.Далингер подчеркивает важность прикладной и практической направленности профильных курсов.

Согласно исследованиям А.А.Пинского, содержание профильного обучения представлено базовыми курсами, профильными курсами, элективными курсами, предназначенными для специализации внутри профиля.

В.В.Гузеев считает, что в учебном плане должно быть выделено профильное ядро, состоящее из предметов, которые рассматриваются в профессиональном плане. Вокруг этого ядра группируются предметы прикладного обеспечения, а для общегуманитарного развития учащихся используют общекультурные предметы.

В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание образования в профильных классах должно формироваться из учебных предметов трех типов: базовые общеобразовательные (непрофильные), профильные общеобразовательные, элективные.

Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала по непрофильным предметам, частично за счет интеграции (во избежание перегрузки).

Элективные курсы совместно с профильными должны обеспечить, во-первых, преемственность содержания общего и профессионального образования, во-вторых, мотивированный выбор профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.

3. Профильное обучение основано на личностно-ориентированном подходе.

Личностно-ориентированный подход в обучении может быть рассмотрен с разных позиций: цели, содержания образования, методов и форм обучения, деятельности учителя и ученика и т.д.

Таким образом, профильное обучение – это закономерный результат развития и реализации теории дифференцированного обучения в условиях новой парадигмы образования, основанной на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, оно обусловлено серьёзными изменениями, происходящими в нашем обществе, в социальной жизни, в системе ценностей.

Введение профильного обучения – одно из основных направлений нынешней образовательной реформы.

Строительство новой профильной школы должно основываться на серьёзных, в первую очередь, качественных изменениях, как при формировании содержания образования, так и формах организации учебного процесса, и в форсированной подготовке кадров.

Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий указ предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классическая (цель - подготовка в университет) и реальная (цель - подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения).
Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-1916 годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством министра просвещения П. Н. Игнатьева. По предложенной структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную. 
В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.
В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление "О структуре начальной и средней школы в СССР", предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.
Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10-х классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени.
В конце 80-х - начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере профильные) художественные, спортивные, музыкальные и др. школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года "Об образовании", закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ. 
Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования.
Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение многих проблем.

Можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.

1.Модель внутришкольной профилизации.

Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения). 
Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам (в том числе в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

2.Модель сетевой организации.

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух основных вариантах.
Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль "ресурсного центра". В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя "ресурсный центр". 
Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.). 

Существуют также и две другие модели.

1.Это составление индивидуального плана для каждого ученика: на выбор старшеклассникам будет предоставлено множество углубленных курсов, а они смогут выбрать несколько из них.

2.Выбирать и школы, в которых их преподают лучше. Таким образом, учебное расписание, обязательное для всех, будет заменено на индивидуальное. Ученикам с 8-9-го классов начнут помогать определиться с интересующими их направлениями, а также объяснят, как составлять собственный учебный план.

Объем знаний, которыми обладает человечество, растет как снежный ком, и современным школьникам все тяжелее усваивать их. Здоровье детей ухудшается от чрезмерных нагрузок. В теории профильное обучение поможет решить эту проблему.

В нашей школе Мы решили объединить две модели выбрать 2 Модель – Модель сетевой организации с целенаправленным и организованным привлечением образовательных ресурсов иных образовательных учреждений и составление индивидуальных учебных планов.

Проанализировав все вышеизложенное по профилизации старшей школы можно выделить следующие существенные особенности системы профильного образования:

1. Профилизация стала гораздо более вариативной и мобильной, чем прежде.

2. Профильное образование тесно связывается с профориентацией и тенденциями развития рынка труда.

3. Предполагается психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки, более высокая степень индивидуализации процесса обучения в сочетании с повышением ответственности учащихся за результаты обучения в старшей школе.

4. ФГОС предполагает перенос основного объёма предметно-информационной составляющей образования в профильные классы, при том что в основной школе возрастает удельный вес деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной составляющих.

Современная старшая школа должна быть индивидуально-ориентированной для того, чтобы обеспечить разноплановый образовательный заказ старшеклассников и сделать заключительный период обучения и образования в школе осмысленным относительно их планов на будущее.

  1. Описание практической реализации проекта.

Для реализации проекта был проведен анализ высших учебных заведений, находящихся по близости от Школы, так же был проведен анализ выбора профильных предметов обучающимися за последние два года. И основываясь на полученных результатах, для сотрудничества был выбран «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский институт)».

Создание Ассоциации Московкого авиационного института и ГБОУ Школы № 2048 - это проект культурно-образовательной креативно насыщенной инфраструктуры на территории Пресненского района, ядром которой станет Лицей МАИ, входящий в образовательный комплекс, предлагающий обучающимся получение качественного образования как в рамках технического, экономического, естественнонаучного профиля, так и в рамках индивидуальных учебных траекторий.

       Элементами общей инфраструктуры станут детско-взрослые лаборатории, проектные и исследовательские группы, Молодежная переговорная площадка, профильная практико-ориентированная подготовка, «территория счастливое детство» и многое другое.

3.1. Содержательная модель Ассоциации «Московского авиационного института (Национального исследовательского университета» и ГБОУ «Школы № 2048»

Содержит несколько относительно автономных структурных уровней образовательных программ.

1.)Первый структурный уровень ассоциации – это основные и дополнительные образовательные программы дошкольного, начального, основного общего образования, включающие и предпрофильную подготовку обучающихся. На этом уровне обеспечивается индивидуализация учебных планов при обеспечении качественной общеобразовательной подготовки гарантируется освоение государственных программ в полном объеме, обеспечивается выполнение социального заказа населения микрорайона. Данный уровень предоставляет горизонталь, включающую образовательные программы системы открытого дополнительного образования дошкольников и школьников, где особое место уделяется правовым, этическим и эстетическим знаниям.

2.)Второй структурный уровень – это собственно образовательные программы «предуниверсария», которые реализуются в лицее МАИ программы дополнительного образования, параллельно предусматриваются в т.ч. создания кадетских классов для обучения и воспитания подростков проживающих на территории «Шелепихинский» и не выбирающих технический профиль. Продолжается реализация на данном структурном уровне, многопрофильность, программы повышенной сложности создаются по мере увеличения состава обучающихся (7-9 классы).

3.)Третий структурный уровень представляет собой соответствующие университетские программы физических, математических, информационных, экономических знаний. На данном уровне предполагается использование программ детско-взрослых общностей, действующих в инновационной научно-профессиональной среде, насыщенной «Университетским духом» с одной стороны и территорией «счастливого детства» созданного в здоровой (культура и спорт) образовательной среде.

3.2. Условия создания I структурного уровня многоуровневых образовательных программ профильного образовательного Университетского комплекса.

3.2.1. Ввести вариативные программы образования в подразделении дошкольного (2,5-6 лет) и начального (1-4 классы), основного образования (5-7 классов). Вариативность программ дошкольного образования, индивидуализация учебных планов на ступенях начального и основного общего образования, увеличит возможности выбора родителями и детьми разнообразных образовательных услуг. Предпрофильное обучение в 8-9 классах будет организованно ГБОУ «Школой № 2048» при содействии и поддержке «Московского авиационного института (Национального исследовательского университета»

3.2.2. Концепция образовательных программ  будет включать в себя целостные единицы – учебные модули, удерживающие базовый, профильный или рекордный уровень сложности содержания образования. Помимо учебных предметов, курсов дополнительного образования, интегрированных курсов общего и дополнительного образования в программы будут включены также модули проектной, исследовательской, организационно-управленческой деятельности, коллективных творческих дел. Образовательные модули позволят обучающимся выбирать и осваивать определенное содержание образования, научиться решать познавательные, социально-практические и творческие задачи. Отдельные модули будут изучаться последовательно, когда содержание одного модуля опирается на результаты другого; другие одновременно (синхронизировано). Модули могут изучаться как в течение учебного года, учебного периода, так и концентрированно (погружением) с участием университетских преподавателей.

3.2.3. Ввести в соответствии с ФГОС задачную (проблемную) форму организации образования в комплексе, которая будет строиться на основе методик развивающего обучения, проектно-исследовательской деятельности, образовательных организационно-деятельностных игр, коллективных творческих дел, проектных форм внеурочной работы, открытого дополнительного образования. Каждая методика будет организована системно, ее самостоятельными единицами станут методические предписания, коммуникативные, мультимедийные, интерактивные технологии и технологии гуманитарной поддержки.

3.2.4. Создать в Университетском комплексе: а) творческую, доброжелательную социальную среду, основным механизмом которой станет внеурочная деятельность, направленная на развитие мобильности, лидерских способностей, толерантности и доброжелательности обучающихся (внеурочная деятельность будет проводиться в течение всего учебного года в форме Семейного фестиваля, включающего в себя спортивные, интеллектуальные, творческие и другие дела); б) демократический уклад жизни и особенную атмосферу, механизмом которой станет реализация модели открытого гражданского общества (правового общества с развитым управлением, самоуправлением и соуправлением), направленного на самоценность свободы личности, ее прав и возможностей, конструктивное сотрудничество и ненасильственные способы разрешения проблем и конфликтов.

3.3. Для создания второго структурного уровня образовательных программ Университетского комплекса – системы дополнительного образования необходимо:

3.3.1. Реализовать проект сетевого взаимодействия по направлениям: музыка, хореография, изобразительное искусство.

Партнеры по проекту: ГБОУДОД г. Москвы "Московская городская детская музыкальная школа имени Гнесиных", клуб «Моделист», Филёвский парк культуры и отдыха, филиал музея А. Рублева (Храм Покрова Богородицы в Филях).

3.3.2. Реализовать проект сетевого взаимодействия «Детский спорт» по направлениям гандбол, мини-футбол, большой теннис, спортивный рок-н-ролл, капуэро, зимние виды спорта, плавание. Партнеры по проекту: ДООЦ «Центральный», ДООЦ «Парк Пресненский», Центр боевых единоборств «Русь».

3.4. Для создания третьего уровня образовательных программ Университетского комплекса – детско-взрослых образовательных общностей, действующих в инновационной научно-профессиональной среде необходимо:

3.4.1.Реализовать Университетскую программу: «Информационная культура и грамотность Москвичей», что  расширит и углубит  информационную культуру человека, информационное общество, информационные основы процессов управления. Сформирует навыки и умения, необходимые для реализации полученных знаний на практике и в повседневной деятельности Партнеры по программе: МАИ

3.4.2. Реализовать университетскую программу «Москва – фабрика будущего», включающую: детско-взрослые проектно-исследовательские лаборатории; конструкторские бюро; архитектурно-градостроительные бюро; кино-, теле- и дизайн студии.

Партнеры по программе: МАИ, Управа и Муниципальное собрание Пресненского района.

Схема предметов профильного обучения.

http://lit-yaz.ru/pars_docs/refs/50/49418/49418_html_289e792.jpg

3.5. Ресурсы

  1. Кадры:
  • привлечение высокопрофессиональных управленцев на конкурсной основе
  • реализация индивидуальных программ профессионального развития педагогов комплекса
  • привлечение успешных преподавателей, заинтересованных в своем дальнейшем профессиональном развитии
  • Подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для профильной школы 
    Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:
    - вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
    - практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);
    Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров..
    Основной объем преподавательской работы в профильной школе будет вести действующий педагогический корпус. В этой связи для обеспечения необходимого уровня профессиональной подготовки учителей при переходе на профильную школу предполагается всем учителям, изъявившим желание работать в профильной школе, пройти повышение квалификации или переподготовку.

3.5.2. Широкое использование возможностей ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» в части использования различных форм и технологий обучения, реализация образовательных стандартов второго поколения

3.5.3.  Внедрение передовых технологий обучения (форумы, тренинги, круглые столы, исследовательские и проектные лаборатории)

3.5.4. Использование возможностей экологической среды района в образовательных целях (реализация серии совместных образовательных проектов), направленных на развитие физической культуры, спорта, (особенно зимних видов).

3.5.5. Создание мощной системы общественно-государственного соуправления через привлечение к работе в Управляющем совете авторитетных ученых, общественных деятелей муниципального, городского, федерального уровня, руководителей крупных организаций.

3.5.6. Наличие двух зданий школы одно из которых не задействовано в данный момент в учебном процессе, а другое задействовано частично (см. диаграмму).

3.6. Организационная модель .

3.6.1. Центральным звеном, Ассоциации «Московского авиационного института (Национального исследовательского университета» и ГБОУ «Школы № 2048» является Университетский комплекс включающий лицей МАИ (предуниверсарий), создающийся на базе ГБОУ СОШ №2048 и присоединенных дошкольных образовательных организаций.

3.6.2. В здании (Причальный пр. д.7, стр.1) создается лицей МАИ, где обучаются школьники с 8(9)-11 классы наряду по физико-математическому, информационному профилям, Наряду с этим дается лингвистическая и общегуманитарная подготовка. В здании (Мукомольный пр. д.3, стр.1) сосредоточатся классы начальной школы (1-4 класс) и часть основной школы (5-7 класс). В параллелях (начиная с 5-го могут быть созданы кадетские классы). По мере роста количества обучающихся, предполагается создание профильных и предпрофильных классов социально-экономического и гумманитарного профиля.

3.6.3. В Университетском комплексе учебный год будет разделен на 6 учебных периодов (5-6 недель каждый) с каникулами между ними. В дошкольных подразделениях будут созданы группы развивающего вида, специальные группы для детей с особенностями развития, которые будут работать пять дней в неделю, группы кратковременного пребывания. В 1-7(8) классах планируется пятидневная рабочая неделя (6-й день будет использоваться как университетская и музейная суббота).

3.6.4. В Университетском комплексе будет создана система диспетчеризации потоков обучающихся (дошкольников и школьников), разработаны учебные планы, позволяющие реализовать идею индивидуальных траекторий образования; будет введен мониторинг индивидуальных достижений обучающихся, воспитанников и педагогов.

3.7. Этапы создания профильной школы

План деятельности по разработке системы профильного обучения В ГБОУ СОШ № 2048 показан в табл.1.

Таблица 1

Условия

Мероприятия по реализации проекта

Сроки реализации

Организационные

Выбор организации для сотрудничества, ведение переговоров. Создание рабочей группы. Заключение договора о намерениях.

Сентябрь –декабрь 2014 года

Информационные

Информирование членов рабочей группы о задачах предстоящей работы. Информирование родителей и учащихся о создаваемой системе профильного обучения Определение наиболее вероятного контингента учащихся профильных классов. Выявление и анализ предпочтений девятиклассников в отношении профилей обучения. Ознакомление членов рабочей группы и педагогического коллектива с нормативно-правовыми документами по вопросам профильного обучения. Информирование общественности о создании ассоциации.

Декабрь 2014 -февраль 2015 года

Кадровые

Обучение учителей методам разработки программ элективных курсов профильного обучения. Обучение учителей эффективным технологиям преподавания программ профильного обучения. Привлечение преподавателей ВУЗов

Январь – сентябрь 2015 г.

Мотивационные

Разработка системы показателей для оценки труда учителей школы профильного обучения и включение их в общую систему оценки Разработка системы контроля за реализацией программ профильного обучения в школе

Апрель – май 2015 г.

Научно-методические

Разработка плана-графика мероприятий по информированию учащихся и родителей о системе профильного обучения. Разработка сценариев и методик проведения информационных мероприятий. Разработка проекта школьного учебного плана профильного обучения. Разработка программ профильных элективных курсов.

Январь – май 2015г.

Нормативно-правовые

Подписание довора о сотрудничестве с ВУЗом. Утверждение программ профильных учебных курсов. Утверждение учебного плана профильного обучения. Издание приказа о переходе старшей школы на систему профильного обучения.

Февраль – апрель 2015 г.

Материально- технические

Подготовка необходимого оборудования для проведения курсов профильного обучения.

Март – сентябрь 2015 г.

Финансовые

Изыскание дополнительных источников финансирования системы профильного обучения

Январь – сентябрь 2015г.

Начало работы профильной школы

Сентябрь 2015г.

Профильное обучение содействует процессу самоопределения старшеклассников в плане построения долгосрочных жизненных планов, помогает им в их взрослении, в выборе и освоении основ знаний по профессии; корректирует направленность интересов учащихся, ориентирует молодых людей на максимальное познание своих способностей, возможностей, ресурсов, а также потенциалов; стимулирует активность молодых людей в плане ориентации на рынке труда с учетом изменения спроса на специалистов различного профиля и прогноза конкуренции за рабочие места.

Таким образом, профильное обучение в старших классах представляет собой систему специализированной подготовки учащихся, обеспечивающей профессиональную индивидуализацию их образования.

 

3.8. Ожидаемые результаты реализации концепции  образовательного комплекса.

3.8.1. Повышение эффективности использования зданий (критерий - 100% загрузка зданий).

3.8.2. Увеличение контингента обучающихся.

3.8.3. Повышение уровня качественного обучения выпускников при сохранении объема финансирования (критерий – включение комплекса в городской рейтинг «ТОП 200»).

3.8.4. Эффективность бюджетных расходов, рассчитанная по специальной методике (критерий – вхождение в первые 10 школ-комплексов ЦАО).

3.8.5. Соотношение достигнутых и планируемых значений натуральных показателей работы комплекса (критерий – соотношение не менее единицы).

3.8.6. Соотношение достигнутых и планируемых значений целевых показателей эффективности работы комплекса, разработанных на основании приказа Минобрнауки от 08.11.2010 № 1116 в редакции от 02.09.2011года (критерий – соотношение не менее единицы).

  1. Заключение

Создание многопрофильной старшей школы позволит:

  • Обеспечить углубленное изучение различных областей, в зависимости от выбора обучающегося;
  • Создать условия для существенной дифференциации содержания образования старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;
  • Расширить возможности углубленного гуманитарного образования в процессе обучения, совершенствовать социокультурную, речевую, коммуникативную компетенцию старшеклассников

Обучение в профильных классах обеспечивает:

  • Повышение речевой и коммуникативной культуры учащихся при многофункциональном использовании ими родного языка как основного средства коммуникации;
  • Такой уровень знаний по предметам различной направленности, который давал бы возможность выпускнику эффективно подготовиться к освоению программ высшего профессионального образования и адаптироваться к современным рыночным условиям;
  • Максимальное раскрытие способностей и склонностей учащихся в процессе обучения в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями.

Преимущества создания ассоциации «Московского авиационного института (национального исследовательского университета)»

  • Использование научно-методических ресурсов МАИ.
  • Возможность пользования читальным залом, профильными кабинетами, лабораториями ТСО МАИ.
  • Участие в научно–исследовательских программах профильных кафедр при консультационном содействии преподавателей.
  • Перспективы дальнейшего профессионального образования в престижных ВУЗах Москвы и Московской области.

Данный проект может быть полностью применен к реализации в нашей организации и уже находится на стадии подписания договора о намерениях с Московским авиационным институтом.

Так же составляется смета о закупках необходимого, для открытия профильного лицея при МАИ, оборудования в здание по Причальному проезду, и для обеспечения дистанционного обучения (в рамках проекта Школа Новых технологий).

Результатом данного проекта будет достижение всех ожидаемых результатов описанных выше.

Список литературы

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов. – М., 2005. – с.616.
  2. Нечаева И.В. Современный словарь иностранных слов. – М., 2002. – с.371.
  3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2002.
  4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2002.
  5. Головин А.В. Записки для немногих.// Вопросы истории, 1997, №3, с.79-85.
  6. Педагогическая энциклопедия/Под ред. А.Г.Калашникова. – М., 1930. - т.II, с.271.
  7. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2002.
  8. Броневщук С.П. Профильное обучение и единый государственный экзамен // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 21 апреля.
  9. Броневщук С.П. Профильное обучение и единый государственный экзамен // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 21 апреля.
  10. Лернер П.С. Инновационный потенциал, ресурсы и риски профильного образования учащихся старших классов // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 27 апреля.
  11. Уколова А.С. Стратегия гимназического образования на современном этапе. - Санкт-Петербург, 2005.
  12. Информационный сайт «Учительской газеты» http://www.ug.ru/old/02.42/t9.htm
  13. Балашов М.М. Нормативно-правовые документы муниципального общеобразовательного учреждения – многопрофильного лицея Димитровграда Ульяновской области. с.24 - журнал «Завуч» №6, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)

В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...

Многопрофильность спортивной школы

Многопрофильность спортивной школы в условиях малого города на примере ЗАТО г. Радужный Владимирской области...

Презентация "Работа с родителями по созданию условий успешной адаптации в старшей школе"

Презентация к родительскому собранию в 5 классе по проблеме адаптации учащися в период перехода из начальной школы в среднюю. Проблемы, с которыми сталкиваются родители, ученики и учителя достаточно с...

Тренинг командообразования "Первобытная школа" для учащихся средней и старшей школы

Тимбилдинг (англ.) — командообразование («team» — команда, «build» — строить). Это совокупность игровых этапов, направленных на формирование и развитие навыко...

Школа вожатых как средство самореализации обучающихся средней и старшей школы.

Самореализация человека является одним из важным критерием для его успешной карьеры и жизни в целом...

Внедрение предметного обучения в начальной школе посредством привлечения педагогов основной и старшей школы. (русский язык с учителем старшей школы)

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны они и сегодня.        В 2018-2019 учебном году в связи с уходом основного учителя начальной школы в...