Адаптированная образовательная программа школы
статья на тему

Дубровина Елена Алексеевна

Адаптированная образовательная программа школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptirovannaya_programma_dokuchaevskoy.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Докучаевская средняя общеобразовательная школа

Таловского района Воронежской области

«Принято»

Педагогическим советом

МКОУ

Докучаевской СОШ

Протокол № ___.

«___» ________2015г.

«Согласовано»

Протокол заседания

Совета школы № ___.

«____» ________2015г

«Утверждаю»

Директор

МКОУ Докучаевской СОШ

________Зобов В.И.

Приказ №___

« ___ » ________ 2015г.

Адаптированная образовательная программа

МКОУ Докучаевской СОШ


Содержание:

1. Пояснительная записка

1.1  Информационная карта  

1.2 Паспорт Программы

2. Концептуальные основы работы МКОУ Докучаевской СОШ с детьми с ОВЗ

2.1.Характеристика контингента обучающихся с ОВЗ

2.2.Характеристика режима образовательного процесса для детей с ОВЗ

2.3.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

2.4.Анализ образовательного пространства школы.

3. Приоритетные направления, цель и задачи работы школы с детьми с ОВЗ.

4. Основные подходы к организации образовательного пространства школы.

4.1.Содержание образования для детей с ОВЗ в школе.

4.2.Организация социально-педагогического сопровождения  и социальной защиты детей с ОВЗ в школе.

4.3 Практическая работа педагогов, классного руководителя, социального педагога с группами детей ОВЗ

4.4 Организация  воспитательной работы и  дополнительного образования  детей с  ОВЗ

4.5. Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы

4.6. Система аттестации обучающихся с ОВЗ.

4.7 Модель выпускника школы

5. Контроль и управление реализацией адаптированной образовательной программы.

6. Литература.

7. Приложения.


1 Пояснительная записка

1.2   Информационная карта

Название (по уставу)

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение  Докучаевская средняя общеобразовательная школа Таловского  района Воронежской  области

Краткое наименование ОУ в соответствии с Уставом

МКОУ Докучаевская СОШ

Тип и вид

Общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

Организационно-правовая форма

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Учредитель

Администрация Таловского муниципального района

Юридический адрес

397461, Российская Федерация, Воронежская область, Таловский район п. Вознесенский, улица Дужнова, д.372

Телефон

8 (47352)67365, 8(47352)67376

E-mail

mou_dokuch@mail.ru

Адрес сайта в Интернете

http://school-dokuch.ru

Фамилия, имя, отчество руководителя

Зобов Владимир Ильич

Формы государственно-общественного управления

Совет школы с 2005 года.

Свидетельство о государственной аккредитации

Свидетельство о государственной аккредитации № ИН-1810 от 01.03.2013г.

Свидетельство действует до  01.03.2025г.

Лицензия

Лицензия № И-2539 от 21.02.2012г.


1.2  Паспорт Программы

Наименование   Программы

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МКОУ Докучаевской СОШ

Основания для разработки Программы

Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273 "Об образовании в РФ";

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена 04 февраля 2010 года, Пр-271);

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26/188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии»

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Заказчик Программы

Администрация МКОУ Докучаевской СОШ

Основной   разработчик Программы

Администрация МКОУ Докучаевской СОШ

Стратегическая цель Программы

Создание в МКОУ Докучаевской СОШ гуманной адаптированной среды для детей с ОВЗ и социально – педагогическое сопровождение их с последующей  интеграцией в современном обществе.

Стратегические задачи Программы

  • Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • Сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
  • Расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;
  • Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Сроки реализации Программы

 

Основные мероприятия программы

Создание в школе условий, необходимых для получения обучающимися с ОВЗ уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации данной категории детей в постшкольном  пространстве.

Формирование у школьников умения строить свою жизнедеятельность в культурных формах: привитие способности к саморегуляции своей деятельности, отношений, поведения; привитие доброжелательности, терпимости, сострадания, сопереживания.

Создание безопасных условий для обучения и воспитания учащихся.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся на основе совершенствования образовательного процесса.

Качественное повышение уровня профессионализма педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Обеспечение благоприятного психолого-педагогического климата для обеспечения образования обучающихся в ОВЗ.

Взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями по вопросам ранней диагностики отклонений в развитии.

Увеличение числа педагогических работников, задействованных в системе инклюзивного образования,  освоивших современные образовательные коррекционные технологии.

Обеспечение предметов адаптированной образовательной программы  электронными образовательными ресурсами.

Система организации контроля исполнения Программы

Управление реализацией адаптированной образовательной программы осуществляют администрация школы, Педагогический совет.

Адаптивная образовательная программа – это «Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.  Это нормативный документом, определяющий особенности содержания, организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса и воспитания учащихся с целью их развития и социальной адаптации.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании». Это:

        гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

        воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,

        любви к окружающей природе, Родине, семье;

        единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

        общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням  и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

        обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

        формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

        содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности

Разделы  предлагаемой образовательной программы содержит концептуальные положения, описание принципов организации учебного процесса осуществляемых в школе,  характеристику учебных программ и педагогических технологий, технологическое обеспечение основания выбора индивидуального образовательного маршрута, в ней раскрыто содержание образовательного процесса, предусмотренного учебным планом.


2   Концептуальные основы работы

МКОУ Докучаевской СОШ с детьми с ОВЗ

Вопросы интеграции детей с особыми нуждами, трудностями в обучении, общении и поведении в обществе являются сегодня наиболее актуальными и требуют новых подходов в отношении к таким детям, создания оптимальных условий для их обучения, воспитания, своевременной диагностики и эффективной коррекции нарушений, психолого-педагогической реабилитации и социально-трудовой адаптации. Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики — создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников. А цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику — создание оптимальных условий для развития позитивных потенций каждого ребенка.

Изменение контингента обучающихся требует формирования педагога нового типа, способного активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их потребностей и возможностей. Важнейшими компетенциями специалиста, реализующего инклюзивную практику, являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей, что обеспечивает качество и доступность овладения программным материалом. Кроме этого, педагог, реализующий инклюзивную практику, должен обладать социальными компетенциями: включаться во взаимодействие со специалистами образовательного учреждения, задействованными в создании условий для качественного образования того или иного ребенка, создавать условия для проявления субъектами педагогического процесса инициативы и заинтересованности, нести ответственность за результаты своих действий и действий воспитанников и обучающихся.

Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности решает задачи:

1. Создание условий для освоения образовательной программы всеми учащимися:

— организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;

— создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

— формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации;

— применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;

— адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;

— адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

2. Создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:

— организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;

— организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;

— использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

3. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:

— привлечение специалистов психологопедагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса;

— формирование запроса на методическую и психологопедагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров — методического центра, общественных организаций;

— организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

4. Повышение профессиональной компетенции педагогов.

В ходе практической работы учителям, реализующим инклюзивную практику, становится возможным определить необходимый минимум в содержании обучения детей с нарушением интеллектуального развития и в дальнейшем правильно составить для них индивидуальные планы и программы. Этим минимумом может и должен овладеть «особый» ребенок, а благодаря его индивидуальным возможностям и потребностям он может также овладевать и общеобразовательными стандартами в той или иной степени. При этом учитываются индивидуальные способности каждого учащегося и предоставляются ему возможности обучаться и развиваться, исходя из его особенностей и потребностей, т. е. адекватно его персональному уровню развития. Педагогам необходимо ознакомиться с результатами диагностики детей различными специалистами, которые позволяют определить следующие параметры:

а) характер его особых потребностей в целом;

б) актуальный уровень конкретного учащегося;

в) индивидуальные потенциальные возможности ребенка.

Первичная диагностика учащихся при поступлении в школу помогает учителю определить возможности обучения и развития каждого ребенка, помогает правильно поставить цели и определить соответствующий для него образовательный маршрут, который, в свою очередь, согласуется с родителями.

Учитель должен создать условия постоянного перехода от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он сумеет сделать в сотрудничестве, с помощью учителя, а лучше одноклассников, должно происходить постоянное преодоление грани между актуальным уровнем развития и «зоной ближайшего развития ребенка».

Важно помнить, что для детей с трудностями в обучении необходимые условия должны быть нацелены, прежде всего, на то, чтобы:

— обеспечить физическое, социально - нравственное, художественно - эстетическое и познавательное развитие учащихся;

— максимально полно адаптировать к жизни в обществе, семье, к обучению. А для этого необходимо:

— создать учащимся возможности для взаимодействия и общения с широким кругом людей;

— способствовать социализации учеников с максимально возможной степенью самостоятельности, прививать элементарные санитарно - гигиенические и трудовые навыки;

— улучшать знание и понимание учащимися окружающей их среды, общества и мира посредством общения с людьми, использования компьютера.

То есть,  развивать коммуникативную, организационную, информационную компетентности учащихся и социализировать их в полной мере.

Прогнозирование достижений учащегося осуществляется всеми участниками учебного и воспитательного процесса: самим ребенком, его родителями, специалистами и педагогами.

Самое важное для определения перспектив развития — это создание благоприятных условий для последовательного развития с оптимальными для любого ребенка физическими и умственными затратами и с фиксацией видимого результата. И именно эти успехи так важно закреплять и стимулировать детей к их дальнейшему развитию.

Учителю важно выстраивать программу обучения таким образом, чтобы учащиеся с любыми особыми образовательными потребностями сумели реализовать свой потенциал на должном уровне и в полной мере.

2.1. Характеристика контингента обучающихся с ОВЗ

В  МКОУ  Докучаевской СОШ обучаются ____ ребенка по адаптированной программе ____ вида.

Родители детей с ОВЗ школьного возраста изъявили желание обучать их по месту жительства  в  общеобразовательной школе.  По  этой  причине  в  2015-2016 учебном  году  в  состав  контингента  обучающихся  входят:

1

2

На начальном уровне образования обучаются ____ учащихся с ОВЗ:

Социальный состав семей  детей с ОВЗ неоднородный, имеются категории:

Малообеспеченные – ;

Многодетные – .

2.2.Характеристика  режима  образовательного  процесса  для  детей  с  ОВЗ:

Режим работы школы –  пятидневная рабочая неделя с 1 по 9 классы, с 10 по 11 классы - шестидневная рабочая неделя

Форма образования: очная.

Начало занятий в 8-30 час.

Продолжительность урока – 45 мин.

Продолжительность перемен от 10 до 30 мин.

Продолжительность учебного года в 1 кл.-33недели, 2-4кл.,9 и 11 кл.-34 недель,5-8, 10кл.- 35 недель.

Учебный год делится на четверти

Дата

Продолжительность (количество учебных недель)

Начало четверти

Окончание четверти

1 четверть

1.09.2015 г.

1.11.2015 г.

9

2 четверть

9.11.2015 г.

29.12.2015 г.

7

3 четверть

13.01.2016г.

22.03.2016 г.

10

4 четверть

1.04.2016 г.

31.05.2016 г.

9

Продолжительность каникул в течение учебного года:

Дата начала каникул

Дата окончания каникул

Продолжительность в днях

Осенние

2.11.2015 г.

8.11.2015 г.

7

Зимние

30.12.2015 г.

12.01.2016 г.

14

Весенние

23.03.2016 г.

31.03.2016 г.

9

Летние

1.06.2016 г.

31.08.2016 г.

92

В школе  используются следующие формы организации учебного процесса: классно  –урочная система, индивидуальное обучение, внеурочные виды  деятельности:  игровая, познавательная; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество, социальные проекты (социальная деятельность); трудовая деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; проектная деятельность, эколого-краеведческое воспитание.

Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья учащихся.

Проводятся    медосмотры,  беседы  на  уроках  и  классных  часах  с  приглашением специалистов.  На  уроках  применяются   здоровьесберегающие  технологии.   В  школе проходят дни здоровья, месячники безопасности, спортивные соревнования. Организован летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.

В  школе  организовано  горячее  питание.   Закрепленный за школой по договору медицинский  работник, администрация  школы  регулярно  ведут  контроль  над  качеством  пищи.

Столовая  рассчитана  на  25  посадочных мест, питание осуществляется по графику. Обеспеченность посудой 100%.

Внеурочная  деятельность  организована  во  второй  половине  дня по программам спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного направлений.

В  образовательном  учреждении  установлен  контрольно-пропускной  режим  допуска граждан посредством ведения административного дежурства и дежурства техперсонала в дневное время. Посторонние лица и представители контролирующих органов регистрируются в журнале посещений.

Предусматривается  осуществление  постоянного  контроля  над организацией антитеррористической  и  противопожарной  защищенности  школы;  проводится разъяснительная  работа  среди  учащихся  с  ОВЗ  и  их  родителей.  

С  целью  отработки  алгоритма  действий  учащихся  с  ОВЗ  во  время  чрезвычайных ситуаций в школе проводятся тренировки. Ведется работа по профилактике  детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганде техники безопасности.

2.3.  Научно-методическое,  кадровое  и  материально-техническое  обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ.

В школе на 1 сентября 2015 года преподают  16 учителей, (1 из них прошел соответствующую курсовую подготовку). Остальной состав педагогического коллектива проходит курсовую подготовку согласно графику курсовой подготовки педагогического коллектива.

Педагогический состав школы

Должность

Курсы повышения квалификации

Аникина Нелли Васильевна

Социальный педагог

18.03.2014г.

Создание условий для обучения детей с детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях (в контексте ФГОС)

В дальнейшем будет  продолжена  работа  по  повышению  квалификации учителей  через  систему  курсов  повышения  квалификации,  профессиональной  переподготовки  и  других  форм  повышения квалификации для работы с детьми с ОВЗ.

2.3  Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-воспитательный процесс осуществляется в одноэтажном здании, построенном по типовому проекту в 1964 году. Занятия проводятся в  13 предметных кабинетах ,  имеется   спортивный зал,  мастерская, школьный  музей, библиотека оснащенная компьютером, столовая  на 25  посадочных  мест,  стадион,  спортивная  площадка.  В учреждении имеются 16 компьютеров и 7 ноутбука.

10 кабинетов школы оборудованы автоматизированным рабочим местом учителя (компьютер, проектор, экран), что составляет 85% от общего числа всех кабинетов.

Созданы автоматизированные рабочие места:

администратора школы (1 компьютеров).

На компьютерах установлены операционные системы:

Windows (на16 компьютерах);

Приобретена периферийная техника:

мультимедийный проектор – 6шт.;

интерактивная доска – 1 шт.;

принтер – 6 шт.;

Функционирует компьютерный класс на 10 учебных мест. Школа подключена к сети Интернет, доступ безлимитный.

Программное обеспечение школы:

Антивирус Kaspersky Internet Security 2013;

Microsoft Windows 7;

MicrosoftOfficeпрофессиональный плюс 2010, 2007;

OpenOffice;

Другое свободно распространяемое программное обеспечение: медиаплеер, клиент электронной почты, программа для просмотра фото и видео файлов.

В школе имеются предметные кабинеты, оснащенные современным оборудованием в соответствии с требованиями учебных планов и программами обучения.

В ОУ введен электронный документооборот, работает система Dnevnik.ru

В школьной библиотеке имеется книжный фонд насчитывающий 4000 единиц изданий, в том числе 700 единиц учебников.

Электронная библиотека.

Таким образом, в  целом  материально-техническое оснащение частично позволяет создать условия для реализации концепции инклюзивного образования. Школа имеет санитарно -эпидемиологическое заключение на право ведения образовательной деятельности. В течение учебного года постоянно уделяется внимание улучшению материально - технической базы, охраны здоровья,  обеспечению санитарно-гигиенического режима работы с детьми с ОВЗ.  

2.4. Анализ образовательного пространства школы

Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению,  воспитанию  и  личностному  развитию  детей  с  ОВЗ,  совокупностью  ресурсов (средств,  внутренних  и  внешних  условий)  их  жизнедеятельности  в  школе  и направленностью  на  индивидуальные  образовательные  стратегии  обучающихся.  Инклюзия служит  реализации  права  каждого  ребенка  на  образование,  соответствующее  его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению базового уровня образования.

Коррекционно-воспитательная  работа,  осуществляемая  в  общеобразовательных  классах школы, дает положительные результаты.

Задача  школы  -  совершенствовать  формы  и  методы  коррекционно-воспитательной работы  в целях обеспечения  социальной адаптации и интеграции  детей с ОВЗ  в обществе.

В школе созданы условия для эффективного обучения и воспитания детей с ОВЗ.  Объединены усилия педагогов в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с ОВЗ; развита система отношений в направлении педагог-ребёнок-родитель.

В классе создаются все условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и детей с ОВЗ, принимая во внимание особенности их развития. Ученики с ОВЗ понимают и усваивают тот учебный материал, который им предлагается, учатся его использовать в самостоятельной практической деятельности. На уроках используется ситуация успеха, что позволяет выработать у ребёнка  положительное эмоциональное отношение  к процессу обучения.

Школа и в дальнейшем будет осуществлять  принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Система воспитательного образования в школе реализуется через внеурочную деятельность и дополнительное образование.

Основные цели воспитательной деятельности:

– приобщение к нравственным и культурным ценностям;

– компенсация ограниченных возможностей детей в условиях общеобразовательной школы;

– развитие творческих способностей;

– осуществление физического и эстетического воспитания учащихся.

Зачисление детей с ОВЗ  в кружок, секцию, происходит с учетом личных желаний и интересов учащихся и родителей (законных представителей), а также индивидуальных возможностей детей. При приеме в спортивные объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья учащихся.

Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизических особенностей учеников, допустимой нагрузки учащихся. Образовательная программа реализуется педагогом посредством выполнения календарного учебного плана занятий в течение учебного года.

Дети с ОВЗ имеют возможность принимать участие в школьных и районных мероприятиях и конкурсах.


3. Приоритетные направления, цель и задачи образовательного процесса в рамках инклюзивного образования.

Выбор  приоритетных  направлений  работы  школы,  определение  цели  и  задач деятельности педагогического коллектива с детьми с ОВЗ определяется в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы,  а именно:

  • социальным  заказом  на  обеспечение  образовательных  услуг  для  учащихся  с ограниченными возможностями здоровья;
  • индивидуальными  возможностями,  способностями  и  интересами  учащихся  с интеллектуальными нарушениями и их родителей;
  • реальным  состоянием  физического  и  нравственного  здоровья  учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
  • необходимостью  активизировать  становление  ценностных  ориентаций обучающихся  через  систему   воспитания  и  дополнительного  образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.

Таким  образом,  организация  инклюзивного  образования  в  школе   строится  на принципах  личностно-ориентированной  педагогики,  гуманизации  образования  и вариативности  содержания  образования.  В  данной  адаптированной  образовательной программе  формируются  следующие  приоритетные  направления  деятельности педагогического коллектива:

  • осуществление  обучения  и  воспитания  личности,  способной  адаптироваться  к социуму  и  найти  свое  место в жизни,   сознающей ответственность  перед  семьей, обществом  и  государством,  уважающей  права,  свободы  других  граждан, Конституцию  и  законы,  способной  к  взаимопониманию  и  сотрудничеству  между людьми;
  • обеспечение  непрерывности  начального  общего,  основного  общего  специального образования;
  • создание  условий  для  эффективного  развития  (доразвития нарушенных  функций)  и  социальной  реабилитации  учащегося  с  ограниченными возможностями  здоровья;
  • реализация воспитательного образования через систему внеурочной деятельности и дополнительного образования;
  • обеспечение мер, повышающих эффективность социальной адаптации учащихся;
  • создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.

Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:

  • педагогическая  работа,  обеспечивающая  базовое  образование  в  соответствии  с требованиями образовательных программ;
  • работа,  обеспечивающая  комфортность обучения учащихся  в  рамках  образовательного пространства школы;
  • воспитательная  работа,  обеспечивающая  становление  ценностных  ориентаций личности;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.

Необходимо  отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень  многогранно.  Предполагается  корректировка  поставленных  перед  коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели.

Основной  целью  адаптированной  образовательной  программы  является создание  в  школе  образовательно-воспитательной среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей  их  интеграции  в  современном  пространстве.

Адаптированная  образовательная  программа  предусматривает  решение  основных задач:

  • Обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • Сохранение  и  укрепление  здоровья  обучающихся  с  ОВЗ  на  основе  совершенствования образовательного процесса;
  • Создание  благоприятного  психолого-педагогического  климата  для  реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
  • Расширение  материальной  базы  и  ресурсного  обеспечения  школы  для  организации обучения детей с ОВЗ;
  • Совершенствование системы кадрового обеспечения.

Ожидаемые конечные результаты Программы:

Достижение позитивной динамики работы:

выявление  детей с диагнозом ЗПР и легкая умственная отсталость на ранней стадии обучения;

взаимодействие  с  дошкольными  образовательными  учреждениями  по  вопросам  ранней диагностики отклонений в развитии;

увеличение  числа  педагогических  работников,  задействованных  в  системе инклюзивного образования, освоивших современные образовательные коррекционные технологии;

обеспечение  предметов  адаптированной  образовательной  программы   электронными образовательными ресурсами.

Адаптированная образовательная программа МКОУ Докучаевской СОШ реализуется на двух уровнях образования:

- первый уровень – начальное общее образование  – 4 года,

- второй уровень – основное общее образование – 5 лет.

Содержание подготовки учащихся:

-  на  первом уровне -  педагогический  коллектив  начальной  школы призван:  сформировать  у  детей  желание  и  умение  учиться;  помочь  детям  с  ОВЗ  приобрести  опыт общения  и  сотрудничества;  мотивировать  интерес  к  знаниям  и  самопознанию, корректировать  нарушенные  познавательные  процессы,  заложить  основы  формирования личностных  качеств,  создать  условия  для  охраны  и  укрепления  физического  и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия

-  на  втором уровне, представляющем  собой  продолжение формирования  познавательных  интересов  учащихся  и  их  самообразовательных  навыков, педагогический  коллектив  основной  школы  стремится  заложить  фундамент  общей образовательной  подготовки  школьников,  необходимый  для  освоения общеобразовательной программы.  

4. Основные подходы к  организации  

образовательного  пространства  школы.

4.1. Содержание образования  для детей с ОВЗ в школе.

Учебный план  начальной школы (1-4 классы)  ориентирован на 4-х - летний срок освоения государственных  образовательных  программ  начального  общего  образования и строится на реализации УМК «Перспективная начальная школа»

Цель: формирование  основы  учебной  деятельности  ребенка  –  системы  учебных  и познавательных  мотивов,  умение  принимать,  сохранять,  реализовывать  учебные  цели, умение  оценивать  учебные  действия  и  их  результат. Обеспечить  познавательную  мотивацию  и  интересы  учащихся,  их  готовность  и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, сформировать  основы  нравственного  поведения,  определяющего  отношения  личности  с обществом и окружающими людьми.

Содержание  образования  на  начальном уровне реализуется,  в  том  числе,  и  за  счет введения  интегрированных  курсов,  обеспечивающих  целостное  восприятие  мира,  индивидуализации  обучения.  Значительное  внимание  уделяется  развитию  эмоциональной привлекательности процесса учения, укреплению познавательного интереса, как ведущего фактора  успешности  образовательного  процесса.  

Реализация ООП начальной ступени общего образования осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:

• индивидуальная учебная деятельность;

• игровая деятельность;

• творческая;

• трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

Результаты начального образования

В  начальной  школе  основным  результатом  образования  является  формирование общеучебных  навыков,  обеспечивающих  возможность  продолжения  образования  в основной школе;  воспитание  умения  учиться  –  способности  к  самоорганизации  с  целью решения учебных задач; всестороннее развитие личности ребёнка.

Учебный план  основного общего образования (5-9 классы) ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения государственных программ основного общего образования

Цель:  

- обеспечение  личностного  самоопределения  учащихся  –  формирование нравственной,  гражданской  позиции,  выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения  проблем  в  различных  видах  и  сферах  деятельности.  

- достижение  уровня функциональной грамотности на основе успешного освоения образовательных областей и дисциплин  учебного  плана  в  соответствии  с  государственным  стандартом, подготовка  к  продолжению  образования  в  профессиональном  учреждении.

Содержание  обучения  в  5-6  классах  реализует  принцип  преемственности  с начальной  школой,  обеспечивает  адаптацию  учащихся  к  новым  для  них  условиям  и организационным формам обучения, характерным для основной школы.

В  процессе  освоения  содержания  основного  образования  создаются  условия  для формирования у обучающихся умения организовывать свою деятельность  – определять ее цели  и  задачи,  выбирать  средства  реализации  целей  и  применять  их  на  практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.

Изучение систематических  курсов естественнонаучных (физика, химия, биология, география)  и  общественных  (история,  обществознание)  дисциплин  нацелено  на формирование у обучающихся умения объяснять явления действительности, выделять их существенные  признаки,  систематизировать  и  обобщать,  выявлять  причинно -следственные связи, оценивать их значимость.

Для  усвоения  обучающимися  навыков решения проблем, принятия решений, коммуникативных навыков, навыков сотрудничества способствуют все учебные предметы и  в  большей  степени  русский  язык,  математика,  информатика,  и основы безопасности жизнедеятельности.

В основной школе, с одной стороны, завершается общеобразовательная подготовка по  базовым  предметам, а с другой - создаются условия для осознанного  выбора обучающимися варианта жизненной стратегии.

4.2. Организация  социально-педагогического  сопровождения

и социальной защиты детей с ОВЗ в школе.

Социально-педагогическое  сопровождение  обучающегося  осуществляется педагогами, классными руководителями и социальным педагогом.

Сопровождение для детей с ОВЗ организовано в школе с целью  изучения личности, выявления возможностей ребенка  и  методов организации образовательного  процесса.    Реализация  указанных  направлений деятельности, дозирование  учебной нагрузки, домашних заданий, контроль за санитарно -гигиеническим  состоянием  здания  школы  проводятся  в  соответствии  с  санитарно-эпидемиологическими  требованиями,    что  позволит  стабилизировать  показатели  здоровья учащихся.

Организация образовательного процесса строится на основе здоровьесберегающей технологии. Состояние здоровья учащихся и структура заболеваемости в школе контролируется медицинским работником школы, администрацией школы.

Образовательная  программа  школы,  реализуя  приоритетное  направление  инициативы «Наша новая школа» по сохранению здоровья школьников, предусматривает постоянный контроль  над  показателями  здоровья  учащихся  посредством  проведения  регулярных медицинских  осмотров,  диспансеризации,  пропаганды  здорового  образа  жизни, воспитание  ответственности  учащихся  за  свое  здоровье,  предоставление  возможности занятий физической культурой.

В школе сложилась система лечебно -  оздоровительной  работы,  направленная  на  сохранение  и  укрепление  здоровья учащихся,  которая  включает  в  себя  следующие  мероприятия:  мониторинг  состояния здоровья  учащихся;  просветительскую  работу  с  учащимися  и  родителями;  создание здоровьесберегающей  среды,  предполагающей  соблюдение  охранительного  режима, санитарных  норм  и  правил,  введение  в  учебно -воспитательный  процесс здоровьесберегающих технологий, проведение спортивных мероприятий и праздников.

Задача школы - усилить работу по сохранению здоровья школьников. Внедрять в практику работы всех педагогов школы здоровьесберегающие технологии.

Все  педагоги,  работающие  с  детьми  с  ОВЗ,  ведут  наблюдение  за  развитием, особенностями  каждого  ребенка,    что   позволяет  строить  коррекцию  и  проводить корригирующие мероприятия.

В  школе  уделяется  большое  внимание  профилактике  правонарушений,  ведется индивидуальная работа с учащимися, осуществляется контроль посещаемости данными учащимися школьных занятий, организуются  встречи  с  родителями,  консультации, обследование семей.    Проводятся классные часы по  защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений, профилактике курения и алкоголизма, токсикомании и наркомании среди учащихся с ОВЗ.

На социально-педагогическую службу возложена обязанность

  • вести коррекцию познавательных процессов, личностного и эмоционального развития детей;
  • оказывать   помощь  учащимся,   имеющим  трудности  в поведении и общении;
  • своевременно  выявлять  социально-дезодаптированные  семьи  и  оказывать психологическую поддержку детям из них;
  • вести  мониторинг   уровня  физического  здоровья  детей  с  последующими рекомендациями  по  снижению  (в  случае  необходимости)  объема домашних  заданий,  выбора  форм  занятий,  перевода  на  индивидуальный учебный план.

Социальная служба в школе:

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования наряду со здоровыми детьми.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

4.3 Практическая работа педагогов, классного руководителя, социального педагога с группами детей ОВЗ

Цель работы: способствовать полноценному развитию ребенка.

Задачи:

Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

Реализация  индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ и интеграции в образовательном учреждении;

 Оказание методической помощи родителям и педагогам, осуществляющим учебно-воспитательную функцию детей с ОВЗ;

Отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.

Оценка эффективности  программы осуществляется с помощью наблюдения, собеседований с родителями и педагогами.

В итоге такой работы мы желаем получить ребенка с возможностями освоения образовательной программы с большой долей его самостоятельности и активности в процессе обучения и заинтересованностью в получении знаний, выработать навыки взаимодействия с людьми.

Работа с детьми ОВЗ требует очень большого и пристального внимания к ним, подстройки под их особенности, состояния.

4.4 Организация  воспитательной работы с детьми с  ОВЗ

Актуальность проблемы:

Воспитание ребенка c ограниченными возможностями – одна из самых сложных и трудных задач. Очень важно дать понять ребенку, что он не инвалид, а просто «ребенок со специфическими нуждами». И такого человека надо воспитывать с детства. Для этого необходимо применять различные формы реабилитации и разрабатывать специальные программы, чтобы у родителей детей-инвалидов были знания, психологический настрой и оптимизм в дальнейшей судьбе ребенка. Инвалидами признаются дети, у которых имеется значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю над своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Формирование умения:

ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;

осознавать ценности  своей семьи,  своих родственников, любовь к родителям;

проявлять интерес (мотивацию) к учению;

оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов и иллюстраций с точки зрения общечеловеческих норм.

 Воспитательная работа в школе с детьми с ОВЗ рассматривается как наиболее важное   взаимодействие  и  сотрудничество  всех  субъектов  учебно - воспитательного процесса  в  культурной  среде. Моделируемая  воспитательная среда  школы ориентируется  в  первую  очередь на нравственное  саморазвитие  и  самоопределение школьников  в  ходе  овладения  знаниями, на развитие их  мышления, чувств и личного опыта.

      Все содержание воспитательной программы  представлено 7 блоками (подпрограммами), которые включают в себя следующие направления воспитательной деятельности:

  •  духовно-нравственное воспитание;
  •  гражданско-патриотическое воспитание;
  •  социальное воспитание;
  • общекультурное воспитание;
  •  экологическое воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • спортивно-оздоровительное воспитание.

Организуя дополнительное образование детей с ОВЗ в школе, осуществляя выбор форм  проведения  занятий,  отбирая  содержание  образования,  педагогический  коллектив ориентируется  на  требования  педагогической  целесообразности  организации  детей.

Существенным моментом является то, что, внеурочная деятельность является  логическим продолжением образовательного процесса и  определяет его  индивидуальность.  Выбирая  из предложенных занятий то, которое больше всего отвечает индивидуальным  интересам, возможностям и  способностям, ученик может реализовать свои интересы и потребности.

4.5.Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы.

Подбор  образовательных  технологий  основан  на  учете  психофизиологических особенностей учащихся с ОВЗ. В своей образовательной деятельности, направленной на гармоничное  развитие  личности  ребенка  с  ограниченными  возможностями  здоровья, учителя используют следующие педагогические технологии:

Традиционные технологии:

обязательные этапы на уроке:

- проверка усвоения пройденного;

- объяснение нового материала;

- закрепление полученных знаний;

- домашние задания

Технологии активных форм и методов:

виды уроков:

- уроки - путешествия;

- уроки-сказки;

- игра по станциям;

- игровые технологии;

- проектные технологии;

- работа в парах, группах.

Здоровьесберегающие технологии.

ИКТ – технологии.

Индивидуализация обучения.

Технологии организации внеучебной деятельности.

4.6.  Система аттестации учащихся

В  школе  принята  5-балльная  система  отметок  всех  работ  детей  с  ОВЗ.  Требования, предъявляемые  к  учащимся,  согласуются  с  требованиями образовательных  программ и рекомендациями  по оценке знаний, умений и навыков учащихся. Ответственность за объективность  оценки  знаний  учащихся  возлагается  на  учителя.  Вопросы  качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля.

Промежуточная аттестация учащихся с ОВЗ  осуществляется по итогам успеваемости    за четверть, учебный год. По результатам промежуточной аттестации учащиеся переводятся в следующий класс.

Аттестация обучающихся ориентируется на следующие цели:

- выявление реального уровня компетентности обучающихся в том или ином виде образовательной деятельности, а также в их комплексе;

- создание образовательных условий для выполнения стандарта школьного образования;

- реализация личностно-ориентированной модели оценки, в которой процесс аттестации сочетается с комфортностью образовательной среды, атмосферой спокойствия,

доброжелательности, поддержки.

В основе аттестации лежат принципы комплексной непрерывной и индивидуальной оценки образовательной деятельности обучающихся, соответствие предъявляемых обучающимися результатов требованиям образовательного стандарта

Ведущими формами промежуточной и итоговой аттестации являются:

  • мониторинг знаний, умений и навыков по предметам учебного плана;
  • административные контрольные работы учебного плана;

4.7 Модель выпускника школы

Выпускник начальной школы - это ученик,

- который освоил образовательную программу начальной школы;

- у которого есть потребность выполнять правила для учащихся;

- у которого есть опыт участия в подготовке и проведении общественно полезных дел,

- который способен сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;

- который стремится к здоровому образу жизни, хочет стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.

Выпускник  основной  школы  –  это  социально  адаптированный  человек,  соблюдающий нормы  общественного  поведения,  владеющий  коммуникативными  навыками.  Это профессионально  –  определившаяся  личность,  умеющая принимать решения с учетом жизненных обстоятельств и реализовать свои способности наиболее эффективными для себя и окружающих способами, ведущими к успеху и самореализации.


5. Контроль и управление реализацией образовательной программ.

Контроль над реализацией  образовательной  программы исходит  из  необходимости  корректировать  программы  обучения, воспитания  и  развития,  осуществлять  методическое  сопровождение  образовательного процесса.

Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.

Цель  внутришкольного  контроля:  обеспечить  уровень  преподавания  и  качества обучения,  воспитания  и  развития  учащихся,  соответствующий  требованиям, предъявляемым  к  коррекционному  образованию  и  позволяющий  создать развивающую и благоприятную психолого-педагогическую  образовательную среду  обучающихся в ОВЗ.

Задачи внутришкольного контроля:

  • осуществлять  контроль  над достижением  учащимся  уровня обученности в соответствии с требованиями образовательных программ;
  • осуществлять  контроль  над  обеспечением  содержания  образования  в соответствии с требованиями образовательных программ;
  • осуществлять  контроль  над  качеством  преподавания,  методическим уровнем и повышением квалификации педагогов;
  • осуществлять  контроль  над  соблюдением  санитарно  –  гигиенических требований к образовательному процессу;
  • осуществлять  контроль  над осуществлением  взаимосвязи  основного и дополнительного образования.

Проводимый в рамках внутришкольного контроля мониторинг включает в себя проверку, оценку  и  сопоставление  количественных  и  качественных  результатов  обученности, воспитанности  и  развития  учащихся,  роста  профессионального  мастерства  учителей.  Мониторинг проводится по конечным результатам.

Внутришкольный контроль  над образовательным  процессом  осуществляется  по традиционным направлениям:

1. Контроль над качеством преподавания:

  • выполнение учебных программ;
  • методический уровень учителя, рост профессионального мастерства;
  • обеспеченность учебным и дидактическим материалом;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • выполнение санитарно – гигиенических требований.

2. Контроль над качеством обучения:

  • уровень знаний, умений и навыков учащихся.

3. Контроль над ведением школьной документации:

  • ведение школьных журналов;
  • ведение ученических дневников;
  • ведение ученических тетрадей;
  • оформление личных дел учащихся.

Формирование  плана  внутришкольного  контроля производится на основе  анализа данных диагностических срезов знаний,  мониторинга образовательной  деятельности  школы


6. Литература:

Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / под общей редакцией проф. А.И. Дьячкова. – М.; Просвещение, 1965. – 343 с. 


Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил. 


Малофеев, Н.Н. Институт коррекционной педагогики РАО: наука – практике на рубеже веков [Электронный ресурс] / Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2000. – Вып. № 1. – Электрон. ст. http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-1/institut-korrekcionnoj-pedagogiki-rao-nauka 


Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) // Актуальные проблемы интегрированного обучения [Текст]: материалы Междунар. науч.-практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001 года. - М., 2001. - С. 8-13. 

Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология.– 2008. - № 1. – С. 71-78. 


Малофеев, Н.Н. Совместное воспитание и обучение – закономерный этап развития системы образования [Текст] / Н.Н. Малофеев, М.М. Маркович, Н.Д. Шматко // Управление ДОУ. - 2010. - №6. - С. 8-23. 

http://www.moeobrazovanie.ru/ogranichennye_vozmozhnosti_zdorovja.html

«Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях». Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений: Серия «Инклюзивное образование». М. 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамбль (Скрипка) Адаптированная образовательная программа для Детских школ искусств

Адаптированная образовательная программа для "Отделения музыкального исполнительства" Детских школ искусств....

Адаптированная образовательная программа для 1 класса. УМК "Школа России". Вариант 3.1.

Адаптированная образовательная программа начального общего образования предоставляет  возможность обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом в раскрытии интеллект...

Адаптированная образовательная программа по чтению 5 класс школы для обучающихся с ОВЗ

Адаптированная рабочая учебная программа индивидуального обучения на дому по учебному предмету «Чтение» составлена на основании нормативно-правовых документов....

Адаптированные образовательные программы и КИМЫ по сельскохозяйственному труду, географии для коррекционной школы, план работы классного руководителя, план работы кабинета

Планирование по предмету сельскохозяйственный труд 6-9 класс, география 6-9 класс, контрольно-измерительные материфлы за год и по четвертям....

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс в школе для обучающихся по адаптированным образовательным программам (интеллектуальные нарушения) по теме: «Рисование декоративного узора для косынки»

Конспект по изобразительному искусству направлен на совершенствование навыков раскрашивания рисунка, соблюдение контуров изображения при работе с акварельными красками, развитие творческих способносте...

Адаптированная образовательная программа по русскому языку, 5 класс, ФГОС, коррекционная школа

Адаптированная образовательная программа составленя для учащихся 5 класса в соответствии с ФГОС....

Адаптированная образовательная программа. Коррекционная школа. Мир истории. 6 класс.

АОП по предмету "Мир истории" для обучающихся 6 класса коррекционной школы, основана на ФГОС....