Управление воспитательным процессом в ОУ на примере ГБОУ ЦО №162 Кировского р-на Санкт-Петербурга
статья на тему

Общие сведения о проекте управления воспитательным проессом в ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга на основе процессного подхода

В данном  параграфе работы мы хотим представить управление воспитательным процессом ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга на основе процессного подхода. Построим его по следующему плану:

I. Цель

II. Задачи 

III. Основные положения

IV. Нормативная база

     V. Процессная модель

     VI. Каталог процессов управления воспитательным процессом     VII. Технологические карты процессов

     VIII. Алгоритм реализации процессного подхода

I. Цель: организация управления воспитательным процессом образовательного учреждения на основе процессного подхода, в основе которого лежит:

·                   представление воспитательного процесса как совокупности процессов на  основе их соответствия концепции, основным целям образовательного учреждения, базовым ценностям, целям воспитания; 

·                   создание нормативно-организационной и информационно-методической основы и  постоянного улучшения управления воспитательным процессом по средствам разработки технологических карт.

II. Задачи:

1.   Повышение удовлетворенности всех групп потребителей и заинтересованных сторон в повышении уровня воспитанности учащихся ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга.

2.   Повышение эффективности деятельности воспитательного процесса ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга.

3.   Улучшение организационного состояния воспитательного процесса ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга.

III. Основные положения:

1.                 Процессный подход в управлении воспитательным процессом ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга распространяется на образовательную, воспитательную и внеурочную деятельность ОУ; потребителей образовательных услуг ОУ; структурные подразделения, кафедры, входящие в состав ОУ.

2.                В основе применения процессного подхода в управлении  воспитательным процессом ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга лежит процессная модель управления.

IV. Нормативная база:

1.                 Закон РФ “Об образовании”

2.                 Федеральная программа развития образования.

3.                 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

4.                 Устав ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга.

5.                 Локальные акты и правовые документы ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга.

V. Процессная модель:

В основе управления воспитательным процессом лежит модель, в которой  все начинается с  определения требований потребителей воспитательного процесса и заканчивается удовлетворенностью этих требований. Всю деятельность по управлению воспитательным процессом представим в виде следующих блоков:

·                   основные процессы (процессы жизненного цикла);

·                   поддерживающие процессы;

·                  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие сведения о проекте управления воспитательным процессом в ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга на основе процессного подхода 

В данном параграфе работы мы хотим представить управление воспитательным процессом ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга на основе процессного подхода. Построим его по следующему плану:

I. Цель

II. Задачи  

III. Основные положения

IV. Нормативная база

     V. Процессная модель

     VI. Каталог процессов управления воспитательным процессом     VII. Технологические карты процессов

     VIII. Алгоритм реализации процессного подхода

I. Цель: организация управления воспитательным процессом образовательного учреждения на основе процессного подхода, в основе которого лежит:

  • представление воспитательного процесса как совокупности процессов на  основе их соответствия концепции, основным целям образовательного учреждения, базовым ценностям, целям воспитания;  
  • создание нормативно-организационной и информационно-методической основы и  постоянного улучшения управления воспитательным процессом по средствам разработки технологических карт.

II. Задачи:

  1. Повышение удовлетворенности всех групп потребителей и заинтересованных сторон в повышении уровня воспитанности учащихся ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга.
  2. Повышение эффективности деятельности воспитательного процесса ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга.
  3. Улучшение организационного состояния воспитательного процесса ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга.

III. Основные положения:

  1. Процессный подход в управлении воспитательным процессом ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга распространяется на образовательную, воспитательную и внеурочную деятельность ОУ; потребителей образовательных услуг ОУ; структурные подразделения, кафедры, входящие в состав ОУ.
  2. В основе применения процессного подхода в управлении  воспитательным процессом ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга лежит процессная модель управления.

IV. Нормативная база:

  1. Закон РФ “Об образовании”
  2. Федеральная программа развития образования.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  4. Устав ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга.
  5. Локальные акты и правовые документы ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга.

V. Процессная модель:

В основе управления воспитательным процессом лежит модель, в которой  все начинается с  определения требований потребителей воспитательного процесса и заканчивается удовлетворенностью этих требований. Всю деятельность по управлению воспитательным процессом представим в виде следующих блоков:

  • основные процессы (процессы жизненного цикла);
  • поддерживающие процессы;
  • процессы менеджмента

Рис. 2  Процессная модель управления воспитательной системой ОУ

VI. Каталог процессов управления воспитательным процессом:

Для того чтобы  раскрыть каждый из блоков процессов, входящий в процессную модель,  нами был составлен каталог  управления воспитательным процессом ОУ.

  1. Основные процессы управления  в  ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга

Основными процессами являются:

  • проектирование воспитательного процесса;
  • реализация воспитательного процесса;
  • исследование удовлетворенности потребителей.

Таблица 5.

Основные процессы

Шифр

процесса

Процесс

Подпроцесс

Процессный шаг

ОП01

Проектирование воспитательного  процесса  

Анализ требований потребителей

Социально-психологическое обследование учащихся

Изучение нравственно-психологического климата в ОУ

Сбор комментариев, пожеланий от потребителей

Структурирование требований потребителей ВС

Составление аналитической справки о требованиях потребителей

Разработка концепции  и модели воспитательной системы

Построение нормативно-директивной базы воспитательной системы

Выделение теоретика - методических основ и ключевых понятий системы

Определение ценностно - ориентированного ядра системы

Выбор системообразующей деятельности

Выделение целей  и базовых ценностей воспитательной системы

Определение условий ресурсного обеспечения

Выделение критериев эффективности воспитательной системы

Составление проекта модели воспитательной системы

Планирование воспитательной работы

Формирование реестра основных воспитательных программ

Разработка воспитательных планов

Разработка системы дополнительного образования

Мониторинг потенциальных занимающихся

Планирование и проектирование программ дополнительного образования

Проектирование ученического самоуправления

Анализ уровня развития ученического самоуправления

Разработка нормативно-правовой базы создания ученического самоуправления

Назначение ответственного за разработку программы работы ученического самоуправления

Разработка программы работы ученического самоуправления

ОП02

Реализация воспитательного процесса

Реализация концепции воспитательной системы  

Представление ППС созданной концепции и модели ВС

Утверждение концепции  и модели ВС на педагогическом совете

Назначение ответственного лица за реализацию концепции ВС

Внедрение концепции воспитательной системы в воспитательную деятельность

Реализация воспитательной работы

Корректировка воспитательных программ

Утверждение воспитательных программ на педагогическом совете

Назначение ответственного лица за реализацию воспитательных программ

Составление графика реализации воспитательных программ

Корректировка планов воспитательной работы

Утверждение планов воспитательной работы

Назначение ответственных за выполнение планов воспитательной работы и воспитательных мероприятий

Составление расписания воспитательных мероприятий

Проведение воспитательных и внеурочных мероприятий

Реализация

системы дополнительного образования

Согласование и утверждение программ дополнительного образования с директором, методическим советом, завучем по ВР

Назначение ответственного за реализацию программ дополнительного образования

Разработка графика организации занятий в системе дополнительного образования

Составление расписания занятий

Формирование групп занимающихся

Проведение занятий по программам дополнительно образования в рамках имеющегося графика занятий

Подведение промежуточных итогов, результатов у занимающихся

Внедрение ученического самоуправления в управление воспитательной системой

Утверждение и согласование программы работы ученического самоуправления

Назначение ответственного за реализацию программы работы ученического самоуправления

Проведение общих совещаний ученического совета для решения воспитательных задач и принятия управленческих решений

Анализ удовлетворенности потребителей работой ученического совета старшеклассников

ОП03

Исследование удовлетворенности

потребителей

Сбор информации от потребителей об уровне удовлетворенности воспитательной системой

Назначение ответственного за исследование удовлетворенности потребителей

Проведение анкетирования, опросов, бесед с потребителями

Сбор комментариев, вопросов, жалоб потребителей

Анализ полученных результатов

Структурирование полученной информации

Составление аналитической справки о удовлетворенностью потребителей ВС ОУ

Оглашение и обсуждение полученных результатов ППС

Поддерживающие процессы

К поддерживающим процессам относятся:

  • кадровое обеспечение воспитательной системы;
  • информационно-библиотечное обеспечение воспитательной системы;
  • социально-психологическое обеспечение воспитательной системы;
  • методическое обеспечение воспитательной системы;
  • финансовое обеспечение воспитательной системы.

Таблица 6.

Обеспечение воспитательной системы

Шифр

процесса

Процесс

Подпроцессы

ПП01

Кадровое обеспечение воспитательной системы

Анализ требований потребителей к педагогам

Информирование педагогов о требованиях

Оценка соответствия компетентности и квалификации педагогов требованиям потребителей

Разработка программ индивидуального развития компетентности педагогов в области воспитания

Разработка мероприятий по повышению квалификации педагогов

ПП02

Информационно-библиотечное обеспечение  воспитательной системы

Анализ требований потребителей к информационно-библиотечному обеспечению ВС

Создание в ОУ условий для доступа информационно-библиотечными материалами всех участников ВС.

Создание электронных каталогов, баз данных по вопросам ВС ОУ

Организация информационно-библиотечного обеспечения с учетом контингента пользователей информационными и библиотечными услугами.

Обслуживание контингента пользователей информационными и библиотечными услугами

ПП03

Методическое обеспечение  воспитательной системы

Анализ требований ППС к методическому обеспечению ВС

Создание системы методических услуг в соответствии с потребностями ППС

Оказание методической помощи в решении воспитательных задач ППС

ПП04

Социально-психологическое обеспечение ВС

Создание социально-психологической службы

Организация работы социально-психологической службы

ПП05

Финансовое обеспечение ВС

К управленческим процессам относятся:

  • анализ эффективности деятельности воспитательной системы со стороны руководства образовательного учреждения;
  • управление рисками.

Таблица 7.

Управленческие процессы

Шифр

процесса

Процесс

Подпроцессы

ПМ01

Анализ эффективности деятельности воспитательной системы (далее ВС)

Выявление реального состояния ВС ОУ

Определение эффективности и действенности внутришкольного управления

Определение уровня воспитанности учащихся

Определение состояния,  результативности научно- методической и  инновационной работы в рамках ВС

Определение вовлечение потребителей в управление ВС

Контроль уровня удовлетворенности потребителей

ПМ02

Управление рисками

Определение возможного (реального)  риска

Оценка влияния возможного риска на реализацию процессов управления  ВС

Определение возможных причин возникновения риска

Разработка коррекционных процедур

Экспертиза и утверждение коррекционных процедур

Внедрение коррекционных процедур в процесс управления

Оценка  коррекционной процедуры

Перевод коррекционной процедуры в статус постоянной

 Технологические карты процессов:

        Процессный подход в управлении воспитательной системой образовательного учреждения предполагает создание нормативно-организационной и информационно-методической основы с помощью сопровождения каждого процесса технологической картой. В этой связи каждый процесс должен быть обеспечен:

  1. матрицей ответственности за процессы;
  2. схемой течения процессов;
  3. сопроводительной инструкцией процессов.

Составим матрицы ответственности за процессы, определив руководителей процессов, исполнителей и участников управления воспитательной системой ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт-Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Воспитательная деятельность и социализация учащихся" ГБОУ средняя школа №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга "Воспитай личность"

Программа"Воспитательнвя  деятельностт и социализация учащихся  "Воспитай личность" включает 4 подпрограммы: «Гражданско-патриотическое воспитание: «Школьник - гражданин России»; ...

Бинарный интегрированный урок по обществознанию и химии «Спирт – друг или враг человека». Калугина С.А., Мокрова И. М. ГБОУ СОШ № 514 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА г. САНКТ ПЕТЕРБУРГА

   Бинарный интегрированный урок это одно из новшеств современной методики обучения в школе. Эта технология связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Использование химии и об...

План занятия кружка «Журналистика» отдела дополнительного образования детей ГБОУ гимназия №446 Колпинского р-на Санкт-Петербурга

Тема: Редактирование текста. Подготовка номера школьного периодического          издания – газеты «Сова». Цель: Обучение редактированию текста для дал...

Внеклассное мероприятие : "Новогодний конкурс на английском языке". Составили учителя английского языка ГБОУ средней школы № 143 Красногвардейского района Санкт-Петербурга А.В. Дьяковская и Е.Ю. Ершова

Цели мероприятия: формировать устойчивую учебно-позновательную мотивацию и интерес к учению,повторить  изученный ранее лексический и грамматический материал, развивать коммуникативные универсальн...

Рабочие программы для 5 сп классов для детей с ОВЗ 8 вида. ГБОУ школа № 7 Красносельского района города Санкт-Петербурга составила учитель Казачек И.А.

Рабочие программы по предметам 1. Развитие речи и окружающий мир,2. Математические представления и конструирование.3. Альтернативное чтение.4.Графика и письмо.5.Адаптивная физкультура,6. Музыка и движ...

Статья: «Анализ практики форм социальной активности в Российском движении школьников на примере ГБОУ средней школы № 298 Фрунзенского района Санкт-Петербурга»

Статья знакомит с одним изх вариантов интеграции содержания мероприятий Российского движения школьников в систему воспитания и социализации образовательных организаций, программы работы классных руков...