РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС.
статья по теме

В статье описывается структура внеурочной деятельности школы основанная на ФГОС II поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Т.В. Князева

О.А. Фаткулина

МБОУ СОШ № 28, г. Муром

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС

Ни для кого не секрет, что современная система образования является важнейшим общественным институтом обучения и воспитания подрастающего поколения. Образовательные учреждения и семья - два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность воспитания и социализации ребенка.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно  охватывает и пронизывает собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществляется в свободное от обучения время.
         Исходя из этого, в школе намечены
мероприятия для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

  • изменение учебного плана начальной школы;
  • разработка Положения о внеурочной деятельности;
  • составление перечня программ внеурочной деятельности;
  • подбор кадров для проведения внеурочных занятий;
  • разработка Положения о программах;
  • разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
  • материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;
  • информирование родителей о системе внеурочной деятельности;
  • составление расписания внеурочной деятельности учащихся 1 класса.

Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организации внеучебной деятельности учащихся 1-3 классов является образ выпускника начальной школы.

          Программа внеурочной деятельности создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более  разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. 

Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программы воспитания и социализации учащихся «Школа добрых волшебников», «Планета детства», комплексно целевые программы воспитательной деятельности  «Духовно – нравственное воспитание», «Семейная культура: ценности духовно – нравственного обновления», «Здоровье – это жизнь», «Школа как семья», «Восхождение к культуре», «Школа самоэффективности». На организацию внеурочной деятельности отводится 10 часов в неделю в каждом классе.

Для эффективной организации внеурочной деятельности младших школьников  организовано  анкетирование родителей для изучения запросов и образовательных потребностей обучающихся начальной ступени образования. В результате анализа анкет принято решение об организации модели  дополнительного образования  внеурочной деятельности учащихся . Работа школы по данной модели позволяет нам использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого  упорядочена жизнь и деятельность учащихся как в урочное, так и во внеурочное время.Реализуя данную модель используем дополнительные образовательные модули,а также ресурсы Центра дополнительного образования ЦВР на договорной основе
      Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.  
Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований.   Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников. Благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия направлены  на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Занятия проводятся не только учителями школы, но и педагогами Центра внешкольной работы.

Воспитательная система школы требует от  педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.   

 На содержание программ оказали влияние  традиции школы, особенности возраста, класса, индивидуальности детей, особенности руководителей кружков и секций, их интересы, склонности, установки, месторасположение школы.

   Программа организации внеурочной  деятельности, в соответствии с приоритетными направлениями программы развития школы, состоит из  подпрограмм, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности:

  • спортивно-оздоровительное: «Юный инспектор дорожного движения», «Фитболгимнастика», «Подвижные игры»;
  • общекультурное направление: «Мозаика», «Информационная культура», «Путешествие по стране этикета», «Музыкальная студия», «Любительский театр», «Волшебный клубок»;
  • общеинтеллектуальное направление: «Английский с удовольствием», «Умники и умницы», «Хочу все знать», «В мире книг»;
  • духовно-нравственное направление: «Я – гражданин России», «Экология младших школьников», «Азбука добра», «Литературная гостиная»,
  • социальная деятельность:  «Семья и школа в ладу и согласии», «Практико-ориентированный курс по психологии».

Спортивно-оздоровительное направление осуществляется через      организацию походов, экскурсий, «Дней здоровья», турслетов, соревнований по семейному туризму, подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований, проведение бесед по охране здоровья, применение на уроках  игровых моментов, физкультурных минуток, участие в школьных, окружных спортивных соревнованиях, введение кружка «Основы здорового питания», реализацию проекта «Семья – школа здоровья».

 Общекультурное направление   осуществляется через  организацию экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;    проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи, работу ИЗО - студии,  театральной студии, танцевального кружка;   участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, области.

  Обще интеллектуальное направление  осуществляется через    предметные недели;  библиотечные уроки;    конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры;   участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, области; разработку проектов к урокам.

Духовно-нравственное направление осуществляется через        встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;    выставки рисунков, оформление газет о боевой и трудовой славе россиян,  встречи с участниками «горячих точек», тематические классные часы,    оказание помощи ветеранам ВОВ и труда, конкурсы рисунков, фестивали патриотической песни, написание летописи родного края, участие в традиционном школьном мероприятии  - митинге «Факельное шествие».

 Социальная деятельность осуществляется через   проведение субботников;     разведение комнатных цветов,     акцию «Посади  дерево», «Помоги птицам», «Тёплый дом», реализацию проектов «Твори добро на радость людям», «Под крышей дома твоего», «Содружество семьи и школы - ключ к успеху».

Мы считаем, что для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий: конкретное планирование деятельности, кадровое обеспечение программы, методическое обеспечение программы, педагогические условия, материально-техническое обеспечение.

          Администрация школы работает над совершенствованием уровня кадрового обеспечения. Проводятся индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении; семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений; семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе. Проводятся семинары по реализуемым программам. Изыскиваются  возможности материального поощрения руководителей кружков, клубов, спортивных секций, воспитателей группы продленного дня. Организуются и проводятся общешкольные  мероприятия.

 Научно-методическое обеспечение и экспертиза занятости учащихся во внеурочное время осуществляется через методические пособия, интернет-ресурсы, мультимедийный блок.

Создан банк методических разработок общешкольных  дел,    мероприятий, событий, систематизированы авторские разработки педагогов, организован обмен опытом педагогов в рамках сетевого взаимодействия, разработана система диагностической работы педагога-психолога по вопросам досуговой деятельности учащихся, диагностика запросов учащихся на организацию свободного времени.

 Педагогический  коллектив информируется о результатах диагностики. Создан банк методической литературы по организации досуга учащихся. Проводятся педагогические советы и заседания МО с участием специалистов внешкольных учреждений.

  Выбираются  оптимальные условия и площадки для проведения различных мероприятий, материалы для оформления и творчества детей, аудиоматериалы и видеотехника,  компьютеры, телевизоры, проекторы, экраны.

           В материалах ФГОС прямо указывается на «участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды». Духовно – нравственное развитие, связь с родителями, партнерство с родительской общественностью, как с полноценными участниками образовательного процесса стало приоритетной задачей, стоящей  перед школой и обществом. Семья выполняет роль не второстепенного помощника государства и общества, заботящихся о сохранении, воспроизводстве существующих структур и отношений, а, напротив, является базисом для реализации задатков и способностей человека, важнейшим социальным институтом, располагающим широким диапазоном уникальных средств влияния на формирование и саморазвитие личности. Отсюда выстраивается модель социального взаимодействия в системе: личность – семья – общество. Реализуется программа региональной ОЭР по теме: «Развитие  социальной  культуры  обучающихся как  результат освоения ФГОС». Цель которой является  создание  условий  для эффективного  становления социальной  культуры  обучающихся.Для достижения целей разрабатывается программа воспитательной системы школы «Школа социальной культуры».

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей  деятельность учителя  направлена на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.

Ведущее место занимают такие формы   проектно-исследовательской деятельности как направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

 В начальной школе  реализуются проекты «Азбука семейного и солнечного настроения», «И старым и малым», «День матери», «Под крышей дома твоего», «Семейные традиции и реликвии», «О моих близких с любовью», «Дорогое - слово отец».

Второй год реализуется проект «Здоровый я – здоровая семья!». Задача классного руководителя, психолога, учителя физической культуры привлечь внимание родителей к созданию здорового образа жизни ребенка в семье для обеспечения единых требований школы и семьи, формированию здоровьесберегающей культуры детей и родителей, бережного отношения к своему здоровью; выработке навыков здорового образа жизни и применение их в повседневной жизни через организацию мероприятий в школе и семейное воспитание.  В ходе реализации проекта разработаны методические рекомендации по реализации здорового образа жизни при взаимодействии семьи и школы.

Проект «Город мастеров» - своего рода воспитательная технология по организации совместной творческой деятельности детей и их родителей в условиях внеурочной деятельности. Реализуя данный проект, мы организуем работу с родителями обучающихся через систему мастер – классов, как формы творческого взаимодействия педагога, детей и родителей. Каждая такая встреча в семейном клубе позволяет сформировать особую атмосферу сотворчества, укрепление сообщества родителей, детей и педагогов, взаимопонимания, укрепить единение семьи.

В начале года классный  руководитель в сообществе с родителями и детьми предлагает один из возможных вариантов тематических мастер-классов по изготовлению творческих работ в различных техниках художественной обработки дерева. Мастер-класс «Давайте познакомимся» по изготовлению сувениров – подарков друг другу, мастер-класс «Птица - символ новой жизни» - роспись подвески – стилизованной птицы цветов российского флага, мастер – класс «Рождественский сувенир» - изготовление сувениров к Новому году и Рождеству Христову, мастер – класс «Пасхальные яйца - символ, традиции, искусство» - роспись пасхального яйца, мастер-класс «Мамин праздник» - изготовление подарков к 8 Марта, мастер-класс «Цветочный хоровод» - роспись деревянных шкатулок.

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании  и образовании детей разного возраста.

Педагоги  выявляют интересы детей в содружестве с родителями и организуют соответствующие интересам детей кружки и творческие объединения. Многие родители - руководители кружковых занятий - имеют возможность проводить часть занятий со школьниками на своем основном месте работы.В этом случае учащиеся знакомятся с современным производством, новейшими технологиями и конструкциями, видят творческий процесс родителей на деле.

Своеобразно протекает сотрудничество родителей и детей в экскурсионной работе. Родители совместно с учителем определяют  объект предстоящей экскурсии, выделяют  основные задачи ее проведения, а также проводят перед экскурсией вводное занятие, на котором дают школьникам дифференцированные индивидуальные и групповые задания, в том числе творческого характера. В процессе проведения экскурсии родители выступают как экскурсоводы-обозреватели и как экскурсоводы-консультанты. А по завершении экскурсии - как аналитики, эксперты выполненных учащимися работ. Чаще всего такие работы являются отсроченными во времени, требуют подготовки и продуктивного сотрудничества. Родители в этот период ведут интенсивную консультационную деятельность, а на завершающем этапе организуют круглые столы защиты творческих работ или проектов, представленных школьниками. На этом этапе они выступают как независимые, но компетентные эксперты.

 Многообразны формы сотворчества родителей и учащихся в процессе подготовки и проведения массовых внеурочных мероприятий.

 При подготовке вечера, спектакля, КВН родители сотрудничают с детьми в написании сценариев (включая стихи и песни), в изготовлении костюмов, в оформлении сцены и зрительного зала (подготавливая совместно изопродукцию), в настройке аудиовизуальной техники, в постановке опытов, в репетициях и т.д.

 Иногда родители выступают на вечере, спектакле вместе с детьми как актеры. Родители также помогают школьникам в процессе проведения таких мероприятий, в управлении свето- и звукотехникой. Нередко они выступают в роли аккомпаниаторов, играя на различных музыкальных инструментах.

Партнерство взрослых и детей осуществляется и при подготовке познавательных выставок. Родители выступают в этом случае в качестве консультантов, осуществляют совместно с детьми разработку плана проведения таких выставок, ведут отбор экспонатов, готовят школьников к выступлению в роли экскурсоводов по выставке, изготовляют необходимый наглядный материал, а также в случае необходимости проводят магнитофонные записи, ведут кино- и фотосъемки.

 Предполагаем, что результатом реализации программ внеурочной деятельности станет  внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей; улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве; укрепление здоровья обучающихся; развитие творческой активности каждого ребёнка; укрепление связи между семьёй и школой.

Библиографический список:

1. В.А.Горский, АА.Тимофеев, Д.В. Смирнов; под редакцией В.А.Горского.- М.: Просвещение, 2010 - 111 с. – (Стандарты второго поколения). Примерные программы внеурочной деятельности.  Начальное и основное образование.

2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Программы внеурочной деятельности.- Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2011. – 80с.- (Работаем по новым стандартам)

3. С. Афонькин  Когда, зачем и почему.- Санкт-Петербург: Лань, 1996

4. Внеклассные мероприятия (мозаика детского отдыха).- М.: ВАКО, 2008

5. М.К. Господникова Проектная деятельность в начальной школе.- Волгоград: Учитель, 2009

      6. Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанжиева, Н.В. Казаченок, В.П. Одинцова, О.П. Чозгиян, Н.В. Шмелева Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/под редакцией А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – 142с. – (Работаем по новым стандартам)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся

Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся рассмотрены в презентации в рамках мастер-класса ММЦ с.Белоносово...

Программа внеурочной деятельности обучающихся Кружка «Веселые лоскутки» для 6 классов художественно – эстетического направления (ФГОС)

Рабочая программа кружка «Веселые лоскутки» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российс...

"Внеурочная деятельность обучающихся в условиях введения ФГОС"

В материале представлены цели, задачи внеурочной деятельности с указанием возможных форм, видов проведения занятий. А также форма диагностики занятия....

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ ФГОС О УО (ИН)

ФГОС О УО (ИН): первые результаты работы в нашей образовательной организации...

Выступление на Педагогическом совете «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»

Педагогический совет «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»...

Выступление на педагогическом совете«Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»

Презентация к выступлению на педагогическом совете«Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»...