Профессиональный стандарт педагога
материал на тему

Матяскина Наталия Михайловна

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №5»

муниципального образования «город Бугуруслан»

Выступление на педагогическом совете «Профессиональный стандарт педагога»

Подготовила заместитель директора по УВР

Матяскина Наталия Михайловна

Бугуруслан,2016

Выступление на педагогическом совете на тему:

 Профессиональный стандарт педагога

Китайская мудрость гласит:

« Не дай вам бог жить во время перемен»

1. Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. 

2. Утвержден и работает с 1 января 2015 года профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" датирован 18 октября 2013 года. 

3. Область применения. 

 Профессиональный стандарт педагога применяется:

а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;

в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;

г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.

Профессиональный стандарт педагога применяется при

-Определении необходимой квалификационной категории педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития учащихся.

- Обеспечения необходимой подготовки педагога для получения высоких результатов его труда.

-Обеспечения необходимой осведомленности педагога о предъявляемых к нему требованиях.

- Содействовии вовлечения педагогов в решение задачи повышения качества образования.

4.  Как говорится, профстандарт "должен прийти на смену морально устаревшим документам,  до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию".

5. Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:

· Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.

· Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

6. Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов  начального и основного образования МБОУ ООШ №5

· Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка.

· Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

7.

Требования к образованию и обучению

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой  по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации  

Требования к опыту практической  работы

Требования к опыту практической работы не предъявляются

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица:

-лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

-имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены  законодательством Российской Федерации;

-признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

-имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем-

8. Обучение

Педагог должен:

  • Знать программы обучения
  • Иметь высшее образование или среднее профессиональное по направлениям подготовки «Образование и педагогика» (Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности)
  • Уметь планировать и анализировать работу
  • Владеть формами и методами обучения – стандартными и инновационными.
  • Использовать специальные подходы, чтобы охватить всех детей со специальными потребностями в образовании; одаренных детей; детей, для которых русский язык не является родным; воспитанников с ограниченными возможностями и т.д.
  • Уметь объективно оценивать возможности детей, используя разные формы и методы контроля
  • Владеть ИКТ-компетенциями.

9. Воспитательная деятельность

Педагог должен:

  • Владеть организационными формами и методами
  • Владеть формами и методами воспитательной работы
  • Уметь общаться с детьми, защищать их интересы и достоинство
  • Поддерживать уклад, атмосферу и традиции учреждения, внося в них свой положительный вклад.
  • Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
  • Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
  • Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
  • Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).

10. Развивающая деятельность  (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)

  • Готовность принять всех детей вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
  • Выявлять разнообразные проблемы детей, оказывать адресную помощь
  • Готовность к взаимодействию с другими специалистами
  • Уметь отслеживать динамику развития ребенка

16. Подробнее рассмотрим трудовые действия, необходимые умения, знания и другие характеристики для педагогов по реализации программ начального, основного общего образования и «примерим» их на себя, т. е. предлагаю убедиться в том, что наш коллектив соответствует предлагаемому  профстандарту.

Трудовые действия        

  • Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального , основного общего образования
  • Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия детей
  • Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами
  • Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной деятельности
  • Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого учащегося
  • Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития
  • Создание позитивного психологического климата в коллективе,  создание условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья
  • Организация видов деятельности: предметной,  познавательно, исследовательской
  • Организация конструктивного  взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора деятельности
  • Поддержка детской инициативы и самостоятельности
  • Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

 Необходимые умения

  • Организовывать виды деятельности: предметная,  познавательная, исследовательская.
  • Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой организации
  • Использовать методы и средства анализа мониторинга образовательной и воспитательной деятельности, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения
  • Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их просвещения
  • Владеть ИКТ-компетентностями,
  • . Другие характеристики
  • Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики

Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности педагога

  (применяется для аттестации на 1 и высшую кв. категории)

(Показатель, проявление показателя, подтверждающие документы)

Критерии

  1. Владение современными образовательными технологиями и методиками
  1. Использование педагогом в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик
  2. Использование ИКТ в образовательном процессе 
  3. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей, рекомендованных на федеральном или региональном уровне
  4. Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей воспитанников
  1.  Эффективность применения современных образовательных технологий и методик
  1. Позитивная динамика достижений воспитанников
  2. Достижения воспитанников на конкурсных мероприятиях художественно-эстетической патриотической, экологической, краеведческой направленности, конкурсных спортивных мероприятиях
  3. Организация педагогом студийно-кружковой работы
  1. Стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ
  1. Доля воспитанников, имеющих высокий уровень развития в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы, реализуемой ДОУ
  2. Наличие системы стандартизированной  педагогической диагностики, отражающей соответствие уровня развития воспитанников ДОУ требованиям основной общеобразовательной программы: диагностика, анализ, коррекция
  1. Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания
  1. Повышение качества профессиональной деятельности
  2. Результативность участия педагога в конкурсных мероприятиях, программах, грантах, инновационных проектах, имеющих профессиональное значение
  3. Участие в исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности
  4. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
  5. Профессиональная экспертная деятельность

25. «Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога». Возникла «необходимость наполнения профессионального стандарта педагога (учителя, воспитателя) новыми компетенциями:

· Работа с одаренными учащимися.

· Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.

· Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.

· Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.

· Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении».

 «Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации» (цитаты из стандарта)

ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Имидж педагога как составляющее профессионального стандарта педагога"

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.    При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с...

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Лист самооценки профессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»

Лист самооценкипрофессионального развития в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог-наставник»...

"Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога и внедрением ФГОС

Выступление на педагогическом совете ГБОУ Школа № 1056 на тему "Повышение качества обученности и воспитанности обучающихся через повышение профессионального уровня педагога в соответствиис профес...

Профессиональный стандарт педагога и требования к профессиональной деятельности педагога

Выстувление на педсовете о тредованиях к профессиональной дечтельности педагога....