Главные вкладки

    Педсовет. Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников
    методическая разработка на тему

    Фоменко Лариса Леонидовна
    Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию школьников.
    Задачи: 1.) изучить сложившуюся в школе систему работы по данному  направлению;2.) выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы;3.) обновить содержание и формы работы по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.
    Участники: администрация и педагоги школы, представители ученического и родительского актива.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedsovet.odt20.65 КБ

    Предварительный просмотр:

    Фоменко Лариса Леонидовна,

    заместитель директора по УВР

    МБОУ «КСОШ им.Т.Т. Шерета»

    С. Красномихайловское,2014г

    Педсовет «Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников»

                

    Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию школьников.

    Задачи: 1.) изучить сложившуюся в школе систему работы по данному  направлению;2.) выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы;3.) обновить содержание и формы работы по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.

    Участники: администрация и педагоги школы, представители ученического и родительского актива.

    Подготовка:

    • Создание инициативной группы по проведению педагогического совета.
    • Подготовка экскурсии в  музей для участников педсовета.
    • Анкетирование учащихся  9-11 классов (анкета прилагается).
    • Изучение научно – методической литературы по обсуждаемой проблеме  классными  руководителями.
    • Составление инициативной группой проекта решения педсовета

    Оформление, оборудование и инвентарь:  доска, проектор, подготовлены рабочие места для участников заседания, мультимедийная презентация по теме педсовета (Приложение 1).  На доске оформлена таблица к практической части педсовета.

    Ход педсовета

    • Работа педагогического совета начинается с посещения  музея и знакомства с экспозициями: «История школы в истории села»
    • Вступительная часть. Краткое выступление директора школы  Булановой Л.Г. о задачах и замысле педагогического совета
    • Информационно-теоретическая часть. Выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе Фоменко Л.Л.

     

      “Как нет человека без самолюбия,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”

                                                                                                  К.Д.Ушинский

               Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.

             Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

             Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работы нашей школы, для которого в школе имеются все условия: спортивный зал, имеется  библиотека с читальным залом, 2 спортивных секций . Школа работает давно в этом направлении, имеет свой опыт, достижения. Команды наших спортсменов участвовали во всех районных конкурсах, эстафетах, соревнованиях, а также по итогам этих соревнований в зональных,  республиканских соревнованиях, где добивались  результатов по легкой атлетике, по баскетболу. Неоднократно спортсмены школы занимали призовые места: в районных соревнованиях по легкой атлетике «Шиповка юных».

             Квалифицированные педагоги успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования. Созданы в школе и соответствующие условия для формирования чувств любви к своей Родине, республике,району, школе, своей семье, для развития интереса к спорту, военной профессии.

              Как же мы воспитываем патриотизм? Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. Работа по гражданско - патриотическому воспитанию учащихся велась по следующим направлениям деятельности:

    1 направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

    • Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Традиционная ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая учащихся ).
    • Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда Шефская помощь.
    • Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.
    • Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.
    • Проведение конкурсов военно-патриотической песни, смотров строя и песни, военно –

    Спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.

    В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в селе. Все ветераны закреплены за классными коллективами, которые шефствуют над ними, поздравляя со всеми праздниками, помогая. Выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи создается Книга памяти. Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню Победы, с чаепитием 8 мая, традиционно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны, участниками локальных войн и военных конфликтов к Дням воинской славы.  

    Возрождается в школе Тимуровское движение, направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается.    

                        2 направление. Историко-краеведческая работа. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:

    - экскурсии в городской краеведческий музей, школьный музей,

    - уроки - знакомства с историко-архитектурными памятниками города и края;

    - изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников;

    - оформление стенгазет "Страницы истории родного края", "К родному краю с любовью";

    - конкурсы лучших чтецов «С чего начинается родина?»

     3 направление. Работа   военно-исторического музея. Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений является краеведение. Учащиеся совместно с руководителем музея:

    • Собирают материал о подвигах  участников военных событий и оформляют его в картотеку материалов о ветеранах ВОВ и локальных войн.
    • Составлять и ведут Книгу Памяти.
    • Охраняют памятники истории родного города, школы.
    • Проводят культурно-массовую работу среди учащихся  школы.
    • Проведение музейных уроков.
    • Проведение экскурсий для учащихся 1-11 классов, педагогов, родителей (в соответствии с тематикой стендов, основным разделам,  экспозициям музея и к Дням Воинской славы).

           

    4 направление. Формирование правовых знаний. Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.

    - уроки обществознания (с 6 класса), экономики, права;

    - изучение правил поведения в школе и общественных местах;

    - школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);

    - встречи с представителями суда и прокуратуры;

    - общешкольные мероприятия;

    - работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

    - работа Совета школы.

    5 направление. Воспитание на культурных традициях народа.

    - уроки гуманитарного цикла;

    - Факультатив «основы православной культуры»;"Основы буддизма"

    - организация и проведение тематических вечеров, бесед;

    - изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;

    - изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи;

    - организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.

            Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

                        Огромная роль в воспитание гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России, Республики Калмыкии, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими, проводят большую экскурсионную работу по памятным  и историческим местам, знакомя учащихся с памятниками культуры.

             Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью.

             Если заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом, то подростковый возраст – мировоззренческой базой будущего гражданина.  

    Но статистика свидетельствует о росте среди старшеклассников негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом, коррозии патриотических и гражданских идеалов. Для выявления уровня гражданственности и патриотизма было проведено анкетирование среди учащихся 9-11 классов, в котором приняли участие 153 человека. Анкета «Патриот и гражданин» (Приложение 2). Результаты анкетирования видны на диаграмме (слайд 15). При достаточно высоких результатах тестирования, ответы на некоторые вопросы заставляют задуматься. Так на вопросы: «Я многим обязан своей стране» (3% учащихся ответили «нет»), «Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились» (7%- «да»), «Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей» (9% - «нет»). Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет  нам на смену.

          IV. Практическая часть. Для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизму у школьников присутствующим предлагается принять участие в составление плана совместных действий педагогического, ученического и родительского коллективов. Используя метод «Мозгового штурма», участники педсовета по кругу высказывают свои предложения, которые заносятся в начерченную на доске таблицу:

    №п\п

    Мероприятия для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников

    Для кого проводится

    (классы, участники)

    Ответственные за проведение мероприятия

    Учащиеся

    Родители

    Педагоги

    Обработанные в дальнейшем инициативной группой данные таблицы будут учтены при составлении Комплексной программы по гражданско-патриотическому воспитанию, при составлении общешкольного плана воспитательной работы и станут основой для планирования работы в классах.

    Для разработки данной программы и совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизма учащихся участникам педсовета предлагаю принять участие в составлении плана совместных действий.

        V. Заключительная часть. Итоги всех проведенных мероприятий свидетельствуют о том, что прогрессирует процесс становления системы патриотического воспитания, а мероприятия, направленные на  воспитания гражданственности и патриотизма у школьников приняли системный характер в связи, с чем нужно разработать и принять «Комплексную воспитательную программу работы школы по гражданско – патриотическому воспитанию на 2010 – 2015 год», включив в нее план мероприятий, посвященный 67 – летию Победы. Рассмотреть программу на заседаниях МО, создав систему массовых общешкольных, классных мероприятий совместно с педагогами, с родителями и учащимися, продолжая  работу по организации совместной общественно – значимой гражданско-патриотической деятельности родителей и учащихся.

    Обсуждается и утверждается решение педагогического Совета:

    Проект решения педагогического совета:

    • Одобрить работу педагогического коллектива школы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников.  Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания, сохраняя традиции школы.
    • Выбрать инициативную группу для реализации плана гражданско-патриотического воспитания, посвященного 67-годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
    • Заместителю директора по УВР и инициативной группе педагогического совета, разработать и утвердить «Комплексную воспитательную программу работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию на 2010-2015 год»,  создав систему массовых общешкольных, классных мероприятий совместно с педагогами, с родителями и учащимися, продолжая  работу по организации совместной общественно-значимой гражданско-патриотической деятельности родителей и учащихся.
    • При планировании и организации воспитательной работы на 2 полугодие 2011 –2012 учебного года:

    - продолжить проводить внеклассные и общешкольные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию;

    - учитывать особенности учащихся 1–11-х классов в целях определения потребностей и интересов участников вопитательно - образовательного процесс;

    - использовать в работе с учащимися разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, ДВД, а также документальные, художественно-исторические фильмы;

    - приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн, выпускников-военнослужащих и курсантов военных училищ, а также родителей учащихся.

    • Ежегодно проводить анкетирование учащихся по гражданско – патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование проектного метода в процессе воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников

    Материал о воспитании гражданственности и патриотизма младших школьников...

    Статья по теме семинара "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"

    В данной статье представлен материал районного семинара заместителей директоров по ВР по теме "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"...

    Педсовет "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"

    Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию школьников, формирования толерантного отношения к окружающим....

    Педсовет "Воспитание гражданственности и патриотизма".

    Педсовет "Воспитание гражданственности и патриотизма". Выступление на педсовете было подготовлено на основании опыта работы и конкретных примерах уроков истории....

    Педсовет "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"

    Педсовет "Воспитание гражданственности и  патриотизма у школьников"...

    Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания у учащихся с ОВЗ.

    Обобщение опыта работы по теме: "Воспитание  гражданственности и патриотизма на уроках истории  и обществознания у  учащихся с ОВЗ"...

    Выступление на тему:" Воспитание гражданственности и патриотизма у обучающихся с ОВЗ"

    Гражданско-патриотическое воспитание- это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание ч...