Педсовет "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"
методическая разработка на тему

Педсовет "Воспитание гражданственности и  патриотизма у школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет

"Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"

Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

Задачи:

· изучить сложившуюся в школе систему работы по данному  направлению;

· выявить интересы и запросы детей и учесть их при планировании работы;

· обновить содержание и формы работы по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся, учитывая возможности взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.

Участники: администрация и педагоги школы.

Подготовка:

· Создание инициативной группы по проведению педагогического совета.

· Подготовка экскурсии в школьный музей для участников педсовета.

· Анкетирование учащихся  9-11 классов.

· Изучение научно – методической литературы по обсуждаемой проблеме на МО классных руководителей.

· Составление инициативной группой проекта решения педсовета

Оформление, оборудование и инвентарь: интерактивная доска, проектор, подготовлены рабочие места для участников заседания, мультимедийная презентация по теме педсовета

ХОД  ПЕДСОВЕТА

I.  Информационно-теоретическая часть

Выступление заместителя директора по воспитательной работе.

(слайд 1,2)

“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”                                       К.Д.Ушинский

(Слайд 3).

 Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.

Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работы нашей школы, для которого в школе имеются все условия: спортивный и тренажерный залы, кабинет ОБЖ, спортивная площадка для тренировок, в школе работает краеведческий музей – на базе которого действует историко-краеведческий кружок.

(слайд 4,5)

Школа работает давно в этом направлении, имеет свой опыт, достижения. Высоких результатов достигают учащиеся школы не только в военизированных конкурсах, соревнованиях, спорте.

Педагоги успешно решают вопросы обучения и воспитания школьников, как граждан, патриотов своей Родины через уроки, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, военизированные эстафеты. Созданы в школе и соответствующие условия для формирования чувств любви к своей Родине, краю, школе, своей семье, для развития интереса к спорту, военной профессии.

(слайд 6)

Воспитание патриотов через:

– урочную и внеурочную деятельность педагогического коллектива;

– соблюдение и проведение традиционных мероприятий;

– сохранение музея, как центра военно-патриотического воспитания школьников;

– продолжение исследовательской и поисковой работы в микрорайоне школы;

– поступление выпускников школы в военные учебные заведения;

– проведение праздников и соревнований, посвященных военно-патриотической работе.

Как же мы воспитываем патриотизм? Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся. В рамках реализации мероприятий государственной программы.

1 направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.

Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

· Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (Традиционная ежегодная Вахта памяти у мемориала сан.Семашко 9 мая). Торжественная линейка «Никто не забыт, ничто не забыто»

· Проведение уроков Мужества, классных часов к Дням Воинской славы, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда микрорайона школы. Шефская помощь.

· Сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников ВОВ, локальных войн. Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ.

· Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов.

· Проведение  военно-спортивной игры «Зарница»,приуроченной к 70-й годовщине Победы в ВОВ 1941-1945 годов.  

Спортивных соревнований, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.

 Участие в создании электронного фонда, видеоматериалов, компьютерных презентаций о ВОВ.

· Посещение музея.

      В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в микрорайоне школы. Все ветераны закреплены за классными коллективами, которые шефствуют над ними, поздравляя со всеми праздниками, помогая. Выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню Победы, традиционно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны, участниками локальных войн и военных конфликтов к Дням воинской славы.

Нужно заметить, что  в школе работает Тимуровское движение, направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается.

Ежегодно традиционно проходят в школе литературно-музыкальные гостиные «У войны неженское лицо», «Дети войны», конкурсы чтецов «В огне войны», конкурсы рисунков, плакатов, газет.

Опорной базой, площадкой для формирования настоящих защитников Отечества, патриотов Родины является  ряд мероприятий, которые проходят в школе и районе.

2 направление. Историко-краеведческая работа 

Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия:

– экскурсии в школьный музей,

– уроки-знакомства с памятниками края;

– изучение декоративно-прикладного искусства: народного костюма, обычаев и праздников;

– посещение краеведческого музея г.Сочи.

– уроки мужества.

Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений является краеведение. Учащиеся совместно с руководителем музея:

· Собирают материал о подвигах земляков – участников военных событий и оформляют экспозиции о ветеранах ВОВ и локальных войн.

· Охраняют памятники истории родного края, школы.

· Проводят культурно-массовую работу среди учащихся  школы.

· Проведение экскурсий для учащихся 1-11 классов, педагогов, родителей, гостей школы.

Традиционно важное место в системе воспитательной деятельности школы занимает школьный музей.  Именно поисково – краеведческая работа способствует обращению сегодняшнего школьника к традициям своего народа.  Через участие в экспедициях по сбору информации идет приобщение к нравственным идеалам и принципам, героически-трудовому опыту поколений. Основная цель работы школьного музея: создание условий для развития познавательной активности и коммуникативной культуры учащихся, а также активной гражданской патриотической жизненной позиции, направленной на сохранение исторических, культурных и нравственных ценностей и традиций истории малой родины, их приумножение и развитие.

3 направление. Формирование правовых знаний

Гражданин должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права.

– уроки обществознания, экономики, права;

– изучение правил поведения в школе и общественных местах;

– школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками);

– общешкольные мероприятия;

– работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних;

– работа Совета школы;

4 направление. Воспитание на культурных традициях народа

– уроки гуманитарного цикла;

– организация и проведение тематических вечеров, бесед;

– изучение обычаев, традиций, праздников своего народа;

– изучение своей семьи, составление генеалогического дерева семьи;

– организация и проведение диспутов, дискуссий на нравственные и этические темы.

Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.

Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование. 

Учащиеся школы посещают школьные спортивные секции (легкая атлетика, баскетбола, настольный теннис, волейбол и другие). В школе созданы необходимые условия для занятий спортом. Коллектив школы взаимодействует в работе по гражданско – патриотическому воспитанию с разными учреждениями района: дополнительного образования, учреждениями культуры, спорта и другими, которые посещают наши учащиеся, о чем свидетельствует мониторинг занятости, который составляет 94%.

Огромная роль в воспитание гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими.

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью.

Если заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом, то подростковый возраст – мировоззренческой базой будущего гражданина.

Но статистика свидетельствует о росте среди старшеклассников негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом, коррозии патриотических и гражданских идеалов.

 Для выявления уровня гражданственности и патриотизма было проведено анкетирование среди учащихся 9-11 классов, в котором приняли участие 18 человек. Анкета «Патриот и гражданин» (приложение 2).

 (слайд 7).

Результаты анкетирования видны на диаграмме

При достаточно высоких результатах тестирования, ответы на некоторые вопросы заставляют задуматься.

Так на вопросы: «Я многим обязан своей стране» (3% учащихся ответили «нет»), «Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились» (7% – «да»), «Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей» (9% – «нет»).

 Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет  нам на смену.

IV. Практическая часть

Для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизму у школьников присутствующим предлагается принять участие в составление плана совместных действий педагогического, ученического и родительского коллективов. Используя метод «Мозгового штурма», участники педсовета по кругу высказывают свои предложения, которые заносятся в начерченную на доске таблицу:

(можно учителям раздать заготовленные заранее бланки – приложение 3)

№ п/п

Мероприятия для дальнейшего совершенствования работы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников

Для кого проводится

(классы, участники)

Ответственные за проведение мероприятия

Учащиеся

Родители

Педагоги

Обработанные в дальнейшем инициативной группой данные таблицы будут учтены при составлении Комплексной программы по гражданско-патриотическому воспитанию, при составлении общешкольного плана воспитательной работы и станут основой для планирования работы в классах.

V. Заключительная часть

Итоги всех проведенных мероприятий свидетельствуют о том, что прогрессирует процесс становления системы патриотического воспитания, а мероприятия, направленные на  воспитания гражданственности и патриотизма у школьников приняли системный характер в связи, с чем нужно разработать программу работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию. Рассмотреть программу на заседаниях МО, создав систему массовых общешкольных, классных мероприятий совместно с педагогами, с родителями и учащимися, продолжая  работу по организации совместной общественно-значимой гражданско-патриотической деятельности родителей и учащихся. Зам. директора по ВР отметила, что школа – это «остров в Мировом океане событий, происходящих в обществе» , который необходимо удержать на плаву патриотизма и гражданственности.

Обсуждается и утверждается решение педагогического Совета:

(слайд 8)

Проект решения педагогического совета:

Одобрить работу педагогического коллектива школы по воспитанию гражданственности и патриотизма у школьников.  Совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный опыт гражданско-патриотического воспитания.

 При планировании и организации воспитательной работы на 2014-15 учебный год:

- продолжить проводить внеклассные и общешкольные мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию;

- учитывать особенности учащихся 1–11-х классов в целях определения потребностей и интересов участников образовательного процесса.

- использовать в работе с учащимися разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет, а также документальные, художественно-исторические фильмы;

- приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн, выпускников-военнослужащих и курсантов военных училищ, а также родителей учащихся. 

-организовать тематическую выставку «70 лет Великой Победе» в школьной библиотеке

3.  Ежегодно проводить анкетирование учащихся по гражданско-патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции учащихся.

4.   Обобщить опыт работы  краеведческого музея.

Анкета «Патриот и гражданин» (приложение 2).

Ответьте на вопросы анкеты, согласны ли Вы с данными утверждениями:

(да, нет, не знаю)

1. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.

2. Я многим обязан своей стране.

3. Если учесть все «за» и «против», то хранение в России иностранных ядерных отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.

4. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

5. Я готов защищать свою Родину в случае серьёзной опасности.

6. Большинство преступлений в нашем городе (селе) совершают приезжие.

7. День Победы (9 мая) – праздник только для ветеранов.

8. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто не справедливо, потому что россиян никто не любит.

9. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина. 10. Проявление вандализма – одна из форм протеста молодёжи.

11.Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.

12. Человеку не обязательно знать свою родословную.

13. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.

14. Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.

15. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности .

16. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.

17. Истинной религией может быть только одна - единственная религия.

18. Государство и Отечество – это разные понятия.

19. Мне не обязательно знать символику (гимн, герб, флаг) своей страны.

20. Меня не волнуют трагедии, происходящие в стране (катастрофы, гибель самолётов, кораблей).

Первая часть теста содержала вопросы для определения уровня патриотизма учащихся.

Во второй части было необходимо закончить высказывания на знание Конституции РФ.

1. Статья 2. Человек, его права и свободы являются... (высшей ценностью).

2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны... (перед законом).

3. Статья 19. Все равны перед законом и... (судом).

4. Статья 21. Достоинство личности охраняется... (государством).

5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и... (личную неприкосновенность).

6. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и... (слова).

7. Статья 41.Каждый имеет право на охрану здоровья и... (медицинскую помощь).

8. Статья 60.Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с... (18лет).

9. Статья 91.Президент Российской Федерации обладает... (неприкосновенностью).

10. Статья 95.Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и... (Государственной Думы)..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в процессе воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников

Материал о воспитании гражданственности и патриотизма младших школьников...

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.

этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания....

Статья по теме семинара "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"

В данной статье представлен материал районного семинара заместителей директоров по ВР по теме "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"...

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников

Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, и формирование у учащихся гражданских позиций призваны стать основными составляющими в образовательном процессе школы. Здесь очевидны огромные возможности...

Сообщение на МО «Формирование у школьников с ООП чувство гражданственности и патриотизма» (из опыта работы)

                         "Сообщение на МО «Формирование у школьников с ООП чувство гражданственности и патриотизма» (из опы...

Педсовет "Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников"

Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию школьников, формирования толерантного отношения к окружающим....

Педсовет. Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников

Цель: выявить проблемы, пути и способы совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию школьников.Задачи: 1.) изучить сложившуюся в школе систему работы по данному  направлению...