Разработка педагогического совета по теме "Взаимодействие семьи и школы в воспитании личности"
методическая разработка на тему

Шрейдер Надежда Николаевна

Данная разработка поможет администрации школы подготовить и разаработать педагогический совет по вопросам взаимодействия семьи и школы в воспитании личности ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_vzaimodeystvie_s_semyoy.doc80.5 КБ
Office presentation icon pedsovet_vzaimodeystvie_s_semyoy.ppt1.35 МБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Взаимодействие семьи и школы в воспитании личности»

Место проведения:   МБОУ «Ребрихинская СОШ»  

Время проведения:   23 ноября 13.00

Участники: администрация школы, педагоги, представители родительской общественности - председатель совета школы, председатель  общешкольного родительского комитета.

Цель: показать положительные наработки школы по взаимодействию с семьёй и выявить проблемные вопросы по данной теме

 Слайд

Обоснование проблемы:    Среди сил, привязывающих человека

                                                к родной земле и к родному народу,

                                                на первом месте стоит семья.

                                                                                                В. А. Сухомлинский

 Ход педсовета:

Слайд (Тема педсовета )Шрейдер Н.Н. Все мы родом из детства, все: и хорошее и плохое - человек получает в семье.

     Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь.  

Слайд (Ребёнок, семья, школа) Вся деятельность нашей школы направлена на продолжение работы над системой «Ребенок – семья -  школа»  как единого взаимосвязанного процесса.

Слайд (Сухомлинский) И ни для кого не секрет, что работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя.

Слайд (1 сентября ) Когда учитель 1 сентября проводит классный час, с этого момента он и родители - один единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании.

Школа и семья –  два социальных института, от согласованных действий

 которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Между тем, к сожалению, на сегодняшний день взаимодействия школы и семьи не всегда бывают согласованными.

Слайд (Цель)  Поэтому сегодня на педсовете приглашаю к разговору всех. У нас есть уже достаточно большой положительный опыт работы по  взаимодействию с семьёй, но есть и проблемы, которые мы сегодня постараемся выявить  в ходе нашего разговора и найти пути решения этих проблем.

Как вы понимаете разговор о взаимодействии школы и  семьи  невозможен без родительского участия. Поэтому сегодня на нашем педсовете присутствуют:

  • председатель Совета школы Терентьева Татьяна __________________
  • председатель родительского комитета Чаплыгина Екатерина Николаевна.

****************************************************************

Работа с семьёй – огромный пласт работы в школе. Задействованы все структуры школьной составляющей. Кратко об этой работе Карунина Л.В.

Карунина Л.В. – в начале своего выступления хочу предложить вам  некоторые данные исследования, проведённого Комитетом по вопросам семьи и молодёжи одного российского города (город Сызрань).

Слайд (%) Было опрошено 797 родителей.

  • В результате исследования выяснили, что  в большинстве случаев воспитание детей  осуществляется на основе «женской психологии» (а именно, в 94% случаях воспитанием детей занимаются мамы, в 35% случаях – бабушки). Такая же ситуация и в тех семьях, где роль главы семьи отведена мужчине (36%).
  • 62% родителей считают, что их взаимоотношения с детьми строятся на основе равноправия.
  • 23% придерживаются авторитарного стиля воспитания
  • 12% предоставляют большую свободу своим детям.

        Слайд (пьедестал) По степени воздействия на детей родители третье место отводят школе. При этом школу опережают, по мнению опрошенных, только мать и оба родителя.

  • Почти каждый третий родитель (29%) принявший участие в исследовании, признаёт, что у него не хватает педагогических знаний и опыта. И ждут они помощи в этих проблемных вопросах в  большинстве своём от школы.

Думаем, что такая ситуация может вырисовываться и в нашем районе, в нашей школе.

Для того, чтобы наладить взаимодействие с родителями, далеко не всегда приходится изобретать велосипед, то есть придумывать невиданные формы работы. Как показал опыт, проведение даже привычных родительских собраний может стать интересным событием для родителей, детей и самих педагогов.  И здесь порою можно услышать, что у одних педагогов родители редко ходят на собрания, а у других, наоборот, за редким исключением не приходят один-два  родителя. Наверное, не последнее  значение в этом вопросе имеет   актуальность темы, методы и формы проведения родительского собрания, манера общения классного руководителя с родителями. Многим же в нашей школе  всё-таки удаётся построить работу на родительском собрании так, что родители становятся первыми и безотказными  помощниками классному руководителю.  

Слайд (круговорот). Потенциал родительского коллектива в этом случае может максимально использоваться для воспитания детей. Задача же кл. руководителя  заключается в том, чтобы стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия, помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственных детей.  Изучение планов воспитательной работы и деятельности  классных руководителей   позволяет сделать вывод: хотя для большинства педагогов рассматриваемая проблема и является актуальной, но для ее решения классные руководители выбирают только традиционные пути и методы.

Слайд (формы работы индивидуальные, групповые, массовые). Формы работы с родителями могут быть разнообразными. И этими формами работы в той или иной мере должен пользуется каждый педагог.  

        Слайд (круговая схема взаимодействия). В современной школе родителям предоставляется возможность участвовать в управлении школой, через  работу в Совете школы, участие в работе классных и общешкольных родительских комитетов, Совете профилактики, обследование семей группы риска,  вечерние рейды во время каникул и многое другое. Самое сложное сделать так, чтобы у родителей появилось желание, мотивы для участия в совместной деятельности.

Формы участия родителей во внеурочной жизни разнообразны. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – задача школы.

Слайд (традиционные и нетрадиционные формы). Для её решения  используются  традиционные формы (такие как собрания, индивидуальные консультации, посещение семей на дому, педагогическое просвещение родителей). К нетрадиционным формам, используемым мы нашей школе можно отнести и такие интересные формы работы как бал отличников, слёт многодетных семей, конкурсы «Мама, папа, я – спортивная семья», совместные праздники «Праздник имени», «Спешим поздравить» и многое другое, о чём, наверное, нам  расскажут сами классные руководители.  Через подобные мероприятия у нас есть возможность по достоинству оценить положительный опыт семей в воспитании  детей.

Слайд (возможные формы работы). Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно назвать и интернет-консультации,  работа странички для родителей на школьно сайте. Очень полезна и востребована такая форма работы как педагогический лекторий. Подобный вид деятельности мы пробовали в нашей школе, но это были лишь первые робкие шаги, сегодня пора идти в ногу со временем уверенным шагом. Всё это в наших силах.

Шрейдер Н.Н. Если вы обратили внимание, то на слайде заполнены не все ниши. Это значит, что сегодня мы должны эти ниши заполнить теми формами работы, которые нам необходимы и возможны в нашей школе.  

*********************************************************

Для того, чтобы иметь на сегодня чёткое представление с какими же семьями нам приходится работать, важно и нужно иметь в школе социальный паспорт. Такой паспорт в нашей школе есть. Его при помощи классных руководителей ежегодно составляет социальный педагог школы

Слайд (социальный паспорт школы). (небольшой экскурс по соц. паспорту школы).

************************************************************

Социальный педагог

Слайд 13 (если пригодится). Семья, которая имеет одного ребенка, может воспитать и балованное дитя с чрезмерными потребностями. Отсюда и  возникают проблемы с пропусками занятий по неуважительной причине.

    Семья многодетная может воспитать не только дружных детей, но и детей педагогически запущенных,  т. е.  когда родители заняты постоянным добыванием средств  к существованию, а жизнь и воспитание детей пущены на самотек. В нашей школе из многодетных семей и семей с низким материальным обеспечением обучается 84 человека. 32 из них получают бесплатное питание.

Слайд 14 (Клуб приёмных семей)

************************************************************************************

Слайд 15 (круговорот). 

Следует помнить, что классный руководитель, конечно же,  не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью – это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но классный руководитель мог бы содействовать благоприятнейшим условиям  развития ребенка, его личностному становлению путем педагогического влияния на семью.  

Ольга Александровна, способствует ли единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые ребенку в школе и семье,  выработке определенного динамического стереотипа поведения? Помогают ли единые требования со стороны педагога и родителей испытывать ребёнку меньше трудностей в процессе овладения нравственными нормами поведения, привычками, легче осваивать навыки учебной, трудовой деятельности, правила общения с окружающими его детьми и взрослыми?

Обращение к классному руководителю …………….

*************************************************

Опыт показывает, что разнообразная внеурочная деятельность (походы, спортивные соревнования, конкурсы, праздники, субботники) объединяют родителей, учащихся и учителей. Немного  из опыта своей работы может рассказать нам классный руководитель …….

 

***********************************************************

Если сложился коллектив родителей, то на родительском собрании всегда есть темы для разговора, для живого и непосредственного общения. Родители становятся соучастниками общей деятельности по воспитанию детей и формированию детского коллектива.  Людмила Викторовна Попова последние годы работает с детьми старшего возраста (10-11 класса). С детьми, с которыми работать гораздо сложнее в силу того, что у них уже сформировано определённое мировоззрение. Как вы выстраиваете работу с родителями?  

*************************************************************

Все предыдущие выступающие были классными руководителями и рассказывали о том, как классные руководители выстраивают работу с семьёй. А работает ли с семьёй учитель предметник? И должен ли он работать с семьёй? Давайте спросим об этом у учителя русского языка и литературы………..

…………… имеет большой опыт работы  с семьёй и как кл.рук. и как учитель-предметник. Зоя Ивановна, приглашаем Вас поделиться с коллегами опытом работы по взаимодействию с семьёй. 

Зоя Ивановна поделилась с нами своими секретами мастерства. Но, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Как эту работу с родителями выстраивает ……………? Что помогает Вам в этой работе получать  положительные результаты?  

*********************************************************  

Слово родителям

А сейчас разрешите предоставить слово нашим родителям, которые занимают в учебно-воспитательной жизни школы активную позицию. Посмотрим на вопрос взаимодействия семьи и школы с другой стороны.

Слово предоставляется председателю родительского комитета Екатерине Николаевне Чаплыгиной. Екатерина Николаевна, как вы, родители, взаимодействуете со школой,  и что даёт вам это взаимодействие?

Слайд 16 (работа родительского комитета). 

Слово председателю Совета школы Терентьевой Татьяне ______________.

Слайд (круговой). 

 

************************************************************

   

                                 II. Практическая часть

Вариант первый. Перед началом педсовета вы выбрали для себя жетоны разного цвета. Для чего это нужно? Сейчас мы разделимся с вами на 4 группы. В течение 15 минут мы предлагаем обсудить группам вопрос: «Что необходимо сделать для того, чтобы работа классного руководителя, учителя-предметника и школы в целом с родителями стала более эффективной?»

Слайд (вопрос для групп)

Как вы видите, не все формы работы используются сегодня в нашей школе. Например, составление портфолио ученика  у нас есть, но пока только на  старшей ступни обучения. Тогда как составлять портфолио ребёнка  нужно совместно с родителями уже на начальной ступени обучения.

Не менее интересной и востребованной будет и такая форма работы, как час прямого провода с родителями и учениками школы. У нас пока нет опыта такой работы, но попробовать такую форму деятельности в нашей школе можно и нужно. А теперь выступления представителей групп:

Выступление групп:          Бордовые треугольники  -

                                             Оранжевые квадратики

                                              Синие кружочки

                                              Фиолетовые прямоугольники

                                            III.  Заключительная часть

  Заслушав и обсудив ряд проблем, стоящих перед семьей, школой и в целом перед обществом, предлагаем выработать решение педсовета:

  1. Продолжить знакомство с существующими в сегодняшней педагогике подходами и концепциями воспитания, определяющими взаимодействие семьи и школы, через семинары, заседания МО классных руководителей, взаимопосещение родительских собраний.  
  2.  Возобновить работу педагогических лекториев для родителей (1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы).  
  3.  Провести семинар для кл. рук. по теме «Права и обязанности многодетных и опекаемых семей».  
  4.  Провести родительскую конференцию по теме «Пути взаимодействия. Шаг навстречу».
  5. В целях более тесного взаимодействия школы и семьи знакомить родителей и учащихся с лучшими семейными традициями. Сюда можно отнести проведение традиционных мероприятий в школе: «Семейных посиделок», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Рождественские  встречи», «Бал отличников».    

В заключении хочется подчеркнуть: способность к общению — профессиональное качество учителя.  

        Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника — школьник или его родители, коллега по работе или член семьи самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно.

        Не отвергайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству. И тогда мы получим тот результат в обучении и воспитании детей, который будет устраивать и школу, и семью.

************************************************************

 Слайд

Как общаться с родителями ваших учеников?

(эвристическое предписание)

1. Общаясь с родителями, обращайтесь к ним по имени и отчеству.

2.  Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.

3.  Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания.

4.  В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.

5.  Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»

         

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет: «Взаимодействие семьи и школы в воспитании личности » МБОУ «Ребрихинская СОШ»

Слайд 3

Среди сил, привязывающих человека к родной земле и к родному народу, на первом месте стоит семья. В. А. Сухомлинский

Слайд 5

Цель : показать положительные наработки школы по взаимодействию с семьёй и выявить проблемные вопросы по данной теме.

Слайд 6

Всего опрошено 797 родителей 94% 62% 23% 12%

Слайд 7

2 место 1 место 3 место

Слайд 8

Учителя Родители УчащиесЯ Взаимопонимание сотрудничество К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь Хороший результат!

Слайд 9

Формы работы с родителями Индивиду- альные Групповые Массовые Индивидуальные : посещение семьи, консультации. Групповые: родительский комитет, совет класса, консультация, беседа… Массовые: родительское собрание, праздники, посещение театра, экскурсии…

Слайд 10

Участие родителей Совет профилактики Общественное объединение Наркопост Совет школы Родительский комитет Рейды во время каникул Организация экскурсий за пределы района, совместные праздники

Слайд 11

Формы работы с родителями: Традиционные родительские собрания различные конференции индивидуальные консультации посещение на дому Нетрадиционны е тренинги круглые столы практикумы

Слайд 12

Социальный паспорт школы (всего 773 чел) Малообеспеченных -510 Многодетных - 103 Опекаемых – 13, приёмные -22, из них сирот -7 Неполных - 150 На учёте в ПДН- 6

Слайд 13

Учителя Родители УчащиесЯ Взаимопонимание сотрудничество К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь Хороший результат!

Слайд 14

Направления деятельности родительского комитета Работа в различных объединениях и Советах Решение финансовых вопросов школы Контроль вопросов питания 1 2 3 4 Проведение рейдов

Слайд 15

Учителя Родители УчащиесЯ Взаимопонимание сотрудничество К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь Хороший результат!

Слайд 17

Формы работы с родителями: Традиционные родительские собрания различные конференции индивидуальные консультации посещение на дому Нетрадиционны е тренинги круглые столы практикумы

Слайд 18

Портфолио ученика с 1 класса Интернет-консультации Час прямого провода Родительский лекторий

Слайд 19

Как общаться с родителями (эвристическое предписание) 1.Общаясь с родителями, обращайтесь к ним по имени и отчеству. 2.Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания. 3.Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания. 4.В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного. 5.Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему"«Единство семьи и школы в воспитании нравственных качеств личности».

Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания дет...

Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности ребенка (Из опыта работы)

Цель работы – организация сотрудничества  родителей и школы в деле воспитания и формирования ребенка на основе единой педагогической позиции.Задачи:- включение родителей в совместную со школ...

В помощь классному руководителю:"Совместная работа семьи и школы в воспитании и развитии личности ребёнка.

Данная подборка материала является сопроводительной статьёй к проведению родительских собраний и построению системы воспитательной работы на год в целом....

Взаимодействие семьи и школы в воспитании социально-активной личности учащегося. Профессиональное самоопределение»

Семья – это та первичная среда, где человек должен научиться творить себя»               В.А. СухомлинскийЛичность – устЛичность –...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: «СЕМЬЯ И ШКОЛА: СОПЕРНИКИ, ОППОНЕНТЫ ИЛИ СОЮЗНИКИ»

Все меняется в жизни семьи, когда ребенок идет в школу! Или не все? Об этом мне хотелось бы поговорить сегодня на нашем педсовете. Тема звучит так: «Семья и школа: соперники, оппоненты или союзн...

Система воспитания классного руководителя по взаимодействию семьи и школы в развитии личности ребенка

Объединение усилий семьи и школы, координация их действий для решения поставленных задач, а также формирование единого воспитательного пространства «семья-школа»....

Родительское собрание – практикум «Роль семьи и школы в воспитании духовно – нравственной личности ребёнка»

   В связи с вступлением в силу ФГОС актуализировалась сфера духовно-нравственного развития личности детей. Поэтому данная разработка является очень значимой и полезной в педагогическ...