проект перехода в автономное учреждение
проект на тему

Кузьмин Олег Александрович

Законодательная база расширяет финансово-хозяйственную самостоятельность учреждений, готовых перейти в иную организационно-правовую форму – автономное учреждение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kuzmin.doc303.5 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

1. Справка-аннотация по проекту

с.2-6

2.Описание проекта

с.7-21

3. Научно-методическое обеспечение проекта

с.22-31

4. Финансово-экономическое обоснование проекта

с.32-39

5. Нормативно-правовое обеспечение

с.40

6. Форма предоставления результатов

с.40

7. Глоссарий.

с.41

8 Список литературы

с.42-43

9. Приложение

с.44-45


Справка-аннотация по проекту.

1.1. Цели, задачи и актуальность проекта.

Сегодня в российском обществе формируются новые социально-экономические условия, охватывающие и систему образования.

Общество заинтересовано в предоставлении высокого уровня образования всем своим членам, что означает социальную значимость этого блага, предоставляемого бесплатно. Однако, в условиях, когда рыночные отношения проникают во все отрасли, некоторые механизмы, присущие рынку, могут быть применены для создания стимулов на уровне образовательного учреждения. На сегодняшний день есть все основания для оживления рынка образовательных услуг в сфере образования. Законодательная база расширяет финансово-хозяйственную самостоятельность учреждений, готовых перейти в иную организационно-правовую форму – автономное учреждение. 

Необходимость перехода в новую форму обуславливается исчерпанием ресурса бюджетного учреждения. Организационно-правовая форма бюджетного учреждения сегодня достаточно ограничивает финансовую самостоятельность, сдерживает дальнейшее развитие, в том числе реализацию инновационного потенциала и уставных целей. В такой ситуации автономное учреждение в силу финансовой гибкости, прозрачности и открытости своей деятельности, государственно-общественного характера управления является более адекватной организационно-правовой формой для новых вариативных моделей образовательных учреждений.

В условиях нормативного подушевого финансирования образовательных учреждений заметно упрощается схема расчёта объёмов финансирования образовательного учреждения. Вместо учёта затрат на содержание имущества, зданий, кадров и др. за расчётную величину принимается среднее значение затрат муниципалитета за 1 год на 1ученика. Объём финансирования в этом случае у образовательного учреждения рассчитывается просто: количество детей, умноженное на величину норматива. Таким образом, созданы условия, позволяющие учреждению получать финансирование независимо от субъективных факторов, что существенно повышает уровень финансово-хозяйственной самостоятельности образовательного учреждения.

 Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» - самое молодое общеобразовательное учреждение города. Но, несмотря на это, мы имеем достаточный опыт по предоставлению платных образовательных услуг, а значит, учреждение может считаться самодостаточным с точки зрения нормативно-подушевого финансирования.  

Однако наряду   с возможностью пополнения внебюджетного счета есть серьёзные ограничения по расходованию привлечённых средств. Согласно Бюджетному кодексу РФ внебюджетные средства бюджетного учреждения становятся составной частью бюджетных средств и расходуются согласно общей смете. С 1997 года гимназия предоставляет дополнительные  платные образовательные услуги, которые позволяют осуществить доступность к качественному образованию. Они направлены на:

- создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни;

- организацию активного досуга и развитие творческих способностей учащихся;

 - создание различных секций, групп по укреплению здоровья;

- изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренных учебным планом;

 - курсы по подготовке к поступлению в высшие учебные заведения.

Мобильность расходования средств, полученных от реализации названных услуг, затрудняется. Фактически это происходит за счёт плохой возвратности внебюджетных средств.

Существуют и другие ограничения, например, связанные с осуществлением бюджетного учреждения предпринимательской или иной, приносящей доход, деятельности.

Таким образом, существовавшие до 2007 года организационно-правовые формы образовательных учреждений не стимулировали руководителей этих учреждений к оптимизации расходов, повышению их эффективности, созданию инвестиционно-привлекательного климата. Принятие федерального Закона «Об автономных учреждениях», призвано повысить эффективность работы и степень экономической самостоятельности государственных и муниципальных организаций. Закон об автономных учреждениях - это ещё и определенный посыл бизнес-сообществу: предложение бизнесу вкладывать в социальную сферу те же деньги, которые оно вкладывает и сейчас, но только делать это легально. В соответствии с законом, автономным учреждениям позволяется использовать более гибкие формы финансово-хозяйственной деятельности, изменять способы управления имуществом, приобретенным за счет собственных средств.

  Основные преимущества автономных учреждений:

1.     Финансово-хозяйственная самостоятельность учреждения.

2.     Прозрачные механизмы финансирования образовательного учреждения в условиях нормативного подушевого финансирования.

3.     Возможность быстрого реагирования на меняющиеся запросы потребителей образовательных услуг.

4.     Естественное привлечение общественности к управлению образовательным учреждением через управляющий совет.

Таким образом, тенденция  развития системы образования, ориентирующая общеобразовательные учреждения на поиск оптимальных путей на рынке образовательных услуг, осознание необходимости  использования более гибких форм финансово-хозяйственной деятельности  учреждения с одной стороны, а также недостаточная разработанность адаптивной модели перехода     с другой стороны, определили актуальность выбранной темы исследования «Модель перехода муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» в автономное».

Цель проекта: разработать механизм перехода бюджетного учреждения в форму автономного с последующей его апробацией на уровне гимназии как основы оптимизации функционирования современной школы.  

Поставленная цель предопределила необходимость постановки и решения  следующих задач:

1. Раскрыть сущность  автономного учреждения.

2.Рассмотреть критерии перехода образовательного учреждения в автономное учреждение

3. Создать проект локальной (корпоративной) нормативно-правовой базы, необходимой для деятельности автономного учреждения.

4.Выявить возможные проблемы и   риски

5.Создать конкурентоспособное учреждение, ориентированное на потребителя.

1.2 Ожидаемый результат и продукты деятельности:

  • модель развития гимназии как автономного учреждения;
  • рекомендации по переходу МОУ «Гимназия № 1» в автономное образовательное учреждение;
  • модель устава автономного образовательного учреждения.

Критерии эффективности:

  • разнообразие, востребованность проектируемых образовательных услуг;
  • расширение экономической самостоятельности, обеспечение бездефицитного функционирования автономного учреждения в условиях подушевого финансирования

Ожидаемый образовательный, социальный, экономический эффекты.

Предполагается обеспечение лучших условий для субъектов образовательного процесса и качества предоставления образовательных услуг; интеграция образовательной и социокультурной деятельности; позиционирование на различных уровнях власти (федеральной, региональной, муниципальной), участие в бюджетных и внебюджетных отношениях на основе механизмов задания и заказа.

1.3 Механизм выполнения проекта.

       Проект осуществляется педагогическим коллективом МОУ «Гимназия №1» при участии учредителя   образовательного учреждения, учащихся, их родителей, общественных организаций. Реализация проекта предполагает взаимодействие со следующими структурами:

  • администрация муниципального образования «город Бугруслан»;
  • управление образования администрации муниципального образования «город Бугуруслан»;
  • институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета (ИПК и ППРО ОГПУ);
  • региональный центр развития образования (РЦРО);
  • информационно-методический центр управления образования администрации муниципального образования «город Бугуруслан»;
  • управление финансово-налоговой службы;
  • комитет земельных и имущественных отношений.

  1. Объем финансирования проекта.

        

Объем финансирования проекта предполагается за счет бюджетных средств, спонсорской помощи, прибыли от оказания дополнительных платных образовательных услуг, осуществляемых МОУ «Гимназия №1» в соответствии с её Уставом, средств, предоставляемых Попечительским советом гимназии, индивидуальными спонсорами, денежных премий и грантов.


  1. Описание проекта.

2.1. Предмет исследования.

Объект исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»  муниципального образования «город Бугуруслан»

Предмет исследования: процесс перехода муниципального общеобразовательного в автономное учреждение

Гипотеза: образовательный процесс в гимназии будет более эффективен в новой организационно-правовой форме - автономного учреждения, предполагающего:

  • существенно большую хозяйственно-экономическую самостоятельность;
  • модернизацию воспитательно-образовательного процесса, внедрение инновационных технологий, изменении организационно-управленческой структуры;
  • развитие образовательных услуг и повышение их качества;
  • большую самостоятельность в использовании имущества;
  • открытие счетов в кредитных организациях.

2.2. Программа выполнения работ по проекту.

Поставленные задачи определяют ход практико-ориентированного проекта в несколько этапов в период 2010-2014 г.г. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач, применяются различные методы изыскания.

На первом этапе (2010-2011гг.):

  • изучить и проанализировать отечественные и зарубежные источники, характеризующие возможность образования привлекать частные инвестиции;
  • изучить теорию и практику образования в области разработки механизмов, позволяющих учреждению повысить уровень финансово-хозяйственной самостоятельности;
  • уточнить методологическую и теоретическую основы исследования  перехода государственных (муниципальных) учреждений в автономные, противоречия, проблемы;  сформировать цель и предмет изыскания.

Основные методы: наблюдение, изучение правового положения и экономических основ деятельности автономного учреждения; обобщение передового управленческого опыта; обработка материалов.                    

Второй этап (2011-2013гг.) - разработка концептуальной модели перехода бюджетного учреждения в автономное:

  • уточнение условий, способствующих эффективной разработке и созданию автономного учреждения;
  • выполнение опытно-экспериментальной работы в естественных условиях.

Основные методы: анализ целеполагающей деятельности руководителя общеобразовательного учреждения; анкетирование, безмашинные  опросники; эксперимент, анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Третий этап (2014г.):

  • проведение анализа и теоретического обобщения данных опытно-экспериментальной работы;
  • корректировка концептуальной модели перехода в автономное учреждение;
  • завершение апробации условий, детерминирующих процесс создания автономного учреждения, предоставляющего качественные образовательные услуги населению.

Основные методы данного этапа: анализ теоретического и экономического положения, структурирование  эмпирических данных; отсроченный эксперимент; безмашинные и компьютерные опросники; беседа. Формирование общих выводов, разработка методических рекомендаций для руководителей по проблеме изыскания.

Теоретический аспект исследования включает в себя разработку проблематики перехода в автономное учреждение в контексте его разнопредметных осмыслений в образовательной, экономической, философской, культурной, социальной сферах.

Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего муниципального учреждения.

        Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, принимается органом местного самоуправления в рамках его компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

        Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения принимается, если такое решение не повлечет нарушения предусмотренных законом прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования.

        Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения готовится органом местного самоуправления по согласованию с органом местного самоуправления, на который возложено управление муниципальным имуществом (комитет управления имуществом).

Инициатором такого предложения может быть муниципальное образовательное учреждение.

Предложение должно содержать: обоснование возможности создания автономного учреждения с точки зрения его социально-экономических последствий, доступности населению и качества предоставляемых им услуг; сведения об имуществе, находящемся в оперативном управлении муниципального учреждения; сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление создаваемого автономного учреждения.

  Порядок рассмотрения предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа муниципального учреждения определяется органами местного самоуправления, уполномоченными принимать решение о создании автономных учреждений.

При принятии решения о создании муниципального автономного учреждения определяется орган, наделенный полномочиями учредителя и ответственный за проведение мероприятий по созданию автономного учреждения.

 Орган местного самоуправления определяет перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения. Кроме того, составляются сведения об имуществе, передаваемом автономному учреждению, включая перечень особо ценного движимого имущества.

Необходимость перехода к школьной автономии можно обосновать по трем направлениям: правовое, экономическое, педагогическое.

1.     Правовое  направление.

        Правовое направление связано с идеей гражданского общества и демократии, основывается на традиционных правах и свободах.

        Далеко  не все проблемы современной школы государство в состоянии решить. Следовательно, граждане должны принять на себя ответственность за реализацию своих жизненных интересов. Именно с этой целью и необходимы в образовании автономные некоммерческие организации. Их создание поможет сформировать у граждан готовность взять на себя решение каких-либо задач, а не спрашивать, что может сделать для меня государство. Автономная школа формируется не для граждан, а самими гражданами. Ведь за воспитание детей ответственна сначала семья, а не какая-то более крупная организация. И то, что семья в состоянии обеспечить самостоятельно, государства не касается. Государству остается то, с чем не справляется малая группа. А если школа, как «малая группа» способна решать задачи, поставленные перед нею и обществом и государством, почему бы ей не предоставить автономию?

2.     Экономическое  направление.

        Не секрет, что многие инновационные школы, имея возможность привлекать внебюджетные средства за счет грантов от проектной деятельности, не могут распоряжаться приобретенным на эти средства имуществом, и даже более того, рискует потерять его (например, в случае взыскания в судебном порядке долгов за коммунальные услуги). А необходимость ежегодного отчета об использовании имущества автономного учреждения сделает невозможным финансовые злоупотребления по отношению к внебюджетным средствам (например, родительским взносам).

3.     Педагогическое  направление.

        Педагогические мотивы перехода гимназии в новый статус таковы: разгосударствление учреждения и предоставление ему свободы - это условие для ответственной работы учителей, координации усилий между гимназией и родителями учащихся. Самоуправление - необходимое условие продуктивной гимназии. Управленческие решения должны приниматься на основе реальной ситуации обучения и развития детей, обстоятельств их жизни в семье, а не на базе нормативных актов, спущенных сверху.        Возможность оказывать дополнительные образовательные услуги усилит мотивацию и заинтересованность педагогов в своей деятельности с помощью раскрепощения их творческого потенциала.

        Базовая ценность демократического общества - это свобода. Возможно ли воспитание свободной личности в рамках школы, управляемой консервативными методами, унаследованными от тоталитарной системы? Конечно, нет. Автономная школа, как особая сфера жизни общества, наиболее подходит для формирования гражданских навыков и консолидации гражданского общества

Критерии перехода образовательного учреждения в основную организационно-правовую форму «автономное учреждение».

Для обоснования принятия решения о переводе конкретного образовательного учреждения в автономное учреждение необходимо учитывать широкий спектр показателей, характеризующих как само общеобразовательное учреждение, так и окружающую его социальную и экономическую среду. Ниже сделана попытка определить критерии и границы их применения при характеристике внутренней и внешней среды общеобразовательного учреждения. Считаю целесообразным все существующие критерии, разделить на две части: социальные и экономические.

К социальным критериям следует относить критерии, которые основываются на объеме и условиях обеспечения социальных гарантий в области образования, установленных для населения Конституцией РФ и другой законодательной и нормативной базой. Выполнение в полном объеме установленных законодательством гарантий является обязанностью соответствующего уровня власти. К таковым критериям следует отнести гарантированные объемы и условия предоставления населению образовательных услуг. Эти критерии являются показателями, обязательными при рассмотрении вариантов перевода учреждений образования в автономное.

Для государственных (муниципальных) структур основным требованием является сохранность обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению образовательных услуг установленного перечня на бесплатной или льготной основе, без ухудшения условий их получения. Изменение организационно-правовых форм общеобразовательных учреждений ни коем образом не должно привести к нарушению законодательно установленных прав граждан на получение бесплатных услуг, гарантированных государством, или создать барьеры для их получения.

Если при переводе образовательного учреждения в автономное учреждение социальные риски связаны с возможной перепрофилизацией деятельности этого учреждения, в том числе прекращением предоставления им образовательных услуг, то социальным индикатором в этом случае  может выступить изменение численности соответствующей категории населения, приходящейся на одно учреждение или на единицу предоставляемой услуги.

Как видим, социальные критерии работают на уровне власти и общественности.

В качестве экономических критериев перевода бюджетных учреждений в автономные должны рассматриваться следующие.

Во-первых, расширение экономической и финансовой самостоятельности общеобразовательного учреждения при изменении механизма его финансирования и как следствие обеспечение его финансовой стабильности как самостоятельного хозяйствующего субъекта.

Во-вторых, способность учреждения к самостоятельной рыночной деятельности и поиску источников ее финансирования, что может раскрываться через построение механизма внебюджетного финансирования:

- налаженный бухгалтерский учет и процедуры управления финансами;

- наличие практического опыта оказания дополнительных платных образовательных услуг;

- известность и авторитет учреждения среди потребителей;

- конкурентные преимущества учреждения, выраженные в специализации, уникальных технологиях и т.п.;

- возможности наращивания базового пакета услуг в рамках государственного стандарта общего образования;

- соответствующее законодательству документарное оформление дополнительных платных услуг;

- наличие опыта в ценообразовании дополнительных платных общеобразовательных услуг;

- наличие стандартов оказания услуг и соответствующих лицензий,

- квалификация персонала и наличие системы подготовки и регулярной переподготовки персонала;

- система контроля качества оказываемых образовательных услуг;

- финансовая устойчивость образовательного учреждения к риску уменьшения государственного заказа;

- прозрачность экономики организации;

- длина обязательств перед потребителями;

- капиталоемкость;

- возможность управления издержками (переменными, условно постоянными, постоянными);

- риски потерь и судебных издержек при нарушении обязательств;

- возможность привлечения квалифицированного персонала при расширении производства общеобразовательных услуг;

- взаимодействие с органами региональной и муниципальной власти;

- взаимодействие с представителями бизнес-структур, общественными организациями, родительской общественностью;

- готовность образовательного учреждения к деятельности наблюдательных советов;

- транспортная доступность учреждения, обеспечивающего предоставление гарантированных услуг.

В-третьих, возможности рынка образовательных услуг, на котором работает учреждение, что может выражаться следующим образом:

а) развитость рынка образовательных услуг, на котором работает учреждение:

- количество поставщиков аналогичных услуг,

- сила конкуренции, измеренная в поставщиках аналогичных услуг на одного потребителя,

- возможность монополизации рынка, установленная по факту отсутствия конкурентов, малой емкости рынка, административной зависимости, особенности госрегулирования;

б) особенности потребителей:

- склонность к потреблению и оплате образовательных услуг;

- платежеспособность потребителей.

Все перечисленные критерии важны, но остановимся на наиболее значимых для образовательного учреждения и болезненных для потребителя.

Критерий «сроки обязательств перед потребителями» напрямую связан с длительностью образовательного процесса, характерного для большинства учреждений образования: детский сад ребенок посещает 3-4 года, школу от 9 – 11 лет, институт – от 4 до 6 лет. Приняв ребенка на обучение, образовательное учреждение берет на себя обязательства по предоставлению образовательных услуг от начала до конца обучения. В соответствии с этим задание, выдаваемое учредителем, должно учитывать гарантии обеспечения предоставления услуг в течение установленного срока обучения.

Следовательно, для учреждений образования необходимым условием перевода в автономное учреждение должно быть соответствие длительности финансирования задания учредителя длительности образовательных программ в случае отсутствия у учредителя возможности обеспечить продолжение обучения на равноценных условиях. Поэтому следует, местным органам власти переводить муниципальные учреждения в статус автономных предварительно взвесив и проанализировав обозначенные выше критерии.

Алгоритм создания автономного общеобразовательного учреждения

Наименование мероприятия

Исполнитель

Срок реализации

Результат мероприятия

До создания АУ

1

Проведение собрания Совета МОУ (высшего коллегиального органа). Принятие решения о создании МАОУ.

Руководитель МОУ

Октябрь 2010г.

Принятие решения (протокол).

2

Создание рабочей группы по организации создания МАОУ.

Руководитель МОУ

Октябрь 2010г.

Приказ по МОУ, разработка плана мероприятий.

3

Подбор кандидатур на должность старшего бухгалтера, бухгалтера, кассира (при отсутствии своей бухгалтерии).

Руководитель МОУ

Ноябрь 2010г.

Формирование бухгалтерии.

4

Проведение инвентаризации имущества и обязательств МОУ.

Инвентаризационная комиссия отдела образования УО

Октябрь- декабрь 2010г.

Акт инвентаризации имущества.

5

Составление передаточного акта (разделительного баланса)

Централизованная бухгалтерия УО

Декабрь 2010г

Передаточный акт (разделительный баланс)

6

Определение по результатам инвентаризации перечня особо ценного движимого имущества, закрепляемого за создаваемым МАОУ (по согласованию с Учредителем).

Управление образования, руководитель МОУ.

Декабрь 2010г

Определение перечня особо ценного движимого имущества для внесения в Постановление о создании МАОУ.

7

Подготовка и внесение в Управление образования пакета документов по созданию МАОУ:

  1. письмо с инициативой создания МАОУ путем изменения типа существующего МОУ;
  2. сведения, подготовленные по форме предложения о создании автономного учреждения;
  3. трехлетний план финансово-хозяйственной деятельности;
  4.  проект Устава;
  5.  проект договора с учредителем.

Руководитель рабочей группы МОУ

Декабрь 2010г

Пакет необходимых документов по переходу в МАОУ.

8

Внесение предложений Учредителю о составе Наблюдательного совета в пределах своей компетенции

Руководитель МОУ

Декабрь 2010г

Письмо в Управление образования с предложением о персональном составе Наблюдательного совета.

9

Финансовое обеспечение деятельности МАОУ. Расчет объема средств на выполнение муниципального задания в соответствии с нормативами финансовых затрат.  

Управление образования

Декабрь 2010г- февраль 2011

Определение объема средств на выполнение задания

10

Подготовка предложений по внесению изменений в сводную бюджетную роспись

Управление образования

Декабрь 2010г

Предложение в Финансовое управление

11

Подготовка и утверждение Постановления Руководителя Исполнительного комитета о создании МАОУ

Управление образования, Финансовое управление, Комитет земельных и имущественных отношений.

В рабочем порядке

Создание МАОУ

После создания АУ

12

Утверждение Устава МАОУ

Комитет земельных и имущественных отношений

В день создания

Издание Распоряжения КЗИО и утверждение Устава.

13

Утверждение персонального состава Наблюдательного совета МАОУ

Управление образования

В день создания

Приказ Управления образования, утверждающий состав Наблюдательного совета созданного МАОУ

14

Созыв первого заседания Наблюдательного совета

Управление образования

Через три дня после создания МАОУ

Заседание Наблюдательного совета, протокол.

15

Регистрация Устава в УФНС

Руководитель МОУ

В день утверждения Устава

Устав МАОУ

16

Изготовление новых печатей, бланков, вывесок

Руководитель МОУ

После регистрации Устава

Новые печати, бланки, вывески

17

Перезаключение срочного трудового договора с руководителем

Управление образования

После регистрации Устава

Срочный трудовой договор с руководителем МАОУ

18

Заключение договора с КЗИО о передаче имущества в оперативное управление

Комитет земельных и имущественных отношений

В день регистрации и получении Устава

Договор оперативного управления

19

Заключение договора с Учредителем

Руководитель МОУ

После регистрации Устава

Договор с Учредителем

20

Заключение договора с кредитной организацией

Бухгалтер

После первого заседания Наблюдательного совета.

Открытие расчетных счетов МАОУ

21

Утверждение учетной политики МАОУ

Бухгалтерия

 После первого заседания Наблюдательного совета.

Приказ МАОУ об утверждении учетной политики МАОУ

22

Получение задания Учредителя

Руководитель МОУ

После регистрации Устава

Задание Учредителя

23

Получение реестра расходных обязательств, уведомления о лимитах бюджетных обязательств, выписки из сводной бюджетной росписи

Управление образования, руководитель МОУ

После регистрации Устава

Задание Учредителя

24

Утверждение штатного расписания

Руководитель МОУ

После регистрации Устава

Штатное расписание

25

Перезаключение договоров (коммунальные услуги, продукты питания, КТС и т.д.)

Заместитель директора по АХЧ, бухгалтер МОУ

После регистрации Устава

Договора

26

Утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности АУ

Руководитель МОУ

После регистрации Устава

План финансово-хозяйственной деятельности

27

Оформление права на землю

Руководитель МОУ

Свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования

28

Внесение предложений в УФНС о выборе формы налогообложения.

Руководитель, бухгалтер МОУ

Февраль 2011

Выбор формы налогообложения

2.3. Основные результаты, достижение которых предполагается проектом.

Результатами работы над проектом станут следующие достижения:

  • Выявление проблем и рисков, механизмов создания муниципального автономного учреждения
  • Определение перечня мероприятий по созданию муниципального автономного учреждения, направленного на создание нормативно-правовой базы и проведение организационно-управленческих и финансово-экономических мероприятий на уровне муниципалитета и образовательного учреждения.
  • Разработка финансового плана автономного учреждения.
  • Усовершенствование схемы финансирования автономного учреждения.

2.4. Инновационный потенциал.

                Результаты проекта могут быть рекомендованы  другим образовательным учреждениям, поскольку в ходе работы:

  • определена сущностная характеристика автономного учреждения и его функциональные особенности, проявляющиеся в виде трех ведущих компонентах: правового и экономического  регулирования образовательных систем, образовательного материала и субъектов образовательного процесса;
  • разработан и обоснован комплекс условий создания автономного учреждения, предусматривающий: организацию работы учреждения; план мероприятий муниципалитета; совершенствование финансово-хозяйственной деятельности, имеющего целью развитие конкурентоспособного учреждения и повышения качества образовательных услуг.

        Теоретический аспект исследования включает в себя разработку  финансово-экономической проблематики образовательной среды в контексте его разнопредметных осмыслений в психолого-педагогической, философской, культурной, социальной литературе.

        В проекте раскрыта взаимосвязь педагогической, экономической и социокультурной проблематики, что позволяет выйти на осмысление актуальных проблем современной теории и методики образования, решение которых с необходимостью предполагает создание модели перехода бюджетного учреждения в автономное.

        Практическая значимость заключается в разработке и апробации модели перехода в автономное учреждение, возможности создания инновационного учебного процесса, направленного на решение актуальных проблем развития  детей и педагогов. Материалы и выводы проведенного исследования могут быть полезны руководителям образовательных учреждений и руководителям органов местного самоуправления.

        Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается использованием комплексов взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачам, гипотезе проекта, гуманитарной форме изучаемого явления; использованием методов моделирования и вариативного эксперимента, личным участием автора в составлении планов, программы, количественным и качественным анализом данных.


3. Научно-методическое обеспечение проекта.

3.1 Описание аналогичных исследований и разработок в России и за рубежом.

        В  настоящее время социально значимые услуги могут осуществлять наряду с бюджетными учреждениями и так называемые государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации (Г (м) НАО). Это предусматривается Законом РФ «Об образовании», а также действующими нормами Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О некоммерческих организациях». В течение 2005 года Министерство образования и науки РФ готовило проект федерального закона «О государственных (муниципальных) автономных некоммерческих организациях». Осенью 2005 года опубликован проект закона «Об автономных учреждениях». Оба законопроекта роднит слово «автономных» («автономный», т.е. самоуправляющийся, пользующийся правом самостоятельно решать вопросы внутреннего значения). Законопроекты имеют больше сходств, нежели различий.

         Принципиальное различие законопроектов проявляется в такой позиции, как имущество.  Имущество государственной (муниципальной) автономной организации, в том числе переданное ей учредителем при ее создании, принадлежит государственной (муниципальной) автономной организации на праве собственности. Государственная (муниципальная) автономная организация отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Имущество автономного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения является РФ, субъект РФ, муниципальное образование, т.е. Учредитель. Но автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться тем имуществом, которое приобретено за счет иных источников, внебюджетных фондов.

        В целом оба законопроекта дают возможность обычному государственному (муниципальному) учреждению приобрести автономию, т.е. право действовать более открыто, самостоятельно, свободно. Чаще всего к этому готовы инновационные учреждения. Ведь переход из одного статуса в другой позволяет расширять направления деятельности. Их появляется целых три:

        1.«Основная» деятельность по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг.

        2. Сверх «основная» деятельность, оказание однородных услуг возмездно.

        3.Деятельность по оказанию услуг, которые носят дополнительный характер по отношению к основной деятельности, при условии добросовестного исполнения заказа Учредителя.

Модернизация правовых связей и финансово-экономических институтов и развитие рыночных отношений требует наличия упрощенных и эффективных инструментов решения социальных задач, поставленных перед государством.

Федеральный закон «Об автономных учреждениях» призван создать на основе уже имеющегося опыта деятельности бюджетных учреждений по рыночным принципам законодательные условия регулирования порядка создания или изменение типа существующего государственного (муниципального) учреждения в автономное учреждение.

Для реализации положений настоящего документа разработаны поправки в действующее гражданское законодательство, регулирующее вопросы права субъектности юридических лиц, права собственности и иных вещных прав, ответственности по принятым обязательствам, а также ряд нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Правительства Российской Федерации.

Создание автономного учреждения потребовало внесения изменений и дополнений в Гражданский, Бюджетный, Налоговый кодексы Российской Федерации, Федеральный закон «О некоммерческих организациях».
Учитывая,  что выведение финансово-необеспеченных некоммерческих организаций из централизованной системы предоставления социальных услуг может отразиться на обеспечении государственных гарантий по предоставлению населению данного комплекса услуг, предусматривается  подготовка нормативной базы по внесению изменений в отраслевое законодательство в социальной сфере, обеспечивающего возможность учета особенностей этих отраслей применительно к автономному учреждению, определение критериев и правил установления заданий на оказание социальных услуг, а также критериев целесообразности изменения типа существующих государственных и муниципальных учреждений в автономные учреждения.

Создание автономного учреждения направлено на регламентацию социально-культурной сферы общества, упорядочение расходования бюджетных средств и защиту прав граждан.

3.2. Обоснование научно-методического опыта для реализации проекта

Правительством Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики предусматривается проведение реформ в отраслях социальной сферы, направленных на формирование новых, более современных экономических механизмов функционирования этих отраслей.
Реализация намеченных преобразований в отраслях социальной сферы требует создания соответствующей законодательной базы. Одним из важнейших условий реализации намечаемых реформ является внесение изменений в гражданское законодательство, предусматривающих разнообразие и особенности организационно-правовых форм организаций социальной сферы

Основной идеей Закона «Об автономных учреждениях» является создание нового типа государственного (муниципального) учреждения - автономного учреждения - для оказания услуг (выполнения работ) в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Целью Закона являются правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, порядок формирования и использования их имущества, управления автономными учреждениями, основы их отношений с учредителями и участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам.

Круг лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, граждане Российской Федерации.

В основу создания нового типа государственного (муниципального) учреждения  положены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие режим вещного права – оперативного управления с особенностями отраженных в ФЗ «Об автономных учреждениях», а также Федеральный закон «О некоммерческих организациях», который устанавливает правовое положение некоммерческих организаций в целом.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного собственником при его создании, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться без согласия собственника.

Автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника закрепленного за ним имущества.

Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с определенными законом и уставом целями путем оказания услуг (выполнения работ) в вышеуказанных сферах.

Автономное учреждение создается на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации или в собственности муниципального образования.
Соответствующее решение (постановление или распоряжение Правительства Российской Федерации) о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти в установленном порядке.
Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или собственности муниципального образования, принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предусмотренными законодательством. Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения готовится государственным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующее государственное (муниципальное) учреждение, по согласованию с государственным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, на который возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Такое предложение готовится указанным органом самостоятельно либо по инициативе государственного (муниципального) учреждения. Имущество автономного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления.

Автономное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет целевых средств, выделенных ему собственником.
Виды этого особо ценного движимого имущества (имущество, без которого осуществление уставной деятельности будет существенно затруднено) определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Земельный участок, необходимый для осуществления автономным учреждением своих уставных задач закрепляется за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования. Закон определяет порядок и назначение имущества автономного учреждения. В частности, имущество данного учреждения используются только для решения задач, определенных его уставом.

Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал (фонд) других юридических лиц или иным образом передавать их другим юридическим лицам в качестве учредителя (участника) только с согласия собственника своего имущества.
Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от использования имущества и деятельности автономного учреждения.

Автономное учреждение не будет финансироваться по смете доходов и расходов, так как оно не будет являться бюджетным учреждением.
Оно будет осуществлять свою деятельность в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность по бесплатному или частично платному для потребителя оказанию услуг (выполнению работ). Финансовое обеспечение указанной деятельности будет осуществляться из соответствующего бюджета в форме субвенций и субсидий, государственных внебюджетных фондов и иных источников, не запрещенных законом.
Условия и порядок формирования задания учредителя определяются Правительством Российской Федерации.

Также оно может выполнять услуги на возмездной основе в пределах видов деятельности, которые исчерпывающим образом должны быть прописаны в уставе автономного учреждения.

Государственная регистрация автономного учреждения осуществляется в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Автономное учреждение может иметь только одного учредителя.

          Органами управления автономного учреждения являются наблюдательный совет, руководитель автономного учреждения и иные органы, предусмотренные федеральным законом и уставом автономного учреждения (ученый совет, художественный совет и др.). Принцип единоначалия осуществляется посредством текущего управления руководителем автономным учреждением. В автономном учреждении создается наблюдательный совет, срок полномочий, которого равен пяти годам в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В состав наблюдательного совета входят представители федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, в ведении которых находится автономное учреждение, представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, представители трудового коллектива автономного учреждения. Количество представителей трудового коллектива не может превышать одной трети от общего числа членов наблюдательного совета. Руководитель автономного учреждения, его заместители не могут быть членами наблюдательного совета.
         Членами наблюдательного совета автономного учреждения не могут быть лица, имеющие судимость. Автономное учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного совета вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета.

Решение о назначении и досрочном прекращении полномочий членов наблюдательного совета автономного учреждения принимается его учредителем. Решение о назначении и досрочном прекращении полномочий представителя трудового коллектива автономного учреждения в наблюдательном совете принимается в порядке, предусмотренном уставом автономного учреждения.

Целью создания наблюдательного совета является обеспечение реализации автономным учреждением целей и выполнение функций, для которых оно было образовано. По многим вопросам решения наблюдательного совета носят рекомендательный характер, как для учредителя, так и для исполнительного органа. Наблюдательный совет автономного учреждения одобряет предложения руководителя автономного учреждения по вопросам, таким как совершение крупных сделок или сделок с заинтересованностью. 

Таким образом, присутствие наблюдательного совета как коллегиального органа нисколько не умаляет роли учредителя автономного учреждения, отведенной ему Гражданским кодексом Российской Федерации. Вместе с тем наличие коллегиального органа позволяет более полно обеспечить соблюдение соответствия деятельности автономного учреждения целям, указанным в их уставе. Это обеспечивается и способом формирования этого органа и кругом вопросов, входящих в его компетенцию.

В то же время, действующее законодательство, регулирующее отношения в ряде отраслей социальной сферы, в частности, в образовании, закрепляет иной порядок управления юридическими лицами, являющийся наиболее приемлемым для организаций в данных областях деятельности (например, выборность ректора, наличие ученого совета). Поэтому эти способы управления, прошедшие проверку временем, в полной мере могут быть восприняты автономным учреждением.

Предусматривается, что автономное учреждение ежегодно будет публиковать отчеты о своей деятельности и использовании имущества в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Тем самым обеспечивается открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к целому ряду документов либо носящих правоустанавливающий характер, либо содержащих сведения о состоянии имущества и финансовой деятельности организации, что наряду с государственным контролем за деятельностью автономного учреждения повысит общественный контроль.

Данные изменения положительно повлияют на эффективность деятельности автономного учреждения в сфере, непосредственно связанной с общественными отношениями.

Автономные учреждения могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если они созданы на базе имущества одного и того же собственника.
Закон устанавливает защиту прав граждан в социально-культурной сфере, в том числе права на получение бесплатного образования, при реорганизации автономного учреждения.

Ликвидация автономного учреждения осуществляется в соответствии с положениями ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящим Законом.

3.3 Публикации по теме проекта

  1. Гуманитарные технологии  в социальной сфере  [Электронный ресурс] / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена  http://portal.gersen.ru/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6244/Itemid,99999999/
  2. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» [Электронный ресурс] /  http://gimnazia1.ucoz.ru
  3. Минитипография в гимназии №1 города Бугуруслана. [Электронный ресурс] /  Пресс-служба Губернатора и Правительства Оренбургской

     области http://news.orenburg-cci.ru

  1. Т.В. Архангельская Формирование механизма перехода бюджетного учреждения в автономное с его апробацией в практике МОУ-СОШ № 1 [Электронный ресурс] www.eurecant.ru А.П. Валицкая, И.Ф. Игнатьева. Технологии управления репутацией [Электронный ресурс]// Учебно-методический комплекс. http://portal.gersen.ru/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_i
  2. С.В. Гобова. Роль научно-методической службы гимназии в повышении качества образования. [Электронный ресурс]// Медиатека.  http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/
  3. О.А. Кузьмин. Публичный отчет муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №1». 2010 год. [Электронный ресурс] http://gimnazia1.ucoz.ru/load/1-1-0-46
  4. Г.С.  Отдушкин. Гимназия- школа здоровья.// Педагогический журнал. 2002./ 4(5) - с.31-33.
  5. Г.С. Отдушкин. Модель развивающей образовательной среды МОУ «Гимназия №1» //Формирование развивающей образовательной среды учреждения как условие достижения качества образования: тез. науч.-практ. конф.- 2007г.
  6. Г.С. Отдушкин. Взаимодействие семьи и гимназии как условие повышения качества образования //Новые подходы взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения: тез. науч.-практ. конф.- 2008г.
  7. Т.П. Сеппянен.  Модель перехода общеобразовательной школы из статуса муниципального учреждения в статус автономного учреждения  [Электронный ресурс]  / www.obrazpress.ru


4. Финансово-экономическое обоснование проекта

4.1. Экономичность проекта.

Реализация проекта предполагается за счет использования следующих ресурсов:

  • Учредитель в лице администрации города из бюджетных поступлений.
  • Доходы от дополнительных образовательных услуг, осуществляемых МОУ  «Гимназия №1» в соответствии с её Уставом.
  • Бюджетные средства в соответствии с федеральными целевыми программами.
  • Спонсорская помощь.
  • Средства грантов.

Экономические критерии перевода бюджетных учреждений в автономное учреждение предполагают, что расширение экономической самостоятельности организации при изменении системы ее финансирования (в том числе бюджетных схем финансирования) позволит обеспечить ее нормальное функционирование. То есть речь идет, с одной стороны, о сохранении целей деятельности учреждения (сохранении выполнения определенного набора функций по предоставлению образовательных услуг), с другой – об обеспечении его финансовой стабильности как самостоятельного хозяйствующего субъекта.

        Экономическое обоснование необходимости перехода гимназии в новый статус рассматривает образовательное учреждение как предприятие сферы услуг и ожидает от автономного учреждения усиления ориентации на реальные потребности граждан (потребителей). Автономия гимназии должна повысить «экономическую эффективность» учреждения. В данном случае образование рассматривается как рынок образовательных услуг, а рыночные механизмы приведут к повышению качества образования и расширению спектра образовательных услуг.

        Возможность самостоятельного распоряжения имуществом позволит более эффективно использовать основные фонды, например, для оказания возмездных услуг, что поможет превратить бюджет гимназии из «бюджета выживания» в бюджет, ориентированный на развитие.

Преимущества и риски экономического характера в процессе создания автономного учреждения.

Преимущества

Риски

  1.  Возможность осуществлять имущественные и личные неимущественные права.
  2. Часть имущества находится на праве оперативного управления, а имущество, приобретенное на средства самого учреждения, находится на праве собственности.
  3. Возможность открывать счета в кредитных организациях
  4. Самостоятельность в распоряжении средствами соответствующего бюджета, предоставленными учредителем для исполнения полномочий, обеспечивающих гарантии бесплатного образования.
  5. Самостоятельность в распоряжении средствами, заработанными самим автономным учреждением за счет оказания дополнительных образовательных услуг.
  6. Возможность более активно привлекать внебюджетные средства за счет участия в управлении автономным учреждением представителей бизнеса и общественных организаций, а также за счет повышения ответственности со стороны родителей
  1. Автономные учреждения самостоятельно отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, в случае ликвидации или реорганизации учреждение может лишиться части имущества.
  2. Нестабильность доходов от дополнительных образовательных услуг в зависимости от потребностей потребителя.
  3. Отсутствие финансовых нормативов муниципального уровня не позволит выделить ту часть финансовых средств, необходимых учреждению для исполнения своих полномочий.
  4. Экономическая зависимость наблюдательного (попечительского) совета от влияния некоторых его членов, имеющих возможность оказывать благотворительность

4.2. Оценка имеющихся ресурсов для реализации проекта, в том числе гарантии финансовой поддержки со стороны заинтересованных организаций.

Для реализации проекта в гимназии имеются необходимые кадровые, информационные, методические, материально-технические ресурсы.

 Кадровые ресурсы.

        Прежде, чем инициаторы перехода объявят о своем намерении, им необходимо задуматься над тем, насколько готов коллектив учреждения к подобному шагу. Предоставление свободы накладывает на педагогов большую ответственность. Готовы ли учителя к освоению новых образовательных программ, все ли способны работать в условиях конкуренции на рынке образовательных услуг? Школьная автономия позволяет осуществлять иные виды деятельности, например, такие как обучение взрослых, повышение квалификации, репетиторство и др. Все это требует от учителей не только творческой инициативы, интуиции, но и постоянного совершенствования профессиональной компетентности, высокой работоспособности.

В гимназии работает стабильный, высокопрофессиональный коллектив- 64 педагога, из которых 26 - имеют высшую  категорию; введено профильное обучение в старших классах; педагогами используются современные образовательные и воспитательные технологии.

 Разработана система повышения квалификации учителей. За три последних года на курсах повышения квалификации прошли подготовку 68% преподавателей. Приняли участие в работе обучающих семинаров 100% учителей. Все педагоги прошли обучение по проблемам использования в учебном процессе здоровьесберегающих и информационно-коммуникативных технологий.

Материально-технические ресурсы.

        Информационно-техническая база включает 65 компьютеров. В 18 предметных кабинетах имеются компьютеры для использования мультимедийных программ. Два кабинета оборудованы интерактивными досками, приобретен мобильный класс, оборудование для типографии. Расширение технической базы направлено на использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе и системе управления учреждением. Совершенствование системы выхода в Интернет (установлен выделенный канал) и создание локальной сети всего учреждения позволило обеспечить доступность мировых информационных ресурсов.

        В учреждении создан сбалансированный режим работы и комфортные условия для учебы и дополнительного образования учащихся. 

        В гимназии работает методический кабинет, который регулярно пополняется. Здесь собран материал по обобщению опыта работы учителей, имеется картотека методической литературы и исследовательских работ учащихся и преподавателей. Методический кабинет тесно сотрудничает с информационно-методическим центром городского управления образованием, Институтом повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования ОГПУ, Региональным центром развития образования.

В гимназии имеются оборудованные предметные кабинеты по всем образовательным областям.

Библиотека располагает достаточным книжным фондом: художественная литература – 3608 экземпляров, учебников – 7546 экземпляров, 238 компьютерных дисков, 126 видеофильмов, 85 аудиокассет. Реальная обеспеченность на одного обучаемого учебной литературой полностью соответствует существующим требованиям. Создан электронный каталог. Библиотека оснащена копировальной техникой (ксерокс), оборудована мультимедийным комплексом, имеются электронные учебники по предметам, библиотека подключена к гимназической локальной сети с выходом в Интернет.

  Родительские ресурсы.

        Родители могут быть как союзниками, так и противниками идеи перехода гимназии в статус автономного учреждения. Любое изменение  всегда вызывает много разногласий, тем более такое серьезное. Возможно, родителей встревожат такие формулировки как «возмездно», «дополнительные услуги», и они могут расценить переход от школьной автономии как отказ от бесплатного образования. Не исключен при этом и отток контингента учащихся из гимназии. Важно объяснить родителям, что гимназия при этом не будет полностью предоставлена свободной игре рыночных сил, что сохранятся гарантии бесплатного образования. Конечно, среди родителей найдутся те, кто поддержит инициативу перехода в иной статус. Это те, кто активно участвует в процессе управления учреждением, кто заинтересован в преодолении консервативности школьного образования, кто и сам желает непрерывно обучаться. Важно вести тонкую, кропотливую работу по формированию положительного отношения родителей к идее автономии.

  1. Смета расходов.

Из бюджета будут выделены средства на выполнение автономным учреждением задания учредителя с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества автономного учреждения, на уплату налогов, по которым объектом налогообложения является такое имущество, а также на финансовое обеспечение развития учреждения в рамках утвержденных программ. Данное финансирование будет осуществляться в виде субсидий или субвенций, перечисляемых на счета автономного учреждения в банках (а не в органах казначейства, как сейчас). Полученные средства учреждение вправе расходовать без контроля за их целевым использованием со стороны органов казначейства.

        В Уставе гимназии представлен перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядка их предоставления.

        Получена лицензия на те виды деятельности, которые будут организованны в данном образовательном учреждении в виде платных дополнительных образовательных услуг с учетом запросов родителей учащихся, соответствующей учебно-материальной базы и наличия специалистов.

         Заключены договора с заказчиком на оказание платных дополнительных образовательных услуг. Гимназия имеет возможность получать доходы от следующих дополнительных услуг.

Наименование платных дополнительных услуг

Единица платной услуги

Цена, рублей на 1 чел.

Мин.

Максим.

1.1.

Занятия в различных кружках

занятия

60

320

1.2

Занятия по адаптации детей к условиям школьной жизни (для «домашних» детей, не посещавших ДОУ)

занятия

60

290

1.3.

Занятия в различных секциях, группах

занятия

60

300

1.4.

Посещение групп:

Выходного дня

Продленного дня

Группа кратковременного пребывания

день

100

400

день

100

400

день

50

400

1.5.

Услуги логопедической, психологической помощи, различные виды профилактических и лечебных мероприятий (услуги оказываются за пределами рабочего времени и вне рамок должностных инструкций специалистов)

занятия

90

400

Доходы от платных образовательных услуг распределяются следующим образом:

  • от 45 до 48 % - материальная база;
  • от 20 до  25% - коммунальные услуги;
  • от 17 до 19 % - начисления на заработную плату;
  • от 13 до 15 % - фонд стимулирования (доплаты, премии, материальная помощь);
  • 2,5 % - дорожный фонд.

Доходы от платных дополнительных услуг специалистов:

  • от 90 до 100 % - заработная плата;
  • от 35 до 40 % - коммунальные услуги;
  • от 35 до 40 % - приобретение медикаментов;
  • от 6 до 18 % - заработная плата;
  • от 2 до 7 % - начисления на заработную плату.

Денежные взносы, полученные от благотворительных целей, расходуются в соответствии с обозначенной целью.

Распределение доходов от сдачи в аренду помещений:

  • заработная плата – 58,66 %;
  • начисления на заработную плату – 19,42 %;
  • НДС – 16,67 %;
  • Укрепление материальной базы учреждения – 5,25 %.

        Объём финансирования, которое предполагается получить: единовременно 600 000 рублей; ежегодно 150 000 рублей.

Инвесторы: управление образованием; спонсорская помощь, прибыль от оказания платных услуг, победа в грантах.


5. Нормативно-правовое обеспечение

  1. Закон РФ «Об автономных учреждениях».
  2. Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 04.03.2009г. «О видах особо ценного движимого имущества Федеральных автономных образовательных учреждений»
  3. Приказ Министерства экономического развития РФ от 03.12.2008г. «Об утверждении методических рекомендаций по формированию задания учредителя в отношении Федерального автономного учреждения»
  4. Постановление правительства РФ от 28.05.2007 № 325 “Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения”.
  5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
  6. Закон РФ «Об образовании».
  7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2006г.
  8. Муниципальная программа развития.
  9. Устав ОУ.
  10. Программа развития гимназии на 2010-2012гг.

6. Форма предоставления результатов.

Программа развития образовательного учреждения.

Статьи в периодической печати, педагогических журналах.

Нормативно-правовой, информационный, методический банк.


7. Глоссарий

Автономное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Государственное образовательное учреждение — образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.

Кадры - все квалифицированные, постоянно работающие работники, они отождествляются с персоналом, с человеческими ресурсами общества.

Образовательное учреждение - учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности.

Ресурсы экономические (от франц. ressource — вспомогательное средство) — фундаментальное понятие экономической теории, означающее источники, средства обеспечения производства.

Экономическая эффективность — результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам.


8 Список литературы

1.ФЗ «Об автономных учреждениях»№ 174-ФЗ от 03.11.2006г.

2.ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» № 175-ФЗ от 03.11.2006г.

3.Приказ № 261 от 20.07.07г. Минэкономразвития России 2Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения»

4.Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007г. № 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения»

5.Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2007г.№ 337 г. Москва «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения»

6. Постановление  Правительства Российской  Федерации

от 18 октября 2007 года № 684 «Об утверждении правил опубликования

отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества»

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 октября 2007 г. № 662 “Об утверждении положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти автономного функций и полномочий учредителя федерального учреждения”

8.Т.В.Абанкина Управление бюджетными и внебюджетными доходами бюджетных и автономных учреждений//Бюджет.-2009г.

9.М.Клишина. О некоторых проблемах и перспективах создания и деятельности автономных учреждений//Бюджет.-2007г.

10.Бочков Д.В.Автономное учреждение: миф или реальность. Учебно-методическое пособие.- Оренбург: ГУ РЦРО,2007.

12.Автономные учреждения. Применение Федерального закона № 174 от 03.11.2006: новые возможности, преимущества и риски. Информационно-консультационный семинар.- Москва,2007г.

13.Всероссийский эксперимент «Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях» Вып.4.Сборник статей и документов. М; Школьная Пресса,2002.-160с.

14.Тихомиров М.Ю. Комментарий к ФЗ  "Об автономных учреждениях» /Под ред. М.Ю.Тихомирова ,2007.-125с.

15. Г. И. Меркулова: У нас в образовании еще слишком много аутсайдеров/Высшее образование№4,2007.

16.Андреев, В. К. Об автономных учреждениях /В. К. Андреев.//Российская юстиция. -2007. - № 2. - С. 10 – 11

17. Автономное учреждение – новая организационно-правовая форма./

Советник в сфере образования, 2007, N 1

Автор проекта         ___________                                 _____________

                                подпись                                        Ф.И.О.


9. Приложение

_____________________________________________________________________________

Кузьмин Олег Александрович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квартальная отчетность бюджетных и автономных учреждений

Государственные (муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение которых осуществляется в виде субсидий, составляют и представляют квартальную бухгалтерскую отчетность в соответствии Инструкцией о п...

Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства» на 2016-2018 годы

Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области«Амурский колледж строительства и жилищно-коммуна...

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Смоленский областной институт развития образования» Творческий отчет методического объединения учителей математики Вяземского района Смоленск

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования(повышения квалификации)«Смоленский областной институт развития образования» Творческий отчет ...

О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств"

О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искус...

План мероприятий государственного автономного учреждения Новосибирской области «Центр социальной помощи семье и детям «Семья» на 1 июня 2016 г.

План мероприятийгосударственного автономного учреждения Новосибирской области«Центр социальной помощи семье и детям «Семья»на 1 июня 2016 г....

Программа профессионального саморазвития педагога дополнительного образования Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

Тема программы саморазвития педагога: «Инструменты разработки и реализации учебных проектов».Сроки реализации: 2023 г.Цель: повысить свой научно – методический уровень, профессиональ...