Главные вкладки

    Ступени профильного обучения в гимназии № 12 г. Омска
    статья по теме

    Суркова Галина Владимировна

    В стаье представлен опыт организации профильного обучения в гимназии № 12 г. Омска

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon surkova_g.v.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Суркова Г.В.

    Ступени профильного обучения в гимназии № 12 г. Омска

         Начиная с 2006 г. наша гимназия переходит к профильному обучению. Хотя де-факто эта работа проводилась в образовательном учреждении с 1991 г. В частности, в старшей школе существовали юридическое и гуманитарное направления. Юридический класс готовил учащихся для поступления в Школу милиции и на юридический факультет ОмГУ. До 2006 г. в гимназии существовала и система модульного обучения, позволяющая ребятам выбрать предметы для расширенного и углубленного изучения. Все это частично решало задачу профильности…

         В 2004-2005 учебном году (до введения нового этапа профильного обучения) была проведена подготовительная стадия профилизации образовательного пространства на старшей ступени. А в 2005-2006 учебном году мы в основном сформировали профили. Эта ступень включала следующие шаги:

    -расширенное заседание совета гимназии и попечительского совета по внедрению профильного обучения в образовательном учреждении на старшей ступени;

    -семинары с целью теоретического ознакомления с концепцией профильного обучения, которые проводили специалисты центра повышения квалификации профессорско-преподавательского состава ОмГПУ;

    -информационная кампания среди учащихся и родителей, включающая ознакомление с принципами и возможностями профильного обучения;

    -опрос учащихся и родителей о планируемом профессиональном выборе, об определяемом ими запросе на изучение общеобразовательных предметов и дополнительных курсов;

    -методический семинар, в рамках которого был проведен  SWOT-анализ (первичный стратегический), давший членам творческих групп возможность разобрать сильные и слабые стороны гимназии, предусмотреть потенциальные угрозы на период введения профильного обучения;

    - методический день, целью которого было определение допустимых профилей на основе анализа сильных и слабых сторон, социального заказа родителей, интересов и склонностей учащихся, наличие необходимых кадров (повышение квалификации по профильному обучению, наличие высшей категории), материальной базы и т.д.;

    -предварительное формирование профилей, востребованных будущими десятиклассниками (на основе группировки одинаковых и близких выборов по результатам опроса учащихся и их родителей, оценки учителями девятиклассников, которые выполняли роль «внешней» экспертизы выбора учащимися профиля и носили рекомендательный характер);

    -заседание кафедр с целью определения технологического и программно-методического обеспечения профилирующих и непрофилирующих предметов (учебники, программы, дидактические материалы, методические пособия и т.п., экспертиза основных и элективных программ в переходный период);

    -педагогический совет гимназии по проблемам внедрения профильного обучения и уточнения профилей;

    -формирование варианта учебного плана с учетом запросов учащихся и возможностей гимназии;

    -организация PR-кампании (дни открытых дверей для учащихся и их родителей, знакомство с вариантами учебного плана, демонстрация имеющихся на старшей ступени возможностей, представление будущих преподавателей профильных классов, презентации ими концепции профильных предметов, элективных курсов и др.) (1, с. 39).

         На завершающем этапе мы составили программу внедрения профильного образования. Она предполагала проведение следующих мероприятий:

    -подготовка локальных актов образовательного учреждения: о портфолио учащихся; об элективных курсах; об организации психолого-педагогического сопровождения профильного обучения;

    -повышение квалификации педагогов и администрации гимназии по предпрофильной подготовке и профильному обучению;

    -построение программно-методического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения;

    -поисково-творческая деятельность педагогов гимназии по разработке актуальных проблем предпрофильной подготовки и профильного обучения;

    -создание банка данных по проблемам предпрофильной подготовки и профильного обучения;

    -создание диагностической базы мониторинга предпрофильной подготовки и профильного обучения;

    -подготовка дидактического и раздаточного материала, мультимедийных презентаций для сопровождения элективных курсов, профильных предметов;

    -компьютеризация образовательного процесса;

    -модернизация кабинетов информатики, русского языка и литературы, истории, иностранного языка, математики, физики, современными техническими средствами обучения и учебно-дидактическими материалами;

    -пополнение библиотечного фонда: приобретение учебников, в  том числе профильных; программ общеобразовательных и элективных курсов, научно-популярной литературы по основным профилям обучения; периодических изданий по проблеме предпрофильной подготовки и профильного обучения;

    -психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения.

         Изучив спрос на образовательные услуги наших школьников и их родителей и данные поступления учащихся в ВУЗы, в соответствии с особенностями образовательной модели нашей гимназии (модель социально-ориентированного гимназического образования), мы остановились на организации профильного обучения социально-гуманитарного, социально-экономического и  информационно-технологического направлений.

         Перед тем, как наши гимназисты выбирают для себя направление профильного обучения, они проходят предпрофильную подготовку в 9-х классах. При этом региональный компонент в них представлен предметом «Психология», а часы гимназического компонента отданы под элективный курс «Твоя профессиональная карьера».

         Модель содержания образования профильных 10-11-х классов представляет собой следующую структуру:

    -предметы базового компонента, изучаемые на уровне образовательных стандартов;

    -профильные предметы, создающие условия для освоения повышенного уровня содержания образования в выбранном направлении профилизации (образовательные стандарты профильных предметов);

    -элективные курсы, обязательные по выбору (1, с. 40).

         Программы элективных курсов включают в себя расширение  (углубление) отдельных тем (разделов) профильных программ либо содействуют развитию познавательного интереса старшеклассников, расширению их кругозора. Это обусловлено интересами, запросами учащихся и их родителей,  ориентиром для которых является конкурентоспособность учащихся при поступлении в ВУЗы и их успешная социализация в обществе. Так например, в качестве углубления содержания и расширения рамок государственного стандарта по образовательной области «Обществознание» учителем истории Сурковой Г.В. была разработана программа элективного предметного курса «Право для каждого из нас (знакомство с исследовательской деятельностью по праву)» для учащихся 10-11 классов. В основу содержания курса положен компетентностный подход. Содержание программы направлено на реализацию дифференцированного подхода через разнообразие форм развития творческой деятельности старшеклассников с учётом их личных достижений и профессиональной ориентации. Отличительной особенностью элективного курса является то, что он может быть предложен обучающимся разных профилей. Как показала практика, данный курс выбирают обучающиеся социально-гуманитарного и социально-экономического профилей для углубления содержания профильных предметов, а информационно-технологического с целью развития правовой грамотности. В процессе обучения школьники используют приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа, интерпретации и использования правовой информации; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации; выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях; определения способов реализации прав и свобод; изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права. Результаты обучения: подготовка исследовательских работ по правовой тематике и выступление с ними на конференциях и фестивалях, разработка и участие в социально значимых проектах, выполнение творческих заданий конкурсов и викторин по праву. Призовые места не самоцель, главное – мы получаем удовлетворение от совместной творческой работы.

         Часы гимназического компонента используются также для организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. Участие в такой деятельности даёт возможность старшеклассникам решать ситуативные задачи, в том числе, на основе анализа действительности и собственного социального опыта; овладеть навыками моделирования и прогнозирования различных ситуаций; выражать гражданскую позицию по актуальным проблемам современности. Необходимо отметить и практический характер проектной и исследовательской деятельности: у школьников развиваются обобщенные и прикладные предметные умения, жизненные навыки (2, с. 63). Не все выпускники свяжут свою жизнь с наукой, но у каждого мы развиваем ключевые компетентности и даем возможность реализовать свои творческие  замыслы.  Молодые люди входят в жизнь с практическими умениями и навыками,  рационально-критическим осмыслением действительности, что, несомненно, влияет на их успешность во взрослой жизни.

    Список литературы:

    1. Публичный отчет МОУ гимназии № 12 г. Омска // Управление школой. - 2008. - № 10.

    2. Путь к успеху-2. Сборник программ по работе с одаренными детьми. - Омск, 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профильное обучение как путь повышения качества общего образования на старшей ступени

    Методическая тема школы - "Формирование творческого потенциала личности учащихся в условиях личностно-ориентированного подхода к обучению с использованием здоровьесберегающих технологий". Педагогическ...

    СТРАНОВЕДЕНИЕ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ. ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Программа элективного курса по «Страноведению Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии» разработана  с учетом современных требований к преподаванию иностранного языка. Цели и с...

    Об организации профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени

    Материал содержит презентацию к выступлению по данной теме. Затрагиваются вопросы о современных педагогических условиях обучения в форме  элпективных курсов и факультативов....

    Об организации профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени

    Выступление к опубликованной на сайте презентации...

    Элективный курс как средство профильного обучения на старшей ступени полного (среднего) образования

    Обучение информатике должно обеспечить формирование у студентов новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том чис...

    Инновационный педагогический опыт «Использование интегральной технологии при реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования»

    Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Ещё Ян Амос...