СТРАНОВЕДЕНИЕ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ. ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
элективный курс по английскому языку на тему

Программа элективного курса по «Страноведению Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии» разработана  с учетом современных требований к преподаванию иностранного языка. Цели и содержание обучения иностранным языкам ориентированы на соизучение языка и культуры. Иностранный язык выступает как средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознания своей собственной культуры и ознакомления с ней представителей  других языковых сообществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_stranovedeniyu.doc308 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: учитель английского языка

НОУ «Ногинская гимназия»

Новицкая И.В.

СТРАНОВЕДЕНИЕ СОЕДИНЕННОГО КОРОЛЕВСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Предлагаемый школьный курс «Страноведение Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии» относится к числу курсов, обязательных для посещения по выбору учащихся. Он входит в состав предметов гуманитарного профиля обучения на старшей ступени.

Программа элективного курса по «Страноведению Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии» разработана  с учетом современных требований к преподаванию иностранного языка. Цели и содержание обучения иностранным языкам ориентированы на соизучение языка и культуры. Иностранный язык выступает как средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознания своей собственной культуры и ознакомления с ней представителей  других языковых сообществ.

Преподавание страноведения строится на принципах высокой информативности, развития критического мышления,  соблюдения межпредметных связей со смежными науками, благодаря чему, предлагаемый курс позволяет наиболее эффективно решить проблему выработки целостного восприятия стран изучаемого языка, их истории, культуры, географических и экономических особенностей и ознакомить школьников с обычаями, нравами и традициями народов, говорящих на этих языках.  Интегрируя в едином комплексе сведения географического, исторического, экономического, культурного и социологического характера, страноведение способствует формированию современного социокультурного портрета стран изучаемого языка, что является непременным условием для адекватного владения иностранным языком как средством общения.

Курс «Страноведение Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии» рассчитан на четыре года обучения в 8 -11 классах (2 час в неделю). Таким образом, на изучение дисциплины отводится 272 часа.

Распределение часов по видам учебной работы:

Виды учебной работы

Всего часов

8-ой класс

9-ый класс

10-ый класс

11-ый класс

1

Общая трудоемкость дисциплины

272

68

68

68

68

2

Урок-лекция

158

41

39

38

40

3

Урок-практикум

74

17

19

20

18

4

Урок-семинар

21

5

5

5

5

5

Контрольный урок

20

5

5

5

5

Курс «Страноведение Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии» предусматривает следующие цели:

  1. Образовательная цель предполагает овладение системой знаний об иноязычной культуре, ее реалиях, традициях, национальной специфике; развитие умений сравнивать культуру своей страны с иноязычной культурой и достигать взаимопонимания с ее носителями.

  1. Развивающая цель предполагает развитие интеллектуальной, речемыслительной, эмоциональной, волевой, деятельностной и мотивационной сфер личности учащихся, формирование языковой способности в единстве речевосприятия и речепорождения, овладение способами формулирования мысли на иностранном языке и их осознанную дифференциацию для разных условий общения, развитие воображения и обогащение эмоционально-чувственного опыта учащихся.

  1. Воспитательная цель заключается в воспитании культуры мышления, поведения, формировании системы гуманистических ценностных ориентаций, критическом восприятии зарубежной действительности, развитии умений самоконтроля и самооценки. Знания страноведческого характера также воспитывают в учащихся толерантность и потребность в практическом использовании изучаемого языка.

В содержание дисциплины входят следующие разделы:

класс

Разделы дисциплины

урок-лекция

урок-семинар

урок-практикум

контрольный урок

1

8

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии на карте мира.

7

1

3

1

2

8

Британский национальный характер

7

1

2

1

3

8

Формирование британской нации. Представители королевских династий.

27

3

12

3

4

9

Британские регионы

39

5

19

5

5

10

Лондон – столица Соединенного Королевства Великобритании  Северной Ирландии.

11

1

3

1

6

10

Государственное и политическое устройство Великобритании

7

1

4

1

7

10

Закон и порядок

6

1

5

1

8

10

Экономика Великобритании

7

1

4

1

9

10

Социальная и этническая структура Великобритании

7

1

4

1

10

11

Религия и церковь

7

1

4

1

11

11

Система здравоохранения и социального обеспечения

7

1

4

1

12

11

Средства массовой информации

7

1

4

1

13

8-11

Культура Великобритании

Количество уроков-лекций определено с учетом включения этой темы в каждый из них. Отдельные часы на эту тему не выделяются

14

11

Система народного образования

9

1

2

1

15

11

Британия и современный мир

10

1

4

1

ИТОГО:

158

20

74

20

В результате овладения содержанием курса учащиеся должны продемонстрировать следующие знания и умения:

  1. знания географии, истории,  культуры, традиций, национальной специфики изучаемой страны;
  2. знание географических, этнографических, общественно-политических реалий изучаемой страны;
  3. умение анализировать эти знания, сопоставлять и узнавать, ассоциировать со словом то же значение, что и носители языка, правильно употреблять страноведчески значимую лексику.

Для определения качества знаний по данному курсу предусмотрены следующие формы контроля и оценивания.

 В качестве объектов контроля выступают:

1. Страноведческая компетентность (знания и представления о культуре и реалиях            иноязычной культуры, умение их анализировать, сопоставлять и узнавать, ассоциировать со словом то же значение, что и носители языка; навык употребления этих слов в подходящей ситуации общения).

  1. Лингвистическая компетентность (знание лексики, грамматики, владение навыками произношения).
  2. Речевая компетентность (владение навыками аудирования, говорения, чтения, письма, перевода).
  3. Коммуникативная компетентность (способность понимать и продолжать иноязычные высказывания на основе и в связи с содержанием и формой художественного произведения в разных ситуациях общения).
  4. Лингвострановедческая компетентность (владение соответствующими языковыми единицами с национально-культурной семантикой).

Текущий контроль предполагается осуществлять в форме:

- самостоятельных и проверочных работ (квизы, тесты);

- написание докладов, рефератов;

- подготовки проектов;

- развернутых монологических высказываний учащихся по той или иной теме;

- коллоквиумов.

Ожидаемые результаты обучения

Изучение предлагаемого курса должно обеспечить развитие у учащихся следующих умений и навыков:

-  анализировать и сопоставлять культуры разных стран;

- оперировать соответствующими языковыми единицами с национально-культурной семантикой;

- ориентироваться в реалиях страны изучаемого языка;

- достигать понимания в диалоге с представителями указанной культуры, носителями языка;

- использовать средства массовой информации на языке оригинала для расширения своих представлений о стране изучаемого языка;

-  участвовать в обсуждениях или дискуссиях на страноведческие темы;

-  работать с учебной и научной литературой.

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы занятий и подтемы

Кол-во часов

Виды деятельности, формы и методы проведения

Формы контроля

I

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии на карте мира

Тема 1 - Географическое положение Британских островов

Тема 2 – Название страны, символика, геральдика.

12ч.

Лекции; лекции с элементом беседы; семинар; уроки практики;

видео-уроки; аудирование; работа с атласом и контурными картами

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы; финальный тест;

II

Британский национальный характер. Отражение национально характера в языке

Тема 1 –Британский национальный характер. Стереотип британца.

Тема 2 – Национальные особенности языкового мышления. Отражение национального характера в языке.

Тема 3 -  Времяпрепровождение британцев. Пабы и клубы.

Тема 4 -  Национальные виды спорта: крикет, дартс, футбол, теннис, бинго.

Тема 5 -  Роль церкви и религии в жизни британцев.

Тема 6 - Легенды Англии.

Тема 7  -  Национальные особенности языкового мышления. Отражение национального характера в языке – особенности построения директивных высказываний.

11ч.

Лекции; лекции с элементом беседы; семинар; уроки практики;

видео-уроки; аудирование;

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы; финальный тест; коллоквиум

III

Формирование британской нации. Представители королевских династий

Тема 1 – Влияние различных этнических групп на процесс формирования населения Великобритании.

Тема 2 - Иберы.

Тема 3 - Древние памятники Стоунхендж, Эйвбери.

Тема 4 - Кельты.

Тема 5 - Кельтские языки в современной Британии.

Тема 6 – Покорение Британии римлянами, их наследие.

Тема 7 – Англосаксонское завоевание.

Тема 8 – Борьба с датчанами. Альфред Великий.

Тема 9 – Норманнское нашествие. Вильям Завоеватель.

Тема 10 -  Плантагенеты. Присоединение Уэльса.

Тема 11– Династия Ланкастеров.

Тема 12 – Династия Йорков.

Тема  13 – Династия Тюдоров.

Тема 14 – Династия Стюартов. Образование Соединенного королевства

Тема 15 – Ганноверская династия.  Покорение Ирландии. Решение проблемы Северной Ирландии на современном этапе.

Тема 16-  Виндзорская династия

Тема 17 – Деволюция в современной Великобритании.

Тема 18 – Численность и рост населения Великобритании. Этнический состав.  Эмиграционные потоки 19-20 вв. Распространение английского языка на разных материках.

Тема 19 – Плотность населения. Основные формы расселения. Широкий урбанизированный пояс Британии.

45ч.

Лекции; лекции с элементом беседы; семинары; уроки практики;

видео-уроки; аудирование; работа с атласом и контурными картами

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы; финальный тест; написание рефератов и докладов; коллоквиум, подготовка проекта «Формирование британской нации»

IV

Британские регионы

Тема 1 – Англия. Символика и геральдика. Особенности английской культуры. Английский национальный характер. Административное деление Англии.

Тема 2 – Уэльс. История. Символика и геральдика. Особенности валлийской культуры. Валлийский национализм, его корни. Язык Уэльса. Кардиф – столица Уэльса. Административное деление Уэльса.

Тема 3 – Шотландия. История. Символика, геральдика. Лингвистическая ситуация и ее роль в национальной культуре. Шотландский национализм. Эдинбург – столица Шотландии. Административное деление Шотландии.

Тема 4 – Северная Ирландия. История.  Символика, геральдика. Корни и особенности ирландского национализма. Белфаст – столица Северной Ирландии. Административное деление Северной Ирландии.

68ч.

Лекции; лекции с элементом беседы; семинары; уроки практики;

видео-уроки; аудирование; работа с атласом и контурными картами

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы; финальный тест; написание рефератов и докладов; коллоквиумы; подготовка проекта «Британские регионы»

V

Лондон – столица Соединенного Королевства Великобритании  Северной Ирландии.

Тема 1 – История Лондона.

Тема 2 -  Многонациональный Лондон. Ист-Энд. Вест-Энд. Кэмден. Брикстон.

Тема 3  - «Королевский Лондон».

Тема 4 – Достопримечательности Лондона.

16ч.

Лекции; лекции с элементом беседы; семинары; уроки практики;

видео-уроки; аудирование; работа с атласом и контурными картами

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы; финальный тест; написание рефератов и докладов; коллоквиум; подготовка проекта «Лондон -  столица Соединенного Королевства Великобритании  Северной Ирландии.

VI

Государственное и политическое устройство Великобритании

Тема 1 - Британская монархия, ее особенности. Королевская семья. Обязанности королевы как главы государства. Власть реальная и символическая.

Тема 2 - Парламент  его структура и функции. Роль Палаты Лордов и Палаты Общин. Спикер и его роль. Процесс принятия парламентского билля.

Тема 3 -  Избирательная система. Формирование правительства, назначение премьер-министра. Теневой кабинет.

Тема 4 - Основные политические партии. История их возникновения. Сходство и различие их платформ. Малые партии.

13ч.

Лекции; лекции с элементом беседы; семинары; уроки практики;

видео-уроки; аудирование

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы; финальный тест; написание рефератов и докладов; коллоквиум

VII

Закон и порядок

Тема 1 - Типы британского судопроизводства. Пенитенциарная система.

Тема 2 - Юридические профессии, их особенности в Великобритании.

Тема 3 - Британская полиция, ее роль и особенности.

13ч.

Лекции; лекции с элементом беседы; семинары; уроки практики;

видео-уроки; аудирование; изучение оригинальных текстов

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы; финальный тест; коллоквиум

VIII

Экономика Великобритании

Тема 1 - Секторы британской экономики: производство, сфера обслуживания, финансовый сектор.

Тема 2 - Сити. Уровень развития в разных регионах, особенности.

Тема 3 - Сельское хозяйство, его историческая роль и современное состояние.

Тема 4 - История британского профсоюзного движения, роль профсоюзов.

13ч.

Лекции; лекции с элементом беседы; семинары; уроки практики;

видео-уроки; аудирование; работа с атласом и контурными картами

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы; финальный тест; коллоквиум

IX

Социальная и этническая структура Великобритании

Тема 1 - Классовая система. Социальная мобильность.

Тема 2 - Положение женщин.

Тема 3 -  Иммиграция, исторические изменения ее характера.

Тема 4 - Положение этнических меньшинств. Проблемы полиэтнического общества.

13ч.

Лекции; лекции с элементом беседы; семинары; уроки практики;

видео-уроки; аудирование; работа с атласом и контурными картами

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы; финальный тест; написание докладов; коллоквиум

X

Религия и церковь

Тема 1 - Роль религии в жизни нации. Церковь и государство.

Тема 2 - Основные конфессии. Религиозный плюрализм.

Тема 3 - Англиканская церковь:  ее история и структура. Англиканская и Шотландская церкви, их особенности. Тема 4 - Римско-католическая церковь в Англии.

13ч.

Лекции; лекции с элементом беседы; семинары; уроки практики;

видео-уроки; аудирование; изучение оригинальных текстов

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы; финальный тест; написание рефератов и докладов; коллоквиум

XI

Система здравоохранения и социального обеспечения

Тема 1 - Организация национальной системы здравоохранения, ее цели и особенности. Семейные врачи.

Тема 2 - Государственные затраты на содержание системы здравоохранения. Государственное и частное здравоохранение.

Тема 3 - Структура социального обеспечения. Благотворительные организации

13ч.

Лекции; лекции с элементом беседы; семинары; уроки практики;

видео-уроки; аудирование; работа с оригинальными текстами

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы; финальный тест; написание рефератов и докладов; коллоквиумы

XII

Средства массовой информации

Тема 1 - Популярные английские газеты. «Качественная» и «желтая» пресса.

Тема 2 - Телевизионные каналы и радиостанции. Би Би Си и Ай Би Эй, их отличие.

Тема 3 – Независимость средств массовой информации. Реклама, погоня за «горячими» новостями, жестокость в средствах массовой информации.

13ч.

Лекции; лекции с элементом беседы; семинары; уроки практики;

видео-уроки; аудирование

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы; финальный тест; написание докладов; коллоквиум

XIII

Культура Великобритании

Тема 1 - искусство, представители.

Тема 2 -  наука, представители.

Тема 3 -  спорт, представители.

-

Лекции; лекции с элементом беседы;

видео-уроки; аудирование

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы; финальный тест; написание докладов; коллоквиум

XIV

Система народного образования

Тема 1 - Школьное образование. Типы школ, основные элементы национального образовательного стандарта, виды и формат экзаменов.

Тема 2 -  Реформа образования 80х годов.

Тема 3 - Система высшего образования. Университеты. Оксфорд. Кембридж. Тема 4 - Преимущества и слабые стороны британского образования.

13ч.

Лекции; лекции с элементом беседы; семинары; уроки практики;

видео-уроки; аудирование

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы; финальный тест; написание докладов; коллоквиум

XV

Британия и современный мир

Тема 1 - Крах Империи.

Тема 2  – Коронные земли.

Тема 3 – Заморские территории Великобритании.

Тема 4 - Страны Содружества, его функции.

Тема 5 - Британия и Европа, отношение британцев к объединению Европы.

16ч.

Лекции; лекции с элементом беседы; семинары; уроки практики;

видео-уроки; аудирование; работа с атласом и контурными картами

Монологическое высказывание по теме; самостоятельные и проверочные работы; финальный тест; коллоквиум; подготовка проекта
«Британия и современный мир»

Содержание программы

8 класс

Уроки 1-12

 Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии на карте мира.  

Тема 1. Географическое положение Британских островов.

  1. Остров Великобритания. Остров Ирландия. Гебриды, Шетландские, Оркнейские и другие острова. Проливы и моря, омывающие острова.
  2. Особенности рельефа, изрезанность береговой линии. Климатиче ские условия. Реки, озера. Растительный и животный мир. Природные условия, их влияние на развитие сельского хозяйства и транспорта.
  3. Минерально-сырьевые ресурсы британской промышленности. Структура энергетической базы. Значение залежей нефти и природного газа шельфовой зоны Северного моря. Характеристика основных месторождений угля, железной руды. Проблемы сырья и пути их решения.

Тема 2. Название страны, символика, геральдика.

  1. Понятия «Великобритания», «Англия», «Соединенное Королевство Вели кобритании и Северной Ирландии», «Уэльс», «Шотландия», «Северная Ирландия». Площадь Королевства.
  2. Символика государства: небесные покровители стран, входящих в Соединенное королевство, эмблемы. Британия — персонифицированный символ Великобритании.
  3. Государственный флаг и государственный герб Великобритании.

            Уроки 13-24

Британский национальный характер. Отражение национально характера в языке.

Тема 1. Особенности британского национального характера

  1. "…англичане – немой народ. Они могут совершать великие дела, но не могут описывать их…. Из всех народов мира в настоящее время англичане – самые глупые в разговоре, самые мудрые в действии". Т.  Карлейль  и  Г. Грачев об особенностях национального характера англичан.
  2.  Обусловленность характера, особенностей образа жизни и культуры британцев историческими, географическими, экономическими, политическими факторами развития-страны.

Тема 2. Роль традиций и обычаев в общественной и частной жизни. 

  1. Обычаи Англии, Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии.
  1. Национальные праздники в Великобритании.
  2. Английские традиции. Английское чаепитие.

Тема 3. Времяпрепровождение британцев. Пабы и клубы.

Тема 4. Национальные виды спорта: крикет, дартс, футбол, теннис, бинго.

Тема 5. Роль церкви и религии в жизни британцев.

Тема 6. Легенды Англии.

Тема 7. Национальные особенности языкового мышления. Отражение национального характера в языке – особенности построения директивных высказываний.

  1. Особенности влияния национального характера и языка на построение директивных высказываний.
  2. Осмысление реалий в языке и культуре Великобритании.

Уроки 25-68

Формирование британской нации. Представители королевских династий

Тема 1 – Влияние различных этнических групп на процесс формирования населения Великобритании. Население Британии до появления представителей

Тема 2. Иберы – представители самого древнего населения Британских островов.

Тема 3. Древние памятники: Стоунхендж, Эйвбери.

Тема 4. Кельты.

Тема 5. Кельтские языки в современной Британии.

Тема 6. Покорение Британии римлянами, их наследие.

  1. Вторжение римских легионов. 
  2. Восстание под предводительством королевы Боадицеи.
  3. Стена Адриана (Адрианов Вал).
  4. Римские города: Бас, Честер, Сент-Олбанс, Йорк, Линкольн, Лондон

Тема 7. Англосаксонское завоевание.

  1. Германские племена англов и саксов.
  2. Юты. Вклад ютов в древнеанглийский язык
  3. Англосаксонская гептархия. Первые англосаксонские короли.
  4. Августин Кентерберийский. Обращение первых англосаксов в христианскую веру.
  5. Литература и искусство англосаксов. Эпическая поэма «Беовульф».

Тема 8. Борьба с датчанами. Альфред Великий.

  1. Нашествие викингов.
  2. Альфред Великий. Королевство Уэссекс.
  3. Конец англосаксонской династии.

Тема 9. Норманнское завоевание.

  1. Вильям Завоеватель и его наследники. Феодализм.
  2. Всеобщая поземельная перепись. «Книга страшного суда»
  3. Вестминстерское аббатство – памятник истории британской нации.
  4. Архитектура романского (норманнского) стиля. Лондонский Тауэр.

Тема 10. Династия Плантагенетов. Аннексирование Уэльса.

  1. Генрих II.  Ричард I Львиное Сердце. Иоанн Безземельный. Великая хартия вольностей. Конец феодализма. Генрих III. «Оксфордские провизии».
  2. Солсберийский Собор.
  3. Джефри Чосер им его вклад в  английскую литературу.
  1. Эдвард I – великий Плантагенет. Присоединение Уэльса. Титул принца уэльского. «Черный принц».

Тема 11.  Династия Ланкастеров. 

  1. Генрих IV , Генрих V , Генрих VI
  2. Война Роз

Тема 12.  Династия Йорков.

  1. Эдвард IV, Эдвард V, Ричард III
  2. Церковь Св. Георга в Виндзоре
  3. Первопечатник Уильям Кэкстон и его вклад в развитие английской литературы.

Тема 13. Династия Тюдоров.

  1. Генрих VII. Гвардейский корпус. Генрих VIII. Эдвард VI. Мария I.
  2. Королева Елизавета I. Испанская армада.
  3. Дворец Хэмптон-корт. Эдинбургский замок. Дворец Холирудхаус.
  4. Театр в эпоху Елизаветы. Творчество У.Шекспира
  5. Мария Стюарт, королева Шотландии.

Тема 14. Династия Стюартов. Образование объединенного королевства.

  1.    Джеймс I. Объединение корон.  Образование Соединенного королевства.   Чарльз I. Гражданские войны. Оливер Кромвель, его влияние.
  2.    Чарльз II. Великий лондонский пожар. Джеймс II. Уильям III. Мария II. Королева Анна. Славная революция («Бескровная революция») и Билль о правах 1689
  3.    Выдающиеся представители эпохи: Френсис Бэкон, Иниго Джонс, Энтони Ван Дик, Кристофер Рен (Собор Св. Павла), Сэмюель Пепис,  Генри  Перселл, Джон Милтон, Титус Отс
  4.    Кенсингтонский дворец

Тема 15. Ганноверская династия.  Покорение Ирландии

  1. Представители королевской династии: Джордж I. Джордж II. Джордж III. Джордж IV, Уильям IV
  1. Королева Виктория.
  2. Выдающиеся представители эпохи: Джордж Фредерик Гендель, Даниэль Дефо, Сэмюель Джонсон, Джордж Стивенсон, Джордж Гордон Байрон, Перси Биш Шелли, Уильям Вордсворт, Уильям Хогарт, Джошуа Рейнолдс, Томас Гейнсборо, Роберт Бернс, Давид Юм, Горацио Нельсон и Артур Веллингтон, Эдуард Дженнер, Джон Констебль, Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей, Оскар Уайльд, Джон Раскин, Джозеф Тернер,
  3. Букингемский дворец. Национальная галерея. Галерея Тейт. Музей Виктории и Альберта. Здание Парламента. Биг Бен.
  4. Покорение Ирландии.

Тема 16.   Виндзорская династия. Решение проблемы Северной Ирландии на современном этапе.

  1. Представители Виндзорской династии.
  2. Королева Елизавета II.
  3. Решение проблемы Северной Ирландии на современном этапе.

Тема 17 . Деволюция в современной Великобритании.

Тема 18. Численность и рост населения Великобритании. Этнический состав.  Эмиграционные потоки 19-20 вв. Распространение английского языка на разных материках.

Тема 19. Плотность населения. Основные формы расселения. Широкий урбанизированный пояс Британии.

9 класс

Уроки 1-68

Британские регионы

Тема 1 – Англия.

  1. Символика и геральдика.
  2. Английский национальный характер.
  3. Особенности английской культуры.
  4. Административное деление Англии: регионы, графства (церемониальные, метропольные, ширы,)  унитарные административные единицы
  1. Административно-территориальные единицы верхнего уровня в Англии (регионы и графства):
  1. Большой Лондон (33 административных округа).
  2. Юго-Восточная Англия

Графство Суррей, Беркшир, Бакингемшир, Восточный Сассекс, Западный Сассекс, Хэмпшир, Остров Уайт, Кент, Оксфордшир

  1. Юго-Западная Англия

Сомерсет, Бристоль, Глостершир, Уилтшир, Дорсет, Девон, Корнуолл

  1. Уэст-Мидлендс

Шропшир, Стаффордшир, Херефордшир, Уорикшир, Уэст-Мидлендс, Вустершир

  1. Северо-Западная Англия

Чешир, Камбрия, Большой Манчестер , Ланкашир , Мерсисайд

  1. Северо-Восточная Англия

Нортумберленд, Тайн и Уир, Дарем, Тис-Вэлли

  1. Йоркшир и Хамбер

Южный Йоркшир, Западный Йоркшир, Северный Йоркшир, Восточный райдинг Йоркшира, Линкольншир

  1. Ист-Мидлендс

Дербишир, Ноттингемшир, Линкольншир, Лестершир, Ратленд, Нортгемптоншир

  1. Восточная Англия

Эссекс, Бедфордшир, Кембриджшир, Норфолк, Саффолк, Хартфордшир

Тема 2 – Уэльс. 

  1. История.
  2. Символика и геральдика.
  3. Особенности валлийской культуры.
  4. Валлийский национализм, его корни.
  5. Язык Уэльса.
  6. Кардифф – столица Уэльса. Крупнейшие города Уэльса.
  7. Административное деление Уэльса:
  1. Графства:

Гвинед, Остров Англси , Пембрукшир, Монмутшир, Кармартеншир, Кередигион, Поуис, Флинтшир, Денбишир

  1. Унитарные административные единицы со статусом города (city):

            Ньюпорт, Кардифф, Суонси

  1. Унитарные административные единицы со статусом города-графства (county-borough):

Мертир Тидвил, Кайрфилли, Блайнай-Гвент, Торвайн, Долина Гламорган, Бридженд, Ронта Кинон Тав, Нит-Порт Толбот, Рексхэм, Конуи

Тема 3 . Шотландия. 

  1. История.
  2. Символика, геральдика.
  3. Лингвистическая ситуация и ее роль в национальной культуре.
  4. Шотландский национализм.
  5. Эдинбург – столица Шотландии. Крупнейшие города Шотландии.
  6. Административное деление Шотландии (области): Абердиншир, Абердин, Восточный Эйршир, Северный Эйршир, Южный Эйршир, Ангус, Аргайл и Бьют, Внешние Гебриды, Глазго, Восточный Дамбартоншир, Западный Дамбартоншир, Дамфрис и Галлоуэй, Данди, Инверклайд, Клакманнаншир, Северный Ланаркшир, Южный Ланаркшир, Восточный Лотиан, Западный Лотиан, Мидлотиан, Морей, Оркнейские острова, Перт и Кинросс, Ренфрушир, Восточный Ренфрушир, Стерлинг, Файф, Фолкерк, Хайленд, Шетлендские острова, Шотландские границы,Эдинбург

Тема 4 . Северная Ирландия.

  1. История. Исторические области острова Ирландия.
  2. Символика, геральдика.
  3. Корни и особенности ирландского национализма.
  4. Белфаст – столица Северной Ирландии. Крупнейшие города Северной Ирландии.
  5. Административное деление Северной Ирландии:
  1. Графства: Антрим, Арма, Даун, Лондондерри или Дерри, Тирон, Фермана
  2. Районы: Антрим, Ардс,  Арма, Банбридж, Белфаст, Бэллимани, Бэллимена, Дангэннон и Южный Тирон, Даун, Дерри, Каслри, Колрэйн, Крейгевон, Кукстаун, Кэррикфергюс, Ларн, Лимавэди, Лисберн, Махерафелт, Мойл, Ньюри и Мурн, Ньютаунэбби, Ома, Северный Даун, Страбэйн, Фермана.

Тема 5. Самостоятельные административные единицы: 

  1. Остров Мэн.
  2. Норманнские острова – бейливики Гернси и Джерси

        10 класс

Уроки 1-16

Лондон – столица Соединенного Королевства Великобритании  Северной Ирландии.

Тема 1. История Лондона. Административное деление Большого Лондона.

Тема 2. Многонациональный Лондон. Ист-Энд. Вест-Энд. Кэмден. Брикстон.

Тема 3. Главные улицы Лондона.

Тема 4. «Королевский Лондон»:

  1. Бэкингемский дворец. Смена караула и вынос знамени
  2. Кенсингтонский дворец
  3. Сент-Джеймский дворец
  4. Кларенс-Хаус

Тема 5. Достопримечательности Лондона:

  1. Сохо
  2. Лондонский Тауэр
  3. Биг Бен
  4. Вестминстерский Дворец
  5. Вестминстерское Аббатство
  6. Ковент-гарден
  7. Даунинг-стрит
  8. Собор Святого Павла
  9. Трафальгарская площадь. Колонна Нельсона. Церковь св. Мартина-на-Полях.
  10. Площадь Пиккадилли
  11. Тауэрский мост
  12. Театр «Глобус»
  13. Музей восковых фигур мадам Тюссо
  14. Музей ужасов «Лондонская подземная тюрьма»
  15. Дворец Хэмптон-корт
  16. Колесо обозрения «Лондонский глаз»

Уроки 17-29

Государственное и политическое устройство Великобритании

Тема 1.  Британская монархия, ее особенности. Королевская семья. Обязанности королевы как главы государства. Власть реальная и символическая.

Тема 2 - Парламент  его структура и функции. Роль Палаты Лордов и Палаты Общин. Спикер и его роль. Процесс принятия парламентского билля.

Тема 3 -  Избирательная система. Формирование правительства, назначение премьер-министра. Теневой кабинет.

Тема 4 - Основные политические партии. История их возникновения. Сходство и различие их платформ. Малые партии

Уроки 30-42

Закон и порядок

Тема 1 - Типы британского судопроизводства. Пенитенциарная система.

Тема 2 - Юридические профессии, их особенности в Великобритании.

Тема 3 - Британская полиция, ее роль и особенности.

Уроки 43-55

Экономика Великобритании

Тема 1 - Секторы британской экономики: производство, сфера обслуживания, финансовый сектор.

Тема 2 - Сити. Уровень развития в разных регионах, особенности.

Тема 3 - Сельское хозяйство, его историческая роль и современное состояние.

Тема 4 - История британского профсоюзного движения, роль профсоюзов.

Уроки 56-68

Социальная и этническая структура Великобритании

Тема 1 - Классовая система. Социальная мобильность.

Тема 2 - Положение женщин.

Тема 3 -  Иммиграция, исторические изменения ее характера.

Тема 4 - Положение этнических меньшинств. Проблемы полиэтнического общества

11 класс

Уроки 1-13

Религия и церковь

Тема 1 - Роль религии в жизни нации. Церковь и государство.

Тема 2 - Основные конфессии. Религиозный плюрализм.

Тема 3 - Англиканская церковь:  ее история и структура. Англиканская и Шотландская церкви, их особенности.

Тема 4 - Римско-католическая церковь в Англии.

Уроки 14-26

Система здравоохранения и социального обеспечения

Тема 1 - Организация национальной системы здравоохранения, ее цели и особенности. Семейные врачи.

Тема 2 - Государственные затраты на содержание системы здравоохранения. Государственное и частное здравоохранение.

Тема 3 - Структура социального обеспечения. Благотворительные организации

Уроки 27-39

Средства массовой информации

Тема 1 - Популярные английские газеты. «Качественная» и «желтая» пресса.

Тема 2 - Телевизионные каналы и радиостанции. Би Би Си и Ай Би Эй, их отличие.

Тема 3 – Независимость средств массовой информации. Реклама, погоня за «горячими» новостями, жестокость в средствах массовой информации.

Уроки 40-52

Система народного образования

Тема 1 - Школьное образование. Типы школ, основные элементы национального образовательного стандарта, виды и формат экзаменов.

Тема 2 -  Реформа образования 80-х годов.

Тема 3 - Система высшего образования. Университеты. Оксфорд. Кембридж.

Тема 4 - Преимущества и слабые стороны британского образования

Уроки 53-68

Британия и современный мир

Тема 1 – Крах Империи.

Тема 2 – Коронные земли (коронные владения).

Тема 3 – Заморские территории Великобритании.

Тема 4 – Страны Содружества, его функции.

Тема 5 – Британия и Европа, отношение британцев к объединению Европы.

Литература

Учебные пособия:

  1. Артемова А.Ф., Леонович О.А., Рябов Г.П. Великобритания. Книга для чтения по страноведению. - М.: Восток-Запад, 2006
  2. Голицынский Ю.Б. Великобритания. - СПб.: КАРО, 2002
  3. Карасик В., Ярмахова Е. Лингвокультурный типаж «английский чудак». – М.: Гнозис, 2006
  4. Маковский М.М. Историко-этимологический словарь английского языка. – М.: Издательский дом «Диалог», 1999
  5. Михайлов Н.Н. Лингвострановедение Англии. – М.: Издательский центр «Академия», 2006
  6. Павлоцкий В.М. Великобритания: монархия, история, культура: Книга по страноведению на английском языке. – СПб.: КАРО, 2006
  7. Росс Д.  Англия. История нации: Книга по страноведению на английском языке. – СПб.: КАРО, New Lanark: Geddes & Grosset, 2006
  8. Росс Д.  Ирландия. История нации: Книга по страноведению на английском языке. – СПб.: КАРО, New Lanark: Geddes & Grosset, 2006
  9. Росс Д.  Уэльс. История нации: Книга по страноведению на английском языке. – СПб.: КАРО, New Lanark: Geddes & Grosset, 2006
  10. Росс Д.  Шотландия. История нации: Книга по страноведению на английском языке. – СПб.: КАРО, New Lanark: Geddes & Grosset, 2006
  11. Сатинова В.Ф. «Британия и британцы». – Минск: «Вышэйшая школа», 2004
  12. Томахин Г.Д.  Будни и отдых британцев: Лингвострановедческий справочник на английском языке. – М.: Просвещение, 2002
  13. Томахин Г.Д.  Города и графства: Лингвострановедческий справочник на английском языке. – М.: Просвещение, 2003
  14. Томахин Г.Д.  Дом англичанина – его крепость: Лингвострановедческий справочник на английском языке. – М.: Просвещение, 2003
  15. Томахин Г.Д.  Кто есть кто в Британии: Лингвострановедческий справочник на английском языке. – М.: Просвещение, 2000
  16. Томахин Г.Д.  Образование в Британии: Лингвострановедческий справочник на английском языке. – М.: Просвещение, 2002
  17. Томахин Г.Д.  Страны Соединенного Королевства: Лингвострановедческий справочник на английском языке. – М.: Просвещение, 2001
  18. Томахин Г.Д.  Великобритания. Литература. Театр. Кино. Музыка. Танец. Балет. Живопись. Скульптура. Архитектура. Дизайн. СМИ: Лингвострановедческий словарь на английском языке. – М.: Астрель: АСТ, 2005
  19. Филиппова М.М. английский национальный характер. – М.: Астрель, 2007

  1. Harvey P., Jones R. Britain explored. – Pearson Education Limited (Longman), 2002
  2. McDowall D. An Illustrated History of Britain. - Pearson Education Limited (Longman), 1989
  3. McDowall D. Britain in Close-Up  - Pearson Education Limited (Longman), 1999
  4. Sharman E. Across Cultures. -  Pearson Education Limited (Longman), 2004
  5. Viney P. Streamline English. Directions. – Oxford University Press. Peter Viney and Bernard Hartley, 1985, 2001

Видеоматериалы:

  1. Hallawell F., Giggins G. Introducing Great Britain. – Pearson Education (Longman), London Group UK Limited, 1990

Словари:

  1. Longman dictionary of English language and culture. -  Pearson Education Limited (Longman), 2005

Журналы:

  1. Тематический альманах Let’s go to London (Speak out). – М.: «ГЛОССА-ПРЕСС», 2006
  2. Тематический альманах What are the British like? (Speak out). – М.: «ГЛОССА-ПРЕСС», 2006
  3. Hot English Magazine №3(2004).- СПб.: Hot English Magazine, 2004
  4. Hot English Magazine №10(2005).- СПб.: Hot English Magazine, 2005
  5. Hot English Magazine №11(2005).- СПб.: Hot English Magazine, 2005
  6. Hot English Magazine №12(2005).- СПб.: Hot English Magazine, 2005
  7. Hot English Magazine №15(2005).- СПб.: Hot English Magazine, 2005

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс как средство профильного обучения на старшей ступени полного (среднего) образования

Обучение информатике должно обеспечить формирование у студентов новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том чис...

Контрольная работа по английскому языку (углублённый курс обучения) за II четверть по теме «Страна изучаемого языка. Краткий социокультурный портрет Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии». 6 класс.

Цель контрольной работы: учебный аспект:·        контроль уровня сформированности лексических навыков (в том числе и лингвострановедческих знаний) по теме «Страна из...

Инновационный педагогический опыт «Использование интегральной технологии при реализации профильного обучения на старшей ступени общего образования»

Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Ещё Ян Амос...

Англия в 18-19 веке. страноведение и лигвострановедение Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии

1) промышленная революция2) Французская революция3) Война с Наполеоном4) Трафалгарская битва5) Битва пр Ватерлоу6) великобритания в первой половине 19 века...

КВН по страноведению в 10-11 классах «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии» .

КВН по страноведению в 10-11 классах«Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии»...