Анализ экологического образования в КШИ
проект на тему

Анализ экологического образования в КШИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_ekologicheskogo_obrazovaniya_v_kshi.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ экологического образования и воспитания  в

МБОУ «Кадетская школа-интернат»


Актуальность экологического образования
Вопрос об экологическом образовании и воспитании обучающихся  актуален давно. Последние годы проблема формирования экологической культуры, как часть общей культуры личности ребёнка, обострилась под влиянием следующих причин:
- ученики искренне хотят знать об окружающем мире как можно больше, но последовательное обучение, без включения обучающихся  в активный процесс познания природы, с каждым годом снижает интерес к учёбе;
- учитель ориентирован на то, чтобы передать ученику определённое, строго детерминированное знание, которое тот должен усвоить.

          Изначально требуемое взаимодействие школьника и преподавателя как двух личностей отходит на второй план или вовсе теряется. Это, в конечном счёте, непременно сказывается на результате обучения: оно так и остаётся суммой знаний, не затрагивая душу ребёнка, поэтому необходимо сделать всё возможное, чтобы поддержать интерес детей к познанию окружающего мира.
         Возникновение экологического кризиса в современном мире обусловлено, прежде всего, социально-экологическими факторами. В связи с чем, его решение не может быть осуществлено только техническими средствами. Выход состоит в повышении культурного уровня общества, в развитии системы воспитания - образования и информирования школьников. Родная природа – великий учитель, могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется рано, в младшем школьном возрасте, поэтому очень важно, поддержать искренний интерес ребёнка к окружающему миру и воспитать бережное отношение к природе в школьные годы.
           Основная концепция программы: развитие  мышления школьников, готовности обучающихся участвовать в решении экологических проблем родного края.
     Необходимость совершенствования экологического воспитания обучающихся
           В процессе формирования личности экологическое воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как способствует выработке основных социальных, нравственных и культурных ценностей, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Акцент на экологических проблемах, который делается только на уроках, часто рождает отстраненное отношение ученика к глобальным проблемам Земли. Эта проблема отчуждения снимается, если каждый  предполагает некоторое активное действие. Проживая его и рефлексируя (отражая, анализируя), обучающийся  осознаёт свою собственную (чаще всего потребительскую или равнодушную) позицию, сталкивается как с отношением сверстников, поставленных в ту же активную позицию, так и со взглядами учёных-экологов, гуманистов, носителей новой этики. Внеклассная работа рождает внутренний стимул для самообразования – интерес.

В основе воспитательной работы,  направленной на  экологизацию  обучающихся, лежит ряд принципов:
-  приоритетность личностных потребностей учащегося;

  -  создания поддерживающей атмосферы и условий для самопознания;

  -   саморазвития обучающихся, осознания ими необходимости нового экологического    мышления и новой экологической этики гражданина планеты;
-    соответствие мероприятий модели человек-природа-человек;
-   обязательности рефлексии;
-   вероятностного результата.
           Осознанному поиску места человека в современном динамичном мире способствует обучение в активных формах, таких как технология критического мышления, дебаты, имитационные игры, технология позиционного обучения, тренинги.
      Экология должна быть интересна, поэтому именно достижению этой цели способствует воспитательная работа. Именно она позволяет использовать активные формы, которые выводят учащихся на уровень субъект - субъектных отношений в системах ученик-ученик. Ученик-учитель, человек-человек, человек-природа.
     
Состояние экологического образования и воспитания  на современном этапе.
     Вопросам экологического образования и воспитания в школе уделяется большое внимание на уроках и во внеурочной деятельности. Педагоги помогают обучающимся осознать роль человека как этического существа, призванного привнести регулирующие нормы морали и нравственности в систему мироздания.
        В начальной школе на уроках чтения, окружающего мира, обучающиеся получают первые представления об охране природы. Эти вопросы рассматриваются при чтении рассказов В. Воронковой, М. Пришвина и других, при проведении практических уроков: «Уход за комнатными растениями», «Работа на пришкольном участке», «Сбор семян для зимней подкормки птиц», при постановке опытов «Проращивание семян», «Влияние густоты посевов на урожайность» и других. Кроме бесед на уроках чтения и окружающего мира проводятся такие мероприятия, как «Природа в опасности», «Природа ищет друзей», «Красная книга» , «Во что букет обходится природе», «Среда обитания и здоровье человека». «Что такое шумовое загрязнение»  и другие; все они воспитывают бережное отношение к природе. Ежегодно в начальной школе проводятся такие праздники как «Лесной детектив», «Птицы наши друзья», «Охранять природу – значит, охранять Родину». Поддерживают искренний интерес ребёнка к окружающему миру разнообразные викторины: «Растения Республики Коми», «По лесной тропинке», «Загадки нашего леса» и многие другие.
            При изучении многих тем курса биологии и географии в среднем и старшем звене также рассматриваются экологические вопросы: воздействие человека на природный комплекс, охрана океана, поверхностных вод, атмосферы; изучаются экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых, проблемы металлургии, и других отраслей хозяйства и другие. Большое значение уделяется экологической обстановке в родном крае,  и его окрестностях. На уроках химии, посвященных производству кислот, синтезу белка, производству и использованию металлов также поднимаются вопросы влияния этих веществ на окружающую природу.

              Обучающиеся школы участвуют в проведении экологических праздников, декад.                           На основе проведённого анализа работы по экологическому просвещению обучающихся, результатов посещения уроков и мероприятий, выявлены проблемы, решение которых позволит создать в школе воспитательно-образовательную среду, формирующую экологическую культуру личности ребёнка. Анализ жизнедеятельности школы показал, что необходимо изменить соотношение между воспитанием и обучением, обеспечить единство учебного и воспитательного процессов. Обширная информация о состоянии окружающего мира, которая предоставляется детям в ходе их обучения, отодвинула на задний план формирование у них позиции субъекта собственно познавательной деятельности. Программа развития экологического образования должна сделать процесс обучения осознанным, знание действенным, позволит применять экологические методы изучения и исследования на практике, овладеть навыками проектной деятельности в области экологии.
     Необходимо разработать мероприятия по следующим направлениям:
- новшества, формирующие экологическую культуру, в условиях организации образовательного процесса;
- новшества в технологиях обучения, воспитания и развития с экологической направленностью (активное использование ИКТ);
- изучить влияние способа организации образовательного процесса на повышение экологической культуры обучающихся.
- создать такие условия, при которых школьники сами смогут прийти к мысли, что выход из экологического тупика существует.
Совершенствование системы управления школой в связи развитием экологического образования
       Необходимость совершенствования системы управления школой диктуется изменениями в содержании управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения. Так, развитие экологического образования и новых его технологий требует усиление методической работы с учителями. Увеличение объемов исследовательской экологической деятельности требует специальной работы по её координации и мониторингу.
       Главными задачами управленческой деятельности, направленной на развитие экологического образования, являются:

  • прогнозирование результатов своей работы;
  • формирование у учителей мотивации к исследовательской экологической деятельности, к работе в творческих группах;
  • качественный внутри школьный контроль, который позволяет вносить своевременные коррективы в образовательный и воспитательный процесс, направленный на экологизацию школьников и обладает стимулирующим характером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии

Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Экологическое образование. Выступление на заседании круглого стола "Экологическая культура региона"

Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева      Круглый стол  «Экологи...

Анализ работы МБОУ БСОШ №1 им.П.П.Корягина Благовещенского района по экологическому образованию

Педагогический коллектив Школы здоровья МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина считает экологическое образование и воспитание одним из приоритетных направлений работы, так как формирование у детей ответственн...

Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования

В соответствии с международными обязательствами России в области образования для устойчивого развития (УР) и российским законодательством, в условиях повышения требований общества к качеству образован...

Анализ результатов работы по экологическому образованию учащихся за 2015-2016 учебный год

Умение обращаться с природой, нужно прививать с раннего детства, потому что дети более восприимчивы к добру и любознательны, поэтому в школах появились предметы, направленные на обучение школьников об...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...