«Школьное самоуправление как основа для межвозрастного конструктивного общения, социализации и творческого развития обучающихся».
статья на тему

Фролова Анна Валентиновна

Педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu_o_samoupravlenii_microsoft_word.docx44.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Калужской области «Козельская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Педсовет на тему:

«Школьное самоуправление как основа для межвозрастного конструктивного общения, социализации и творческого развития обучающихся».

Подготовила воспитатель Фролова А.В.

2016-2017 учебный год.

«Только там, где есть общественная жизнь,

Есть потребность и возможность САМОУПРАВЛЕНИЯ.

Где ее нет, всякое САМОУПРАВЛЕНИЕ

Выродится в фикцию или игру».

С.И. Гессен

Самоуправление в современной школе. 

Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции «делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека. Сегодня, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход. Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу, которая включает самопознание, самоопределение, саморегуляцию, самореализацию.

          Главная воспитательная задача в современной школе  -  создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе  - он яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации. Личность,  имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью. Одним из требований ФГОС является создание и развитие школьного ученического коллектива, что  невозможно без создания ученического самоуправления.

Слайд 3.

*Самоуправление учащихся – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятия решения и его самореализации в интересах своей организации.

*Цели ученического самоуправления - воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества.

Проблемы развития школьного самоуправления.

      Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности. Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют обучающимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми.

     Слайд 4.  Ученическое самоуправление - одно из направлений педагогической деятельности, которое  занимает ведущее место в целостном учебно-воспитательном процессе, так как дополнительные знания, практические навыки и умения, социальные установки и ценности, формируемые в ходе реализации самоуправления, во многом определяют жизнеспособность и социальные перспективы выпускников школы.

     Актуальность темы

В обществе и в школах  происходят определенные перемены. В связи с этим меняются функции, принципы и методы организации ученического самоуправления, а также позиция педагогов и учеников.

В нашей школе ученическое самоуправление находится на стадии функционирования, движения к развитию за последние годы не наблюдается, что снижает влияние ученического самоуправления на жизнедеятельность школы. Незаметно ослабевает единство педагогического и ученического коллективов в решении вопросов школьной жизни. Это волнует и взрослых и детей. Поэтому возникла необходимость проведения данного педсовета, который поможет решить следующие задачи:

Слайд 5. 1.  Выявить степень педагогической поддержки и влияния ученического самоуправления  на  жизнедеятельность школы.

2.  Наметить пути, формы и методы дальнейшего развития ученического самоуправления в школе.

Школа должна предоставлять учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, комитетов, кружков, в работе школьных средств массовой информации, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

 Проблемы и сложности эффективного функционирования школьного самоуправления.

    Опыт последних лет показывает, что идея школьного самоуправления порой не срабатывает, где-то дает сбой, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Закона "Об образовании” о создании школьных советов, где полноправными членами являются учащиеся, практически не работают. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Почему?

   Скорее всего, проблема заключается в следующем:

 Слайд 6-8. 

*1. Идея создания школьного самоуправления для России не нова, поэтому иногда слепо переносятся в настоящее время все ценности, виды деятельности с обучающимися, подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся социально-экономических условий в обществе.

 2. Иногда педагоги оказывались не готовы к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением.

* 3. Декларирование прав учащихся на школьное самоуправление сверху и в то же время отсутствие механизма реализации этих прав на самом деле не позволяют детям в полной мере использовать эти права на практике, отсюда, как следствие, фиктивная деятельность, не вызывающая интереса у школьников.

 4. К организации школьного самоуправления оказались не готовы и дети. Ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение обучающихся определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать. Последние исследования по вопросам школьного самоуправления, показали, что дети настаивают на введении контроля со стороны школьной администрации за своей деятельностью, а педагогам отводят роль "связного” с администрацией.

 *5. Дети, как и все взрослые, поддерживают лишь то, что сами создают.

 6. Еще одним фактором, влияющим на эффективное функционирование, является игнорирование создания "духа школы”, учет реалий скрытого содержания образованием.

  Возникают вопросы:

 * Может быть, не имеет смысла в нынешних условиях заниматься проблемой школьного самоуправления?

 *Если организация школьного самоуправления актуальна для педагогов и учащихся, то, как избежать перечисленных выше проблем?

 * Как создать школьное самоуправление?

 *Как сделать работу школьного самоуправления эффективной?

 Актуальность создания школьного самоуправления в современных условиях.

 Прежде чем задумываться о создании школьного самоуправления, необходимо ответить на вопрос о необходимости вовлечения детей в процесс школьного самоуправления.

 Рассмотрим ответ на этот вопрос с двух позиций – подростка и педагога с учетом социально-психологических особенностей развития ребенка.

 С точки зрения возрастных психологических особенностей для подросткового возраста характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям;

для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе;

ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении.

 С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим;

 позволяет обучающихся повысить социальную компетенцию;

развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.

     Из педагогики мы знаем, что в условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения.

 У обучающихся возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении.

    На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм.

 Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. При этом очень важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности.

  Роль ученического самоуправления в развитии конкурентноспособной личности

Слайд 9. Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов.

Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях.

 Слайд 10. Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, обучающиеся приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

    прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

  Сделать учащихся активными участниками воспитательного процесса – это важная и ответственная задача. Привлечение школьников к общественной жизни школы  расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, к Родине, к окружающим, способствует пониманию того, что окружающие нуждаются в помощи, поддержке, в сопереживании. Общие дела и интересы сплачивают детей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданско – патриотического и духовно – нравственного становления личности ребенка. 

Самоуправление нашей школы

   Слайд 11.  В нашей школе функционируют первичная детская общественная организация «Радуга»:

1-3 классы – объединение «Цветик – семицветик»;

4-7 классы – объединение «Пионеры»;

8-11 классы - объединение Школьное   объединение        старшеклассников «Спектр».

Слайд 12. Высшим органом является ученическое собрание и сбор детской организации, которые проводятся 2 раза в год.

Все текущие дела в течение года решает Совет  детской организации, в состав которого  входят обучающиеся 5-9 классов.

     Заседания Совета  проходят 1 раз в месяц, ведутся протоколы.

Слайд 13. На заседаниях Совета рассматриваются следующие вопросы: выборы актива организации, распределение поручений, утверждение плана, заседания по организации КТД в школе и вне школы, праздников и внеклассных мероприятий, подводятся итоги за четверть, а также заслушиваются отчеты о проделанной работе членов совета детской организации и командиров комитетов. Учёба актива проходит 1 раз в четверть.

Председатель  детской организации «Радуга»  (Захаров Степан – 8 класс) совместно с педагогом-организатором  координирует работу комитетов и клубов, ведет заседания актива. Выбирается председатель из членов актива детской организации путём голосования.  Ведётся электронный дневник детской организации «Радуга», в котором отражаются все дела и акции.

 Слайд 14. Актив детской организации «Радуга» включает в себя 8 комитетов -   образования, спорта, труда, культуры, печати, по конфликтным ситуациям, «Вожатый», «От сердца к сердцу».  У каждого комитета есть куратор – педагог-  консультант.

Обучающиеся  школы   организовывают рейды по проверке классных уголков, дежурств по школе, посещаемостью учащихся, участвуют в организации различных акций, операций, мероприятий и КТД. Ребята учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решение, взаимодействовать с товарищами, помогать другим, осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений. Обучающиеся стараются ответственно относиться к порученному делу, но, к сожалению, не все ребята это понимают.
     Ученическое самоуправление определяет основные направления деятельности ученического коллектива. В начале учебного года на заседании  совета детской организации обучающихся был составлен план работы самоуправления на учебный год, который скоординирован с планом учебно-воспитательной работы школы.

Особое место в планировании отведено коллективно-творческим делам. В ходе подготовки и проведения коллективно-творческих дел его участники осуществляют все этапы самоуправления: 
Слайд 15 – совместно определяют цель своей деятельности; 
– договариваются о средствах и способах ее реализации; 
– управляют процессом ее осуществления;

– результат (подводят итоги «Вести из класса»). 
Среди обучающихся много творческих детей. Большинство из них  входят в состав ученического самоуправления, которые,  помогают в подборке материалов для сценариев.

 

       Слайд 16.   В школе проводятся традиционные праздники, спортивные соревнования. В этом учебном году были подготовлены и проведены такие КТД:

«Забота» и «Милосердие» - адресная помощь ветеранам школы и проживающим в микрорайоне школы: трудовые акции и поздравления;

Слайд 17. «Клумба»,  «Это должен знать каждый» - беседы с горожанами по правилам пожарной безопасности и ПДД;

Слайд 18. Праздники, посвящённые осени - конкурс «Мисс Осень» и «Осеняя круговерть»;

Слайд 19. Посвящение в первоклассники и пешеходы и др.

Слайд 20. В начале октября был проведен концерт, посвященный Дню Учителя. В это день проводился День самоуправления, когда роль педагогов исполняли обучающиеся.  День самоуправления получил статус отдельного школьного мероприятия. Все ученики ждали этот день с нетерпением, ведь у многих был шанс стать, пусть даже и на один день, учителем или, почувствовать себя взрослым, самостоятельным.  

   Успешной формой в формировании конкурентно способной личности является активное участие детей в районных, областных  конкурсах.

Слайд 21. Актив школы принял участие в районном фестивале детских организаций.  Этот год юбилейный для детской организации нашей страны - 19 мая ей исполняется 95 лет. Все классы включились в областную акцию «Пионерский марафон». Оформляется экран участия классов во всех делах -

   это  позволит классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Многие  обучающихся   с удовольствием участвуют в общественных делах школы, что благотворно влияет на стремление их к самоуправлению, самореализации в различных сферах общественной жизни.

     С целью проверки  уровня развития ученического самоуправления было проведено анкетирование с педагогами и учащимися.

Слайд  22- 23. Анкета для учителей – принимали участие 21 человек.

1. Как вы думаете, нужно ли ученическое самоуправление в школе, в классе? да – 18, нет – 3.

2. Что легче сделать?  

Выполнить задание данное классу самому- 14

Научить учащихся как выполнить задание -7

3. Занимаетесь ли вы формированием самоуправления в классе?

Да-21

4. Проводите ли вы учебу актива класса?

Да -11, нет- 10

 5. Придерживаетесь ли вы какого-либо алгоритма в работе с активом?

Да-11,нет-10

6. Испытываете ли вы трудности по формированию самостоятельности, инициативности, активности учащихся класса?

 Да- 15, нет - 6

7. Что необходимо сделать, чтобы работало классное и школьное ученическое самоуправление?

Большинство ответили – обучение актива класса на общешкольном уровне.

 Интересно,  творчески и плодотворно обучается актив в районном масштабе и особенно на базе лагеря «Звёздный». Из-за дефицита бюджета, к сожаленью, нас туда не привлекают.

Слайд 24- 25. Анкета для детей – 39 человека

1. Как ты думаешь «Что такое самоуправление?»

выполнение обязанностей в школе и классе -31

 управление самим собой - 4

 контроль над самим собой -4

 2. Нужно ли ученическое самоуправление в школе?

Да-  26, оно учит нас быть ответственными, прислушиваться к мнению других. Нет- 13

3. Стремишься ли ты заниматься общественной деятельностью в школе и в классе?

да, я активно участвую в общественной жизни школы и класса- 10

да, я хотел бы участвовать в общественной жизни школы- 6

да, я хотел бы участвовать в общественной жизни класса-11

 нет, не хотел бы и не участвую-6

 я ещѐ не определился (лась) в этом вопросе-6

4.В чем проявляется твое участие в жизни класса?

Просто присутствуешь на делах класса- 15

Сам предлагаешь провести некоторые из них- 6

Принимаешь участие в подготовке и проведении классных дел -8

Участвуешь в анализе и оценивании дел класса -4

Стараешься избегать участия в жизни и делах класса- 6

 5. Добросовестно ли ты относишься к выполнению общественного поручения?

 Да – 26, нет -11, не знаю - 2

6.Какова роль классного руководителя в самоуправлении коллектива?

Большинство детей ответили, что педагог должен помогать в разных делах, может наблюдать, контролировать и руководить работой класса.

7. Совет класса может решать проблемы класса, организовать мероприятие, классный час. Также решать вопросы об успеваемости, посещаемости, поведении обучающихся.

8. Ученики 5-6 классов назвали конкретные поручения, которые они хотели бы выполнять, ученики постарше, затруднялись в ответах, не знают конкретно  чего они хотят.

8.Конкретных пожеланий и предложений у обучающихся  по организации жизнедеятельности класса нет.

Проведенная диагностика показала, что ученическое самоуправление не работает на должном уровне, нужно продолжать работу по развитию ученического самоуправления класса и школы в целом. Действенность органов самоуправления минимальна, отсутствие инициативы, резко сократилось количество ребят, владеющих организационными навыками.

 Слайд 26. Что надо сделать, чтобы активизировать работу ученического самоуправления?  

Основной задачей для активизации ученического самоуправления является:

- Активное вовлечение каждого школьника  в разнообразную деятельность.

 Что является основным механизмом формирования личности?

- Обучение школьников управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность обучающихся.

- Повышение интеллектуального уровня школьников, воспитание в детях добра и милосердия.

-  Развитие творческой индивидуальности ребёнка.

-  Активизировать учёбу актива ученического самоуправления

-   Привлечь педагогов для участия в ученическом самоуправление (обучение актива).

 

Слайд 27. Необходимо помнить, что «Ученическое самоуправление помогает педагогам и школьникам наладить диалог, понять друг друга. И те, и другие часто друг другом недовольны. Они порой друг друга совершенно не слышат. Хотя встречаются каждый день»… 

«Если мы хотим, чтобы наши дети стали во взрослой жизни самостоятельными и успешными, то надо создать все условия, чтобы они были такими в школе уже сегодня». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы самостоятельного анализа текста как путь к творческому развитию личности школьника.

Опыт экспериментальной работы по развитию навыков самостоятельного анализа публицистического текста...

«Создание условий для реализации творческого развития обучающихся с эмоционально-волевыми нарушениями во внеурочной деятельности».

   В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России сформулирована  новая цель современного отечественного  образования: воспитание, социально-педаг...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ« ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ »

ВВЕДЕНИЕНа сегодняшний день термин «социализация» получил широкую распространённость, но до сих пор не имеет однозначного толкования. Самое распространённое определение даётся в Российской педаго...

Новые информационные технологии в творческом развитии обучающихся на уроках музыки

На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность. Инновационные технологии -  это целый спектр обучающей деятельности, как на уроках музыки, так и на других предметах.Применение информацион...

Новые информационные технологии в творческом развитии обучающихся на уроках музыки

На каждом уроке нужна проблема, новизна, неожиданность. Инновационные технологии -  это целый спектр обучающей деятельности, как на уроках музыки, так и на других предметах.Применение информацион...