Презентация "Метапредметный подход в обучении как средство повышения качества образования"
презентация к уроку на тему

Дубинина Елена Вячеславовна

Презентация и доклад были представлена на заседании педагогического совета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnye_rezultaty.pptx922.88 КБ
Файл doklad.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метапредметный подход в обучении как средство повышения качества образования

Слайд 2

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий, а с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Слайд 3

Основные понятия метапредметного подхода «Мета» («за», «через», «над» Всеобщее, интегрирующее Метадеятельность Метазнания Метаспособы Метаумения Универсальные учебные действия

Слайд 4

Метапредметный урок. Какой он? Что я делаю? (предмет деятельности) Для чего я делаю? (какова цель) Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы) Какой это дает результат? За счет чего этот результат достигнут? Какой будет результат???

Слайд 5

Метапредметный урок - Это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося. Знания, полученные на метапредметном уроке, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».

Слайд 6

Метапредметный урок - Это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций обучающихся. Это переход к новым технологиям, суть которых в личностно-ориентированной направленности

Слайд 7

Метапредметный урок подлежащее найти легче, если к нему задать вопрос от сказуемого Развитие личности Личный опыт учащихся создание образовательных продуктов исследований Продуктивная учебная деятельность

Слайд 8

Требования к метапредметному уроку Урок должен быть проблемным и развивающим. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. Выводы на уроке делают сами учащиеся. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Планирование обратной связи – рефлексии.

Слайд 9

Требования к уроку

Слайд 10

Требования к уроку Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности

Слайд 11

Построение урока Постановка учебного задания Деятельность учащихся Подведение итогов Контроль процесса и степени выполнения Рефлексия

Слайд 12

Метапредметный урок Метапредметная учебная деятельность Метапредметное содержание образования Метапредметные образовательные результаты Метазнания Метаспособы Метаумения Метапредмет Фундаментальный образовательный объект Образовательная ситуация УУД Понятийный кластер проектирования метапредметного урока

Слайд 13

Итог метапредметного урока ч главным итогом урока должно быть достижение метапредметного результата

Слайд 14

Метапредметные результаты – это освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение компетенциями, составляющими основу умения учиться .

Слайд 15

Этап 1. Построение учебных задач Познавательные УУД Коммуникативне УУД Регулятивные УУД Решение задач известным способом Фиксирование проблем Умение слушать Построение понятных для собеседника высказываний Принятие и сохранение учебной цели и задачи

Слайд 16

Этап 2. Совместное исследование проблемы Познавательные УУД Коммуникативне УУД Регулятивные УУД Умение анализировать, доказывать, аргументировать свою точку зрения Умение строить речевые высказывания. Рефлексия своих действий Умение исследовать условия учебной задачи. Умение обсуждать предметные способы решение

Слайд 17

Этап 3. Моделирование Познавательные УУД Коммуникативне УУД Регулятивные УУД Умение фиксировать в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения Умение воспринимать ответы других учащихся Умение осуществлять самоконтроль. Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Слайд 18

Этап 4. Конструирование нового способа действия Познавательные УУД Коммуникативне УУД Регулятивные УУД Умение проводить коллективное исследование, конструирование нового способа действия. Умение формировать понятия Умение участвовать в обсуждении содержания материала Умение принимать и сохранять учебную цель и задачу. Умение осуществлять самоконтроль

Слайд 19

Этап 5. Переход к этапу решения частных задач Познавательные УУД Коммуникативне УУД Регулятивные УУД Умение осуществлять работу по выполнению отдельных операций Умение формулировать собственное мнение и позицию Умение осуществлять самоконтроль

Слайд 20

Этап 6. Применение общего способа действия решения частных задач Познавательные УУД Коммуникативне УУД Регулятивные УУД Умение применять новый способ. Умение отрабатывать операции, в которых допущены ошибки Умение строить рассуждения, понятные для собеседника. Умение использовать речь для регуляции своего действия. Самопроверка. Умение отрабатывать способ в целом. Умение осуществлять пошаговый контроль по результату

Слайд 21

Этап 7. Контроль на этапе окончания учебной темы Познавательные УУД Коммуникативне УУД Регулятивные УУД Умение выполнять работу, анализировать, контролировать и оценивать результат Рефлексия своих действий Умение осуществлять пошаговый контроль по результату

Слайд 22

Результаты деятельности ученика и учителя могут быть представлены в следующих формах Реферат, доклад, сообщение, отчет; Афиша, буклет, альбом; Фото, видеофильм, спектакль; Газета, журнал, титульный лист; Плакат, открытка, рисунок; Макет, модель, муляж, символ, изделие; Продукт, вещь (мебель, одежда и т.д.); Схема, таблица, график, диаграмма; Сочинение, сказка, рассказ, эссе, стихи; План, программа, сценарий; Алгоритм, компьютерная программа

Слайд 23

К О М Ф О Р Т Компетентность, критичность, креативность , культура Открытие, ответственность, осознанность, образованность Мотивация, моделирование, мастерство Фантазия, функциональность, фундамент Обучение, опора, , озарение Развитие, радость, результат, рост Творчество, талант, тепло, темп

Слайд 24

«… ребенок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребенка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение» П.П.Блонский



Предварительный просмотр:

Метапредметный подход
в обучении

как средство повышения качества образования

Слайд 1.  

Главная задача новых государственных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования, - вооружить ребенка таким важным умением – умением учиться.

В свою очередь, умение учиться – важный фактор, который повышает эффективность освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и образа мира, ценностных оснований личностного выбора.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер.

Часто учащиеся, изучая один и тот же материал по разным учебным предметам, не  могут сформировать единое представление о понятии, сопоставить  алгоритм решения задач. В этом ему и поможет метапредметный подход в обучении.

Слайд 2.

Метапредметный подход был разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

        И предполагает, что учащийся сможет сам добывать информацию об окружающем его мире.

Слайд 3.

        Основные понятия метапредметного подхода. «Мета» от .. – всеобщее интегрирующее. И включает в себя:

  • метадеятельность – деятельность, которая обеспечивает  процесс  обучения  в  рамках  учебного  предмета, и направлена  на  формирование  универсальных учебных действий.
  • метазнания -  знания о получении знаний, т.е. приемы и методы познания и возможности работы с ним.
  • метаспособы – методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач.
  • метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные (надпредметные) познавательные умения (умение перерабатывать информацию, критическое мышление, творческое мышление, качество мышления).

Метапредметность  подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то грани.

        Важно не столько дать ученику как можно больше знаний, сколько обеспечить его личностное, познавательное и общекультурное развитие.

Необходимо создавать условия, когда учащиеся слушают и слышат друг друга, умеют оценивать свой ответ адекватно, хотят узнать что-то новое. Необходимо передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.

Слайд 4.

«Я иду на урок» - сколько раз за свою практику мы произносим эту фразу… Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?».

        Я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать?         

В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы.

Слайд 5.

        Метапредметный урок.

Его цель – перенос полученных знаний в практическую деятельность.

Полученные знания являются универсальными.

Слайд 6.

Это урок  по  учебному  предмету, направленный  на  формирование   у  школьников  соответствующих способов  деятельности, применимых  как  в  рамках  образовательного  процесса, так  и  в  реальных                    жизненных  ситуациях

Слайд 7.

Метапредметный урок предполагает…

  • учащийся осмысливает во время урока использование содержания материала в жизни;
  • на уроке видимы взаимоотношения наук (интеграция);
  • созданы проблемные ситуации, требующие личностного самоуправления;
  • учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя, найти решения тех или иных поставленных задач.

Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.

Ориентация на   развитие базовых способностей:                                       мышления, воображения,

  • целеполагания,  
  • понимания,
  • действия.

Слайд 8.

        Требования к метапредметному уроку:

  • Урок должен быть проблемным и развивающим.
  • Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
  • Выводы  на уроке делают сами учащиеся.
  • Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
  • Планирование обратной связи –
  • рефлексии.

Слайд 9-10.

И, конечно же, построение урока по схеме. Слайд 11.

Слайд 12.

        Рассказать по схеме.

Слайд 13.

Прежде всего мы работаем на результат, в том числе на межпредметные результаты.

Учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов.

Слайд 14.

Метапредметные результаты – это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.

Сейчас я предлагаю вам рассмотреть, какие межпредметные результаты формируются на каждом этапе урока.

Слайд 15.

Обучение  детей целеполаганию, формулированию темы, цели урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать  проблемную ситуацию для определения учащимися границ знаю – не  знаю.

Слайд 16-21.

        Очень важным в регулятивных умениях является самоконтроль.

Слайд 22.

Результаты деятельности ученика и учителя могут быть представлены в следующих формах:…

Слайд 23.

И все же, главное, что должен обеспечить урок, - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта для учителя. Комфорт – это обстановка спокойствия, уюта, удобства. Я подобрала слова-ассоциации, относящиеся к современному уроку. У каждого учителя они свои…

Урок – это ступенька к знанию и самопознанию…

Слайд 24.

        «Ребенок черпает то, …»

        Роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового.

        Сформированность метапредметных УУД обеспечивает овладение учащимися компетенциями, которые и составляют основу умения учиться.  Сформированные метапредметные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по разным предметам и, следовательно, средством повышения качества обучения школьника в целом.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология личностно ориентированного обучения как средство повышения качества образования

В помощь проведения педагогического педсовета.“Школа – это тот социальный институт,             где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальн...

Профильное обучение как средство повышения качества образования

Разработанная программа "Экономика" для учащихся 10-11 классов обеспечивает изучение ключевых тем , что позволяет подготовить выпускников профильного социально-экономического класса к успешкной сдаче ...

«Индивидуализация обучения как средство повышения качества образования»

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь....

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные во...

Дистанционное обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС

       Презентация  "Дистанционное  обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС" является основой для проведения мастер-класса,...

Выступление на МО «Практико-ориентированный подход в обучении как условие повышения качества образования» (Протокол № 4 от 23.03. 2017 г.)

К современному образованию предъявляются новые требования. Одно из основных - сделать образование не только качественным, но и практически целесообразным. Другими словами,  усилить практическую н...