Педсовет на тему «Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога – залог здоровья участников воспитательно-образовательного процесса».
методическая разработка на тему

Балашова Елена Васильевна

Профессиональная компетентность  зависит от множества факторов как объективных, так и субъективных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet1.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

«Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога – залог здоровья участников воспитательно-образовательного процесса».

Предлагаю вашему вниманию педагогический совет: «Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога – залог здоровья участников воспитательно-образовательного процесса».

В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей.  А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. К определению понятия «профессиональная компетентность учителя» существуют разнообразные подходы, с которыми знакомят педагогов в ходе педагогического совета.

Компетенция позволяет выяснить, насколько успешны действия человека относительно собственных требований и требований, выдвигаемых со стороны. Социальная связь помогает понять, как складывается взаимодействие человека с другими людьми и насколько позитивно он воспринимает аспекты коммуникации.

Уровень развития профессиональной компетентности  зависит от множества факторов как объективных, так и субъективных.

Педагогический совет, который проходил в форме деловой игры, позволил педагогам сделать вывод о том, что чрезвычайно важной проблемой современного образования является развитие у педагога такого уровня профессиональной компетентности, который бы позволил ему осваивать все новое, что появляется в педагогической науке и практике, быть активным участником происходящих преобразований, вносить свой вклад в построение развивающейся гуманитарно-ориентированной школы.

Кроме того, педагог-психолог помог выявить, что профессия педагога предъявляет серьёзные требования к эмоциональной сфере личности. Работа учителя требует от него огромных душевных сил. Поэтому  в педагогической деятельности особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога.

Педагогическая деятельность насыщена разными напряжениями ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования. Как выйти из сложившейся сложной ситуации? На что обратить внимание? Как помочь себе и ребёнку, сохранив при этом здоровье своё и окружающих. Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную и здоровую зрелость личности и влияет на имидж педагога. 

Педагог учится определять очень простой прием самодиагностики коммуникативных типов.

В практической деятельности педагогов в рамках педагогического совета стоит  цель – наглядно показать педагогам необходимость  формирования ученических групп,  для плодотворной деятельности, учитывая их психо-физиологические особенности.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Тема: «Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога – залог здоровья участников воспитательно-образовательного процесса».

Эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы навыки приобретения, организации и применения  знаний.

Цель педсовета: способствовать развитию профессиональной компетентности и педагогического мастерства педагога.

Задачи педсовета:

  • повышение профессионального мастерства педагогов школы по теме педсовета;
  • способствовать осознанию педагогами необходимости развития качеств, обеспечивающих эффективное управление воспитательно-образовательным пространством: рефлексивности, эмпатичности, гибкости, и др.;
  • сформировать у педагогов представление о способах и приёмах профессионально-личностного саморазвития;
  • определение эффективных форм педагогической работы по формированию знаний, умений и навыков учащихся, компетентностного подхода.

План проведения педагогического совета

Подготовительная работа.

1. На кануне проведения педагогического совета  была проведена диагностика среди педагогов:

  • темперамент;
  • модальность;
  • тип личности;
  • профессиональное выгорание;

и обучающихся:

  • темперамент;
  • модальность;
  • тип личности

2.  За 3 дня до педсовета для педагогов школы-интерната психологом был проведён семинар по теме: «Психолого - педагогическая  компетентность педагога»

 Цель: «Содействовать развитию психолого-педагогической компетентности и личностно-деятельностных компетенций».

При обсуждении вопросов создаются условия для проявления активности слушателей: включение их в процесс выявления и осознания профессионально-личностных проблем, обмен опытом, анализ проблемных ситуаций и др.

Ход педагогического совета.

I.   Демонстрационные вопросы перед педсоветом и ответы на них.

(Вопросы  демонстрируются с мультимедийного экрана и позже  сам ведущий на них отвечает.)

  1. Народ какой страны создал тарантеллу? (Италии.)
  2. В переводе с латинского языка это означает состязание, соперничество. О каком музыкальном жанре идет речь? (Концерт.)
  3. От чего умер Базаров? (От заражения.)
  4. Какая часть речи в русском языке не относится ни к самостоятельной, ни к служебной части речи? (Междометие.)
  5. Назовите формулу площади круга. (nR2)
  6. При каком императоре было отменено крепостное право?  (При  Александре I1.)
  7. Как называется слияние городских агломераций? (Мегаполис.)
  8. Кто является основоположником теории химического строения органических соединений? (А.М. Бутлеров.)
  9. Какая величина является мерой гравитации? (Масса.)
  10. Кто считается русским энциклопедистом в области  науки, культуры, искусства и технологии производства? (М.В. Ломоносов.)
  11. Что производит на архитекторов Европы самое силы впечатление при посещении  Санкт- Петербурга? (Реки, мосты, решетки.)

Задание педагогическому коллективу: посчитать, сколько у каждого будет правильных ответов. Затем выясняется,  кто их присутствующих ответил на все вопросы, 10, 9, 8 и т.д.  Результаты свидетельствуют, что таких нет, в основном 3-4 ответа .)

Возможно, учителя не могли ответить из-за неожиданности такой формы начала работы или недостаточности времени обдумывание, или принадлежности вопросов разным образовательным областям, или другим причинам. Это еще раз доказывает, что незнание каких-то фактов не мешает учителю жить и трудиться, не умаляет его значение как специалиста. Есть различные источники информации и задача учителя научить  учащихся пользоваться ими, научить их учиться. 

II.   Доклад 1

 Тема нашего педагогического совета звучит так: «Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога – залог здоровья участников воспитательно-образовательного процесса».

В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей.  А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.

Давайте  уточним значение слов и прежде заглянем в словарь С.И. Ожегова.

Компетентный - знающий, осведомленный, авторитетный специалист. Обладающий компетенцией.

Компетенция - 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.

                             2. Круг чьих-нибудь полномочий, прав.

К определению понятия «профессиональная компетентность учителя» существуют разнообразные подходы, но ключевым словом является «способность». Остановимся на определении профессиональной компетентности профессора Т.Г. Браже, которая рассматривает это понятие как деятельность учителя. Учитель должен владеть не только базовыми (научными) знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями, мотивами его деятельности, пониманием себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала. 

Рассмотрим определение профессиональной компетентности, которое дано профессором АЛ. Тряпицыной. Профессиональная компетентность - интегральная характеристика, определяющая способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Следовательно, компетентность проявляется в деятельности.

Классификация компетентностей.

Выделяются базовые, специальные и ключевые компетентности. Рассмотрим каждую в отдельности.

Базовые компетентности отражают специфику определенной профессии (педагогика, медицина и др.).

Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы  (математика, естествознание, история искусств и др.)

Ключевые компетентности отражают способность решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации.

Компетенция (умение) решать проблемы, не появляющиеся в результате многократного механического повторения действий, компетенция принятия решений не развивается там, где нет возможности решения, компетенция контроля не формируется там, где контроль осуществляется извне.

Компетенция позволяет выяснить, насколько успешны действия человека относительно собственных требований и требований, выдвигаемых со стороны. Социальная связь помогает понять, как складывается взаимодействие человека с другими людьми и насколько позитивно он воспринимает аспекты коммуникации.

 

  Уровень развития профессиональной компетентности  зависит от множества факторов как объективных, так и субъективных.

Объективными факторами содержания и процесса развития профессиональной компетентности являются особенности конкретного исторического периода развития общества. Уровень развития психолого-педагогической науки и господствующей в ней парадигмы также отражает требования к личности педагога и является фактором, влияющим на развитие компетентности.

Субъективные факторы отражают личностные особенности педагога, его ценностные ориентации и приоритеты, интересы и потребности, которые непосредственно отражаются на процессе становления профессиональной компетентности. К субъективным факторам содержания и развития профессиональной компетентности педагога можно отнести нравственно-духовную и интеллектуальную готовность и деятельную состоятельность.

Можно сделать вывод о том, что чрезвычайно важной проблемой современного образования является развитие у педагога такого уровня профессиональной компетентности, который бы позволил ему осваивать все новое, что появляется в педагогической науке и практике, быть активным участником происходящих преобразований, вносить свой вклад в построение развивающейся гуманитарно-ориентированной школы.

Компетенции педагога.

  • Знать психологические особенности каждого ребёнка, использовать в организации учебного процесса.
  • Уметь корректировать учебную программу предмета в соответствии с учебным планом школы.
  • Расширять знания учащихся через применение межпредметных связей.
  • Овладеть умением составлять программы профильных предметов, спецкурсов, элективных курсов.
  • Изучать и использовать в образовательном процессе технологии, способствующие овладению учащимися активными способами познания.
  • Развивать навыки рефлексии.
  • Овладеть умением обобщать собственный опыт работы.
  • Научиться представлять собственный опыт коллегам.
  • Использовать возможность представления опыта работы на страницах печатных изданий.
  1. Доклад 2

«Эмоциональная  культура педагога как показатель профессиональной компетенции».

Однако профессионализм педагога, его педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности.  В её «живом» реальном процессе профессиональное выступает в единстве с общекультурными и социально-нравственными проявлениями личности педагога.  Профессия педагога предъявляет серьёзные требования к эмоциональной сфере личности. Работа учителя требует от него огромных душевных сил. Поэтому  в педагогической деятельности особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной культуре педагога.

Специфика педагогической деятельности такова, что педагогу необходимо развиваться не только как специалисту в области своего предмета, но и как личность. А развитие личности не представляется возможным без самопознания, с каким тесно связаны эмоциональные переживания: чем более познание связано с сердцевиной «Я», тем в большей мере в ней задействованы эмоции.

Культура проявления эмоций и чувств человека позволяет судить не только о его воспитанности, но и об умении общаться с другим человеком.

Педагогическая деятельность насыщена разными напряжениями ситуациями и различными факторами, связанными с возможностью повышенного эмоционального реагирования.

Каждая напряженная ситуация вызывает у педагога эмоциональное напряжение, которое может проявляться в пассивно-защитной (слезах) или в агрессивной (окрики, нервное хождение по классу, резкий стук по столу и т. д.) форме. Такого рода эмоциональные реакции наблюдаются не только у молодых педагогов, но и учителей со стажем. Многие педагоги отмечают, что после пережитого эмоционального напряжения их самочувствие ухудшается (головные боли, расстройства пищеварения, заболевания сердечно-сосудистой системы и т. д.), а, следовательно, снижается работоспособность, что ведет в свою очередь к синдрому «эмоционального выгорания»,  следовательно и профессионального.

Согласно современным данным, под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие,     выделенные  

К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной  опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает негативное отношение к своему труду и к ученикам.

Редукция профессиональных достижений - это возникновение у работников негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки.

Важнейшими показателями эмоциональной культуры педагога является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости учителя.

Очень важно отметить, что эмоциональное отношение учителя к ученикам во многом определяет успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.

Оказывается, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учителя эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален  и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу.

Положительное, комфортное общение учителя с учащими возможно при грамотном умении учителя выражать перед учениками свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, поэтому мимика педагога должна быть разнообразной. Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Данное качество называется также динамизмом. Так же эмоциональная гибкость - это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, то есть эмпатию.

Эмпатия - образование системное, которое включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие другому и активное помогающее поведение. Основу эмпатии составляют эмоциональная отзывчивость, разум и рациональное восприятие окружающего.

Итак, можно сказать, что эмоциональная культура учителя является динамическим образованием личности, характеризующее эмоциональную направленность стиля профессионального поведения и проявляющееся во владении механизмами управления собственными эмоциональными состояниями и эмоциональным откликом учащихся, в стремлении к совершенствованию своего эмоционального опыта.

Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную и здоровую зрелость личности и влияет на имидж педагога.

IV.   Диагностические данные предоставленные педагогом - психологом

1.  Представление диагностики  психо –физического состояния педагогического коллектива

2.  А теперь поговорим о школьниках.

Побывав  сегодня в роли ученика, почувствовав дискомфорт от незнания правильного ответа, а возможно и интерес проверить себя, каждый из вас  подумал о школьниках, которые постоянно попадают в подобные ситуации. И как вы думаете, переживают ли они в этот момент стрессовую ситуацию? Все ли наши воспитанники способны  обладать подобными знаниями и возможностью быстрого реагирования на поставленный вопрос или решение определённой задачи?

Представление диагностики  чувств воспитанников школы-интерната.

    V.   Доклад 3         (Педагог-психолог)

Можно предложить очень простой прием самодиагностики коммуникативных типов.

При целостном описании поведения человека и групп людей, выделяют три составляющих его плана (или компонента): познавательный (информационный, когнитивный), аффективный (эмоционально-коммуникативный), практический (поведенческий, регулятивный).

С особой очевидностью три составляющих проявляются в общении человека с человеком, в межличностных отношениях. Преобладание одного из компонентов дает возможность различать типы людей; первый (когнитивный или познавательный) больше ориентирован на познание мира внешнего и внутреннего, второй (эмоционально-коммуникативный) предпочитает общение, контакты с другими людьми, для третьего (практического) практическая завершенность представляет основной смысл образа жизни. Условно каждый из типов людей можно назвать: «мыслитель», «собеседник», «практик»]. Это так называемые «чистые» типы, и разделить всех нас на эти типы непросто. Вместе с тем, тяга к размышлениям и успехи в этих делах - признак «мыслителя», любовь к общению и достижения в сфере человеческих контактов характеризуют «собеседника», ориентация на преобразование окружающей действительности и эффективность в этой области - признак «практика».

Можно предложить очень простой прием самодиагностики коммуникативных типов. Вот краткая их характеристика. «Мыслитель» ориентирован на постоянные размышления о жизни, науке, искусстве и технике. Он любит разнообразные логические задачи, не прочь пофантазировать. Все это заставляет его сосредоточиваться на мышлении, на внутренних своих рассуждениях. В результате - малая общительность, часто неумение решать организационные задачи, о таких людях иногда говорят: «Он не от мира сего». И действительно, они живут в каком-то особом, сконструированном собой мире.

Тип личности «собеседник» ориентирован на общение, легко и просто вступает в контакт с другими. Предпочитает теплые компании, умеет подшучивать над другими и над собой.

«Практик» характеризуется тем, что он терпеть не может незавершенности начатых дел. Он любит четко поставленные задачи, требующие решительных действий. Не терпит волокиты и рассуждений. Последователен в своих действиях. У него сильно развита социальная смелость, которая выражена в способности выступать в больших аудиториях, среди малознакомых людей. Он часто хороший организатор.

Проявление и выделение типов оказывается возможно в том случае, когда отдельному человеку или группе необходимо решать три типа задач: мыслительные, коммуникативные и практические. И каждый из трех типов справляется с познавательными, учебными задачами, может вступить в контакт с другими людьми, завершить начатое дело. Но не только по успешности можно различить людей, но и по «цене» тех усилий, которые для этого понадобятся. Одному легче одно, другому другое. «Мыслитель» предпочтет решать интеллектуальные задачи самостоятельно, прочтет книжку, сам продумает варианты решения. «Собеседник» эту же информацию с большим удовольствием и простотой получит в общении с другими людьми. «Практику» удобнее и приятнее что-то организовывать, сделать либо самому, либо привлекая других людей.

 «Мыслитель», «собеседник», «практик» наглядно просматриваются при оценке стиля поведения учителей и преподавателей. Для образца можно дать описание трех типов лекторов.

Лектора-«мыслителя» можно назвать информатором. Главной особенностью его стиля лекционной работы является отстраненность от слушающих людей. Он как бы сообщает, констатирует существующие факты и закономерности. Логика изложения материала подчинена предмету и личное отношение к нему практически незаметно слушателям. Лектор-«мыслитель» мало ориентирован на реакцию аудитории, она почти не влияет на его состояние и последовательность раскрываемого материала. Оппонентом, критиком его мыслей может быть только он сам или его авторитеты. В лекции он больше прислушивается к себе, к правильности логики, своему пониманию предмета, а не к мнениям других. Несогласие аудитории мало его волнует.

Эмоционально-коммуникативный тип лектора можно назвать «собеседником». Эта позиция характеризуется доверительностью, эмоциональностью отношений лектор - слушатель. Лекция протекает как совместное обсуждение интересных для всех вопросов. Лектор максимально ориентирован на аудиторию: ее интерес к сообщению, фактам, эмоциональную включенность в процесс общения, И если лектор-«мыслитель» сравнительно спокоен к лицам равнодушным, то для лектора-собеседника» чрезвычайно важно сопонимание, сочувствие слушателей. Оно существенно стимулирует его деятельность (активность - пассивность, эмоциональность-безразличие и т. д.). Лектор-«собеседник» предпочитает небольшие аудитории, так как они сокращают дистанцию и дают возможность лучше чувствовать настроение слушателей, их отношение к лекции и к самому лектору. Лектор-«собеседник» чаще пользуется яркими примерами, фактами из жизни, меньше заботится о стройности изложения и логичности доказательств в отличие от лектора-«мыслителя».

Лектор-«практик» демонстрирует агитаторский стиль поведения, который должен убедить слушателей «в незыблемости истин», представленных в лекциях. Лектор-агитатор максимально включен как в предмет, о котором он говорит, так и в общение с аудиторией. Если для лектора-«мыслителя» главным является стройность, логическая непротиворечивость и обоснованность в изложении материала, для лектора-«собеседника» -доверительность и доходчивость, то для лектора«практика»-агитатора главное - убедить, склонить на свою точку зрения и даже заставить следовать положениям, предложенным в лекции.

Можно выявить и такую аналогию лекторов. «Мыслитель» рассчитывает на сопонимание того, о чем идет речь. «Собеседник» ждет сочувствия слушателей к предмету разговора. Агитатор стремится к соучастию практическому следованию слушателей тем положениями в лекции. В речи «практика»-агитатора преобладают формы долженствования, категоричности высказываний, чего нет в речи «мыслителя» и тем более «собеседника». В речи лектора-«собеседника» часто встречаются риторические вопросы, которые заставляют слушателей чувствовать себя не пассивными участниками, а собеседниками. Полемическая форма изложения материала, «думанье вслух» лектора-«собеседника» усиливает психологический контакт, лучше формирует общность взглядов, отношений к обсуждаемым вопросам. В речи «мыслителя» вопросительная, полемическая форма изложения материала отсутствует, так как она может разрушить логику лекции. Мимика и жестикуляция более всего свойственна лекторам-«собеседникам» и «практикам»-агитаторам. Причем у агитаторов она беднее, менее многообразна, но более четкая. Она подчеркивает убеждающую силу агитатора «идти за ним». «Мыслитель» всячески минимизирует проявление своих чувств и отношений. Он достигает убеждающего эффекта за счет логики доказательств, последовательности, ясности определений, их системности.

На этих примерах лекторов хотелось показать ту выразительную сторону общения, которую демонстрируют различные типы людей. Но многое зависит от аудитории, с которой приходится иметь дело лектору, от задачи, которая стоит перед ним: информировать, провести интересное собеседование, увлечь и повести за собой.

В других условиях общения и совместной деятельности также проявляются три элемента взаимодействия человека с человеком. И лучше если в человеке гармонично сочетаются познавательный, коммуникативный и практический компонент.

    VI.   Практическая деятельность.

1. Педагогический коллектив делится на группы по типу восприятия, учитывая тип личности.

2. Каждая группа получает задания, эти задания ни как не связаны с темой педсовета и совершенно не понятные в своём предназначении, но они ставят педагогов в положение ученика. (решить задачу, вставить пропущенные буквы в слова, разобрать предложение, из набора слов составит четверостишье …).

Задание несёт методическую функцию и проходит в форме игры.

Цель: наглядно показать педагогам необходимость  формирования ученических групп,  для плодотворной деятельности, учитывая их психо-физиологические особенности.

Задание: выполнять задания по - порядку, начиная с первого задания, при выполнении 1 задание оно несётся в коробку-почту и только тогда приступаете ко 2 заданию и т.д.

В каждой группе назначается смотритель, который следит (анонимно) за поведением и действиями педагогов в группе, позже заполняет лист на6людателя.

3. После перерыва каждой группе даётся возможность высказать своё мнение о работе группы, после чего анализируют работу групп наблюдатели, и лишь потом раскрывается цель данной практической деятельности.

Вывод ведущего: Группы были разделены по модальности. Как видите, поведение, восприятие и работа педагогов при решении заданий совершенно не нужных и не понятных было абсолютно разное. От чего это зависит? От того, что педагоги тоже все разные по восприятию, темпераменту, типу личности.

Следовательно, мы педагоги, уже не можем работать по старому, мы должны находить новые формы работы, учитывая индивидуальные особенности функциональной организации мозга каждого ученика. Учителю при разработке методических планов необходимо учитывать, что ученики с разной межполушарной асимметрией делают разные количественные и качественные ошибки. Учитывая нейролингвистические особенности детей., учителю важно излагать материал на доступном их мозгу языке, то есть с опорой на аудиальное, визуальное и кинестическое восприятие.

Работа педагога в трёх модальностях возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика. Например, нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идет более прочное запоминание материала. Визуалисту необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Аудисту нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения сложного задания издает звуки, шевелит губами. Без этого он может не справиться с заданием.

Замечания ученику необходимо также делать на его языке: визуалисту - покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику положить руку на плечо, похлопать по нему; аудисту - сказать шепотом: «ш-ш-ш»

Учитывая темперамент и тип личности можно более качественно провести работу парам и в группах на уроке и во время самоподготовки, разделить класс на трудовые бригады и организовать дежурство или творческую работу.

Практические рекомендации для учителей и родителей.

  1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
  2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.
  3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
  4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
  5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности.

Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.

  1. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.
  2. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощения правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально -логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
  3. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.
  4. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы «врожденной» грамотности.

Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.

  1. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.
  1. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.
  2. Помните: нормой для ребенка является - не знать что-либо, не уметь, ошибаться.
  3. Лень ребенка - сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранная вами методика работы с данным ребенком.
  4. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
  5. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.
  6. Сделайте своей главной заповедью- «не навреди». 

Решение педагогического совета

1. Совершенствовать уровень профессиональной компетенции;

В течение года.

Ответственные: педагоги, руководители МО

2. Повышать уровень эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости педагога;

В течение года.

Ответственные: педагоги, руководители МО

3. Формировать у воспитанников способности к самоанализу, самовоспитанию и готовность к саморазвитию;

В течение года.

Ответственные: педагоги, руководители МО

4. Педагогу–психологу предоставить на каждый класс пакет документов по диагностированию воспитанников  школы-интерната до ……

5. Провести круглый стол (семинар-практикум) «Компетенции педагогов в условиях перехода на профильное обучение»

В течение года.

Ответственные: зам. директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение об уполномоченном по правам участников воспитательно-образовательного процесса

Положение об уполномоченном по правам участников воспитательно-образовательного процесса поможет администрации школы в работе по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, для создания школн...

Эссе на тему: «Я – учитель». Конкурс педагогического мастерства "Педагог года - 2019"

Кто же такой учитель? Только ли это тот, кто ведёт уроки?  Не побоюсь высказать мнение, что учитель – это не наименование должности. Учитель – это человек, который обучает людей полез...

Доклад на педсовет по теме "Профессиональная педагогическая ИКТ компетентность через использование интернет - ресурсов"

Профессиональная педагогическая ИКТ компетентность через использование интернет-ресурсов....

Выступление на педагогическом совете по теме "Профессиональная компетентность педагога"

Материал статьи содержит основные составляющие профессиональной компетентности современного педагога...

ДОКЛАД на тему «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя».

Кто может сказать, что провести урок довольно-таки просто, что сама подготовка к уроку не занимает много времени?Подготовиться к уроку и провести его, на мой взгляд, не так уж и просто, это систематиз...