Доклад на педсовет по теме "Профессиональная педагогическая ИКТ компетентность через использование интернет - ресурсов"
материал

Иванцова Ольга Ивановна

Профессиональная педагогическая ИКТ компетентность через использование интернет-ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_pedsovet.docx32.34 КБ
Файл test_na_pedsovet.docx58.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада  «Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность через использование интернет-ресурсов»

Наш разговор пойдет об ИКТ-компетентности педагога, насколько мы занимаем активную позицию в освоении интерент-ресурсов, но параллельно прошу ознакомиться с перечнем компетенций педагога в сфере ИКТ. Что такое компетенции? Проще говоря, это наши знания. Несмотря на довольно объемный список компетенций, мы уже многие из них  умеем и знаем, а чему-то нужно и подучиться. Поэтому, читая перечень сразу примеряем на себя и делаем предварительные выводы с последующей перспективными целями и задачами для работы, чтобы в целом мы могла сказать о личной ИКТ-компетентности.

Компетентность – это знаю, могу, умею, применяю.

Слайд №1

Характерной особенностью развития современной образовательной системы является переход на новую технологическую основу. Под влиянием средств информационно-коммуникационных технологий меняются все компоненты методической системы обучения предмету (цели, содержание, формы, методы, средства).

Развитие ИКТ компетентности педагогов является одной из ступеней перехода к новым профессиональным стандартам.

На сегодняшний день внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

  • построение урока, воспитательского занятия с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ, презентаций, электронных учебников, видеороликов;
  • осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов;
  • организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями;
  • виртуальные экскурсии;
  • обработка результатов эксперимента;
  • использование интернет – ресурсов;
  • коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады.

Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для педагогов и педагогами. Огромное количество всевозможных курсов по информационным технологиям предлагают нам свои услуги. В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски). Но, к сожалению, приходится признать, что не все педагоги могут и работают на этом оборудовании. И согласно новому положению об аттестации, если педагог не владеет компьютером, то он не может быть аттестован на первую или высшую категорию.

Педагоги должны уметь осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию учебного предмета, и также формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность.

ИКТ-компетентность современного педагога является одним из важнейших показателей успешности его деятельности, ориентированной на системное использование ИКТ.

Под ИКТ-компетентностью педагога подразумевается личное качество педагога, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей учебно-воспитательной деятельности.

Слайд №2

Для формирования базовой ИКТ-компетентности необходимо:

  • наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
  • овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами MicrosoftOffice;
  • использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
  • формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

Слайд №3

Для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогу необходимо:

  • участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
  • участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах, в работе самых разных сетевых педагогических сообществ;
  • использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкий спектр цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
  • обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;
  • формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
  • разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.

Слайд №4

Педагог компетентен в области ИКТ, если:

 ведёт поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов; 
 участвует в работе сетевых объединений преподавателей, Интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня; 
 создает учебные пособия и материалы на электронных носителях с использованием стандартных приложений и инструментальных средств; 
 применяет готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях.

Слайд №5

Вот сайты, на которых можно пройти тесты на ИКТ компетентность для педагогов с получением диплома.

Слайд №6

Тест на ИКТ грамотность я прошла на сайте «Дельфиненок.ру» и получила диплом.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам пройти пробный тест, который даст возможность  частично проверить свои теоретические знания в области ИКТ.

Пройдите тест и узнайте свой уровень ИКТ-компетентности, потому что развивать, внедрять и сопровождать теорию и практику обучения в условиях новой информационно-образовательной среды могут лишь педагоги, хорошо подготовленные в плане освоения электронных технологий в профессиональной деятельности.

Слайд №7

Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность педагога:

Во - первых, ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты)

Во - вторых, педагог, используя компьютер, может готовить разнообразные дидактические материалы.

В - третьих, для педагога открывается возможность использования мультимедиа проектора, интерактивной доски. Важную роль занимает использование электронных учебников. Благодаря интерактивной подачи материала у обучающихся формируется творческий подход к обучению, ученик получает навыки самостоятельной работы, повышается уровень восприятия материала, ученик в течение всего урока занимает активную позицию, при изучении любой темы.

В - четвертых, педагог может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы. Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков.

В - пятых, использование интернет - ресурсов открывает широкие возможности перед педагогом:

  • участие в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной деятельности;
  • участие в профессиональных конкурсах, онлайн форумах и педсоветах;
  • использование при подготовке к урокам, в проектной деятельности.
  • формирование банка учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
  • разработка собственных проектов по использованию ИКТ.


Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными возможностями и способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций обучающихся.

Программы MS PowerPoint, MS Excel,  и использование возможностей интерактивной доски (ПО SMART Notebook 10) стали замечательным подспорьем в моей педагогической деятельности для изложения нового материала, уроков повторения, обобщения и контроля знаний и позволяют реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения.

Слайд №8

Весь материал, который я наработала с помощью данных программ можно увидеть на моем личном педагогическом сайте на нспортале, где я не только представляю свой опыт, но и делюсь им с коллегами.

Ссылка на сайт https://nsportal.ru/ivantsova-olga-ivanovna

В рубрике «Гостиная» на своей страничке я обмениваюсь опытом с многочисленными коллегами. К сожалению, на сайте нс портал не отображается количество посещений личного сайта другими коллегами.

Кроме того, участвую в профессиональных конкурсах различных уровней, формирую банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ – это мои самостоятельно составленные презентации по темам урока. Есть несколько презентаций, разработанных мною специально для интерактивной доски (ПО SMART Notebook 10).Также применяю  готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях.

Следует отметить, что время на предварительную подготовку  учителя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

В марте 2019 года участвовали с учеником 9 класса Середой Евгением во Всероссийском  конкурсе стихотворений «Родник памяти», наш видеоролик мы оправляли в Ютуб, просмотров у нас было около 50, получили грамоту благодарность за участие в конкурсе.

Слайд №9

В помощь педагогу.

1.Портал «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» [http://fcior.edu.ru/] предоставляет доступ к ЭОР и сервисам для всех уровней и ступеней образования.

Здесь собраны открытые модульные системы (ОМС), которые являются тематическим элементом уроков. Преподаватель, компонуя несколько моделей, может создать собственный ЭОР.

2.Сайт «Современный учительский портал» [http://easyen.ru] предоставляет бесплатный доступ к различным методическим разработкам по проведению учебных и внеучебных мероприятий для учеников школы.

 Слайд №10

Различная педагогическая информация, в том числе методическая, содержится на тематических образовательных порталах и сайтах, наполнение которых, как правило, посвящено определенному кругу педагогических проблем. Например, портал гуманитарной направленности (www.аuditorium.ru) , Федеральный портал по дополнительному образованию детей (http://vidod.edu.ru), портал естественнонаучного образования (http://en.edu.ru)  и др. Все вопросы, связанные с переходом на профильное обучение в старшей школе. можно найти на сайте (http://profile-edu.ru)

Электронная периодика образовательного характера представлена рядом российских электронных журналов по педагогике.которых уже довольно много. Наиболее распространенными являются:

• «Педагог» - http://www.bspu.altai.su/bspu info/pedagog;

· «Курьер образования» - http://www.courier.com.ru;

· «Зеркало» - http: //www/iph .ras.ru/ ~mc;

· «Учитель года» - http://www.teacheryear.ru

· «Образование: исследование в мире» - http://www.oim.ru;

· «Вопросы интернет-образования» - http://www.center.fio.ru/vio;

· «Эйдос» - http://www.eidos.ru

· Издательский дом «1 сентября» - http://www. 1 september.ru и др.

Слайд №11

По данным исследователей Интернет-пространства, наиболее известными в педагогическом сообществе являются следующие сайты:

1. Бесплатные библиотеки сети по разным педагогическим проблемам -http://allbest.ru/libraries.htm;

2. Портал Федерации Интернет-образования - http://www.fio.ru

3. Портал компании «Кирилл и Мефодий» - http: //www .km.ru;

4. Портал «Аудиториум» - www .Auditorium .ru;

5. Виртуальная школа «КиМ» - http://www.vscool.km.ru

7. Инновационная образовательная сеть «Эврика» - http://eurekanet.ru и др.

Вывод: Современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.

12.01.2021                                           Подготовила учитель Иванцова О.И.

Перечень компетенций учителя-предметника в сфере ИКТ

1. Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ. 
2. Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе. 
3. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации Федеральных целевых программ. 
4. Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс. 
5. Владение приёмами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов. 
6. Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.): 
- вводом текста с клавиатуры и приёмами его форматирования; 
- подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приёмами работы с инструментами векторной графики; 
- приёмами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, простыми расчётами); 
- приёмами построения графиков и диаграмм; 
- методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.); 
7. Владение простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики: 
- приёмами коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах; 
- приёмами вывода изображений на печать, записи на CD. 
8. Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности: 
- приёмами навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе; 
- приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями; 
- приёмами работы с файловыми архивами; 
- приёмами работы с интернет-пейджерами (ICQ, AOL, и т.п.) и другими коммуникационными технологиями. 
9. Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность. 
10. Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности: 
- наличием представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности; 
- наличие представлений о структуре web-страницы; 
- владение простейшими приёмами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта – файловой системы; 
- владение приёмами публикации сайта поддержки учебной деятельности в Интернет. 



Предварительный просмотр:

1. Что включает в себя ИКТ-компетентность учителя-предметника?

проведение уроков с использованием ИКТ

мониторинг развития учащихся

поиск учебных материалов в интернет

делится новыми навыками в использовании ИКТ со своими коллегами

2.Выберите программу для работы с текстовой информацией:

 MS Word

 MS PowerPoint

 Paint

 Adobe Flash Player


3.Программа, которая позволяет пользователю обеспечить любое взаимодействие с интернет сайтами и является одной из самых часто используемых программ на компьютере:

 Браузер

 Командная строка

 Adobe Flash Player

 Microsoft Outlook


4.Рабочая область мультимедийной презентации называется...

 Поле

 Слайд

 Страница

 Лист

5.Microsoft Excel – это...

 Программа для работы с электронными таблицами

 Программа для работы с изображениями

 Программа для работы с текстом

 Программа для работы с мультимедиа


6.Программа, которая осуществляет сжатие одного или множества файлов с последующей упаковкой в архив.

 Архиватор

 Архивация

 WinRAR

 WinZIP


7. Хранение информации на внешних носителях отличается от хранения информации в оперативной памяти:

 тем, что на внешних носителях информация может храниться после отключения питания компьютера;

 объемом хранения информации;

 возможностью защиты информации

8. Текст, набранный в тестовом редакторе, хранится на внешнем запоминающем устройстве:

 в виде файла;

 таблицы кодировки;

 каталога.

9. Браузер — это:

 антивирус.

 программа.

 база данных.

 сервер.

10.Какими средствами может быть реализована коммуникативная деятельность в дистанционном взаимодействии?
Выберите один или  несколько ответов.

 Чат-конференция

 Web-форум

 Медиапроект

 Web-доска объявлений

11.В презентации можно использовать:

 документы, подготовленные в других программах

 оцифрованные фотографии

 звуковое сопровождение

 все выше перечисленное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на педагогическом совете по теме «Использование Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка»

В последние годы все чаще поднимается вопрос об использовании новых информационных технологий в процессе обучения. Это не только новые технические средства, но формы и методы преподавания, новый подхо...

Использование Интернет-ресурсов в педагогической деятельности

Методическая разработка по теме "Использование интернет ресурсов на уроках современного английского языка" с представленными сайтами, где можно найти тексты для изучающего чтения с заданиями...

Статья «Профессиональная педагогическая ИКТ компетентность через использование интернет - ресурсов»

Проблема профессиональной компетентности современных педагогических кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий является актуальной как в педагогической теории, так и в практике образован...

ДОКЛАД НА СЕМИНАР « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

       Целью моей деятельности является повышение качества обучения русскому языку и литературе через использование интернет-ресурсов, а также совершенствование уровня владе...

Доклад на РМО "Использование интернет-ресурсов при подготовке к ГИА по русскому языку"

Доклад на РМО "Использование интернет-ресурсов при подготовке к ГИА по русскому языку"...

Доклад на тему «Интерактивные задания по использованию Интернет- ресурсов и платформ»

В связи с постоянным нарастанием объемов информации, которую необходимо принимать обучающимся, актуальным становится вопрос о том, как заинтересовать и привлечь детей к более полному и осознанному вос...