Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка на тему

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления работы учителя-дефектолога

с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Учитель-дефектолог - это специалист в области  изучения, обучения, воспитания и  социализации детей с отклонениями в  развитии. (слайд1)

    Цель деятельности учителя-дефектолога заключается в  обеспечении своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении.

Задачи: (слайд 2)

  1. Прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем;
  2. Составление индивидуальных комплексных программ;
  3. Изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
  4. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  5. Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

     Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы: (слайд 3)

  1. Диагностическое
  2. Коррекционное
  3. Аналитическое
  4. Консультативно-просветительское
  5. Организационно-методическое

   Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей рассматриваемой категории учащихся.

Направление

Содержание

Диагностическое направление

Цель обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня умственного развития ребенка, анализ письменных работ, наблюдение за учащимися в учебной деятельности.

Коррекционное направление

Коррекционное направление представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержание коррекционной работы.

Аналитическое направление

Данное направление обеспечивает взаимодействие всех специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий.

Консультативно - просветительское и профилактическое направление

Это направление предполагает оказание помощи впедагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка. А также создание просветительских уголков, информационных стендов и буклетов

Организационно-методическое направление.

Это направление включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, а также оформление документации.

Диагностическое направление работы: (слайд 4)

  • первичное дефектологическое обследование;
  • систематические        наблюдения за        динамикой        и        коррекцией психического, интеллектуального развития;
  • проверка соответствия выбранной программы, методов и приемов  обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

Коррекционно-развивающая работа:  (слайд 5)

  • создание условий для развития сохранных функций;
  • определение методов, приемов, средств коррекционно-развивающих  занятий
  • формирование положительной мотивации к обучению;
  • повышение уровня общего развития, восполнение пробелов

предшествующего развития и обучения;

  • коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–  личностной сферы;
  • воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков;
  • обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ в процессе коррекционно-  развивающих занятий.

Аналитическая деятельность и профилактика: (слайд 6)

  • системный анализ личностного и познавательного развития ребенка,  позволяющий выявить отдельные проявления нарушений психического  развития обучающегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
  • создание индивидуальных/групповых коррекционно-развивающих  программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию  различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
  • обеспечение специализированного сопровождения в процессах обучения  и воспитания. В зависимости от основного нарушения в развитии,  каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который  обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;
  • профилактика перегрузок обучающихся.

Консультации для родителей по вопросам организации безопасной 

развивающей семейной среды и семейной поддержки учебной 

деятельности ребенка: (слайд 7)

  • информирование родителей о школьных проблемах ребенка;
  • помощь в вопросах воспитания и обучения ребенка;

Организационно-методическое направление: (слайд 8)

  • подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений,  педагогическим советам;
  • участие в мероприятиях;
  • оформление необходимой соответствующей документации.

Вывод: (слайд 9)

Таким образом, в своей работе по основным направлениям учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса,

содержание которого определяется характером взаимодействия со всеми участниками учебной деятельности.

И очень важно знать, что если жизнь ребенка сопровождается трудностями и проблемами развития, необходимо обратиться к специалистам за помощью. Ведь компенсация нарушений в познавательной и эмоционально-волевой сфере возможна только при своевременном подходе к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии в работе логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В данной презентации представлен методический материал по использованию элементов песочной терапии на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представленный материал и...

Статья. Основные принципы организации воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно - развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, со...

Выстраивание системы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики в основной школе.

Выстраивание системы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики в основной школе....

«Особенности работы педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе».

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят ...