Практикоориентированная направленность работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
материал по теме

Практикоориентированная направленность работы с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikoorientirovannaya_napravlennost.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Практикоориентированная направленность работы с детьми

 с      ограниченными возможностями здоровья

Дети с задержкой психического развития отличаются непосредственностью, детскостью поведения, неумением тормозить свои желания и эмоции, подчиняться требованиям извне, т. е. регулировать, свое поведение. Отмечается также некоторое снижение критики но отношению к себе и окружающим, отсутствие школьных интересов, направленности на выполнение учебных заданий, адекватной реакции на оценку педагога.

Таким образом, основной особенностью этих детей было своеобразное недоразвитие эмоционально-волевой сферы по типу инфантилизма. Задержка психического развития проявлялась не только в незрелости эмоционально-волевой сферы, но и в недоразвитии произвольных форм интеллектуальной деятельности. Именно с этим была связана недостаточность активного внимания и произвольного запоминания.

Для детей с задержкой психического развития характерно появление трудностей при обучении чтению, письму и счету уже на первоначальном этапе обучения. К концу первого класса чтение у них остается  медленным, послоговым, с элементами угадывания, что объясняется затруднениями в формировании звуко-буквенного анализа и особенностями их нераспределенного, легко отвлекаемого внимания.

       Коррекционно-воспитательная работа при задержках психического развития

В коррекционно-воспитательной работе  используются разнообразные приемы: обучение в процессе игры, чередование игровых и учебных заданий, школьных занятий и физкультурных упражнений, причем  включаются элементы всех указанных видов деятельности.

           Коррекционно-воспитательная работа может состоять  из двух этапов. Основными задачами первого (подготовительного) этапа:

1) Организация поведения.

2) Совершенствование моторики и развитие пространственных представлений.

3) Расширение круга представлений.

Задачами второго этапа :

1) Ликвидация пробелов в школьных знаниях (усвоение элементарных навыков чтения, письма и счета).

2) Овладение текущим программным материалом на основе усвоенных навыков и знаний.

 В каждое занятие включается несколько видов работы, содержание которой относится к обоим этапам.

Организация поведения начинается с налаживания контакта с ребенком.  По мере организации поведения и определения уровня знаний детей они объединяются в группы. Для наиболее расторможенных, невыносливых учеников индивидуальные занятия являются основным видом работы. Игра используется не только как прием в процессе обучения она используется и при организации поведения. Основным видом игровой деятельности - организованная игра. Однако для организации поведения наиболее трудных детей, которых не удаётся включить не только в учебную деятельность, но, на первых порах, и в организованную игру, приходится прибегать и к свободной игре. Свободная игра, в которую вносятся элементы учебных заданий, широко используется при обследовании и обучении таких детей. Предоставляя возможность ребенку заняться свободной игрой, педагог в удобный момент включается в нее, вносит элементы игры организованной, приучая ребенка подчиняться правилам.

Организованная игра проводится по определенному плану с постепенным ускорением темпа игровых действий и свертыванием вспомогательных приемов, облегчающих поначалу выполнение этих действий. В дальнейшем в игру вводятся вопросы учебного характера, увеличивается их удельный вес и сложность и наконец, игра превращается  в учебное занятие с сохранением игровой формы.

В самом начале обучения выбирались игры с возможно более простыми правилами. В период организации поведения используются настольные игры. Подвижные игры проводятся на более поздних этапах.

Организованная игра способствовала выработке коллективных форм поведения: подчинению общим правилам, терпеливости, сдержанности.

Большое значение мы придаем совершенствованию общей и тонкой моторики. Несмотря на то, что нарушения со стороны моторики у детей с задержкой психического развития носят негрубый характер и не сопровождаются неврологической симптоматикой, они являются одной из причин возникновения трудностей при овладении новыми навыками и умениями (письмо, рисование, умение сидеть за партой, самообслуживание). Занятия по совершенствованию моторики содействовали не только устранению указанных трудностей, но и способствовали формированию произвольного внимания, воспитанию выдержки и дисциплинированности.

Занятия по развитию моторики детей проводились по следующему плану:

1. Тренировка в фиксации взора на заданиях путем выполнения по показу, а затем и по словесной инструкции.

2. Улучшение ритма и увеличение скорости движения.

3. Выработка умения переключаться с одного движения на другое в заданном темпе.

4. Развитие тонкой моторики кистей и пальцев рук.

5. Использование двигательных навыков в учебной работе.

6. Развитие пространственной ориентировки,   преодоление затруднений «зеркального отображения».

Занятия по развитию общей моторики были, как правило, групповыми, часто носили игровой характер и проводились во время перемен. Упражнения по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук проводились, чаще всего, на индивидуальных занятиях. На первых порах выполнялись простые движения то в быстром, то в медленном темпе, что приучало детей прислушиваться к команде, ощущать свои движения, «подстроиться» под нужный темп. Когда дети прочувствовали разницу в темпе выполняемых движений, мы приступали к равномерному выполнению движений в одном и том же темпе, постепенно увеличивая их сложность. Таким образом регуляция движений при помощи речи все более совершенствовалась, дети приучались выполнять упражнения после одного показа в нужном ритме и темпе, подавая команду внутренней речью.

Тот же принцип осуществлялся при проведении индивидуальных занятий по развитию тонких движений кистей и пальцев рук. Затем вводилось одновременное проговаривание команды. Постепенно все большая роль отводилась регулирующей функции речи ребенка.

Развитие тонких движений рук и устранение неловкости в движениях достигалось также в процессе выполнения заданий, связанных с усвоением двигательных навыков (рисование, раскрашивание, вырезывание, штриховка, лепка и т. д.).

Для достижения основной цели коррекционно-воспитательной работы — сдвига в общем развитии — мы уделяем большое внимание расширению кругозора детей, активизации мыслительной деятельности, развитию речи. Занятия проводятся по следующим разделам: времена года и явления природы; образ жизни животных и его изменения в различные времена года; последовательное название месяцев, дней недели, частей суток и т. д. Методика проведения занятий включает различные виды использования сюжетных картинок, чтение и изложение коротких рассказов познавательного характера, рассказов со скрытым смыслом, сказок и загадок, чтение и заучивание коротких стихотворений.

Работа с сюжетными картинками проводится как в форме свободных высказываний, так и в форме ответов на вопросы, которые направляют мысль детей, помогает осмыслить явления, изображенные на картинке, привлекали внимание к неотмеченным ими деталям, подводят детей к тому, чтобы они обосновывали свои суждения. Часто составление связанного рассказа по сюжетной картинке наталкивается на большие трудности, несмотря на понимание ребенком ее смысла. Затруднения возникают из-за бедности словарного запаса и неумения последовательно излагать свои мысли. В таких случаях мы прибегаем к упражнениям на составление рассказа по короткой серии из трех-четырех последовательных картинок. Трудность соблюдения последовательности снимаются зрительным подкреплением в виде разложенных картинок. В дальнейшем для активизации мыслительной деятельности применяется более сложная форма работы с сюжетными картинками: из серии последовательных картинок выбиралается такая, рассматривая которую ребенок имеет возможность не только составить рассказ о событии, изображенном на ней, но и установить его причину, то есть рассказать о предшествовавшем событии. Таким образом, усложнение задания идет по пути завуалирования существенных признаков, вскрывающих главную мысль рассказа.

Расширению кругозора служат также беседы о постепенности изменений, происходящих в природе на протяжении различных периодов одного времени года. При этом мы используем впечатления и собственные наблюдения детей во время школьных экскурсий. Задаются вопросы-задания, связанные с ежедневным наблюдением за природой. Такие занятия не только развивают наблюдательность и умение анализировать, но и способствует развитию речи.

К выполнению задач второго этапа  приступаем только после того, когда достигнут сдвиг в общем развитии личности ребенка, когда ребенок уже умел правильно вести себя во время занятий, серьезно относиться к выполнению заданий и был заинтересован в результатах своей работы.

Несмотря на различные механизмы, лежащие в основе торможения интеллектуальной деятельности у детей с задержкой психического развития и все они овладевая навыками чтения, письма и счета встречаются с рядом одинаковых затруднений. В то же время характер и степень выраженности пробелов в основах школьных знаний у детей,  в определенной отрезок времени,  настолько различны, что для их устранения трудно  обойтись без индивидуальных занятий. При обучении чтению у многих наибольшие трудности вызывает процесс слияния звуков в слоги, особенно слияние согласных. В дальнейшем значительную трудность представляет удержание нужной последовательности звуков в слове при чтении и письме, что резко тормозит процесс автоматизации этих навыков. В связи с этим чтение часто носило угадывающий характер. Работа по преодолению этих трудностей заключается в формировании и совершенствовании звуко-буквенного анализа и фонематического слуха. В этой работе мы используем буквы наборного полотна, азбучные кубики, лото, картинки. Во избежание угадывающего чтения обучение проводится не на привычных текстах букваря, а на незнакомых текстах такого же уровня трудности.

Для преодоления трудностей, возникающих при слиянии сочетания согласных звуков, детям предлагается читать сложенные из букв готовые сочетания. Выработка слияния таким способом (изолированно от текста) позволяет быстрее освоить слияние целого ряда наиболее трудных сочетаний согласных. В процессе звуко-буквенного анализа попутно фиксируется внимание детей на конкретном значении анализируемых слов, особенно в тех случаях, когда небольшое изменение звучания или начертания слова приводит к коренному изменению его смысла. Особое внимание уделяется синонимам, раскрывается их значения, составляем предложения с синонимами. Это способствует увеличению пассивного и активного словаря, а также расширению кругозора. По мере того, как дети учатся производить промежуточные процессы звуко-буквенного анализа не вслух, а мысленно, при помощи внутренней речи, скорость ответов увеличивается.

Совершенствование звуко-буквенного анализа проводится на групповых занятиях, которым мы стараемся придать форму игры, что способствует появлению активного внимания у детей. Для закрепления понятий звук—слог—слово использовали игры «Какая гласная пропущена?,» «Замени букву», «По слогу узнай слово» и др. (Н.А. Желуденко и В.П. Казимирова).

Обучение чтению идет по пути усложнения текста, ускорения темпа, увеличения объема задания и усложнения инструкции, которая дается все в более обобщенном виде.

В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества, его дальнейшим развитием и исходя из сущности общего среднего образования цель физического воспитания в школе состоит в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности. Основное средство достижения этой цели - овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных (координационных и кондиционных) способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. При этом наряду с решением традиционных задач по формированию собственно знаний, двигательных умений и навыков, развитием кондиций и координационных способностей, укреплением здоровья несравненно целенаправленнее следует вести работу по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и мотивов (интересов) к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, формирование гуманизма, радости и опыта общения, развитие волевых и нравственных качеств.

      Являясь обязательным элементом образования, физическая культура способствует гармонизации телесного и духовного единства учащихся, формированию у них таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие.

Одним из важнейших признаков является непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп учащихся на всех ступенях образования.

Непрерывность и преемственность физического воспитания обеспечивается

        - систематическим использованием средств физической культуры в режиме учебного и внеучебного времени;

        -  сочетанием различных форм занятий физическими упражнениями, спортом и туризмом в течение учебной недели;

        - системой гигиенического обучения и воспитания учащейся молодежи, формирования навыков здорового образа жизни.

Проблема физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья до настоящего времени стоит остро и, к сожалению, во многих школах не решена. Таких детей просто освобождают от занятий физкультурой, в то время как ослабленные дети в еще в большей степени нуждаются в благотворном влиянии на организм различных средств физической культуры. В результате чего необоснованно большое число учащихся оказывается в числе освобожденных от физкультуры.

Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе являются: повышение физической и умственной работоспособности, освоение и развитие основных двигательных умений и навыков, воспитание правильной осанки и ее коррекция.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности

- выполнение утренней гимнастики, спортивной тренировки, подвижных и спортивных игр, других видов физических упражнений с целью самосовершенствования, организация досуга и здорового образа жизни;

- проведение процедур закаливания, коррекции недостатков физического развития;

- повышение двигательной подготовленности, умственной и физической работоспособности;

- осуществление самоконтроля, саморегуляции физических и психических состояний.

Способы спортивной деятельности:

- осуществление соревновательной деятельности в одном или нескольких видах спорта;

- определение спортивных достижений;

- организаторские умения и навыки проведения спортивных занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи.

Основной задачей воспитательно-образовательного процесса является формирование личности ребёнка в условиях школы-интерната, создание коррекционно-развивающего пространства как оптимального условия для формирования и развития личности соматически ослабленного ребёнка. Для успешного решения этой проблемы в школе используются педагогические, логопедические, медицинские подходы.
Коррекционная работа в специальной коррекционной школе-интернате имеет непрерывный характер и проводится в течение всего воспитательно-образовательного процесса. Типовой учебный план включает особый курс психомоторного развития для младших классов, логопедические занятия, часы ритмики, ЛФК.
Коррекционная работа в школе-интернате отвечает общим требованиям, предъявляемым к учреждениям подобного вида. Обеспечена кадрами, оборудованием, методическим сопровождением, соответствует современным технологиям обучения детей с проблемами развития. Обеспечивается дифференцированный подход с учетом темпа, особенностей развития
Логопедические занятия играют важную роль в коррекционной работе. Логопедическую помощь получают 100% нуждающихся в ней воспитанников 1-7 классов.
Учителя-логопеды школы имеют профессиональную квалификацию. Адекватно используют различные методы психолого-педагогического изучения детей школьного возраста. Применяют современные, научно обоснованные методики коррекционного воздействия, направленные на преодоление речевой патологии и вторичных нарушений. Проводимые мероприятия в рамках логопедической и коррекционно-развивающей работы позволяют специалистам школы добиваться оптимальных результатов в реабилитационной работе с детьми, страдающими тяжелой патологией речи.
Всеми логопедами ведется просветительская работа с родителями детей, посещающих данное учреждение. Регулярно проводится индивидуальное консультирование родителей по вопросам коррекционной работы по преодолению речевой патологи
и.

Психологическая служба в школе-интернате создает условия для оптимального развития детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью. Это реализуется через решение диагностических, психопрофилактических, коррекционных и просветительских задач.
В деятельности психологической службы школы-интерната осуществляется комплексный медико-психолого-педагогический подход к каждому воспитаннику с учетом социальной среды и условий, в которых воспитывается конкретный ребенок.
Система работы в школе-интернате, отработанная психологом, является эффективной и оправданной с точки зрения психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.


В школе-интернате большое внимание уделяется воспитательной работе, задачей которой является формирование навыков самостоятельного поведения, адаптированных к разным жизненным ситуациям, соответствующих социальным нормам.

Общешкольной задачей трудового обучения в школе-интернате является подготовка воспитанников к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллективов. В процессе трудового обучения решаются специальные коррекционные развивающие задачи для исправления недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности ученика и овладение воспитанниками профессионально-трудовыми навыками. Трудовое обучение в интернате осуществляется в системе общепедагогических и специальных коррекционных задач с учетом степени сопутствующих дефектов воспитанников.
Трудовое обучение в учреждении ведется с 5-го по 9 классы. Воспитанники занимаются в учебных мастерских различных профилей, в том числе: Общешкольной задачей трудового обучения в школе-интернате является подготовка воспитанников к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллективов. В процессе трудового обучения решаются специальные коррекционные развивающие задачи для исправления недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности ученика и овладение воспитанниками профессионально-трудовыми навыками. Трудовое обучение в интернате осуществляется в системе общепедагогических и специальных коррекционных задач с учетом степени сопутствующих дефектов воспитанников.
Трудовое обучение в учреждении ведется с 5-го по 9 классы. Воспитанники занимаются в учебных мастерских различных профилей, в том числе: швейная и слесарная мастерская.

Трудовое обучение проводится на высоком методическом и профессиональном уровне, имеет коррекционную и воспитательную направленности. Все мастерские отвечают санитарно-гигиеническим нормам и требованиям техники безопасности.
Воспитанники школы принимают активное участие в городских конкурсах-праздниках труда.

В школе созданы разновозрастные объединения, занимающиеся организацией коллективных дел по отдельным направлениям. Организуемая на двух уровнях - школьном и классном - творческая деятельность создает благоприятные условия для разностороннего развития личности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Формы и методы работы, коррекционно-развивающие задачи...

Презентация "Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы"

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы  на коррекционных часах....

Здоровье сберегающие технологии работы с детьми с Ограниченными возможностями здоровья, имеющими Синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

В статье перечислены основные здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ имеющие синдром дефицита внимания и гиперактивности. Описываются основные направления работы по коррекции психических проце...

«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)

Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...

«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...