Рабочая коррекционно-развивающая программа педагога-психолога для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уровень основного общего образования (вариант 7.1)
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Милитенко Елена Сергеевна

Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zpr_srednee_zveno.docx65.51 КБ

Предварительный просмотр:

                 

 

     МБОУ СОШ№182 с углубленным    изучением литературы и математики

                  УТВЕРЖДАЮ:

Директор     МБОУ СОШ 182

                  _______________М.Б. Тачкова

«___» _____________201___г.

Рабочая коррекционно-развивающая программа педагога-психолога для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уровень основного общего образования (вариант 7.1)

                                                                               Автор - составитель:

                                                                               Милитенко Елена Сергеевна

                                                                               педагог – психолог

    высшей квалификационной категории

 

                                                       

г. Новосибирск 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка
  1. Общие положения
  2. Психолого-педагогические особенности развития  детей с задержкой психического развития
  3.  Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса
  4. Цель и задачи программы курса
  5. Ожидаемые результаты реализации программы и критерии оценки эффективности
  6. Условия реализации программы

  1. Содержание программы
  1. Содержание программы в 5 классе
  2.  Содержание программы в 6 классе
  3. Содержание программы в 7 классе
  4. Содержание программы в 8 классе
  5.  Содержание программы в 9 классе

  1. Тематическое планирование
  1. Тематический план программы занятий 5 класс
  2.   Тематический план программы занятий 6 класс
  3.  Тематический план программы занятий 7 класс
  4.  Тематический план программы занятий 8 класс
  5.  Тематический план программы занятий 9 класс

     3. Литература


 

  1. Пояснительная записка

1.1. Общие положения 

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития (далее ЗПР) составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы основного среднего общего образования обучающихся с ЗПР, на основе авторских программ «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П., М.: «Ось-89»,  «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6 классы)» Хухлаевой О.В., «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» Семенович А.В. «Я – подросток. Программа уроков психологии», автора Микляева А. В.

1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности (термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60- х гг. прошлого века). Само понятие ЗПР употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с минимальными органическими повреждениями. Клинические и психологические исследования, проведённые Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения.

Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным и опосредованным формам деятельности, ЗПР становится явной.

1. Физические и моторные особенности.

Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики, особенно мелкой.

2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и истощаемостью, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков. Отмечается неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности.

3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны, в следствие  первичного нарушения темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.

4. Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеют затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера).

Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий.

Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской). Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.

5. Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка темпа развития отдельных сторон речи.

6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение внимания. Как следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и быстрая утомляемость.

7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема.

8. Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых слов, легкого текста, однозначных чисел) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении, забывается полностью или неточностью и трудностью воспроизведения. Основной прием запоминания – механическое многократное повторение.

9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не сформирована.

10. Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены. Для детей характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенного фона настроения; повышенная внушаемость. Даже в младшем школьном возрасте дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению.

11. Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой жизненной ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для удовлетворения его основных психических потребностей в полной мере и длительное время. Отмечается фрустрация – блокада уже активизированной ранее удовлетворенной потребности.

Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости, импульсивности, расторможенности влечений.

12. Особенности обучения в школе.

Преобладающая ведущая игровая деятельность, низкий уровень самоконтроля, не умение планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на достижение поставленной цели ведут к частым пропускам уроков, невыполнение школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала, принятии ситуации неуспеха, формирование отрицательного отношения к школе и не принятие ответственности за свои поступки и поведение.

Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

1.3. Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса

Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализа. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Особое внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать жизненные трудности. Данный курс способствует освоению вербальных и невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей поведения. Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере. Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп методики. Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего образования. Например, развитие мышления, внимания, памяти, помогает обучающимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках обществознания.

1.4 Цели, задачи программы курса

Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Задачи программы: 

  • диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);  
  • формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;
  • развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно- защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).
  • реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ЗПР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк));
  • осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ЗПР.

Основными принципами содержания программы МБОУ СОШ № 182  являются:

  • соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, которые призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ОВЗ для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой, развития универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на уровне основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
  • вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
  • рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
  • принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.
  • комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог).

1.5 Ожидаемые результаты реализации программы и критерии оценки эффективности

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).

Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):

  • Положительное отношение к школе.
  • Принятие социальной роли ученика.
  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
  • Способность к оценке своей учебной деятельности.
  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
  • Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
  • Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
  • Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.

Эмоционально-волевая сфера

  • Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
  • Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и других людей.
  • Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.

Когнитивная сфера

  • Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.
  • Использовать элементы причинно-следственного анализа;
  • Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  • Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.

Коммуникативные навыки

  • Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

• Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Предметные результаты определяются совместно с учителем:

- овладение содержанием АООП ООО (конкретных предметных областей, подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ЗПР;

- индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам.

Критерии оценки эффективности: развитие когнитивных и мнемических процессов (увеличение объема слуховой и зрительной памяти – методика «10 слов», «Картинки для запоминания», развитие мыслительных операций – методика «Исключи лишнее», понимание переносного смысла пословиц, характеристики внимания (объема, концентрации, переключаемости) – таблицы Шульте), снижение уровня тревожности и формирование положительного образа Я – рисуночные техники, методика «Опросник тревожности», сформированность позитивной мотивации к выбору профессии – беседа.

1.6 Условия реализации программы

Программа предназначена для учащихся 5-9 классов со статусом ОВЗ и рекомендованной программой обучения для учащихся с ОВЗ согласно заключениям ТПМПК.

Занятия по программе проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме на базе ОУ. Курс программы рассчитан:

- 5-6 класс – 34 часа, с периодичностью 1 раза в неделю, время занятия составляет 20-30 минут.

- 7 -9  класс - 35 часов, с периодичностью 1 раза в неделю, время занятия составляет 30-40 минут.

        Время и количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций ПМПК. Кроме того, в соответствии с потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями, при возникновении трудностей освоения материала обучающимися с ЗПР можно оперативно дополнить структуру коррекционной программы соответствующим направлением работы.

  1.  Содержание программы

2.1 Содержание программы в 5 классе

Тема занятия

Содержание

Вводное занятие (1 час).

Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.

Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в начале года

Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся

Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы (10ч).

Развитие умения дифференцировать свои чувства и распознавать чувства других, развитие навыков самопознания и формирование положительного образа Я. Развитие навыков сотрудничества.  Формирование адекватной самооценки.

Раздел 2. Развитие познавательной сферы (15ч).

Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания. Развитие словесно-логического мышления и мыслительных операций (обобщение, классификация, аналогии, выделение общего признака)

Раздел 3. Развитие коммуникативной сферы (5ч).

Развитие навыков бесконфликтного общения и сотрудничества, помощь в осознании стратегий своего поведения и обучение приемам конструктивного выхода из конфликтных ситуаций

Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в конце года

Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся

Итоговое занятие. (2ч)

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся.

2.2 Содержание программы в 6 классе

Тема занятия

Содержание

Вводное занятие (1 час).

Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.

Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в начале года

Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся

Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы (10ч).

Развитие умения справляться с негативными эмоциями. Формирование представлений о способах релаксации, направленных на снижение психоэмоционального напряжения. Формирование положительного образа Я, уверенности в своих силах. Помощь в осознании своих слабых и сильных сторон.

Раздел 2. Развитие познавательной сферы (15ч).

Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания. Развитие словесно-логического мышления и мыслительных операций (обобщение, классификация, аналогии, выделение общего признака)

Раздел 3. Развитие коммуникативных навыков (5ч).

Развитие навыков бесконфликтного общения и сотрудничества. Развитие представлений о стилях общения и способах коммуникации.

Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в конце года

Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся

Итоговое занятие. (2ч)

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся.

2.3 Содержание программы в 7 классе

N п/п

Тема занятия

Содержание

1

Вводное занятие (1 час).

Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.

2

Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в начале года

Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся

3

Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы (10ч).

Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов. Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности за принятое решение. Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки.

4

Раздел 2. Развитие познавательной сферы (15ч).

Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии.

5

Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения (5ч).

Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать своё «я»? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Составление словаря профессий. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента.

6

Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в конце года

Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся

7

Итоговое занятие. (2ч)

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся.

2.4 Содержание программы в 8 классе

N п/п

Тема занятия

Содержание

1

Вводное занятие (1 час).

Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.

2

Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в начале года

Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся

3

Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы (10ч).

Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов. Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности за принятое решение. Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки.

4

Раздел 2. Развитие познавательной сферы (15ч).

Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии.

5

Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения (5ч).

Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать своё «я»? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Составление словаря профессий. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента.

6

Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в конце года

Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся

7

Итоговое занятие. (2ч)

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений).

2.5 Содержание программы в 9 классе

N п/п

Тема занятия

Содержание

1

Вводное занятие (1 час).

Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания.

Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер (2ч).

Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогами и родителям.

Раздел 1. Подросток и его психосоциальная компетентность (10ч).

Формирование навыков построения внутреннего плана действий. Развитие рефлексивной деятельности. Развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях. Создание условий для обращения подростков к собственному опыту общения на модели игровой ситуации.

Раздел 2. Развитие познавательной сферы (15ч).

Знакомство с методами тренировки внимания, эффективного запоминания, тренировки мышления. Развитие творческого мышления. Психологическая готовность к экзаменам.

Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения (5ч).

Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе. Учебные заведения региона. Определение типа будущей профессии, учитывая склонности, интересы, способности. Зависимость жизненных планов, карьерных устремлений человека от состояния здоровья. Составление индивидуальной траектории профессионального развития.

Итоговое занятие. (2ч)

Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся

  1.  Тематическое планирование

3.1 Тематический план программы занятий в 5 классе.

N п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1-2

Диагностика

1

3

Чувства бывают разные

1

4

Стыдно ли бояться

1

5

Имею ли я право сердиться и обижаться?

1

6

Внутренний мир человека

1

7

Я и мои цели

1

8

Я и мое будущее

1

9

Определение самооценки

1

10

Трудные ситуации могут научить меня

1

11

Какой Я? Какой ты?

1

12

Умею ли я общаться?

1

13

Развитие зрительной и слуховой памяти

1

14

Развитие зрительной и слуховой памяти

1

15

Развитие ассоциативной памяти

1

16

Развитие ассоциативной памяти

1

17

Развитие внимания

1

18

Развитие внимания

1

19

Учимся сравнивать

1

20

Развитие словесно-логического мышления

1

21

Развитие словесно-логического мышления

1

22

Обобщение и классификация

1

23

Установление закономерностей

1

24

Причинно-следственные связи

1

25

Формирование пространственно-временных представлений

1

26

Формирование пространственно-временных представлений

1

27

Формирование пространственно-временных представлений

1

28

Учимся договариваться и уступать

1

29

Учимся решать проблемы вместе

1

30

Что такое дружба?

1

31

Если ты поссорился с другом

1

32

Виды общения (вербальное и невербальное)

1

33

Итоговое занятие

1

34-35

Диагностика

1

Итого:

35

3.2 Тематический план программы занятий в 6 классе

N п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1-2

Диагностика

2

3

Я повзрослел

1

4

У меня появилась агрессия

1

5

Как звучит агрессия?

1

6

Практическая работа «Управление гневом»

1

7

Уверенный и неуверенный человек

1

8

Зачем человеку уверенности в себе?

1

9

Что такое ценности?

1

10

Ценности и жизненный путь человека

1

11

Самое главное для меня

1

12

Кто я? Какой я?

1

13

Развитие зрительной и слуховой памяти

1

14

Развитие зрительной и слуховой памяти

1

15

Развитие ассоциативной памяти

1

16

Развитие ассоциативной памяти

1

17

Развитие внимания

1

18

Развитие внимания

1

19

Учимся сравнивать

1

20

Развитие словесно-логического мышления

9

21

Развитие словесно-логического мышления

1

22

Развитие мыслительных операций (обобщение, классификация, аналогии)

1

23

Развитие мыслительных операций (обобщение, классификация, аналогии)

1

24

Установление закономерностей

1

25

Формирование пространственно-временных представлений

1

26.

Формирование пространственно-временных представлений

1

27.

Формирование пространственно-временных представлений

1

28.

Конфликт и пути его решения

1

29.

Границы в общении

1

30.

Если тебя обижают

1

31.

Я и другие

1

32.

Почему важно помогать?

1

33.

Итоговое занятие

1

34-35

Диагностика

1

Итого:

35

3.3 Тематический план программы занятий в 7 классе

N п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1-2

Диагностика

2

3

Чувства «полезные» и «вредные»

1

4

Запретные эмоции

1

5

Психогигиена эмоциональной жизни

1

6

Впечатление, которое мы производим

1

7

Из чего складывается первое впечатление о человеке?

1

8

Дружба. Четыре модели общения

1

9

Мы и наши поступки

1

10

Мир без конфликтов

1

11

Учимся выражать свои чувства

1

12

Учимся выражать свои чувства

1

13

Развитие зрительной и слуховой памяти

1

14

Развитие зрительной и слуховой памяти

1

15

Развитие ассоциативной памяти

1

16

Развитие ассоциативной памяти

1

17

Развитие внимания

1

18

Развитие внимания

1

19

Учимся сравнивать

1

20

Развитие словесно-логического мышления

1

21

Развитие словесно-логического мышления

1

22

Развитие мыслительных операций (обобщение, классификация, аналогии)

1

23

Развитие мыслительных операций (обобщение, классификация, аналогии)

1

24

Установление закономерностей

1

25

Формирование пространственно-временных представлений

1

26.

Формирование пространственно-временных представлений

1

27.

Формирование пространственно-временных представлений

1

28.

Труд в жизни человека

1

29.

Многообразие профессий

1

30.

Составление словаря профессий

1

31.

 Формула  выбора профессии хочу-могу-надо

1

32.

Выбор профессии в соответствии с интересами и склонностями

1

33.

Итоговое занятие

1

34-35

Диагностика

1

Итого:

35

3.4 Тематический план программы занятий в 8 классе

N п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1-2

Диагностика

2

3

Самоуважение

1

4

Самоконтроль. Сила воли.

1

5

Самоэффективность

1

6

Реальное и идеальное Я. Диагностика самооценки

1

7

Настроение и активность человека

1

8

Как управлять своим состоянием

1

9

Как действовать  ситуации стресса

1

10

Борьба мотивов

1

11

Привычки. Интересы. Мечты

1

12

Мотивация помощи и альтруистическое поведение

1

13

Развитие зрительной и слуховой памяти

1

14

Развитие зрительной и слуховой памяти

1

15

Развитие ассоциативной памяти

1

16

Развитие ассоциативной памяти

1

17

Развитие внимания

1

18

Развитие внимания

1

19

Учимся сравнивать

1

20

Развитие словесно-логического мышления

9

21

Развитие словесно-логического мышления

1

22

Развитие мыслительных операций (обобщение, классификация, аналогии)

1

23

Развитие мыслительных операций (обобщение, классификация, аналогии)

1

24

Установление закономерностей

1

25

Развитие мышления и воображения

1

26.

Развитие мышления и воображения

1

27.

Профессия в жизни человека

1

28.

Как мы делаем выбор?

1

29.

Зависимость выбора профессии от состояния здоровья

1

30.

Способности и профессиональная пригодность

1

31.

Профессия и карьера

1

32.

Диагностика мотивов выбора профессии и профессиональной направленности

1

33.

Итоговое занятие

1

34-35

Диагностика

1

Итого:

35

3.5 Тематический план программы занятий в 9 классе

N п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1-2

Диагностика

2

3

Формирование учебной и познавательной мотивации

1

4

Формирование учебной и познавательной мотивации. Снятие тревожности

1

5

Формирование учебной и познавательной мотивации. Снятие тревожности

1

6

Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции

1

7

Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции

1

8

Развитие рефлексивной деятельности

1

9

Развитие рефлексивной деятельности

1

10

Развитие личностной сферы

1

11

Развитие личностной сферы

1

12

Лидерские качества

1

13

Знакомство и отработка методов эффективного запоминания

1

14

Знакомство и отработка методов эффективного запоминания

1

15

Знакомство и отработка методов эффективного запоминания

1

16

Знакомство и отработка методов тренировки внимания

1

17

Знакомство и отработка методов тренировки внимания

1

18

Знакомство и отработка методов тренировки внимания

1

19

Знакомство и отработка методов тренировки мышления

1

20

Отработка навыков тренировки сложных форм мышления

1

21

Отработка навыков тренировки сложных форм мышления

1

22

Развитие творческого мышления

1

23

Развитие творческого мышления

1

24

Развитие коммуникативных навыков

1

25

Развитие коммуникативных навыков

1

26.

Развитие коммуникативных навыков

1

27.

Развитие коммуникативных навыков

1

28.

Планирование проекта «Моя профессиональная карьера»

1

29.

Диагностика профессионального типа личности

1

30.

Ознакомление с учебными заведениями региона

1

31.

Трудности при выборе профессии

1

32.

Защита проекта «Моя профессиональная карьера»

1

33.

Итоговое занятие

1

34-35

Диагностика

1

Итого:

35

Список литературы

  1. Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996.
  2. Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. — 2003. — № 6.
  3. Бабкина Н.В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт использования занятий развивающего цикла в учебном процессе начальной школы // Наука и школа. — 1999. — № 1.
  4. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекцией -но-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.
  5. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии. — М., 1973.
  6. 7.Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1994.
  7. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 2000.
  8. Развивающие игры для детей. — М.: Физкультура и спорт, 2001.
  9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995.
  10. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой

Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот...

«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Рабочая программа по индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Рабочая программа разработана для индивидуальной работы дефектологов с детьми с ОВЗ по различным разделам...

«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...