Рабочая коррекционно-развивающая программа педагога-психолога для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уровень основного общего образования (вариант 7.1)
рабочая программа по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zpr_srednee_zveno.docx | 65.51 КБ |
Предварительный просмотр:
| МБОУ СОШ№182 с углубленным изучением литературы и математики |
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ 182 _______________М.Б. Тачкова «___» _____________201___г. |
Рабочая коррекционно-развивающая программа педагога-психолога для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уровень основного общего образования (вариант 7.1)
Автор - составитель:
Милитенко Елена Сергеевна
педагог – психолог
высшей квалификационной категории
г. Новосибирск 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка
- Общие положения
- Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития
- Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса
- Цель и задачи программы курса
- Ожидаемые результаты реализации программы и критерии оценки эффективности
- Условия реализации программы
- Содержание программы
- Содержание программы в 5 классе
- Содержание программы в 6 классе
- Содержание программы в 7 классе
- Содержание программы в 8 классе
- Содержание программы в 9 классе
- Тематическое планирование
- Тематический план программы занятий 5 класс
- Тематический план программы занятий 6 класс
- Тематический план программы занятий 7 класс
- Тематический план программы занятий 8 класс
- Тематический план программы занятий 9 класс
3. Литература
Пояснительная записка
1.1. Общие положения
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития (далее ЗПР) составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы основного среднего общего образования обучающихся с ЗПР, на основе авторских программ «Уроки психологического развития в средней школе (5-6 классы)» Локаловой Н.П., М.: «Ось-89», «Тропинка к своему Я (уроки психологии в средней школе (5-6 классы)» Хухлаевой О.В., «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» Семенович А.В. «Я – подросток. Программа уроков психологии», автора Микляева А. В.
1.2. Психолого-педагогические особенности развития детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – это незрелость психических функций, вызванная замедленным созреванием головного мозга под влиянием неблагоприятных факторов, что приводит к отставанию психической деятельности (термин предложен Г.Е. Сухаревой в середине 60- х гг. прошлого века). Само понятие ЗПР употребляется по отношению к группе детей либо с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, либо с минимальными органическими повреждениями. Клинические и психологические исследования, проведённые Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской и др., позволили выделить четыре типа задержки психического развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения.
Симптомы ЗПР, как правило, не ярко проявляются в раннем и дошкольном возрасте. Однако в младшем школьном возрасте, когда возникает необходимость в переходе к сложным и опосредованным формам деятельности, ЗПР становится явной.
1. Физические и моторные особенности.
Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики, особенно мелкой.
2. Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой утомляемостью и истощаемостью, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков. Отмечается неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности.
3. Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны, в следствие первичного нарушения темпа созревания поздно формирующихся лобных систем мозга в результате нарушения трофики. Это приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.
4. Уровень развития интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения). Наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое. Имеют затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера).
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний. Ограничен запас видовых понятий.
Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности (исследования Н.А. Менчинской). Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.
5. Уровень развития речи снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения и/или задержка темпа развития отдельных сторон речи.
6. Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределение внимания. Как следствие, наблюдается отвлекаемость во время учебного процесса и быстрая утомляемость.
7. Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема.
8. Память отличается малым объема, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (знакомых слов, легкого текста, однозначных чисел) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении, забывается полностью или неточностью и трудностью воспроизведения. Основной прием запоминания – механическое многократное повторение.
9. Высшая форма игровой деятельности (сюжетно-ролевая) не сформирована.
10. Мотивация, самооценка и критичность к результатам деятельности затруднены. Для детей характерно преобладание эмоциональной мотивации поведения, немотивированно повышенного фона настроения; повышенная внушаемость. Даже в младшем школьном возрасте дети несамостоятельны и некритичны к своему поведению.
11. Эмоциональная или социальная депривация. Внешнее воздействие тяжелой жизненной ситуации на развитие ребенка, когда не представлены условия для удовлетворения его основных психических потребностей в полной мере и длительное время. Отмечается фрустрация – блокада уже активизированной ранее удовлетворенной потребности.
Эмоциональная сфера таких детей страдает, наблюдается проявления грубости, импульсивности, расторможенности влечений.
12. Особенности обучения в школе.
Преобладающая ведущая игровая деятельность, низкий уровень самоконтроля, не умение планировать и осуществлять целенаправленные усилия, направленные на достижение поставленной цели ведут к частым пропускам уроков, невыполнение школьных заданий, отставании в усвоении учебного материала, принятии ситуации неуспеха, формирование отрицательного отношения к школе и не принятие ответственности за свои поступки и поведение.
Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а также низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
1.3. Общая характеристика программы коррекционно-развивающего курса
Программа коррекционно-развивающего курса способствует развитию внимания формированию его устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализа. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления. Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Особое внимание уделяется профессиональной ориентации обучающихся, развитию социальной адаптивности, умению преодолевать жизненные трудности. Данный курс способствует освоению вербальных и невербальных каналов передачи информации, развитию новых моделей поведения. Коррекционно-развивающие занятия дают возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей. Непрерывность мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения в основном базируются на различных психодиагностических методиках. Следует отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, являющихся в то же время психологическими тестами, смягчает ситуацию стресса при проверке уровня развития, что позволяет учащимся продемонстрировать свои истинные возможности в более полной мере. Для итогового тестирования в конце каждого учебного года применяются стандартные, рекомендованные для использования в образовательной сфере и снабженные нормативными показателями для соответствующих возрастных групп методики. Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми основными предметами общего образования. Например, развитие мышления, внимания, памяти, помогает обучающимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективнее использовать накопленные знания и навыки на уроках обществознания.
1.4 Цели, задачи программы курса
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Задачи программы:
- диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- формирование позитивной учебной и профессиональной мотивации;
- развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, робости, агрессивно- защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей).
- реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения обучающихся с ЗПР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации (ПМПк));
- осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ЗПР.
Основными принципами содержания программы МБОУ СОШ № 182 являются:
- соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалистов, которые призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ОВЗ для продолжения образования. Принцип обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами программы основного общего образования: программой, развития универсальных учебных действий у обучающихся на уровне основного общего образования, программой профессиональной ориентации обучающихся на уровне основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся, программой социальной деятельности обучающихся.
- вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
- рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
- принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена, опоры на сохранные анализаторы.
- комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог).
1.5 Ожидаемые результаты реализации программы и критерии оценки эффективности
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные).
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
- Положительное отношение к школе.
- Принятие социальной роли ученика.
- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
- Способность к оценке своей учебной деятельности.
- Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
- Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
- Этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
- Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Эмоционально-волевая сфера
- Сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
- Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
- Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. Родителей и других людей.
- Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.
Когнитивная сфера
- Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.
- Использовать элементы причинно-следственного анализа;
- Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Коммуникативные навыки
- Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
• Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Предметные результаты определяются совместно с учителем:
- овладение содержанием АООП ООО (конкретных предметных областей, подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ЗПР;
- индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам.
Критерии оценки эффективности: развитие когнитивных и мнемических процессов (увеличение объема слуховой и зрительной памяти – методика «10 слов», «Картинки для запоминания», развитие мыслительных операций – методика «Исключи лишнее», понимание переносного смысла пословиц, характеристики внимания (объема, концентрации, переключаемости) – таблицы Шульте), снижение уровня тревожности и формирование положительного образа Я – рисуночные техники, методика «Опросник тревожности», сформированность позитивной мотивации к выбору профессии – беседа.
1.6 Условия реализации программы
Программа предназначена для учащихся 5-9 классов со статусом ОВЗ и рекомендованной программой обучения для учащихся с ОВЗ согласно заключениям ТПМПК.
Занятия по программе проводятся в подгрупповой и индивидуальной форме на базе ОУ. Курс программы рассчитан:
- 5-6 класс – 34 часа, с периодичностью 1 раза в неделю, время занятия составляет 20-30 минут.
- 7 -9 класс - 35 часов, с периодичностью 1 раза в неделю, время занятия составляет 30-40 минут.
Время и количество занятий может меняться, в зависимости от рекомендаций ПМПК. Кроме того, в соответствии с потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями, при возникновении трудностей освоения материала обучающимися с ЗПР можно оперативно дополнить структуру коррекционной программы соответствующим направлением работы.
Содержание программы
2.1 Содержание программы в 5 классе
Тема занятия | Содержание |
Вводное занятие (1 час). | Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания. |
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в начале года | Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся |
Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы (10ч). | Развитие умения дифференцировать свои чувства и распознавать чувства других, развитие навыков самопознания и формирование положительного образа Я. Развитие навыков сотрудничества. Формирование адекватной самооценки. |
Раздел 2. Развитие познавательной сферы (15ч). | Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания. Развитие словесно-логического мышления и мыслительных операций (обобщение, классификация, аналогии, выделение общего признака) |
Раздел 3. Развитие коммуникативной сферы (5ч). | Развитие навыков бесконфликтного общения и сотрудничества, помощь в осознании стратегий своего поведения и обучение приемам конструктивного выхода из конфликтных ситуаций |
Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в конце года | Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся |
Итоговое занятие. (2ч) | Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся. |
2.2 Содержание программы в 6 классе
Тема занятия | Содержание |
Вводное занятие (1 час). | Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания. |
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в начале года | Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся |
Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы (10ч). | Развитие умения справляться с негативными эмоциями. Формирование представлений о способах релаксации, направленных на снижение психоэмоционального напряжения. Формирование положительного образа Я, уверенности в своих силах. Помощь в осознании своих слабых и сильных сторон. |
Раздел 2. Развитие познавательной сферы (15ч). | Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания. Развитие словесно-логического мышления и мыслительных операций (обобщение, классификация, аналогии, выделение общего признака) |
Раздел 3. Развитие коммуникативных навыков (5ч). | Развитие навыков бесконфликтного общения и сотрудничества. Развитие представлений о стилях общения и способах коммуникации. |
Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в конце года | Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся |
Итоговое занятие. (2ч) | Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся. |
2.3 Содержание программы в 7 классе
N п/п | Тема занятия | Содержание |
1 | Вводное занятие (1 час). | Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания. |
2 | Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в начале года | Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся |
3 | Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы (10ч). | Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов. Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности за принятое решение. Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки. |
4 | Раздел 2. Развитие познавательной сферы (15ч). | Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии. |
5 | Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения (5ч). | Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать своё «я»? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Составление словаря профессий. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента. |
6 | Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в конце года | Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся |
7 | Итоговое занятие. (2ч) | Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся. |
2.4 Содержание программы в 8 классе
N п/п | Тема занятия | Содержание |
1 | Вводное занятие (1 час). | Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания. |
2 | Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в начале года | Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся |
3 | Раздел 1. Развитие личностно-мотивационной сферы (10ч). | Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов. Развитие навыков совместной деятельности и чувства ответственности за принятое решение. Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки. |
4 | Раздел 2. Развитие познавательной сферы (15ч). | Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, вербальной. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии. |
5 | Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения (5ч). | Представления человека о себе, своих личных качествах, «Я — образ». Что такое искать своё «я»? В чем состоит индивидуальность и неповторимость личности? Самораскрытие, самопознание. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Составление словаря профессий. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента. |
6 | Итоговая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер в конце года | Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся |
7 | Итоговое занятие. (2ч) | Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). |
2.5 Содержание программы в 9 классе
N п/п | Тема занятия | Содержание |
1 | Вводное занятие (1 час). | Правила техники безопасности на занятиях, выработка и принятие правил индивидуальной и групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания. |
Стартовая диагностика интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер (2ч). | Определение уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся в начале и конце учебного года. Проводится обязательное тестирование уровня утомления и работоспособности, по результатам которого даются рекомендации педагогами и родителям. | |
Раздел 1. Подросток и его психосоциальная компетентность (10ч). | Формирование навыков построения внутреннего плана действий. Развитие рефлексивной деятельности. Развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях. Создание условий для обращения подростков к собственному опыту общения на модели игровой ситуации. | |
Раздел 2. Развитие познавательной сферы (15ч). | Знакомство с методами тренировки внимания, эффективного запоминания, тренировки мышления. Развитие творческого мышления. Психологическая готовность к экзаменам. | |
Раздел 3. Развитие профессионального самоопределения (5ч). | Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе. Учебные заведения региона. Определение типа будущей профессии, учитывая склонности, интересы, способности. Зависимость жизненных планов, карьерных устремлений человека от состояния здоровья. Составление индивидуальной траектории профессионального развития. | |
Итоговое занятие. (2ч) | Подведение итогов курса. Рефлексия (лист достижений). Итоговая диагностика уровня интеллектуального и личностного развития обучающихся |
Тематическое планирование
3.1 Тематический план программы занятий в 5 классе.
N п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1-2 | Диагностика | 1 |
3 | Чувства бывают разные | 1 |
4 | Стыдно ли бояться | 1 |
5 | Имею ли я право сердиться и обижаться? | 1 |
6 | Внутренний мир человека | 1 |
7 | Я и мои цели | 1 |
8 | Я и мое будущее | 1 |
9 | Определение самооценки | 1 |
10 | Трудные ситуации могут научить меня | 1 |
11 | Какой Я? Какой ты? | 1 |
12 | Умею ли я общаться? | 1 |
13 | Развитие зрительной и слуховой памяти | 1 |
14 | Развитие зрительной и слуховой памяти | 1 |
15 | Развитие ассоциативной памяти | 1 |
16 | Развитие ассоциативной памяти | 1 |
17 | Развитие внимания | 1 |
18 | Развитие внимания | 1 |
19 | Учимся сравнивать | 1 |
20 | Развитие словесно-логического мышления | 1 |
21 | Развитие словесно-логического мышления | 1 |
22 | Обобщение и классификация | 1 |
23 | Установление закономерностей | 1 |
24 | Причинно-следственные связи | 1 |
25 | Формирование пространственно-временных представлений | 1 |
26 | Формирование пространственно-временных представлений | 1 |
27 | Формирование пространственно-временных представлений | 1 |
28 | Учимся договариваться и уступать | 1 |
29 | Учимся решать проблемы вместе | 1 |
30 | Что такое дружба? | 1 |
31 | Если ты поссорился с другом | 1 |
32 | Виды общения (вербальное и невербальное) | 1 |
33 | Итоговое занятие | 1 |
34-35 | Диагностика | 1 |
Итого: | 35 |
3.2 Тематический план программы занятий в 6 классе
N п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1-2 | Диагностика | 2 |
3 | Я повзрослел | 1 |
4 | У меня появилась агрессия | 1 |
5 | Как звучит агрессия? | 1 |
6 | Практическая работа «Управление гневом» | 1 |
7 | Уверенный и неуверенный человек | 1 |
8 | Зачем человеку уверенности в себе? | 1 |
9 | Что такое ценности? | 1 |
10 | Ценности и жизненный путь человека | 1 |
11 | Самое главное для меня | 1 |
12 | Кто я? Какой я? | 1 |
13 | Развитие зрительной и слуховой памяти | 1 |
14 | Развитие зрительной и слуховой памяти | 1 |
15 | Развитие ассоциативной памяти | 1 |
16 | Развитие ассоциативной памяти | 1 |
17 | Развитие внимания | 1 |
18 | Развитие внимания | 1 |
19 | Учимся сравнивать | 1 |
20 | Развитие словесно-логического мышления | 9 |
21 | Развитие словесно-логического мышления | 1 |
22 | Развитие мыслительных операций (обобщение, классификация, аналогии) | 1 |
23 | Развитие мыслительных операций (обобщение, классификация, аналогии) | 1 |
24 | Установление закономерностей | 1 |
25 | Формирование пространственно-временных представлений | 1 |
26. | Формирование пространственно-временных представлений | 1 |
27. | Формирование пространственно-временных представлений | 1 |
28. | Конфликт и пути его решения | 1 |
29. | Границы в общении | 1 |
30. | Если тебя обижают | 1 |
31. | Я и другие | 1 |
32. | Почему важно помогать? | 1 |
33. | Итоговое занятие | 1 |
34-35 | Диагностика | 1 |
Итого: | 35 |
3.3 Тематический план программы занятий в 7 классе
N п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1-2 | Диагностика | 2 |
3 | Чувства «полезные» и «вредные» | 1 |
4 | Запретные эмоции | 1 |
5 | Психогигиена эмоциональной жизни | 1 |
6 | Впечатление, которое мы производим | 1 |
7 | Из чего складывается первое впечатление о человеке? | 1 |
8 | Дружба. Четыре модели общения | 1 |
9 | Мы и наши поступки | 1 |
10 | Мир без конфликтов | 1 |
11 | Учимся выражать свои чувства | 1 |
12 | Учимся выражать свои чувства | 1 |
13 | Развитие зрительной и слуховой памяти | 1 |
14 | Развитие зрительной и слуховой памяти | 1 |
15 | Развитие ассоциативной памяти | 1 |
16 | Развитие ассоциативной памяти | 1 |
17 | Развитие внимания | 1 |
18 | Развитие внимания | 1 |
19 | Учимся сравнивать | 1 |
20 | Развитие словесно-логического мышления | 1 |
21 | Развитие словесно-логического мышления | 1 |
22 | Развитие мыслительных операций (обобщение, классификация, аналогии) | 1 |
23 | Развитие мыслительных операций (обобщение, классификация, аналогии) | 1 |
24 | Установление закономерностей | 1 |
25 | Формирование пространственно-временных представлений | 1 |
26. | Формирование пространственно-временных представлений | 1 |
27. | Формирование пространственно-временных представлений | 1 |
28. | Труд в жизни человека | 1 |
29. | Многообразие профессий | 1 |
30. | Составление словаря профессий | 1 |
31. | Формула выбора профессии хочу-могу-надо | 1 |
32. | Выбор профессии в соответствии с интересами и склонностями | 1 |
33. | Итоговое занятие | 1 |
34-35 | Диагностика | 1 |
Итого: | 35 |
3.4 Тематический план программы занятий в 8 классе
N п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1-2 | Диагностика | 2 |
3 | Самоуважение | 1 |
4 | Самоконтроль. Сила воли. | 1 |
5 | Самоэффективность | 1 |
6 | Реальное и идеальное Я. Диагностика самооценки | 1 |
7 | Настроение и активность человека | 1 |
8 | Как управлять своим состоянием | 1 |
9 | Как действовать ситуации стресса | 1 |
10 | Борьба мотивов | 1 |
11 | Привычки. Интересы. Мечты | 1 |
12 | Мотивация помощи и альтруистическое поведение | 1 |
13 | Развитие зрительной и слуховой памяти | 1 |
14 | Развитие зрительной и слуховой памяти | 1 |
15 | Развитие ассоциативной памяти | 1 |
16 | Развитие ассоциативной памяти | 1 |
17 | Развитие внимания | 1 |
18 | Развитие внимания | 1 |
19 | Учимся сравнивать | 1 |
20 | Развитие словесно-логического мышления | 9 |
21 | Развитие словесно-логического мышления | 1 |
22 | Развитие мыслительных операций (обобщение, классификация, аналогии) | 1 |
23 | Развитие мыслительных операций (обобщение, классификация, аналогии) | 1 |
24 | Установление закономерностей | 1 |
25 | Развитие мышления и воображения | 1 |
26. | Развитие мышления и воображения | 1 |
27. | Профессия в жизни человека | 1 |
28. | Как мы делаем выбор? | 1 |
29. | Зависимость выбора профессии от состояния здоровья | 1 |
30. | Способности и профессиональная пригодность | 1 |
31. | Профессия и карьера | 1 |
32. | Диагностика мотивов выбора профессии и профессиональной направленности | 1 |
33. | Итоговое занятие | 1 |
34-35 | Диагностика | 1 |
Итого: | 35 |
3.5 Тематический план программы занятий в 9 классе
N п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1-2 | Диагностика | 2 |
3 | Формирование учебной и познавательной мотивации | 1 |
4 | Формирование учебной и познавательной мотивации. Снятие тревожности | 1 |
5 | Формирование учебной и познавательной мотивации. Снятие тревожности | 1 |
6 | Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции | 1 |
7 | Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции | 1 |
8 | Развитие рефлексивной деятельности | 1 |
9 | Развитие рефлексивной деятельности | 1 |
10 | Развитие личностной сферы | 1 |
11 | Развитие личностной сферы | 1 |
12 | Лидерские качества | 1 |
13 | Знакомство и отработка методов эффективного запоминания | 1 |
14 | Знакомство и отработка методов эффективного запоминания | 1 |
15 | Знакомство и отработка методов эффективного запоминания | 1 |
16 | Знакомство и отработка методов тренировки внимания | 1 |
17 | Знакомство и отработка методов тренировки внимания | 1 |
18 | Знакомство и отработка методов тренировки внимания | 1 |
19 | Знакомство и отработка методов тренировки мышления | 1 |
20 | Отработка навыков тренировки сложных форм мышления | 1 |
21 | Отработка навыков тренировки сложных форм мышления | 1 |
22 | Развитие творческого мышления | 1 |
23 | Развитие творческого мышления | 1 |
24 | Развитие коммуникативных навыков | 1 |
25 | Развитие коммуникативных навыков | 1 |
26. | Развитие коммуникативных навыков | 1 |
27. | Развитие коммуникативных навыков | 1 |
28. | Планирование проекта «Моя профессиональная карьера» | 1 |
29. | Диагностика профессионального типа личности | 1 |
30. | Ознакомление с учебными заведениями региона | 1 |
31. | Трудности при выборе профессии | 1 |
32. | Защита проекта «Моя профессиональная карьера» | 1 |
33. | Итоговое занятие | 1 |
34-35 | Диагностика | 1 |
Итого: | 35 |
Список литературы
- Альманах психологических тестов. — М.: КСП, 1996.
- Бабкина Н.В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения // Дефектология. — 2003. — № 6.
- Бабкина Н.В., Баулина Н.С., Бибик Л.И. Опыт использования занятий развивающего цикла в учебном процессе начальной школы // Наука и школа. — 1999. — № 1.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекцией -но-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ, 2001.
- Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии. — М., 1973.
- 7.Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС, 1994.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 2000.
- Развивающие игры для детей. — М.: Физкультура и спорт, 2001.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС, 1995.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. — Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего спортивного мероприятия по социально-бытовой ориентировке с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Юный пожарный»
Практическая отработка навыков противопожарной безопасности...
Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой
Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот...
«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...
Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Рабочая программа по индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа разработана для индивидуальной работы дефектологов с детьми с ОВЗ по различным разделам...
«Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Успешное преодоление слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...
Средства визуальной поддержки в практике работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (II вариант обучения) в мастерской сельскохозяйственного труда
карты альтернативной коммуникации, структурирование среды, технологические карты...