программа развития
материал на тему

программа развития образовательной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа развития640.43 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\УПК\Desktop\скан документы\2018-04-12 программа развития\программа развития 001.jpg

Разделы программы:

  1. Аналитическое обоснование программы развития.
  2. Концепция развития образовательной системы МБО ДО УЦ п. Таксимо.
  3. Цели и задачи программы развития.
  4. Сроки реализации программы.
  5. Этапы программы.
  6. Программные мероприятия по организации и управлению развития УЦ.
  7. Программные мероприятия по совершенствованию и повышению методического уровня педагогических кадров.
  8. Программные мероприятия по созданию развития материально-технической базы УЦ.

Аналитическое обоснование Программы развития.

        Учебный центр был открыт в 1994 году. Учредителем МБО ДО УЦ является администрация МО «Муйский район», районное управление образования Муйского района,  Устав утвержден Администрацией муниципального образования «Муйский район» и соответствует требованиям закона «Об образовании»,  рекомендательным письмам Минобразования России.

        УЦ имеет значительный опыт допрофессионального образования, который является фундаментом модернизации содержания образования и педагогических технологий для того, чтобы совместно с образовательным пространством решать задачу увеличения вклада общего среднего образования в улучшение качества жизни народа, повышения эффективности использования трудовых ресурсов в экономике России через изменение педагогической парадигмы. Цель школьного образования – социальная зрелость выпускника школы любого типа как важнейший параметр развития личности.

        Учебный центр за период своего существования накопил позитивный опыт, который может быть использован в условиях модернизации:

        - в основу преподавания был положен деятельностный подход к изучению трудовых процессов с целью достижения конкретных результатов;

        - на смену репродуктивному методу преподавания вышли проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы;

        - в качестве компетентного источника информации и жизненного опыта для учащихся пришел специалист, имеющий техническое образование и производственный опыт;

        - осуществлялись поиски инновационных педагогических технологий (проведение производственных практик, использование аудиовизуальных технических средств обучения, применение тренажеров, изменение методики оценивания подготовленности);

        - использовались различные диагностические методики определения соответствия характеристик личности требованиям профессии;

        - впервые были предприняты попытки совместно с учащимися проектировать маршруты профессионального обучения и образования.

        Сегодня можно сказать, что становление личностно-ориентированной педагогики началось именно в УПК, где индивидуальный подход был связан с выбором профиля допрофессиональной подготовки, выбором тактики дальнейшего профессионального образования. Личностно-ориентированная педагогика учащихся в их профессиональном самоопределении восходят к истокам профориентации,  впервые начатой в УПК. В конце 90-х годов УПК стал испытывать дефицит материально-технического оснащения и кадрового обеспечения и в связи с этим ,был вынужден произвести реконструкцию собственных образовательных программ.

        Таким образом, возникают противоречия развития учебного учреждения:

- в современных условиях сохранять Межшкольные учебные комбинаты в традиции УПК нет необходимости, возникает проблема модернизации и реконструкции, сохраняя основу – межшкольность и накопленный позитивный педагогический опыт.

 - с одной стороны, УЦ обладает достаточной материально-технической базой, с другой стороны профилизация старшей школы предполагает резкое сокращение технологической подготовки учащихся.

        Предпосылками развития Учебного центра являются:

- успешный опыт работы в области профориентации, допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся.

- опыт профориентационной работы с предприятиями и учреждениями профессионального образования.

 В настоящее время                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Учебный центр  реализует модифицированные программы по специальностям: водитель категории «А,В,С,Д,Е»; делопроизводитель;  парикмахер; швея; маникюрша; косметик; кроликовод; садовник,  имеющие целью трудовое воспитание, профессиональную ориентацию и подготовку обучающихся.

        Необходимость в существовании УЦ объясняется важностью осуществляемой им деятельности в ситуации,         когда в ряде общеобразовательных  учреждений отсутствуют условия (материально-техническая база, кадровое обеспечение) для реализации указанных образовательных программ.

        Вместе с тем концепцией модернизации российского образования определяется создание системы профессиональной ориентации молодежи, оказания помощи школьникам в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

        Данная идея дальнейшее развитие и уточнение в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, где указывается, что профильное обучение – является «средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования».

        Однако, как показывают результаты социологических опросов 67% учащихся выпусков средней школы не имеют представления ни о содержании дальнейшего образования, ни о предстоящей работе. Многие из них уповают на случай («как получится»), 27 % считают, что об их дальнейшей трудовой и жизненной карьере должны позаботиться родители. И только 4 % опрошенных высказывают предположение, что в решении этих важных вопросов им может помочь школа.

        Серьезные затруднения также испытывают выпускники основной школы в выборе профиля обучения 10-11 классах. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов: за компанию с товарищами, по совету взрослых (которые чаще переоценивают, или недооценивают способности и возможности детей), под влиянием средств массовой информации и общественных стереотипов.

        В настоящее время школа пытается создать условия для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе направления дальнейшего образования и профессиональной карьеры. Однако не все общеобразовательные школы способны реализовать в полном объёме данные условия в связи с недостатком кадровых и материально-технических ресурсов.

        Стоит также заметить, что профильное образование по своим целям и содержанию занимает промежуточное положение между общим средним и профессиональным образованием. Оно позволяет старшеклассникам приобрести глубокие разносторонние теоретические и прикладные знания, прочные практические навыки по избранному профилю, подготовить себя к успешному продолжению образования в профессиональном учебном заведении соответствующего направления или в сфере материального производства. Для этого необходимо предлагать учащимся как можно больше профильных курсов, которые имели бы профессиональную направленность.

        Таким образом, существенно меняется образовательный заказ школы Учебному центру. Именно поэтому возникает потребность концентрации кадровых и материальных ресурсов в одном центре, что дает возможность экономии финансовых затрат на осуществление предпрофильной подготовки и профильного обучения. Такой центр профильного обучения и профессиональной адаптации подростков (до 18 лет) необходим поселку ещё и потому, что может удовлетворить образовательный запрос учащихся вечерней школы, детей с ограниченными возможностями здоровья, неорганизованную молодежь.

Режим работы МБО ДО УЦ: шестидневный. Занятия проводятся с 15.30-17.50. Продолжительность урока – 40 минут. Комплектование контингента обучающихся происходит на основании заявлений родителей.

Сведения о контингенте учащихся МБО ДО УЦ по специальностям

№ п/п

Название специальности и    профиля

2013-2014 уч. год

2014-2015 уч. год

2015-2016 уч. год

1

Водитель категории «В», «С»

58

99

118

2

Парикмахер

24

20

18

3

Швея

         -

47

16

4

Делопроизводитель

31

42

35

5

Маникюрша

12

17

7

Косметик

15

37

15

8

Кроликовод

21

25

8

9

Садовник

15

12

9

Итого

217

399

333

        За последние годы прослеживается тенденция снижения количества учащихся 10-11 классах, поэтому в МБО ДО УЦ разработаны образовательные программы и учебные планы для учащихся 6,7,8,9 классов.

        Из    18  педагогических работников имеют:

Образование

Квалификационные категории

Высшее образование  9

Среднее профессиональное 3

Первая  13

Начальное профессиональное 4

Высшая 0

Анализ уровня образованности педагогических кадров показал о повышении образовательного уровня преподавателей специальных дисциплин, ведь именно мастеру производственного обучения и преподавателю предстоит обучать и воспитывать учащегося.

        Прогнозируемое число руководящих и педагогических работников, которым  требуется ежегодно повышать свой профессиональный уровень, составило примерно 3-5 человек от общего количества работников профессиональной подготовки.

                     

Концепция развития образовательной системы

УЧЕБНОГО ЦЕНТРА п. Таксимо

        Эффективное решение проблем современного образования возможно при условии программно-целевого развития, которое рассматривает УЦ как систему, обеспечивающую создание единой образовательной среды, способствующей формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению, социализации личности, конструированию профессиональной карьеры с учетом реальных потребностей регионального рынка труда.  Программа развития Учебного центра п. Таксимо разработана на основе Закона РФ «Об образовании»; «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», утвержденной приказом Минобразования России от 18.07.2002г. №2783; «Перечня профессий рабочих и служащих для профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений» (приложение к письму Минобразования России от 21.05.2014г. № 511/13-13).

        Учебный центр в стратегии своего развития руководствуется следующими принципами:

        - Гуманизации – глубокое знание и понимание потребностей и индивидуальных особенностей, обучающихся и предоставление им возможности попробовать себя в деятельности, производительном труде;

        - Социализации – ориентация на адаптационное взаимодействие личности подростка и среды для приобретения им опыта социального, профессионального и общекультурного;

        - Ориентация на успех – создание ситуации успеха, психологического комфорта в учебе, осуществляемой непосредственно на практике, в труде;

        - Непрерывности – ориентация на обеспечение в образовательном процессе МУК единства общего среднего, допрофессионального и профессионального образования во взаимосвязи с личностными запросами школьников;

        - Вариативности – включение в основные образовательные курсы дополнительных модулей с учетом учащихся, их родителей и рынка труда;

        - Интеграции – объединение усилий субъектов образовательного процесса в определенные комплексы, направленных на повышение качества подготовки учащихся к жизни и труду;

        - Личностно-ориентированного подхода – учет индивидуальных особенностей школьников с последующей адаптацией образовательного процесса к индивидуальным особенностям каждого учащегося;

        - Сферности – заинтересованности производств, учреждений и организаций, ориентированных на активное участие в подготовке будущих кадров к новым социально-экономическим условиям, на расширение и углубление профессионального и социального самоопределения подростков, разработку и реализацию индивидуальных программ образования учащихся в производственных условиях.

        Совокупность указанных принципов является основополагающей в ходе осуществления содержания образовательного процесса.

        Программа развития определяет цели и задачи образования с учетом приоритетов и стратегии государственного образования, структурирует приоритетные проблемы введения предпрофильной подготовки, профильного обучения и профессиональной подготовки, а также план действий и поэтапную их реализацию в течение 5 лет.

        Программа развития призвана определить стратегию обновления учебного учреждения, основные цели, задачи и направления обучения учащихся, особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований, а также создать организационную структуру и механизм её реализации.

                Приоритет профильного обучения в российском образовании является важнейшим условием самоопределения личности в обществе. Цель профильного обучения – расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

        УЦ выполняет роль центра предпрофессиональной адаптации обучающихся и тем самым создает условия для профессиональной адаптации и социализации личности.

        Ключевыми компетенциями выпускника Учебного центра являются сформированность технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда, деловых межличностных отношений, приобретенных умений в прикладной творческой деятельности, их социально-трудовой адаптации на основе профессионального самоопределения.

        Особенностью инновационной деятельности УЦ является предпрофессиональная подготовка по ряду специальностей. Реализация инновационной образовательной деятельности связана с внедрением педагогических технологий:

        - проектные методы обучения;

        - информационно-коммуникационные технологии;

        - проблемное обучение;

        - технология обучающих игр: ролевых, деловых;

        - технология решения исследовательских задач.

        Реализация основных задач модернизации образования, обновления содержания образования, перехода на новые государственные образовательные стандарты, внедрения новых образовательных технологий невозможна без компетентных, высокопрофессиональных педагогов. Инновационные процессы предъявляют новые требования к профессиональному мастерству педагогов.

        Приоритетными направлениями развития Учебного центра являются:

        - В отношении учащихся – социально-профессиональное самоопределение и формирование индивидуального образовательного запроса учащихся на основе комплексной развивающей диагностики, введение профильного обучения и начальной профессиональной подготовки школьников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями и с учетом потребностей регионального рынка труда.

        - В отношении педагогического коллектива – повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы, внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий в условиях предпрофессионального обучения.

        - В отношении образовательного процесса – укрепление материально-технической базы, совершенствование учебно-методического обеспечения, информатизация учебного процесса.

        

Цели и задачи программы развития на период 2016-2021 г.г.

Цель программы

Обеспечение необходимых условий для развития системы профессионального и предпрофессионального обучения учащихся в Учебном центре.

Задачи программы

  1. Повышение качества знаний учащихся через совершенствование форм, методов и приёмов обучения путем повышения методического уровня преподавателей.
  2. Формирование пути социально-трудовой адаптации школьников и оказание им помощи в личностном, социальном развитии.
  3. Укрепление и развитие системы материально-технической базы центра.
  4. Удовлетворение запроса обучающихся и их родителей социальным потребностям в современной жизни.
  5. Увеличение внебюджетных средств.

Разработчики программы

Администрация МБО ДО УЦ в лице:

- директора Казанцевой С.Ю.;

- методиста Зиминой Н.А.

- члены коллектива МБО ДО УЦ.

Срок реализации программы

В рамках реализации программы Муниципальной образовательной организации дополнительного образования Учебный центр на  2016-2021 г.г.

Программа обсуждалась:

        - на заседании Управляющего совета (протокол №4 от 28.05.2016г.);

        - на заседании педсовета МБО ДО УЦ (протокол №2 от 06.09.2016г.).

Исполнители :

  1. Администрация Муниципального образования «Муйский район»
  2. Районное управление образования
  3. Районный отдел центра занятости населения
  4. МБО ДО Учебный центр

                

Этапы программы:

Программа предусматривает пять этапов:

1 этап – 2016-2017 г.г.- первоочередные меры по реализации программы.

2 этап -  2017-2018 г.г.- закладывание основ для развития программы.

3 этап – 2018-2019 г.г.- стабилизация, выполнение программы.

4 этап – 2019-2020 г.г.- стабилизация, выполнение программы.

5 этап – 2020-2021 г.г.- завершение выполнения программы.

  1. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА                            

Мероприятия

                         Этапы исполнения

Исполнители

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

1

Организационно-правовое обеспечение деятельности Учебного центра

2016-2017

    ----

     ----

    ----

    ----

МБО ДО УЦ

2

Развитие содружества с  БРМТиТ п.Таксимо с целью профессионального обмена

       +

      +

     +

     +

    +

РУО

УЦ

3

Систематизировать профессиональную подготовку учащихся старших классов средних общеобразовательных школ

     +

     +

      +

      +

    +

УЦ

4

Систематически проводить смотр кабинетов

      +

    +

     +

    +

    +

УЦ

5

Проводить тематические семинары-практикумы «О проблемах и перспективах развития образовательной деятельности УЦ»

    +

    +

УЦ

6

Проводить конкурс «Лучший по профессии» по специальностям среди учащихся УЦ

    +

     +

     +

      +

     +

  УЦ

7

Увеличение платных услуг:

- водитель категории « В, С, Д, Е»;

- делопроизводитель,

- маникюрша

-парикмахер

       +

     +

      +

      +

      +

УЦ

8

Активизировать работу УЦ с учащимися в летний период (летний оздоровительный отдых)

      +

     +

     +

       +

       +

Местный бюджет

РУО

УЦ

  1. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Мероприятия

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

Исполнители

1

Курсы повышения квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения

+

+

+

+

+

РУО

УЦ

2

Аттестация руководителей и преподавателей Учебного центра

+

+

+

+

+

РУО

УЦ

3

Разрабатывать учебные программы на модульной основе на перспективные профессии:

- водитель категории «В», «С»

- парикмахер

- маникюрша

+

+

+

+

+

УЦ

  1. Программные мероприятия по созданию развития материально-технической базы Учебного центра

Мероприятия

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2020

2020-2021

исполнители

1

Укрепление материально-технической базы:

-приобретение мебели

+

+

+

+

+

РУО

УЦ

2

- оборудование для парикмахерской

+

+

УЦ

3

- приобретение учебных автомобилей

+

УЦ

4

- оборудование учебного автодрома

+

+

УЦ

Учредитель

Спонсоры  

5

- оборудование медицинского кабинета

+

+

УЦ

6

- оборудование автотренажерного кабинета

+

+

УЦ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития студии раннего гуманитарно - эстетического развития воспитанников "Малышок"

Данная программа предназначена для использования в работе педагогов, осуществляющих предшкольную подготовку воспитанников от 4,5 до 7 лет....

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.

В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...

занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"

Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....

Программа развития «Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа развития «Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе» была разработана в ходе экспериментальной деятельности, по...

Индивидуальный план развития музыкального руководителя Вороновой И.А. на 2012-2014 гг. по реализации Программы «Развитие МБДОУ ДСКВ № 52 «Самолётик на 2012-2014 годы» (с изменениями)

В настоящее время основным документом управления качеством образования на муниципальном уровне является программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы». Это целевой ориентир д...

8. Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)

Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И...