Ученическое самоуправление
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Модель реализации ученического самоуправления в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchenicheskoe_samoupravlenie.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Ученическое самоуправление: от теории к практике

Поддубская Елена Николаевна

 

Где нет структуры – нет организации,
не может быть и управления.

Не зря процесс обучения в школе называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни учителям, ни родителям, ни, разумеется, самим ученикам не стоит недооценивать деятельность ученического самоуправления. Как сделать его действенным, интересным, полезным?

Школьное ученическое самоуправление в современной педагогической науке вызывают особый интерес. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуациях выбора. Поэтому исследователи рассматривают ученическое самоуправление как средство формирования социально-нравственнной ориентации, социальной активности и зрелости.

Самоуправление -  один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами школы, класса.  Настоящее самоуправление предполагает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.

Опыт школьного самоуправления хорошо известен отечественной педагогике. Это школа «развития идей коллектива» Ф.Ф. Брюховецкого, воспитательная система П.Г. Родина «Подготовка молодежи к труду», методика коммунарского движения И.П. Иванова, авторская школа самоопределения А.Н. Тубельского.

Наше понимание места ученического самоуправления в структуре школы основано на следующих положениях:

закон «Об образовании» определяет два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление -  даёт право на участие в управлении образовательным учреждением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Закон предлагает открытый перечень форм школьного самоуправления и относит определение компетенции органов самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в уставе школы.

Таким образом, самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). Границы власти субъектов школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти – конкретные органы самоуправления – может выбирать само учебное заведение. Органы самоуправления бывают «совместными», с участием и педагогов, и родителей, и учеников – например, совет школы, либо «раздельными» – например, ученический совет с участием выборных представителей обучающихся. Органы школьного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправления.

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.

Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся  приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.

Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

            Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.   

В последние годы гражданское образование сформировалось в самостоятельную, осмысленную, востребованную обществом сферу образования. Школьники, взаимодействуя с разными общественными группами и органами власти, пробуют выделять и решать важные для социума проблемы. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит поколение социально-активных молодых людей.

Деятельность обучающихся в рамках модели ученического самоуправления является средством самореализации, социализации и инструментом защиты прав и интересов детей.

          Цель модели ученического самоуправления: реализация права учащихся на участие в управлении школьной жизнью с учетом их интересов и потребностей  через приобретение опыта демократичного поведения и социального партнерства.

Самоуправление в школе существует давно, но, подчиняясь объективным законам действительности, находится в постоянном развитии.

Прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.

Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника формируется в три этапа:

1. Этап воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).

2. Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).

3. Этап соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели самоуправления).

На первом этапе (этапе воздействия) важно вовлечь школьников в классные активы. Параллельно возникает необходимость создания актива школы, в состав которого входили главы старших классов. В начале учебного года избирается новый актив школы и актив класса. Дети сами определяют себе лидеров. Обучающимся предлагается широкий выбор видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская). Активом школы разрабатывается план внеклассных школьных дел. Один раз в месяц проводятся заседания актива, где обсуждаются вопросы школьной жизни, планируются школьные, классные мероприятия, анализируется проделанная работа. Для расширения кругозора детей и ознакомления их с новыми формами и видами деятельности еженедельно проводится учеба актива школы.

На этапе взаимодействия осуществляется пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе возникает необходимость создания новой структуры самоуправления, включающей в себя ученическое и школьное самоуправление

При переходе к третьему этапу (этапу соразвития) ставится задача пробуждения ответственности самой личности за то, чем она является. Значимым становится развитие умения формулировать и решать не только собственные проблемы, но и общественные. Современная модель самоуправления вобрала в себя то лучшее, что было на всех этапах развития и во всех предыдущих моделях.

В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Для достижения самоуправления в современном образовательном учреждении необходимо решить ряд проблем, таких как – формальное функционирование органов самоуправления, без учета мнения и желания самих учащихся.

Самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.

Оно дает возможность ученику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем классного коллектива.

Структура самоуправления строится на трех уровнях:

1) ученик; 2) ученик-класс; 3) ученик-школа.

Первый уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, побывав в роли, как лидера, так и подчиненного. Через систему этих ролей у подростков формируется разнообразный опыт общественных отношений.

Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива.

Третий уровень предполагает самоуправление коллектива учащихся школы – школьное самоуправление.

Сущность ученического самоуправления состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса.

Коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах:

Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность.

Во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность, таким образом, что бы она сплачивала и объединяла  учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

Отсюда следуют два существенных вывода:

1. В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественно-патриотическая, культурно-массовая деятельность учащихся;

2. В процессе организации указанных видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание воспитательного коллектива.

Основу этой методики составляют:

•   Умелое предъявление требований к учащимся;

•   Воспитание ученического актива;

•  Организация перспектив в учебной, трудовой, общественной деятельности;

•    Формирование здорового общественного мышления;

•    Создание и развитие  положительных традиций коллективной жизни.

Необходимой предпосылкой хорошей работы ученического актива является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании ученического актива школы является их инструктирование, постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны принимать участие. Директору школы, его заместителям и классным руководителям необходимо разъяснять ученическому активу  их функции по выполнению возложенных на них обязанностей.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. «Ничего так не скрепляет коллектив, -  говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитаешь традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций, ... не может быть хорошей школой...»

Школьное самоуправление дает возможность ученику:

-    приобрести опыт ведения предвыборной и выборной кампаний;

-    раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности;

-    ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы.

В центре внимания сам ребенок, его психическое, физическое состояние и социальное благополучие.

Целями и задачами школьного самоуправления являются:

-  Становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;

-  Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностно-социальных норм через участие в общественной жизни школы;

-  Создание условий для самовыражения, самоусовершенствования   и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений

и видов деятельности;

-  Развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразующей гражданской позиции школьников;

-   Создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.

При организации ученического самоуправления в школе, классе и реализации данной программы мы опираемся на следующие принципы:

свободный выбор модели ученического самоуправления исходя из своей специфики и имеющихся традиций;

ориентация на личностные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса;

деятельностная основа ученического самоуправления, позволяющая направлять энергию подрастающего поколения на социально полезные дела;

тесное взаимодействие общеобразовательного учреждения с органами местного самоуправления.

Эти принципы составляют основу организации самоуправления нашего образовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики, а именно: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно - равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

Правовой основой развития ученического самоуправления в школе являются:

Закон РФ "Об образовании";

Конвенция ООН о правах ребёнка;

Устав общеобразовательного учреждения;

Положение о Совете старшеклассников.

Цель создания и функционирования модели ученического самоуправления: создание благоприятных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную, содержательную, индивидуальную и коллективную деятельность, стимулирующую учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократичной культурой.

Задачи, поставленные перед моделью ученического самоуправления:

  1. создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого учащегося;
  2. представление учащимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении школы (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс);
  3. развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений и навыков коллективной и руководящей деятельности;
  4. развитие навыков и способов конструктивного общения со всеми участниками образовательного процесса;
  5. обучение органов ученического самоуправления активным формам работы с учащимися.

Мы считаем, что структура созданной нами модели ученического самоуправления чёткая, так как элементы модели соответствуют поставленной цели; отсутствуют "лишние звенья"; имеется взаимодействие с родительским и педагогическим самоуправлением, с администрацией образовательного учреждения; описание модели доступно для понимания всех участников образовательного процесса.

В основу организации самоуправления каждого класса школы положена структура научно-исследовательского института. Название поручений отражают специфику модели.

Директор самоуправления и его заместители стоят во главе Совета отделов. Каждый отдел имеет свои функции и соответствующие им поручения.

  1. ОПТ – отдел порядка и труда объединяет учащихся, которые в ходе познавательной и трудовой деятельности осваивают навыки самоуправления. Такие поручения, как завуч, диспетчер по расписанию, санитар, мастер, позволяют активно участвовать в жизнедеятельности классного коллектива.
  2. ОПИ – отдел печати и информации сформирован из учащихся, интересы которых связаны с творческой деятельностью. Журналист пишет статьи о важнейших событиях, почтальон отвечает за корреспонденцию, фотограф фиксирует жизнь класса в фотографиях.
  3. ОКД – отдел культуры и досуга позволяет школьникам развивать свои организаторские способности. Режиссер, культорганизатор, экскурсовод, ди-джей пишут сценарии и проводят классные мероприятия, подбирают музыкальное оформление к праздникам, организуют экскурсии.
  4. ОЗС – отдел здоровья  и спорта решает вопросы, связанные с формированием у учащихся потребности вести здоровый образ жизни
  5. ОЗД – отдел заботы и добра вносит разнообразие в социально значимую деятельность учащихся, обогащает внутри коллективные отношения. Сотрудники отдела выполняют обязанности ботаников, вожатых, спасателей и социальных работников.

Защиту интересов прав школьников гарантирует Комиссия по решению споров, состоящая из ведущего специалиста (классного руководителя), председателя родительского комитета и трех самых уважаемых учащихся класса.

Классное ученическое собрание

           Обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждому школьнику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.

Для ведения собрания избирается председатель. Проводятся не только собрания с обсуждением сложных вопросов,  но и короткие «оперативки» (10-15 минут).

Структура самоуправления

ОПТ

ОПИ

ОКД

ОЗС

ОЗД

  1. Цели и задачи

Цель классного самоуправления – организация жизнедеятельности коллектива, результатом которой должны стать желание и умение каждого ученика заниматься самовоспитанием.

Задачи самоуправления:

  1. Развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции;
  2.  Развитие отношений заботы друг о друге, о школе, о младших товарищах, взаимоуважение детей и взрослых;
  3. Развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива.

Эмблема

Эмблема представляет собой раскрытую книгу, которая символизирует знания: руки на желтом фоне – наши «золотые руки», которые трудятся, творят, от них исходит желтый свет добра; зеленый побег – это символ жизни и развития учеников в совместной деятельности.

Описание: C:\Documents and Settings\Barashkov\Рабочий стол\gerb.GIF

Самоуправление – непременный признак коллектива, его функция. Если нет коллектива – бесполезно говорить о самоуправлении.

Самоуправление – не цель, а средства воспитания - это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

Содержание деятельности ученического самоуправления включает в себя:

1. Гражданско-патриотическое – «Я – гражданин России»

- Возрождение народных традиций и обрядов через различные формы работы.

2. Ценностно-ориентированное – «Мой мир»

- познавать самого себя;

- понимать смысл жизни;

- уметь отличать добро от зла;

3. Познавательное – «Умники и умницы»

- познавать окружающий мир;

- уметь ориентироваться в потоке современной информации;

4. Экологическое – «Экология и мы»

Вызвать интерес к изучению природы, участвовать в пропаганде идей охраны окружающей среды.

5. Спортивно-оздоровительное – «Спорт, здоровье и я»

6. Культурно-массовое – «Калейдоскоп веселых дел»

Развитие творческих способностей детей и подростков. Поиск новых форм самовыражения личности.

- активно участвовать в городских конкурсах и соревнованиях.

- участвовать в общешкольных конкурсах и соревнованиях.

- активно участвовать в делах класса.

- принимать участие в разработке и проведения конкурса «Ученик года».

7. Информационное - «Свой голос»

- Создание детской пресс-службы в школе.

- Создание детской социологической службы

Работа по направлениям осуществляется поэтапно, каждый месяц имеет свою проблематику:

– «Я и мир знаний»;

– «Я и мое я»;

– «Я и мой мир»;

– «Я и мои друзья»;

– «Я и моя школа»

– «Я и моя семья»

– «Я и мой край»

– «Я и Отечество»

– «Я и природа»

Деятельность детского самоуправления ведется по принципу единого планирования, то есть создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса. Это, прежде всего, традиционные мероприятия: праздник «Первого звонка», «День Учителя», «Осенний бал», «Русская воинская доблесть»,  «Новый год пришел к нам снова», «День пожилых людей», «День матери», «Поклонимся великим тем годам», «Безопасное колесо», КВНы, праздник «Последнего звонка» и т.д.

Решающее значение для успеха в любом виде деятельности имеет выбор методов – совокупности наиболее общих способов осуществления взаимодействия, способов решения поставленных задач.

В работе ученического самоуправления в условиях нашей школы и с учетом сложившихся традиций применяются следующие методы работы:

1. Методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды, осуществляется оперативный обмен информацией между участниками деятельности. Метод убеждения – путь воздействия на сознание, который используется в различных формах: внушении, повествовании, диалога, личного примера, совместного обсуждения проблем.

2. Методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются ее познавательные мотивы, т.е. методы упражнения. Это педагогические требования, которые предъявляются в прямой и косвенной форме. Прямое требование содержит прямое и четкое указание и применяется в начале работы. Очень эффективен в работе с органами ученического самоуправления и метод перспективы, который стимулирует общественно полезную деятельность путем постановки увлекательных значимых целей, так как достижение их становится личным стремлением, деланием и интересом. Организация деятельности не возможна без общественного поручения. Вовлечение школьников в работу или активизация его деятельности возможна через просьбу, высказанную классным руководителем или директором НИИ «Росток».

3. Методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанников. Это, прежде всего, метод педагогического стимулирования поощрение и наказание. Стимулирование всего положительного в жизни коллектива и преодоление негативного происходит через общественное мнение, которое привлекает учащихся к разработке и предъявлению друг к другу социально и нравственно ценных требований, постановке и реализации общественно и личностно значимых перспектив. Воспитательные функции общественного мнения находят свое отражение в том, что сам детский коллектив использует все методы педагогического взаимодействия в их многообразных видах и формах.

Испробовав различные формы проведения Советов, пришли к выводу, что наиболее эффективными в условиях нашей школы является форма групповой деятельности, что позволяет одновременно создавать ситуацию успеха, когда воспитанники не боятся высказать свое мнение, отстаивать свои взгляды, когда каждая точка зрения заслуживает внимания и уважения, и вести активное обучение ведению диалога, выработки и принятию решений.

Деятельность основана на совместной жизнедеятельности детей и взрослых, в основе которой лежит коллективное целеполагание и планирование, организация деятельности и творчество, эмоциональное насыщение жизни коллектива.

Надеемся, что дальнейшее развитие детского самоуправления будет способствовать появлению новых и интересных форм работы.

Самоуправление в школе возможно, более того, оно необходимо. Ведь по большому счету мы сможем воспитать хозяев страны, творцом своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, уверуют, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия. Такое сознание у малолетних граждан может и должна воспитать только и именно школа.

Педагогика есть наука и искусство мотивации в ребенке позитивного саморазвития, социально-ориентированного самосовершенствования.

Реализации этих целей и должны служить структуры и органы ученического самоуправления. Формы, названия их могут быть самыми разными: парламенты, министерства, губернаторство (по примеру государственных органов власти и управления) или советы дела, советы клуба, учкомы и др. В работе с детьми важны существо дела, позиция учителя. Реальные полномочия учащихся.

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь кустом в долине - но только будь
Лучшим кустом по эту сторону родника.
Будь кустом если не можешь стать деревом.

Если ты не можешь быть кустом, будь травой,
Порадуй путника своею красотой,
Если не можешь быть щукой, будь просто окунем-
Но будь самым шустрым окунем во всём озере!

Все не могут быть капитанами, кто-то должен быть матросом,
Работа найдётся для всех.
Есть работа большая, есть работа поменьше,
Но каждый из нас должен делать то, что ему выпадает.

Если ты не можешь быть дорогой, стань простой тропинкой
Если не можешь быть солнцем, стань звездой,
Не важно, победишь ты иль проиграешь,
Просто делай то, что можешь, и используй лучшее что есть в тебе!

                            Дуглас Мэллок

Литература:

  1. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2 / М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г., 160 с.
  2. Михайлова В. Опыт организации самоуправления в 5 классе //Воспитание школьников №8 2006 г
  3. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Селивановой Н.Л. / М.: «Педагогическое общество России», 2001 г., 284 с.
  4. Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.
  5. Никифорова Г.Н. Программа по воспитательной работе для 10-11-х классов «Будущее в настоящем» // Классный руководитель № 3/2002 г.
  6. Планирование и организация воспитательной работы // Классный руководитель № 3/2003 г.
  7. Прутченко А.С., Новикова Т.Г. Бизнес-игра – модель ученического самоуправления // Методист № 4/2006 г.
  8. Степанов Е. Самоупровление в коллективе класса: теоретические основы//Воспитание школьников №1 2006г
  9. Чашников Л.А. Современные модели информационно-аналитического обеспечения школьного управления // Вопросы психологии. 1993. № 9. С.36-41.