Открытый урок при "закрытой" двери.
статья на тему

Осипенко Оксана Викторовна

О новой системе открытых уроков - открытый день.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сетевое издание МЦРКПО

 Рубрика: Модели управления ОО и развития кадрового потенциала

Осипенко Оксана Викторовна,

ответственный за методическую работу

ГБОУ Школа №1358 г.Москвы,

почётный работник общего образования РФ

email:  metod.osipenko@yandex.ru

тел.: 8-903-002-24-93

Открытый урок при "закрытой двери"

     Помните фильм "Урок литературы"?  Его недавно показывали на MOSOBR.TV. Молодой педагог решил один день говорить только правду,  а тут комиссия и надо давать открытый урок!  Казалось бы, какая проблема? Но проблема как раз в том и заключалась, что дать открытый урок в том виде, в каком ожидалось, говоря только правду, оказалось невозможно! Вот и получился вместо "открытого" урока урок "обычный". Итог - комиссия в шоке, руководство - в обмороке....  Единственные, кого этот урок потряс по-настоящему, были дети.  Посмотрела на год выпуска кинокартины - 1968. Посмотрела на рядом лежащий план методической работы (год выпуска 2018)... Полвека прошло, а открытый урок, как одна из самых популярных форм обмена опытом, остался. И тут встал вопрос, а он стал более честным или мы по-прежнему лукавим, предлагая в открытом формате познакомиться с опытом своей работы? Подумалось, что всё же немного лукавим.

      Не секрет, что для открытого урока мы выбираем и наиболее надёжный класс, и тему поинтереснее, и активности самые современные и разнообразные, и если уж не репетируем, то подготовительную работу точно более интенсивную проводим. И вот "образовательная пироженка" готова! Спорить не буду, такой формат вполне приемлем, например, когда мы знакомимся с абсолютно новой технологией. Но только ли  по своей форме урок является "открытым"?  Мне кажется, что "открытым" его делает наполнение, которое призвано открыть перед гостями новые "профессиональные двери".

       Зачем я иду на открытый урок? Прежде всего, увидеть, как в реальном времени и в реальной ситуации работает та или иная образовательная технология, приём, метод. Увидеть живую работу учителя и детей в нестандартных или, наоборот, в сложных стандартных ситуациях. Увидеть конкретных детей в работе на другом предмете или у другого педагога. Не произносить дежурные фразы во время традиционного обсуждения урока, а дать рекомендации, которые в неофициальной обстановке будут более конструктивны.  Ряд ожиданий можно продолжать и продолжать, но, в любом случае, посещая уроки коллег, нам важно видеть живую работу, вступить в живое открытое общение на профессиональном уровне! Возможен ли такой результат посещения в условиях традиционного открытого урока? Сомневаюсь. Нельзя забывать и об организационных сложностях, связанных с проведением такого занятия. Вот и выходит, что "открытый" урок проходит при "закрытой профессиональной двери".  

      Какие сегодня есть возможности, сохранив такую форму обобщения и обменом опыта работы, как открытый урок, сделать его более живым, эффективным, действительно открытым? Конечно же, это современные информационные технологии:

  • размещение видеозаписи урока в информационном пространстве;
  • проведение уроков в режиме online;
  • проведение вебинаров на основе фрагментов уроков;
  • использование ресурсов блогосферы.

      Уникальные возможности в данном направлении даёт нам инструментарий Московской электронной школы, который позволяет не только познакомиться, изучить, но и продуктивно использовать на практике опыт педагогов в масштабах Москвы.

   Однако никакие самые современные технологии не заменят посещение урока " в живую". Особая атмосфера, напряжение в воздухе, детали, которые не попали в зону видимости камеры и многое-многое другое, что, как в мозаике, складывает реальный образ урока.

   Возникает, своего рода, противоречие между особой живой атмосферой открытого урока и его относительной искусственностью, которая является результатом создания специальных благоприятных условий урока, особой тщательной подготовки, присутствия на уроке посторонних людей.  

    Вот и появилась у нас идея: а если просто открыть двери всех уроков, не объявляя уроки "открытыми", провести целый учебный день в соответствии с расписанием, календарно-тематическим планированием, без особых условий и без всяких "образовательных лакомств"?! У меня "окно" и я выбираю предмет, класс, тему, учителя, то, что актуально для меня на данный момент!

   Конечно, такой подход требует от педагогов демонстрации высокого профессионального уровня. И это ещё один плюс в пользу такой формы обмена опытом - создание ситуации, которая способствует непрерывному  личностному росту, профессиональному совершенствованию.

     Возможно, кто-то возразит, а не сложно ли педагогу 6 уроков находиться в напряжении, ожидая или принимая гостей? Сложно! Но сегодня современный учитель работает в абсолютно прозрачной среде - видеокамеры, наличие записывающих гаджитов у детей, публичность в соцсетях, в практику школ входит проведение в онлайн режиме уроков, педсоветов, семинаров, родительских собраний и т.д. Умение быть публичным -  одна из важных компетенций современного учителя. Поэтому "открытый" день становится прекрасным тренажёром для оттачивания профессиональных навыков педагогов.

       Первый опыт проведения открытых учебных дней в нашей школе сразу показал несомненную эффективность такого нововведения. Во-первых, просто статистика: за один день, без каких-либо подвижек в расписании, замен и т.п., было дано 32 урока, которые посетило 22 педагога. Обратная связь от учителей, профессиональная рефлексия показали, что просмотр уроков в режиме "открытого дня" позволил вскрыть и у педагогов, дающих урок, и у посетителей методические проблемы или, наоборот, эффективные педагогические приёмы, которые были не заметны в ходе подготовленных открытых уроков. Для административного корпуса формат открытого учебного дня дал возможность спланировать  дополнительные мероприятия в рамках внутришкольного контроля. Но наиболее радостным итогом стало то, что педагоги, изначально без особого энтузиазма принявшие новую форму обмена опытом, в своих рекомендациях отметили, что такие дни должны (!) проходить гораздо чаще, чем несколько раз в год... Вы когда-нибудь слышали нечто подобной о традиционном открытом уроке?!  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...