Главные вкладки

    Превентивная деятельность на ранних этапах суицидального поведения обучающихся ( распознавание и применение превентивных мер в каждом этапе суицидального процесса)
    методическая разработка на тему

    Лукьянова Елена Владимировна

    Мы, взрослые говорим, что нам трудно, на нас давят экономические и политические проблемы. А легко ли сегодня в этом мире нашим детям? Чаще всего дети вовсе не жаждут смерти. Просто им изо всех сил хочется расположения мам, пап, учителей, любимых мальчиков и девочек. Сами того не желая, они расплачиваются слишком дорогой ценой. Во всех детских самоубийствах виноваты взрослые. Чаще всего родители создают ребенку тупиковую ситуацию. Жить, как жил раньше, подросток не хочет, а что-то изменить не в силах. Ребенок попадает в западню. Одним из главных направлений профилактической работы является четкая организация досуга.

    В связи с активизацией в пространстве ТК сети "Интернет" "групп смерти", с целью организации просветительской работы среди родителей и педагогов, во исполнение  Целевой комплексной  программы  превенции детско-юношеской суицидальности (2017-2020 гг.)  вашему вниманию я хочу предложить модель суицидальной превенции нашей школы. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie.docx88.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Превентивная деятельность на ранних этапах суицидального поведения обучающихся ( распознавание и применение превентивных мер в каждом этапе суицидального процесса)

                                                                                    06.04.2018

                                    заместитель директора по УВР Лукьянова Е.В.

    Мы, взрослые говорим, что нам трудно, на нас давят экономические и политические проблемы. А легко ли сегодня в этом мире нашим детям? Чаще всего дети вовсе не жаждут смерти. Просто им изо всех сил хочется расположения мам, пап, учителей, любимых мальчиков и девочек. Сами того не желая, они расплачиваются слишком дорогой ценой. Во всех детских самоубийствах виноваты взрослые. Чаще всего родители создают ребенку тупиковую ситуацию. Жить, как жил раньше, подросток не хочет, а что-то изменить не в силах. Ребенок попадает в западню. Одним из главных направлений профилактической работы является четкая организация досуга. Акценты сегодня сдвигаются. Одетым, обутым, сытым детям, живущим под мирным небом, не хватает понимания, терпимости. Они мечтают о любви. В семье ребенок получает признание своего «я», утверждается как личность. К сожалению, семейные проблемы являются причиной в 72% случая суицида. В связи с активизацией в пространстве ТК сети "Интернет" "групп смерти", с целью организации просветительской работы среди родителей и педагогов, во исполнение  Целевой комплексной  программы  превенции детско-юношеской суицидальности (2017-2020 гг.)  вашему вниманию я хочу предложить модель суицидальной превенции нашей школы.

    Школа, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Модель является многоуровневой: охватывает все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, сформулированы цели и продумана система мер по предупреждению суицидального поведения на каждом уровне суицидальной превенции.

    Цель создания модели суицидальной превенции в систематизации мер, предпринимаемых в МБОУ СШ 16 без осмысления всего диапазона потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой.

    Принципы модели:

    • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
    • Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
    • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
    • Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
    • Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

    Ожидаемый результат

    Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.

    «Уровни профилактики суицида»

    Первый уровень – общая профилактика

    Цель - повышение групповой сплоченности в школе.

    Мероприятия. Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

    Задачи педагогов на данном этапе:

    • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
    • Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
    • Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
    • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
    • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

    Второй уровень – первичная профилактика

    Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.

    Мероприятия

    1. Диагностика суицидального поведения 

    Задачи педагогов на данном этапе:

    • Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.
    • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
    • Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
    1. Индивидуальные и групповые занятия с выявленными уч-ся «группы риска» по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

    Задачи педагогов на данном этапе:

    • Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
    • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
    1. Классные часы, круглые столы

    Задачи педагогов на данном этапе:

    • Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
    • Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.

    Четкая организация повседневной жизни, учебы, досуга. Поэтому очень актуальным в настоящий момент является психологическое просвещение педагогических работников и родителей по вопросам причин, механизмов и видов суицидального поведения через педагогические советы, м/о, семинары, родительские всеобучи, родительские собрания и так далее.

    а) изучение адаптации к школе, новому коллективу 1-х, 5-х классах при формировании новых классов.

    б) изучение социального статуса каждого члена детского коллектива, используя метод «Социометрии», при этом особого внимания требуют не только «изгои» и «пренебрегаемые», но и «звезды», поскольку сейчас участились случаи совершения суицидальных попыток не только отвергнутыми, но и довольно «признанными» в школе лидерами.

    1. Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства

    Задачи педагогов на данном этапе:

    • Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.
    • Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства.

    Третий уровень – вторичная профилактика

    Цель - Предотвращение самоубийства

    Мероприятия

    1. Оценка риска самоубийства

    Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

    Задачи педагогов на данном этапе:

    • Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.

    1. Оповещение соответствующего учреждения , запрос помощи. Оповещение родителей.

     «Телефон доверия»

    в НПНД:

    23-53-40  (с 8.00 до 19.00)

    93-60-30 (с 19.00 до 8.00)

    1313

    Если психолог видит, что началась суицидальная фаза, когда суицидент уже не находит выхода из кризиса, у него происходит углубление дезадаптации: возникают суицидальные мысли, а позднее и обдумывание способа самоубийства, то на этом этапе усилия психолога и педагогов по предотвращению самоубийства, как правило, малоэффективны. Необходимо вмешательство врача-психиатра.

    1. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.

    Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.

    • Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.

    • Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон.

    • Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.

    Четвертый уровень – третичная профилактика

    Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

    Мероприятия

    1. Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.

    Задачи педагогов на данном этапе:

    • Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).
    1. Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем

    Как мы видим, профилактическую работу целесообразно проводить комплексно, включая мероприятия общего и социального плана.

    Существует четыре основных метода оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде:

    1. Своевременная диагностика и соответствующее лечение суицидента.

    2. Активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в состоянии депрессии.

    3. Поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию.

    4. Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса.

    Профилактика юношеских самоубийств заключается не в избегании конфликтных ситуаций это просто невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. В девяти случаях из десяти юношеские покушения на самоубийство — не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи.

    Педагоги нашего учреждения на сегодняшний момент дистанционно и очно повышают квалификацию по вопросу превенции детско-юношеской суицидальности в 2016-2017 учебном году (обучение в октябре 2016 «Профилактика безнадзорности и правонарушений. Методическое сопровождение и подготовка педагога к работе с подростками с аддиктивным поведением. Профилактика суицидов», в ноябре 22 педагога прошли дистанционное обучение по Целевой программе превенции, в апреле  психологи участвовали на  семинаре по программе "Клиническая суицидология". Организаторы - ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации.) Целая серия  инструктивно -методических совещаний прошла мае 2016 и в феврале - марте 2017г. Темами совещаний уже стали: "Информационная безопасность детей и взрослых", "Защита персональных данных  - от теории закона к практике", "Оградим себя и детей от пожаров", "Внимание, каникулы".

    В нашем учреждении большое внимание уделяется обеспечению  комплексной безопасности образовательного и воспитательного процесса. На весенних каникулах совместно с КДН состоялось    информационно-методическое совещание, темой которого стала профилактика суицидального поведения у подростков и организация работы педагогов по вопросам превенции детско-юношеской суицидальности.  

    Организация досуга:

    • -Внеурочная деятельность "Азбука здоровья" 5-6 класс работа психолога,
    • -Привлечение учащихся в соц.группу ВКонтакте (Школа №16) с вовлечением учащихся в квест игру , придуманную активом школьного самоуправления (награда-2 билета в кино). Дети прошли уже 5 заданий:

    - селфи с учителем (набрать 10 лайков и перейти на следующий уровень, при этом получив одну из букв зашифрованного предложения),

     - придумать, как сделать мир лучше и подготовить презентацию (презентации демонстрировались на школьном экране),

     - посетить молодежный форум (доказательство-  фото на фоне баннера),

    - Собрать корм для животных приюта (привлечь 5 друзей)

    - Принять участие в игре 100 вопросов взрослому (05.04.   директору школы).

    ПРОВЕРКА СОЦ СЕТЕЙ

    Посещаемость сайта школы увеличилась  (ссылка в контакте на сайт)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения обучающихся образовательных организаций

    Методические рекомендации адресованы педагогам - психологам, социальным педагогам....

    Перечень законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихся Конституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается общеконституциональное право любого человека на жизнь).

    Переченьзаконодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихсяКонституция Российской Федерации  (статьей 20 устанавливается общеконституционал...

    План профилактических мероприятий суицидального поведения обучающихся

    Реализация данного плана проходит совместно с работниками системы профилактики: ОПДН , КДН и ЗП, Администрации сельского поселения, медико-психолого- педагогической поддержки....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

    Острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и всех должностных лиц образовательной организации...

    План по профилактике суицидального поведения обучающихся

    План по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних обучающихся в МБОУ "СШ №19" на 2019-2020 учебный год...