Превентивная деятельность на ранних этапах суицидального поведения обучающихся ( распознавание и применение превентивных мер в каждом этапе суицидального процесса)
методическая разработка на тему

Лукьянова Елена Владимировна

Мы, взрослые говорим, что нам трудно, на нас давят экономические и политические проблемы. А легко ли сегодня в этом мире нашим детям? Чаще всего дети вовсе не жаждут смерти. Просто им изо всех сил хочется расположения мам, пап, учителей, любимых мальчиков и девочек. Сами того не желая, они расплачиваются слишком дорогой ценой. Во всех детских самоубийствах виноваты взрослые. Чаще всего родители создают ребенку тупиковую ситуацию. Жить, как жил раньше, подросток не хочет, а что-то изменить не в силах. Ребенок попадает в западню. Одним из главных направлений профилактической работы является четкая организация досуга.

В связи с активизацией в пространстве ТК сети "Интернет" "групп смерти", с целью организации просветительской работы среди родителей и педагогов, во исполнение  Целевой комплексной  программы  превенции детско-юношеской суицидальности (2017-2020 гг.)  вашему вниманию я хочу предложить модель суицидальной превенции нашей школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx88.19 КБ
Реклама
Подготовка к ЕГЭ за 4 месяца

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

попробовать бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Превентивная деятельность на ранних этапах суицидального поведения обучающихся ( распознавание и применение превентивных мер в каждом этапе суицидального процесса)

                                                                                06.04.2018

                                заместитель директора по УВР Лукьянова Е.В.

Мы, взрослые говорим, что нам трудно, на нас давят экономические и политические проблемы. А легко ли сегодня в этом мире нашим детям? Чаще всего дети вовсе не жаждут смерти. Просто им изо всех сил хочется расположения мам, пап, учителей, любимых мальчиков и девочек. Сами того не желая, они расплачиваются слишком дорогой ценой. Во всех детских самоубийствах виноваты взрослые. Чаще всего родители создают ребенку тупиковую ситуацию. Жить, как жил раньше, подросток не хочет, а что-то изменить не в силах. Ребенок попадает в западню. Одним из главных направлений профилактической работы является четкая организация досуга. Акценты сегодня сдвигаются. Одетым, обутым, сытым детям, живущим под мирным небом, не хватает понимания, терпимости. Они мечтают о любви. В семье ребенок получает признание своего «я», утверждается как личность. К сожалению, семейные проблемы являются причиной в 72% случая суицида. В связи с активизацией в пространстве ТК сети "Интернет" "групп смерти", с целью организации просветительской работы среди родителей и педагогов, во исполнение  Целевой комплексной  программы  превенции детско-юношеской суицидальности (2017-2020 гг.)  вашему вниманию я хочу предложить модель суицидальной превенции нашей школы.

Школа, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Модель является многоуровневой: охватывает все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, сформулированы цели и продумана система мер по предупреждению суицидального поведения на каждом уровне суицидальной превенции.

Цель создания модели суицидальной превенции в систематизации мер, предпринимаемых в МБОУ СШ 16 без осмысления всего диапазона потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой.

Принципы модели:

  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  • Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
  • Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.

«Уровни профилактики суицида»

Первый уровень – общая профилактика

Цель - повышение групповой сплоченности в школе.

Мероприятия. Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

Задачи педагогов на данном этапе:

  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  • Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
  • Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
  • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

Второй уровень – первичная профилактика

Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.

Мероприятия

  1. Диагностика суицидального поведения 

Задачи педагогов на данном этапе:

  • Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.
  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
  • Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
  1. Индивидуальные и групповые занятия с выявленными уч-ся «группы риска» по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Задачи педагогов на данном этапе:

  • Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
  1. Классные часы, круглые столы

Задачи педагогов на данном этапе:

  • Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
  • Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.

Четкая организация повседневной жизни, учебы, досуга. Поэтому очень актуальным в настоящий момент является психологическое просвещение педагогических работников и родителей по вопросам причин, механизмов и видов суицидального поведения через педагогические советы, м/о, семинары, родительские всеобучи, родительские собрания и так далее.

а) изучение адаптации к школе, новому коллективу 1-х, 5-х классах при формировании новых классов.

б) изучение социального статуса каждого члена детского коллектива, используя метод «Социометрии», при этом особого внимания требуют не только «изгои» и «пренебрегаемые», но и «звезды», поскольку сейчас участились случаи совершения суицидальных попыток не только отвергнутыми, но и довольно «признанными» в школе лидерами.

  1. Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства

Задачи педагогов на данном этапе:

  • Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.
  • Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства.

Третий уровень – вторичная профилактика

Цель - Предотвращение самоубийства

Мероприятия

  1. Оценка риска самоубийства

Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

Задачи педагогов на данном этапе:

  • Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.

  1. Оповещение соответствующего учреждения , запрос помощи. Оповещение родителей.

 «Телефон доверия»

в НПНД:

23-53-40  (с 8.00 до 19.00)

93-60-30 (с 19.00 до 8.00)

1313

Если психолог видит, что началась суицидальная фаза, когда суицидент уже не находит выхода из кризиса, у него происходит углубление дезадаптации: возникают суицидальные мысли, а позднее и обдумывание способа самоубийства, то на этом этапе усилия психолога и педагогов по предотвращению самоубийства, как правило, малоэффективны. Необходимо вмешательство врача-психиатра.

  1. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.

Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.

• Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.

• Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон.

• Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.

Четвертый уровень – третичная профилактика

Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Мероприятия

  1. Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.

Задачи педагогов на данном этапе:

  • Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).
  1. Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем

Как мы видим, профилактическую работу целесообразно проводить комплексно, включая мероприятия общего и социального плана.

Существует четыре основных метода оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде:

1. Своевременная диагностика и соответствующее лечение суицидента.

2. Активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в состоянии депрессии.

3. Поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию.

4. Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса.

Профилактика юношеских самоубийств заключается не в избегании конфликтных ситуаций это просто невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. В девяти случаях из десяти юношеские покушения на самоубийство — не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи.

Педагоги нашего учреждения на сегодняшний момент дистанционно и очно повышают квалификацию по вопросу превенции детско-юношеской суицидальности в 2016-2017 учебном году (обучение в октябре 2016 «Профилактика безнадзорности и правонарушений. Методическое сопровождение и подготовка педагога к работе с подростками с аддиктивным поведением. Профилактика суицидов», в ноябре 22 педагога прошли дистанционное обучение по Целевой программе превенции, в апреле  психологи участвовали на  семинаре по программе "Клиническая суицидология". Организаторы - ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Министерства здравоохранения Российской Федерации.) Целая серия  инструктивно -методических совещаний прошла мае 2016 и в феврале - марте 2017г. Темами совещаний уже стали: "Информационная безопасность детей и взрослых", "Защита персональных данных  - от теории закона к практике", "Оградим себя и детей от пожаров", "Внимание, каникулы".

В нашем учреждении большое внимание уделяется обеспечению  комплексной безопасности образовательного и воспитательного процесса. На весенних каникулах совместно с КДН состоялось    информационно-методическое совещание, темой которого стала профилактика суицидального поведения у подростков и организация работы педагогов по вопросам превенции детско-юношеской суицидальности.  

Организация досуга:

  • -Внеурочная деятельность "Азбука здоровья" 5-6 класс работа психолога,
  • -Привлечение учащихся в соц.группу ВКонтакте (Школа №16) с вовлечением учащихся в квест игру , придуманную активом школьного самоуправления (награда-2 билета в кино). Дети прошли уже 5 заданий:

- селфи с учителем (набрать 10 лайков и перейти на следующий уровень, при этом получив одну из букв зашифрованного предложения),

 - придумать, как сделать мир лучше и подготовить презентацию (презентации демонстрировались на школьном экране),

 - посетить молодежный форум (доказательство-  фото на фоне баннера),

- Собрать корм для животных приюта (привлечь 5 друзей)

- Принять участие в игре 100 вопросов взрослому (05.04.   директору школы).

ПРОВЕРКА СОЦ СЕТЕЙ

Посещаемость сайта школы увеличилась  (ссылка в контакте на сайт)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения обучающихся образовательных организаций

Методические рекомендации адресованы педагогам - психологам, социальным педагогам....

Перечень законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихся Конституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается общеконституциональное право любого человека на жизнь).

Переченьзаконодательных и нормативных правовых актов, регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихсяКонституция Российской Федерации  (статьей 20 устанавливается общеконституционал...

План профилактических мероприятий суицидального поведения обучающихся

Реализация данного плана проходит совместно с работниками системы профилактики: ОПДН , КДН и ЗП, Администрации сельского поселения, медико-психолого- педагогической поддержки....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и всех должностных лиц образовательной организации...

План по профилактике суицидального поведения обучающихся

План по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних обучающихся в МБОУ "СШ №19" на 2019-2020 учебный год...