Аналитическая деятельность заместителя директора
статья на тему

Аналитическая работа является неотъемлемой частью управленческой деятельности на всех уровнях функционирования и развития нашей школы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anal_deyat_moe_vyst.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Аналитическая деятельность заместителя директора

Семенова Лидия Николаевна, заместитель директора по УВР МКОУ «Липковская ООШ№3» 

 

Логика педагогического руководства школой такова, что невозможно работать, если мы не будем постоянно анализировать связь настоящего с прошлым и будущим.

В.А.Сухомлинский

В философском словаре встречаем слово аналитика. Оно происходит от греческого – искусство анализа – искусство расчленения понятий, логика. В словаре иностранных слов найдем определение аналитический – относящийся к анализу, свойственный ему, применяющий анализ.

Что же такое анализ? Педагогическая энциклопедия определят анализ, происходящий от греческого слова разложение, расчленение изучаемого предмета или явления на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны явления в отдельности как части единого целого. Анализ существует в двух формах 1) как мыслительная операция, 2) как практическое действие.

В трудах профессора, доктора педагогических наук В.В. Третьякова мы встречаем определение педагогический анализ – как функция, направленная на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей, результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов.

Профессор, доктор педагогических наук В.И.Зверева рассматривает педагогический анализ как важную функцию управления. Цель которого заключается в том, чтобы обеспечить глубину познавательного аспекта управления педагогическим процессом в школе и содействовать на основе этого развитию школы и всех ее подсистем, а также развитию личности ученика, учителя, руководителя, родителя.

В  литературе по данному вопросу выделяются следующие направления аналитической деятельности:

  • анализ итогов года;
  • внутришкольный контроль;
  • мониторинг;
  • анализ урока.

Рассмотрим, как реализуются три первых направления аналитической деятельности в нашей школе (Приложение 1).

Аналитическая работа является неотъемлемой частью управленческой деятельности на всех уровнях функционирования и развития нашей школы (Приложение 2).

Информационно-аналитическая функция – сбор информации, определение ее объема, содержания.

Мотивационно-целевая – функция: необходимо всем членам коллектива четко выполнять работу в соответствии с делегированными им обязанностям и планам, сообразуясь с потребностями в достижении целей, удовлетворение потребностей всех участников педагогического процесса. Постановка целей и задач.

Планово-прогностическая – перспективное прогнозирование, текущее планирование. Согласование планов и прогнозов на всех уровнях.

Организационно-исполнительная – связи людей по распределению полномочий, личностный подход. Научность и практичность в распределении функций, рациональная организация труда.

Контрольно-диагностическая – сочетание общественного и административного контроля, внутришкольный контроль. Диагностика на основе информационно – аналитического метода.

Регулятивно-коррекционная – внесение корректив с помощью оперативных способов, средств воздействия в процессе управления школой.

Педагогический анализ проводится в 4 этапа

1 этап. Определение предмета, состава, содержания анализа (сбор информации).

  1. Классифицировать по блокам.
  2. Определить цель.

2 этап. Структурно-функциональное описание предмета анализа.

  1. Изучить способ связей, педагогических условий, способов взаимодействия по достижению целей.

3 этап. Анализ причинно – следственных связей в логической цепочке:

ЯВЛЕНИЕ – ПРИЧИНА – УСЛОВИЕ – СЛЕДСТВИЕ

4 этап. Установление фактов достижения целей.

  1. Подготовка материалов на педагогический совет по итогам года.
  2. Формулирование целей, задач на новый год.

Источниками для педагогического анализа являются:

  1. Данные внутришкольного контроля и оперативной информации (таблицы, графики, диаграммы, качественные характеристики).
  2. Школьная документация.
  3. Анализ посещенных уроков и воспитательных мероприятий.
  4. Анализ административных контрольных работ, учебного мониторинга, итоговой аттестации учащихся.
  5. Организационные проблемы основного  образования.
  6. Управленческая деятельность администрации школы.
  7. Работа с педагогическими кадрами.
  8. Материалы анкетирования обучающихся, учителей, родителей.
  9. Статистические данные.

Успешное выполнение аналитической функции в процессе управления позволяет своевременно обнаруживать возникающие противоречия, правильно их оценивать, находить ответы, ставить объективно необходимые цели и задачи, выбрать наиболее целесообразные пути и средства их решения. Все управленческие решения основываются на результатах аналитической деятельности, это способствует научной обоснованности управления.

Аналитическая работа представляет собой исследование. Изучение любого вопроса начинается с постановки целей и задач. Они определяют направленность и методы анализа. Составляется план, программа направленности на решение проблем. Осуществляется контроль, вносятся необходимые изменения, коррективы, анализируются результаты, проектируются новые проблемы, для решения которых выдвигаются новые цели и задачи. Это процессный подход к управлению, раскрытый М.Поташником. Можно применять системный подход к управлению, раскрытый В.И. Зверевой. (Приложение 3)

Успешное выполнение аналитической функции в процессе управления позволяет своевременно обнаружить возникающие противоречия, правильно их оценить, найти ответы на нужные вопросы, ставить объективно необходимые цели и задачи, выбирать наиболее целесообразные пути и средства их решения. Все управленческие решения основываются на результатах информационно-аналитической работы, являющейся важнейшим условием обеспечения научной обоснованности управления в целом.

Выделяют несколько видов анализа.

  1. Текущий анализ – за период контроля (неделю, месяц). Обеспечивает потребности оперативного управления, призван выявить причины и условия, способствовавшие негативным проявлениям и своевременно реагировать на них. Результат – справка.
  2. Анализ состояния за отчетный период – (триместр). Цель – периодическая оценка положения дел, обнаружение нежелательных отклонений и принятие своевременных мер.
  3. Анализ за длительный период (год, 3 года, 5 лет). Цель – изучить определенные тенденции, характерные для УВП и фактов их обуславливающих. На его основе решаются задачи, связанные с изучением явлений во времени, прогнозированием возможностей развития. Это отражается в составлении анализа работы за год, образовательной программы, в работе итогового педсовета.

Суть анализа итогов учебного года – одного из важных видов педагогического анализа, можно представить формулой: результат (чего достигли) – причины (почему это оказалось возможным) – факторы (что этому способствовало, препятствовало). Цель итогового педагогического анализа – дать объективную оценку фактического состояния педагогического процесса в школе и его результатов, выявить перспективу развития школы и внешние резервы. Анализ итогов года представляет структуру, сочетающую сравнительный анализ, установление динамики процессов и тенденций в школе, выявление резервов и продвижения вперед в предстоящем году, определяет вытекающие из анализа обоснованные задачи. Разработали алгоритм составления анализа итогов учебного года, представленный в схеме. Отразили элементы, из которых складывается анализ итогов работы за год и постарались раскрыть каждый из них (см. Приложение 4). По алгоритму строится работа итогового педагогического совета и пишется анализ итогов года в план школы.

  1. Анализ выполнения задач учебного года.
  2. Анализ деятельности, направленной на получение бесплатного  основного (общего) образования.
  3. Анализ внутришкольного контроля.
  4. Анализ работы с педагогическим кадрами.
  5. Анализ внеклассной учебной деятельности.
  6. Анализ воспитательной работы.
  7. Анализ деятельности служб школы.

Анализ учебно-воспитательного процесса проведем по 5 показателям.

1. Анализ успеваемости.  Мы анализируем итоги успеваемости по классам. Сравнительный анализ по годам обучения показывает продвижение класса в процессе обучения. Подводим итоги по обученности учащихся по образовательным областям. Данные отражаем в виде таблиц, диаграмм. Выставляем уровень обученности. У учеников имеется портфолио – портфель лучших личностных достижений. Анализ проходит на уровне ученика и класса.

Для учителя диагностической информацией является результат контрольно-методических срезов (КМС), их динамика в продвижении от нулевого результата к промежуточному, от него к итоговому качеству. Проведение КМС позволяет выявить недостатки в работе отдельных учителей и оперативно оказать им помощь и выяснить.

  1. Достигается ли цель образовательного процесса?
  2. Существует ли динамика в развитии учащегося по сравнению с предыдущим годом
  3. Какие предпосылки есть для совершенствования работы преподавателя?

Результаты срезов оформляются в виде таблиц, диаграмм,  в которых хорошо прослеживается динамика.

2. Определяем уровень развития учебных умений и навыков (УУН):

  • организационные умения (рабочее место, труд);
  • информационные умения (текст, темп чтения, письма, способы получения информации, вычислительные навыки);
  • коммуникативные умения (письменная и устная речь).

3. Состояние здоровья отслеживаем с 1-го класса. Выявляем динамику по группам здоровья и медицинским, по основным заболеваниям.

При посещении уроков анализируется методика учебного процесса. Тесную связь между знаниями обучающихся и качеством преподавания выявляет мониторинг профессионального мастерства педагогов. Мониторинг знаний одновременно является диагностикой профессионального мастерства. Сравнение результатов предыдущего года обучения с текущим одного учителя дает возможность оценить успешность его работы, прочность усвоения материала классом. Рост профессионального мастерства педагога включает овладение всеми видами самоанализа, схемы есть в школе.

Анализ работы школы –

  • это тот управленческий урок, который мы извлекаем из прошлого для будущего, выдвижения новых целей и задач, модель движения вперед;
  • это тот канал, по которому учителю можно показать логику перехода от многочисленных фактов повседневного труда к обобщающим истинам и от общих истин к конкретным фактам;
  • это соединительное звено, объединяющее годовые циклы обучения и воспитания школьников в единый цикл, к концу которого школа должна достичь целей, поставленных перед ней государством.

.

Тезауру.

Акмеологический анализ – системное изучение и измерение вершин, высших достижений, наиболее высоких результатов педагогических и образовательных систем. Максимова В.Н. Акмеология. Завуч//2004, № 8.

Анализ – метод исследования, состоящий в выделении и рассмотрении отдельных сторон. Составных частей предмета, а также само такое исследование. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. М, 1990.

Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – разложение изучаемого предмета или явления на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны явления в отдельности как части единого целого. Анализ существует в двух формах: 1) как практическое действие, 2) как мыслительная операция.

Анализ развивается от наглядно – конкретного к наглядно – образному и впоследствии к словесно – логическому.

Аналитическое мышление развивается от элементарного анализа предметов и явлений ко все более широкому, глубокому, исчерпывающему аналитическому изучению их у сторон, т. е. от элементарного и первоначального к углубленному. Педагогическая энциклопедия. М.,1964.

Аналитика (от греч. analytike – искусство анализа) – искусство расчленения понятий, логика. Акт анализа называют анализированием, а способ проведения анализа – аналитическим методом. Философский энциклопедический словарь. М.,1997.

Контентанализ – анализ, содержащий коммуникации (передачу сообщений от одной стороны к другой), предполагающий такую его классификацию, которую позволяет выявить свойственная ему структура. Социологический словарь. М., 2000.

Педагогический анализ – функция, направленная на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей, результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов. Третьяков П.И. Практика управления современной школой. М., 1995.

Педагогический анализ итогов года – целенаправленная аналитическая деятельность директора, заместителя, учителя, ученика, родителя, направленная на выделение основного, существенного в сложной, многогранной работе школьного коллектива за год, установление причинно-следственных связей путем расчленения ее на отдельные направления, оценки каждого из них; определения его места и роли в целостной системе школьной жизни и, наконец, выявления связей между самими направлениями и между ними и всей работой школы в целом. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.,1997, с 149–150.

Литература

  1. Акопова С. Муниципальная аттестационно-диагностическая служба. Экспертиза как средство развития школы. //Народное Образование, 2003, № 9.
  2. Вафин Д. Не контролируйте учителя, контролируйте процесс. // Народное Образование, 2002, №1.
  3. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. Под редакцией Шамовой Т.И. М.,1991.
  4. Ерофеева Н.Ю. Планирование работы школы. Ижевск,1997.
  5. Ерофеева Н.Ю., Чикурова М.В. Модель оценивания ОУ. Ижевск, 2004.
  6. Ерофеева Н.Ю. Управление проектами в образовании. // Народное Образование, 2002, № 5.
  7. Зайцев В. Мониторинг как способ управления качеством обучения. //ародное Образование, 2002, № 9.
  8. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.,1997.
  9. Ибряева Т. Аналитическая деятельность завуча. Уроки прошлого для будущего. // Народное Образование, 2002, № 6.
  10. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.,1992
  11. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. // Завуч. 2004, №8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ деятельности заместителя директора по воспитательной работе

Предлагаю вам самоанализ своей деятельности, подготовленный в рамках аттестации....

Система деятельности заместителя директора по учебной работе по управлению качеством ( из опыта работы).

Качество образования определяется нами как совокупность показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности школы: содержание образования, формы и методы обуче...

Система деятельности заместителя директора по учебной работе по управлению качеством ( из опыта работы).

Качество образования определяется нами как совокупность показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности школы: содержание образования, формы и методы обуче...

Годовая циклограмма деятельности заместителя директора по УВР в ДШИ

В табличной форме представлены основные направления организационной работы завуча ДШИ на основе моего практического опыта  и изучения метогдической литературы по данному вопросу. На мой взгяд, по...

Циклограмма деятельности заместителя директора по УВР

Исходя из функциональных обязанностей и вопросов, подлежащих контролю со стороны зам. директора по УВР, строится циклограмма работы.Циклограмма работы – это совокупность мероприятий, состав...

Результаты профессиональной деятельности заместителя директора по внеклассной внешкольной работе, учителя учебного курса "Истоки", "Основы религиозной культуры и светской этики" МБОУ СОШ № 1 город Сургут

Данный материал отражает результаты педагогической и профессиональной деятельности заместителя директора по внеклассной внешкольной работе, учителя учебного курса "Истоки", "Основы религиозной ку...