Главные вкладки

    Управленческая деятельность в условиях внедрения ФГОС
    материал на тему

    Костяная Светлана Владимировна

    Учитель –это ключевая фигура в образовании.

         В процессе определения миссии педагогов при введении ФГОС мы придерживались мнения о том, что нельзя не согласиться с высказыванием немецкого педагога-демократа Адольфа Дистервега, который сказал: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл referat_na_kursah_word.docx40.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Вьюковская средняя общеобразовательная школа

    Суражского района Брянской области

    Управленческая деятельность  

    в условиях внедрения ФГОС

                                     Выполнил:

                                 

                                                      заместитель директора

                                                                        по учебно-воспитательной работе

                                                           МБОУ Вьюковская СОШ

    Костяная Светлана Владимировна

    Сураж, 2017г.

         Учитель –это ключевая фигура в образовании.

         В процессе определения миссии педагогов при введении ФГОС мы придерживались мнения о том, что нельзя не согласиться с высказыванием немецкого педагога-демократа Адольфа Дистервега, который сказал: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».

      Седьмой год всё образовательное сообщество нашей страны находится в состоянии переосмысления своей педагогической и управленческой деятельности в связи с началом реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования. Какого выпускника мы получим спустя годы работы всей школьной команды, выстроенной в соответствии с требованиями ФГОС? Будет ли наш труд оценён и востребован обществом?

        Способность педагогов предвидеть, а администрации школы эффективно управлять этим процессом является на сегодняшний день наиболее трудной задачей в ходе реализации стандартов нового поколения. Что поставить на первое место: материально-техническую базу или овладение современными образовательными технологиями? С кого начать: с учителей или родительской общественности? Что ценнее: ЗУНы или УУД? Эти и многие другие дилеммы возникли перед теми, кто вот уже который год управляет введением или непосредственно реализует новые образовательные стандарты.

       На этапе подготовки деятельности школы к введению ФГОС у нас был разработан план действий, состоящий из четырех основных блоков, в содержание которых вошли следующие мероприятия:

    во-первых, выработка подходов (стратегии), реализуемых в ходе управления введением и реализацией ФГОС;

    во-вторых, определение миссии педагогов и администрации ОО в ходе введения ФГОС;

    в-третьих, определение цели и задач методической службы, обеспечивающих эффективную подготовку педагогов к реализации ФГОС;

    в-четвертых, изучение основных отличительных особенностей «традиционного» урока от урока, проводимого в соответствии с требованиями ФГОС.

    По первому блоку данного плана управление осуществлялось (и осуществляется) по четырем направлениям в соответствии с Распоряжением Министерства образования и науки РФ от 7 февраля 2011 г. №163-р и включает в себя проведение целого ряда мероприятий. 

    Основные направления деятельности по управлению введением и реализацией ФГОС: 

    • Информационно-методическое обеспечение
    • Материально-техническое обеспечение
    • Финансово-экономическое обеспечение
    • Кадровое обеспечение

    Что нами сделано и делается по этим направлениям. За шесть лет проделана большая работа. Улучшилась материально- техническая база и финансово-экономическое обеспечение, меняется информационно-методическое обеспечение и инфраструктура школы.

    Информационно-методическое обеспечение:

    • созданы творческие группы по подготовке к введению ФГОС;
    • разработана основная образовательная программа начального общего образования;
    • разработана основная образовательная программа основного общего образования;
    • проводятся педагогические советы и методические семинары по ФГОС;
    • разработана и утверждена нормативная база (локальные акты ОО), соответствующие требованиям ФГОС;
    • осуществляется информирование родительской общественности о ходе реализации ФГОС в ОО (через родительские собрания, анкетирование, сайт, индивидуальные беседы);
    • разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение реализации ФГОС ;
    • разработан план работы по преемственности между начальной школой и средним звеном;
    • определены и закуплены учебники и учебные пособия, соответствующие требованиям ФГОС ;
    • учителя-предметники, которые будут задействованы в образовательном процессе обучающихся 5-7 классов 2017-2018 учебного года прошли обучение на курсах повышения квалификации педагогических работников по вопросам ФГОС ООО.

    Материально-техническое обеспечение:

    • 2 кабинета начальных классов оснащены компьютерами и программным обеспечением к ним, печатные и электронные пособия, раздаточные материалы;
    • расширен библиотечный фонд  (художественная, справочная литература). Все обучающиеся 1-7 кл. обеспечены учебниками из фонда библиотеки;
    • закуплено спортивное оборудование и спортинвентарь;
    • оборудуется спортивная площадка;
    • есть доступ к Интернету.

    Финансово-экономическое обеспечение:

    • внесены изменения в Положение о материальном стимулировании педагогов (с учетом реализации ФГОС);
    • заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками ОО.

     Кадровое обеспечение:

    • Ежегодно создается (корректируется) план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОО.
    • С 2010 по 2017 год 100% педагогов начальной школы и 87% педагогов средней и старшей школы прошли курсовую подготовку по ФГОС.
    • 100% представителей администрации прошли КПК по ФГОС.
    • 70 % педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию.
    • Отслеживается и корректируется работа по овладению педагогами современными образовательными технологиями, соответствующими требованиям ФГОС.
    • Организуется участие педагогов в вебинарах и курсах повышения квалификации.
    • Приведены в соответствие с требованиями ФГОС и тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции педагогических и руководящих работников ОО.

      Как добиться успехов в деятельности? С чего начать, чтобы заработал педагогический коллектив слажено, творчески, с энтузиазмом? Эти вопросы волновали не только администрацию, но и каждого учителя.

      Любой коллектив можно сравнить с симфоническим оркестром, а особенно педагогический. Каждый из нас инструмент, играющий свою неповторимую партию в этом прекрасном музыкальном произведении с красивым названием школа. Каждый из нас играет свою роль, свою партию на благо общего дела.Очень важно, когда каждый в коллективе поймёт это и начнёт заниматься своим творческим развитием : изменись сам и мир изменится вместе с тобой.

       Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности. Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в “новом” типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.

       Становление профессионально компетентного педагога, развитие его профессиональных умений и навыков, обретение им педагогической позиции являются основополагающими в содержании методической службы школы.

      Для этого была пересмотрена структура методической работы. Профессиональная компетентность педагога формируется через постоянную систематическую профессиональную учебу в школе. Следовательно, методическая деятельность – важнейшее звено системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы:

    -заседание МО, тематические педсоветы, совещания, работа творческих групп, диалоги, встречи с учителями других школ, обогащение педагогического мастерства через посещение открытых уроков, обсуждения, знакомство с новыми педагогическими технологиями, участие в конкурсах и семинарах.

      В нашей школе создана эффективная система методической работы, которая даёт хорошие результаты.

       Методическую работу школы возглавляет методический совет, в который входят руководители методических объединений, творческих групп, опытные учителя, администрация. На заседаниях методсовета  рассматриваются вопросы теории и практики методической работы. Например: «Текст как средство формирования метапредметных учебных действий», «Применение кейс-технологий в рамках ФГОС», « Технология критического мышления», «Использование групповой работы при проведении проблемного урока», «Организация исследовательской работы старшеклассников как один из методов повышения мотивации к обучению» и др.

         Большую роль в теоретическом образовании учителей играют тематические педсоветы. Например, «Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности», «Качественное изменение содержания образования при переходе на ФГОС», «Современный урок: от ученического «не хочу» до «знаю, умею, применяю» и др.

         Каждое методическое объединение и творческая группа работает над темой, тесно связанной с методической темой школы, и в своей деятельности ориентируется на организацию методической помощи учителю. В настоящее время акцентируется внимание на использование информационных технологий, проектной методики, исследовательской деятельности и проведение проблемных уроков, что способствует выявлению и развитию одарённости обучающихся.

        Наш коллектив творческий, работоспособный, сплочённый, внедряющий в свою работу современные методики. Коллектив разновозрастной: зрелость - это мудрость, молодость - это энергия. Но только объединяя усилия ВСЕГО коллектива можно добиться значительных успехов. "Молодость" перенимает опыт, а "зрелость" заряжается энергетикой молодых!

        Качество образования невозможно без качества преподавания. Для этого необходимо создать благоприятный микроклимат в коллективе, постоянно мотивировать учителя к профессиональному росту и внедрению инновационных технологий в учебный процесс.

         Администрация школы уделяет серьёзное внимание повышению квалификации и аттестации педагогических работников. Эту задачу можно решать за счет разных форм повышения квалификации учителей.

    Повышение профессиональной компетентности педагогов с использованием внешних ресурсов:

    • прохождение курсов повышения квалификации;
    • активизация работы по повышению квалификации через участие педагогов в семинарах, конференциях;
    • участие педагогов в профессиональных конкурсах
    • повышение профессиональной компетентности педагогов на уровне школы:

    - организация работы методических объединений (начальных классов, гуманитарного и естественно-математического циклов, классных руководителей);

    - организация работы рабочих и временных творческих групп учителей;

                - повышение профессиональной компетентности через организацию                                  индивидуальной работы педагогов по персональным темам самообразования;

    • творческие отчеты по темам самообразования;
    • взаимопосещение уроков.

         Методическая работа в школе в условиях подготовки введения новых образовательных стандартов опирается на «зону ближайшего профессионального развития». В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» определена та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога индивидуальна. При реализации данного направления изучаются профессиональные трудности, актуализируются необходимые для профессионального роста знания и умения, оказывается помощь педагогу в осознании своих профессиональных трудностей; определяется индивидуальная траектория при повышении квалификации; составляется план самообразования, программы профессионального роста педагога.

      Таким образом, целенаправленная система методической работы на этапе введения ФГОС обеспечит создание необходимых условий для внедрения и реализации ФГОС, повысит уровень профессиональной компетентности педагогов.

    В процессе реализации педагогами ФГОС отмечаются следующие положительные тенденции:

    • положительная динамика использования учителями начальных классов и среднего звена в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);
    • использование учителями в работе с обучающимися современных образовательных технологий;
    • ориентация учителей  на организацию здоровьесберегающей среды;
    • осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения.

        Особое место в процессе управления качеством образования в школе отводится работе с одарёнными детьми.

        видом работы с одарёнными детьми является проведение научных конференций, праздничных мероприятий, посвящённых различным датам, участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня, интеллектуальных играх.

       В муниципальных предметных олимпиадах наши школьники занимают в среднем 3-5 призовых места. Любая победа в олимпиаде – это результат длительного, кропотливого совместного труда ученика и учителя.

         Мы стараемся повысить интерес к разнообразным наукам, к олимпиадному движению уже в начальной школе. Разнообразные виды деятельности, активное участие в мероприятиях и конкурсах, кружках и объединениях дополнительного образования помогают детям раскрыть свои потенциальные возможности.

        Нельзя не отметить роль системы дополнительного образования в развитии личности каждого ребенка. Выступая как средство формирования и развития личности, дополнительное образование способствует расширению культурного пространства самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.

       Развитие разносторонних способностей учащихся укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых результатов.

         Важным направлением работы педколлектива является вовлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в которых они учатся изобретать, заниматься исследовательской деятельностью, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. Большинство обучающихся нашей школы, кроме учебных занятий посещают секции,  творческие объединения в системе дополнительного образования,  занятия по внеурочной деятельности. Под руководством учителей принимают участие в районных спортивных соревнованиях, конкурсах и проектах.

       Стандарт предлагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и

    внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей. Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий экскурсий, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

    С 1 по 7 класс ведутся занятия в рамках внеурочной деятельности по пяти направлениям:

    • духовно-нравственной направленности («Азбука вежливости»)
    • спортивно-оздоровительной направленности («Волейбольная секция», «Юный футболист»)
    • художественно-эстетической направленности («Волшебство танца»)
    • научно-познавательной направленности («Наглядная геометрия»)
    • социальной направленности –(«Мой край»)

         Администрация находится в постоянном поиске новых форм работы с детьми. Расширяется диапазон участия в дистанционных олимпиадах и конкурсах различного уровня: ежегодно обучающиеся нашей школы участвуют в общероссийской предметной олимпиаде Олимпус и дистанционных олимпиадах КИТ, Ребус и др..

         У нас есть достижения и победы в творческих, научных и спортивных соревнованиях и конкурсах районного уровня.

          Приоритетным направлением работы школы также  является обеспечение преемственности начального и основного звена. При переходе в 5-й  и последующие классы необходимо сохранить динамику, методику, весь педагогический инструментарий для того, чтобы эффективно развить то, что заложено учителями на этапе начального общего образования.

           В ходе планирования работы школьной методической службы, которая на данном этапе должна обеспечить эффективную подготовку педагогов к реализации ФГОС были обозначены следующие задачи:

    • создание условий для творческой «жизнедеятельности» каждого учителя;
    • исключение его профессионального выгорания;
    • мотивирование педагогов на процесс самообразования и личностного самосовершенствования.

           Основной целью методической работы школы остаётся оказание действенной помощи учителям в улучшении организации обучения, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей.

         С какими трудностями сталкиваются педагоги, начавшие реализацию стандартов нового поколения? На сегодняшний день, спустя годы после начала работы по ФГОС, можно выделить шесть основных проблем:

    • упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
    • сложившаяся за предыдущие годы устойчивая (с трудом поддающаяся изменениям) методика проведения урока;
    • отсутствие моральной готовности педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в школе в соответствии с требованиями ФГОС;
    • традиционный подход к анализу и самоанализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя;
    • принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
    • отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы и рабочих программ учителя (в соответствии с требованиями ФГОС).

         Одним из сложных вопросов в управлении качеством образования является внутришкольный контроль, который позволяет оказать своевременную методическую и практическую помощь учителям. Внутришкольный контроль планируется на основе анализа работы школы, затрагивает выявленные проблемы, инновационные процессы, направлен на изучение методического мастерства учителей, оказание им своевременной помощи. Все мероприятия по осуществлению контроля распределяются между членами администрации, устанавливаются сроки, составляется алгоритм проверки.

        В школе разработана и реализуется программа «Здоровье» -это важная сфера деятельности по созданию ресурсов сохранения и поддержания здоровья детей, т.к. именно здоровый ребенок – хороший ученик, он хорошо учится, радуется жизни, обладает высокой работоспособностью и огромным творческим потенциалом.          

          Здоровьесберегающие технологии применяются всеми педагогами в учебно-воспитательном процессе.

        Таким образом, правильно организованная методическая работа, функционирование творческих групп учителей, проведение педсоветов по вопросам введения ФГОС дают возможность педагогам овладевать знанием и пониманием концепции и других структурных компонентов стандарта, четко выделять его специфические особенности. В результате такой работы учителя приходят к осознанию возможности и целесообразности внедрения ФГОС.

          Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Наибольшую сложность, на наш взгляд, для учителей вызывает смена главной цели, которая ставится на уроке, ведь стандарты предусматривают прежде всего организовать деятельность обучающихся. Во ФГОС процесс обучения, познания становится приоритетным. Важен не только и не столько результат творческого поиска, сколько сам его процесс, в котором участники идут к истине методом проб и ошибок. И учителю необходимо найти ту линию, при которой обеспечиваются условия и для усвоения предметного знания.

          Безусловно, на процесс переосмысления педагогами своей деятельности уйдут годы, но при условии организации слаженного комплексного подхода к управлению этим процессом мы сможем в более короткий срок получить результат - того выпускника школы, «портрет» которого сами спрогнозировали в основной образовательной программе.

         Главную роль в этом процессе играет Личность Учителя –Творца и Мастера своего дела.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Физическая культура и спортивно-оздоровительная деятельность в условиях внедрения ФГОС общего образования и ВФСК ГТО"

    Выступление на V Всероссийском форуме "Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития"...

    Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.

    Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС....

    Методическая неделя 2014-2015 "Организация урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС в основной школе". План.

    ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ Сроки: 9 – 16 мартаТема: «Новые формы  учебной деятельности в условиях ФГОС ООО»Цель методической недели:- определить уровень владения педагогами новых подходов к об...

    статья "Проектно-исследовательская деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО"

    Выступление на Краевом семинаре "Практическая направленность преподавания биологии в условиях внедрения ФГОС ООО"....

    Мастер-класс «Интерактивная физкультминутка как здоровьесберегающий фактор в образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС».

    Мастер-класс «Интерактивная физкультминутка как здоровьесберегающий фактор в образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС» Здоровьесберегающие образовательные технологии мож...

    «Актуальность внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС».

    Внеурочные деятельность в наше время очень актуальна,   развивает умение логически мыслить, экспериментировать, видеть количественную сторону предметов, природных явлений, делать выводы, обо...

    выступление «О подходах к организации оценочной деятельности в условиях внедрения ФГОС»

    Статья содержит сравнительный анализ системы оценивания традиционной школы и ФГОС. Методы применения самоценки учащихся на уроках и дома(из опыта работы) ...