Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    программа (воспитательный блок) Патриот

    Мамаева Кристина Станиславовна

    программа "Патриот" как блок воспитательной программы школы, предназначена для воспитания в подростающем поколении патриотического настроя, любви к Родине, государству

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_patriot.docx44.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа "Патриот" 

    МБОУ ОШ №13

           

           Цель:

           Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. 

           Задачи: 

    -  продолжение  создания  системы патриотического воспитания;

    -  привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных  организаций, родителей,  отдельных граждан;

    -  повышение качества патриотического воспитания.

           Срок реализации программы:  2016 – 2018 г.г.

           Ожидаемые результаты: 

    • повышение чувства гордости у подрастающего поколения за свою малую Родину;
    • повышение степени готовности обучающихся к  выполнению своего гражданского и  патриотического долга;
    • умение и желание сочетать общественные и личные интересы;
    • повышение реального вклада подрастающего поколения в дело  процветания родного края и Отечества.

    Пояснительная   записка. 

          Программа  разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ», и предназначена для учащихся 1-9 классов.

     Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. 

           Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. 

           Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. 

           Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания. 

           Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу,  других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только  в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую   сферы  общества.   В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.  Цель данной   программы охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.  На подготовительном этапе реализации данной программы было проведено анкетирование учащихся школы по вопросам их гражданского отношения к своей Отчизне. 

           

    В школе разработана система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы. Так, например, на уроках истории, обществознания, литературы, географии, ОБЖ,  и др. учителя учат учащихся формировать активную жизненную позицию личности, приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения, развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов. Учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе. 

           

           В школе стало традицией проведение таких мероприятий, как 

    -       День Знаний; 

    -       День пожилых людей; 

    -       День Учителя; 

    -       День Матери; 

    -       День защитника Отечества; 

    -       Месячник военно-патриотического воспитания;

    -       День Победы; 

    -       День защиты детей и др.  

           Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с вопросом школьного самоуправления. 

           В этом плане  надо отметить  детскую организацию «ЦЭТ» .

    Большое внимание уделяется проведению акций «Памятник», «Ветеран», «Радость людям». 

           Этапы реализации программы:

           I этап: проектный – 2016 учебный год. 

           Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания. 

           Задачи: 

    1.     Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 

    2.     Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию. 

    3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 

    4.     Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. 

           II этап: практический – 2016-2017 учебные годы. 

           Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию. 

           Задачи: 

    1.     Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 

    2.     Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания. 

    3.     Развивать ученическое самоуправление. 

    4.     Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию. 

    5.     Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города. 

    6.     Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 

    7.     Проводить мониторинг реализации программы. 

    8.     Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию. 

           

           III этап: аналитический – 2017-2018 учебный год. 

           Цель: анализ итогов реализации программы. 

           Задачи: 

    1.     Обобщить результаты работы школы. 

    2.     Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 

    3.     Спланировать работу на следующий период. 

    Механизм реализации программы. 

           Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ ОШ №13. 

           Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. 

           При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, городские, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах. 

           Оценка эффективности реализации программы. 

           Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. 

     

    Нравственно-духовные параметры:

    1. Сформированность гражданских навыков: 

    -       умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; 

    -       знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; 

    -       умение принимать и защищать свои решения; 

    -       готовность к участию в общественных делах; 

    -       готовность к образованию; 

    2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: 

    -       патриотизм и любовь к Родине; 

    -       права и свободы человека и гражданина; 

    -       символика Российской Федерации; 

    -       национальное самосознание; 

    -       уважение чести и достоинства других граждан; 

    -       гражданственность. 

    Количественные параметры: 

    1.     Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации; 

    2.     Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам); 

    3.     Отсутствие детей с девиантным поведением; 

    4.     Деятельность детско-общественной  организации; 

    5.     Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; 

    6.     Проведение мероприятий. 

     

     Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость 

           В результате реализации Программы ожидается: 

           1. В школе как в образовательной системе: 

    -       создание системы гражданско-патриотического воспитания; 

    -       обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания; 

    -       вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 

           2. В образе выпускника: 

    -       в познавательной сфере: развитие творческих способностей; 

    -       в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; 

    -       в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; 

    -       в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. 

           Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России. 

             Мероприятия по реализации программы 

    Мероприятия  

    Период   исполнения

    Ответственный

    1.

    Проведение совместных заседаний Совета школы, педагогического совета и Совета по реализации программы с повесткой дня  «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения»  

    В течение  года

    Директор  школы

    2.

    Заседание Совета по реализации программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий.    

    Сентябрь

    Зам. директора

    3.

    Привлечение родителей учащихся и жителей города к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)

    Постоянно.

    Зам. Директора, руководитель  музея, классные  руководители.

    4.

    Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы

    Постоянно.

    Руководители  МО, учителя – предметники.

    5.

    Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети – будущее России» и «Самая классная классная»  

    В течение года

    Зам. директора

    6.

    Проведение научно – практических конференций.

    Октябрь, февраль.

    Зам. директора , руководитель  музея.

    7.

    Участие в районных соревнованиях «Нижегородская школа безопасности. Зарница»

    май

    Преподаватель   ОБЖ.

    8.

    Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам .  

    В течение  года

    Зам. директора по ВР, руководители  МО, вожатые.

    9.

    Участие в туристическом слете

    В течение года

    Учителя физкультуры  и  преподаватель-организатор ОБЖ.

    10.

    Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам.

    В течение  года

    Зам. директора по ВР, учителя физкультуры, вожатые.

    11.

    Проведение концертов, посвященных Дню защитников Отечества, а также конкурса чтецов.

    февраль

    Вожатая, учителя музыки

    12.

    Проведение месячника военно-патриотического воспитания

    Ежегодно, февраль.

    Учителя физкультуры, преподаватель-организатор ОБЖ

    13.

    Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»  

    Ежегодно, май.

    Вожатые

    14.

    Организация показа и обсуждение научно- популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы.

    В течение  года

    Зам. директора по ВР, учителя  истории, руководитель музея.

    15.

    Проведение встреч с ветеранами ВОв, ветеранами локальных войн.

    В течение  года

    Зам. директора по ВР, классные  руководители.

    16.

    Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему.

    В течение  года

    Классные  руководители, вожатые.

    17.

    Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию на сайте организации.

    Постоянно.

    Зам. директора

    18.

    Обмен опытом с образовательными учреждениями, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников

    Постоянно.

    Зам. директора по ВР.

    19.

    Организация походов по родному краю.   

    Постоянно,.

    Классные  руководители.

    20.

    Организации и проведение традиционного Дня знаний по изучение государственной символике РФ

    декабрь

    Классные  руководители, учителя истории

    План   реализации программы  «Патриот» 

             на   2016 – 2017 учебный год.

    Мероприятие

    Дата проведения

    Задействованные классы

    ответсвенный

    1.

    Классные  часы

    « Профессия – Родину защищать».

    сентябрь

    2-11

    Учебные кабинеты

    2.

    Проведение  спортивной эстафеты, посвящённой  65-летию  Победы.

    сентябрь

    2-11

    Городской  парк  культуры  и  отдыха им. 35-летия Победы.

    3.

    Выставка детского творчества «Этих дней не смолкнет  слава!»

    октябрь

    1-7

    Актовый зал школы

    4.

    Краеведческие  чтения «Из  истории  нашего края».

    октябрь

    9-11

    Школьный музей

    5.

    Выставка «История в рисунках»

    ноябрь

    2-7

    Фойе  школы

    6.

    Школьные краеведческие чтения «Война в судьбе  моей семьи».

    ноябрь

    7-11

    Школьный музей

    7.

    Уроки мужества «Битва за Москву».

    декабрь

    4-11

    Учебные кабинеты, школьный музей.

    8.

    Книжная выставка «Слава  тебе, победитель-солдат!»

    декабрь

    1-11

    Школьная  библиотека.

    9.

    Оформление стенда «Великая  Победа»

    Январь, февраль

    10,11

    Школьный музей

    10.

    Составление летописи «Шаги  Победы».

    февраль

    6-11

    Актовый зал школы

    11.

    Конкурс литературно – музыкальных композиций «И  помнит  мир спасённый»

    февраль

    6-8

    Актовый зал школы

    12.

    Военно- спортивный праздник

    «Эстафета славы».

    февраль

    9-11

    Спортивный зал школы.

    13.

    Смотр строя и песни.

    февраль

    1-5

    Актовый зал школы

    14.

    Уроки  мужества  с участием ветеранов ВОВ и тружеников тыла.

    февраль

    1-11

    Учебные кабинеты, школьный музей.

    15.

    Экскурсии  в  школьный музей 212 полка.

    В течение учебного года

    1-11

    Школьный музей

    16.

    Участие  в  городских  соревнованиях  по  пулевой  стрельбе.

    февраль

    7-11

    Городской  тир

    17.

    Конкурс – выставка  детского рисунка»Солдат Победы!»

    март

    1-6

    Фойе школы

    18.

    Школьный конкурс чтецов

    «Салют, Победа!»

    март

    4-9

    Школьный музей

    19.

    Книжная выставка

    «Чтоб не видел я войны,

    Дед мой спас Отчизну»

    апрель

    1-11

    Школьная  библиотека.

    20.

    Субботник по уборке  территории  вокруг памятника погибшим воинам.

    Апрель-май

    9-10

    Лесозаводской сквер, дубовая роща на кладбище в Сокольниках.

    21.

    Бал  поколений с участием  ветеранов.

    май

    10-11

    Актовый зал школы

    22.

    Торжественная  линейка, посвящённая  65-летию  Победы.

    май

    3-6

    Актовый зал школы

    23.

    Конкурс праздничных газет

    «Слава  Вам, солдаты!»

    май

    7-10

    Фойе  школы

    24.

    Возложение венков и цветов к памятникам погибшим воинам.

    май

    8-9

    Кладбище «Затенки»

    25.

    Участие   в  пробеге  на приз газеты  «Приволжская  правда»

    май

    7-11

    Городской  парк  культуры  и  отдыха им. 35-летия Победы.

    26.

    Участие  в  городском  туристическом  слете.

    июнь

    7-11

    Берег реки Меры

    27.

    Участие в городских мероприятиях, посвященных 65-летию  Победы.

    в течение года

    1-11


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа дополнительного образования "Патриот"

    Современное общество диктует свои условия жизни. Именно поэтому перед педагогами детского дома стоит  очень сложная  задача: построить свою работу таким образом, чтобы выпускники детск...

    Разработка занятий по программе дополнительного образования "Патриот"

    После разработки авторской прграммы "Патриот" для подростков 15-16 лет, я приступила к разработке занятий по тематическому плану данной программы. В процессе этой работы, старась использовать разнообр...

    Программа ТО «Юный патриот».

    Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания учащихся школы и направлена на дальнейшее формирование гражданского сознания учащихся как важнейшей ценности...

    Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс

    Рабочая программа кружка «Юный патриот»  5 класс.  Количество часов в год-34 часов. ...

    Программа стрелкового кружка "Патриот"

    Мною разработана программа обучения учащихся стрелковым видом спорта. Я её применяю при занятиях в стрелковом кружке, который веду....

    программа кружка "Юный патриот"

    Программа расчитана для организации работы с детьми по военно-патриотическому воспитанию школьников...

    Воспитательный блок образовательной программы

    "Духовный мир  члена районного объединения "Патриоты Подолья"" - воспитательный блок авторской образовательной программы "Я и ты - странаРоссия". отбор содержаниявоспитания и его структурных элем...