Оценка личностных и метапредметных результатов
учебно-методический материал

Цыдыпова Юлия Валерьевна

Положение об оценке личностных и метапредметных результатов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                                                                           УТВЕРЖДАЮ

на Педагогическом Совете                                            Директор __________ Н.Г. Кычаков

Протокол № ______                                                       Приказ № _________

от «___» ________ 20____г.                                          от «____» _________20____г.

ПОЛОЖЕНИЕ

О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ  ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным стандартом начального общего образования и Уставом МАОУ СОШ № 43 г. Улан – Удэ.

Положение основывается на программах О.Б. Логиновой «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий» и А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли».  

1.2. Целью данного Положения является определение принципов, оптимальных форм и способов оценки личностных и метапредметных результатов.

1.3. Под личностными результатами понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.

1.4 Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности (познавательные, коммуникативные) и способы регуляции своей деятельности, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

  1. Механизмы оценивания личностных и метапредметных результатов

  1. Личностные результаты выпускников в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы. Однако  индивидуальная траектория уровня сформированности планируемых личностных результатов строится, исходя из психологических и психолого-педагогических мониторинговых исследований (мониторинговые исследования сформированности отдельных личностных качеств, тестирование, наблюдение, анкетирование).
  2. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три блока:

- самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;

- смыслообразование – поиск и установление личностного смысла учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивация достижения результата, стремление к  совершенствованию своих способностей; сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении , умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

- морально- этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости, сформированность морально-этических суждений, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Технологическая карта мониторинга сформированности личностных УУД представлена в Приложении 1.

  1. Основным  объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью:

- коммуникативные УУД  -   умение строить монолог,  вести диалог, ориентация на позицию других людей, умение работать в группе, предотвращать и преодолевать конфликты;

- познавательные УУД - отличать новое от уже известного, ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы и делать выводы, сравнивать и группировать предметы, умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач

- регулятивные УУД - умение принимать и сохранять заданную цель, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, умение выдвигать версии,  умение сравнивать результат с целью, умение планировать и работать по плану,  умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника,  умение видеть указанную ошибку и исправлять её.

2.4. Для оценки метапредметных результатов в начальной школе используется балльная шкала оценивания, в которой высокий уровень владения – 3 балла, средний – 2, низкий – 1 балл, не воспринимает – 0 баллов.

Оценка метапредметных результатов учащихся проводится учителем, классным руководителем совместно с психологом 2 раза в год (стартовая и итоговая диагностические работы) методом встроенного наблюдения.

Примерная технологическая карта мониторинга уровня сформированности УУД ученика начальной школы представлена в Приложении 2.  

2.4.1. Основным объектом оценки метапредметных результатов на ступени основной школы является:

       способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

       способность к сотрудничеству и коммуникации;

       способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

       способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

       способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

2.4.2. Для организации оценивания личностных и метапредметных результатов учащихся на ступени  среднего (полного) общего образования  (с 5 класса) наиболее оптимален механизм бинарного оценивания. Бинарная оценка позволяет фиксировать состояние оцениваемого объекта на уровне «Да-Нет», «Есть – нет», «Проявлено – не проявлено» и т.п.

2.5. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников могут отслеживаться с помощью следующих оценочных процедур:

 домашней самостоятельной работы учащихся по отдельным учебным дисциплинам с целью формирования учебной самостоятельности и ответственности младших школьников;

 текущей проверочной работы с целью определения уровня самостоятельности в выполнении текущей домашней самостоятельной работы учащихся;

 решение системы проектных задач с первого по пятый класс (два раза в год);

 итоговой комплексной проверочной работы, нацеленной на оценку уровня метапред метных образовательных результатов;

 проведение анкетирования, опросов, фокус-групп с учащимися и их родителями;

 написание рефлексивных сочинений учащимися;

 проведение рефлексий по итогам проведения отдельных общеклассных, общешкольных мероприятий;

 психолого-педагогическая диагностика;

 встроенное наблюдение классного руководителя, психолога в ходе образовательного процесса;

 публичная презентация учебных и внеучебных достижений учащихся.

3. Ведение документации

3.1. Учитель совместно с педагогом-психологом ведет мониторинг

4. Права и обязанности субъектов образовательного процесса

4.1. Права и обязанности учащихся

4.1.1. Учащиеся имеют право:

- на собственную оценку своих достижений и трудностей;

- участвовать в разработке критериев оценки работы;

- на самостоятельный выбор сложности и количество проверочных заданий;

- на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни, так же как и на оценку навыковой стороны обучения;

- представить результаты своей деятельности в форме "портфолио" и публично их защитить;

- на ошибку и время на ее ликвидацию;

4.1.2. Учащиеся обязаны:

- по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;

- овладеть способами оценивания, принятыми в начальной, основной и средней школе;

- иметь специальные тетради ("Мои достижения…, рабочие тетради) в которых бы отражалась контрольно-оценочная деятельность ученика;

- освоить обязательный минимум УУД в соответствии с Федеральным государственным стандартом.

4.2. Права и обязанности учителя

4.2.1. Учитель имеет право:

- иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся;

- оценивать работу учащихся по их запросу и по своему усмотрению. Оценка учащихся должна предшествовать оценке учителя;

- оценивать учащихся только относительно его собственных возможностей и достижений;

- оценивать деятельность учащихся только после совместно выработанных критериев оценки данной работы.

4.2.2. Учитель обязан:

- соблюдать правила оценочной безопасности;

- работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся;

- оценивать не только навыковую сторону обучения, но также творчество и инициативу во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания;

- вести учет продвижения учащихся в классном и электронном журнале в освоении УУД;

- доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся за полугодие и учебный год.

4.3. Права и обязанности родителей:

4.3.1. Родитель имеет право:

- знать о принципах и способах оценивания в данной школе;

- на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;

- на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.

4.3.2. Родитель обязан:

- знать основные моменты данного Положения;

- информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;

- посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей.


Приложение 1

Технологическая карта мониторинга сформированности личностных УУД

Виды

УУД

Основные характеристики

Уровни сформированности

Показатели сформированности

Методы, методики и  типовые задачи

Самоопределение

Внутренняя позиция школьника

1 уровень

отрицательное отношение к школе

Методика «Беседа о школе» (Модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.

Л. Венгера)

2 уровень

положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности

3 уровень

возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»

4 уровень

сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни

Самооценка

1уровень

низкая самооценка

Методика «Лесенка»

«Волшебные линеечки» (Г.А. Цукерман)

2 уровень

адекватная самооценка

3 уровень

завышенная самооценка

Смыслообразование

Учебно-познавательный интерес

1 уровень  

негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

Анкета (Н.Лускановой)

2 уровень

низкая школьная мотивация

3 уровень  

положительное отношение к школе

4 уровень

хорошая школьная мотивация

5 уровень

максимально  высокий уровень школьной мотивации

Нравственно-этическая ориентация

1 уровень

низкий уровень развития эмпатии; ориентирован на моральную норму (справедливого распределения,  взаимопомощи,  правдивости); учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

2 уровень-

правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое Ориентирован на моральную норму (справедливого распределения,  взаимопомощи,  правдивости);частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм

3 уровень

имеет начальное представление о нравственных нормах Неправильное представление о моральных нормах


Приложение 2

Технологическая карта мониторинга сформированности метапредметных результатов

Высокий уровень – 3

Средний уровень – 2

Низкий уровень – 1

Не воспринимает -0

Екатерина А.

Валерий Б.

Максим В.

Борис Г.

Анастасия Д.

Коммуникативные  УУД

- умение строить монолог

- объяснять смысл отдельных слов

- вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде

- определять главную мысль

- демонстрировать понимание текста

- умение вести диалог

- ориентация на позицию других людей

- работать в группе

- предотвращать и преодолевать конфликты / среднее значение –

Познавательные  УУД

- отличать новое от уже известного

- ориентироваться в учебнике

- находить ответы на вопросы

- делать выводы

- сравнивать и группировать предметы

- анализ объектов с целью выделения признаков

- находить закономерности

- пересказывать

- моделировать

- среднее значение  -  

Регулятивные  УУД

- умение принимать и сохранять заданную цель

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу

- умение выдвигать версии

- умение сравнивать результат с целью

- умение планировать

- умение работать по плану

- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника

- умение видеть указанную ошибку и исправлять её / среднее значение -

Личностные  УУД

- положительное отношение к школе

- чувство необходимости учения

- интерес к новому

- оценивать ситуации и поступки

- умение объяснять смысл своих оценок, мотивов. целей

- самоопределяться в жизненных ценностях / среднее значение -

Средние значения

Общий балл  -                                                             Учитель:


Сводная таблица

Мониторинг уровня сформированности УУД

Высокий уровень

3

Средний уровень

2

Низкий уровень

1

1 кл.

2 кл

3 кл.

4 кл.

1 кл.

2 кл

3 кл.

4 кл.

1 кл.

2 кл

3 кл.

4 кл.

Коммуникативные УУД

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Личностные

 УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижения личностных и метапредметных результатов обучения на уроках географии

Географические знания также способствуют социализации учащихся, т.е. формированию компетентностей в гражданско-общественной, социально-трудовой и бытовой сферах....

Требования ФГОС: начальная школа Личностные и метапредметные результаты

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования...

Методические аспекты урока физики, направленные на достижения личностных и метапредметных результатов

В новом образовательном стандарте результат образования сформулирован не только как знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении....

«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)

Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...

Проведение конкурса в детском объединении дополнительного образования, как инструмент стимулирования стремления учащихся к более высоким личностным и метапредметным результатам.

Дорогие коллеги! Перед Вами методическая разработка конкурсного мероприятия для детского объединения дополнительного образования - Кружка росписи по дереву «Русские узоры». Она является неотъемлемой ч...

Внеурочная проектная деятельность на иностранных языках, как средство достижения предметных, личностных и метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы)

В статье рассматривается опыт проектной деятельности на английском и французском языках в основной школе. Учащиеся создавали информационно-исследовательские и практико-ориентированные проекты по следу...