Главные вкладки

    Преемственность ДОУ и НОО.
    методическая разработка

    Организация приемственности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx20.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Школьное обучение никогда не начинается

    с пустого места, а всегда опирается

    на определенную стадию развития,

    проделанную ребенком».

    Л. С. Выготский

    По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

    Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, мы применяем следующие формы работы: это экскурсии в школу, знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; участие в  выставках рисунков и поделок, праздниках,  участие в театрализованной деятельности;

     В рамках взаимодействия педагогов мы проводим  совместные педагогические советы (ДОУ и школа),  семинары, знакомим с  диагностикой по определению готовности детей к школе

    В  рамках работы с родителями – проводим консультирование по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе.

    Более подробно остановлюсь на стартовой диагностике первоклассников, которую мы  проводим в сентябре на основе методических рекомендаций, разработанных Рособрнадзором. Все мы знаем, что  без получения объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к школьному обучению невозможно оценить динамику образовательных достижений учащихся начальной школы, а следовательно оценить эффективность работы учителей начальной школы и принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества начального образования. Это определяет актуальность и практическую значимость проводимой работы.

    В 2006 году по инициативе Рособрнадзора была начата работа по созданию инструментария и технологии обследования первоклассников на готовность к обучению в школе.

     Наше образовательное учреждение было в числе тех школ, на базе которых проходила апробация.

    Инструментарий включает: анкету для учителя, анкету для родителей, карту первоклассника.

    Анкета для родителей. Цель опроса родителей – получить информацию , как ребенок готовился к школе, что родитель и ребенок делали для этого.

    Исследование готовности первоклассника к обучению в школе включает 4 методики:

    1. Рисунок человека
    2. Графический диктант
    3. Образец и правило
    4. Первая буква

    1. Рисунок человека

    Этот тест впервые был предложен Ф. Гуденаф для исследования общего уровня умственного развития ребенка. Учащимся дается инструкция:«Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете».

    2. Графический диктант

    Эта методика, предложенная Д.Б. Элькониным, направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.  Ребенок получает инструкцию нарисовать узор. Например - Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

    23. Образец и правило

    Методика направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов.  Учащимся предлагается нарисовать фигуру, соединив точки, при этом две соседние точки не должны быть одинаковые.

    4. Первая буква

    Методика направлена на выявление умения выделять согласный звук в начале слова (без учета его твердости/мягкости). При этом ребенок должен удерживать поставленную задачу: ориентироваться на начальный звук слова, а не на значение слова.

    После проведения тестирования по всем четырем методикам приступают к оценке результатов.

    Средние результаты класса дадут возможность учителю определить, в какой мере его ученики способны воспринимать и выполнять инструкции, насколько они самостоятельны, умеют ли выделять звуки в словах. Это поможет ему правильно строить обучение. Основываясь на результатах выполнения заданий, выделяют группу риска: тех детей, у которых могут возникнуть сложности на начальных этапах обучения. Это дети, получившие по одной или нескольким методикам наиболее низкие баллы.

    Сравнивать результаты, полученные каждым учеником, следует со средним уровнем класса. Этот способ оценки помогает достаточно надежно выявить детей, которые могут в дальнейшем испытывать трудности в обучении и в адаптации к школе. Дело в том, что любой учитель при построении обучения ориентируется на средний уровень своих учеников. Небольшое отклонение вниз от этого уровня не будет служить серьезным препятствием. Для ребенка же, чьи результаты существенно ниже средних, учеба почти наверняка окажется трудной.

    Дети, не справляющиеся с методикой «Графический диктант», могут испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу. Поэтому, давая классу какие-либо указания, нужно специально проследить, воспринял ли и выполнил ли их такой ученик. Возможно, придется повторить для него эти указания индивидуально, обращаясь лично к нему.

    С такими детьми полезно проводить групповые игры, специально направленные на развитие умения внимательно слушать других и выполнять требуемые действия.

    Особо низкие результаты по методике «Образец и правило» нередко служат предвестником трудностей в овладении математикой (речь идет не столько об арифметических операциях, сколько о решении задач). Надо проследить за тем, понимает ли такой ребенок условия задачи, приложить специальные усилия для обучения его планированию своих действий по ее решению. Для развития планирования действий таким детям полезны занятия конструированием (например, собирание моделей из «лего», воспроизведение построек из строительного материала по образцу и т.п.).

    Методика «Первая буква» выявляет готовность к овладению грамотой. Особо низкие результаты по этой методике указывают на то, что следует очень тщательно проработать с ребенком пропедевтический этап обучения. Такому ребенку будут полезны дополнительные занятия по фонематическому анализу слов, развитию фонематического слуха.

    Низкие результаты по методике «Рисунок человека» говорят об общей  инфантильности («детскости», незрелости) ребенка. У него может наблюдаться игровое отношение к учебным заданиям. Попытки жесткими мерами включить такого ребенка в систему школьной жизни могут привести к серьезным трудностям адаптации, вплоть до развития невроза и появления стойкой боязни школы. С такими детьми полезно проводить дополнительные  общеразвивающие занятия в игровой форме (дидактические игры).

    Если результаты низки по нескольким методикам, то желательно, чтобы школьный психолог провел детальное индивидуальное обследование ребенка и дал рекомендации учителю или наметил программу коррекционной работы.

    Результаты  мониторингового обследования готовности первоклассников к обучению в школе в дальнейшем мы используем  при планировании работы учителей первых классов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Портфолио - как средство реализации преемственности ДОУ и начальной школы

    Портфолио как средство реализации преемственности ДОУ и начальной школыНа сегодняшний день накоплен разнообразный и весьма эффективный опыт применения новых форм и методов преподавания и организации у...

    Анкета для педагогов дошкольного учреждения и учителей начальных классов в рамках преемственности между ДОУ и школой «Что знает современный педагог об оптико-пространственных представлениях у детей?» (авторская) учитель-логопед И.Н.Думитраш

    Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно - образовательной работы, методов её осуществления. Н.К. Крупская, отмечая орг...

    Доклад к педсовету"Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО

    Проблема преемственности между дошкольным образованием и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов ...

    Презентация к педсовету"Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО

    Проблема преемственности между дошкольным образованием и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов ...

    «Арт-терапия на уроках музыки в условиях реализации ФГОС в ДО и НОО»

    Возможности уроков  музыки  в  условиях  реализации ФГОС уникальны это связано с тем что  использование современных методов   и форм  арт-терапии способствует н...

    Мастер-класс по теме «Преемственность ФГОС в НО и ОУ»

    Мастер-класс по теме «Преемственность ФГОС в НО и ОУ»...