Главные вкладки

    Мониторинг внеурочной деятельности
    статья

    Красникова Марина Викторовна

    Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И если на сегодняшний день уже существует устоявшееся ранжирование учебной деятельности по 5-ти бальной шкале, то результат внеурочной деятельности требует разработки модели учета внеурочных достижений учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon monitoring_vneurochnoy_deyatelnosti.doc131.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Модель учёта достижений обучающихся во внеурочной деятельности

    в условиях реализации ФГОС НОО и ООО в МОУ «Лицей №1 пос. Львовский»

    Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И если на сегодняшний день уже существует устоявшееся ранжирование учебной деятельности по 5-ти бальной шкале, то результат внеурочной деятельности требует разработки модели учета внеурочных достижений учащихся.

    В связи с введением  ФГОС внеурочная деятельность учащихся в школе является неотъемлемой частью образовательного процесса. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника. В связи с этим такая деятельность, как правило, не имеет объективной оценки и имеет серьезный недостаток – оценка направлена исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на внутренний контроль, направленный на самоорганизацию и самооценку учеником собственной деятельности.

    Таким образом, разработка модели учета внеурочных достижений учащегося – это чрезвычайно актуальное и проблемное направление развития образования на современном этапе, поскольку в настоящее время не существует целостной системы оценки и учета личностных достижений учащихся.

    Цель реализации данной модели - всестороннее оценивание достижений учащегося во внеурочной деятельности, мотивация учащегося для дальнейшего продолжения занятий внеурочной, а также проектной и исследовательской деятельностью.

    Общее описание модели достижений обучающихся во внеурочной деятельности.

    • Разработанная модель направлена на учёт количественных и качественных изменений, происходящих в личностном росте ребёнка и его успешности.
    • В модель заложен «накопительный» принцип учёта достижений учащихся на протяжении всего процесса обучения в детском коллективе. Это позволяет построить шкалу успешности ученика и научить его видеть собственный рост, приобретая компетенции в той или иной области деятельности.

    В основу разработанной модели внеучебных достижений легли три предмета диагностики:

    - личность самого воспитанника;

    - детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика;

    - профессиональная позиция педагога

    Говоря о модели учёта достижений обучающихся во внеурочной деятельности, следует сказать о механизме отслеживания посещаемости обучающимися внеурочной деятельности.

    Одним из возможных инструментов учёта занятости школьников во внеурочной деятельности может стать карта вовлечённости обучающегося на начало и на конец учебного года.

    Карта вовлечённости обучающихся ___ класса во внеурочную деятельность.

    Дата

    Ф.И.

    обучающегося

    Направления внеурочной деятельности

    Учреждения доп.

     образования

    2014-2015

    Спортивно-оздоровительное

    Духовно- нравственное

    Общеинтел

    лектуальное

    Общекультурное направление

    Социальное

    сент.

    май

    В конце учебного года проводится анализ данной карты, который позволяет систематизировать сведения о занятости детей, о наиболее популярных курсах внеурочной деятельности, об активности школьников.

     Вовлечённость обучающихся во внеурочную деятельность также отслеживается в журналах занятий. Эти журналы – они электронные ведёт педагог в течение учебного года. Замдиректора по УВР осуществляет проверку этих журналов 1 раз в четверть.  

         Личность школьника  - главный показатель эффективности процесса воспитания.

    • Критерием качества является динамика личностного роста обучающихся, а его показателями: приобретение школьниками социально-значимых знаний.
    • Развитие социально-значимых отношений.
    • Накопление школьниками опыта социально-значимого действия.

    Каждый педагог в своей рабочей программе по курсу определяет метапредметные и

    личностные результаты, которые будут достигнуты учащимися (эти результаты зависят от направления внеурочной деятельности), а также способы оценки достижения учащимися планируемых результатов и формы представления результатов (выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др).

     В течение года педагог  заполняет уровневую таблицу мониторинга результатов.

    Уровневая таблица мониторинга результатов.

    ФИ ученика

    Правильное выполнение задания

      1         2         3         4         5

    Уровень выполнения заданий

    1

    Иванов

    1

    1

    1

    1

    1

    1 уровень

    2

    Сидоров

    1

    1

    0

    1

    0

    2 уровень

    3

    Петров

    0

    0

    0

    1

    0

    3 уровень

    Кол-во справившихся с заданиями (в%)

    Кол-во ( %),  не знают как выполнять это задание и не приступают к выполнению

    Нижняя строка показывает, какой процент учеников справился с каждым заданием, сколько учеников ( в  %) не умеют выполнять задания по предложенным темам. С такими учениками следует провести занятия в индивидуальном порядке. В правой колонке  определяется рейтинг ученика по итогам выполнения заданий. Анализ данной таблицы позволит учителю скорректировать свою работу.

    В течение года ежемесячно педагог, ведущий курс по внеурочной деятельности, заполняет лист индивидуальных достижений ученика.

    ЛИСТ
    индивидуальных достижений ученика __ класса МОУ «Гарболовская СОШ»

    по курсу внеурочной деятельности «_________________________________»

    Вид деятельности.

    Время учёбы (месяц)

    9

    10

    11

    12

    1

    2

    3

    4

    5

    Регулярно посещает занятия.

    Старательно и терпеливо выполняет указания учителя.

    Адекватно относится к критике со стороны педагога.

    Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, критически сравнивает свою работу с другими.

    Каждый педагог прописывает результаты, которые должен показать обучающийся в данном курсе.

     Анализ этих листов позволяет педагогу  определить уровень сформированности УУД.

    Детям со средним уровнем педагог должен помочь к концу года достичь более высоких результатов. Обучающихся с низким уровнем формирования УУД педагог должен постоянно активизировать, поддерживать их интерес в этом виде деятельности.

     Следующая  карта развития метапредметных результатов заполняется педагогом в конце учебного года и позволяет  определить уровень формирования метапредметных результатов.

                           

    Карта развития метапредметных результатов

    курса внеурочной деятельности «__________________________________»

    ученика ____ класса    Ф.И._______________________________________________

    Метапредметные результаты

    Да

    Нет

    Высокая мотивация к ……..

    Проявляет настойчивость в достижении цели.

    Применяет методы наблюдения.

    Оценивает ….

    Обсуждает проблемные вопросы с учителем.

    Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи.

    Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся.

    Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

    Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности;

    Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

    Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства.

    Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.

     

    Если обучающийся набирает 10-12 положительных ответов. У него высокий уровень формирования метапредметных результатов.

    7-8 положительных ответов – средний уровень формирования. Учителю необходимо больше обращать внимания на работу с этим обучающимся.

    5-6 положительных ответов – низкий уровень формирования. Учитель должен построить работу с данным учеником так, чтобы в следующем году повысить уровень формирования метапредметных результатов.

     Мониторинг сформированности универсальных учебных действий проводится в начале и в конце каждого учебного года. Стартовая диагностика в начале учебного года позволяет сформулировать систему учебных задач на развитие способностей к рефлексии, сотрудничеству и учебной самостоятельности младших школьников. В конце учебного года проводится мониторинг для учащихся по картам самооценки.

    Уровневая карта  развития самооценки.

    Поведенческий индикатор

    Показатель

    Уровень

    Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.

    Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

    Отсутствие оценки

    Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников.

    Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.

    Адекватная ретроспективная оценка

    Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи.

    Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

    Неадекватная прогностическая оценка

           

    На современном этапе, в условиях необходимости предпрофильной подготовки, встала необходимость накопления информации о достижениях каждого обучающегося, для чего должна быть создана система портфолио.

    Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. 

    Этот способ позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

    Важная цель портфолио - представить отчет по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса обучающегося в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

    Для формирования портфолио были разработаны формы сбора информации о достижениях обучающихся.

    Анкета для обучающегося

    Фамилия____________________ 
    класс _______________________
    четверть____________________

    Личные достижения.

    Область достижений

    Предмет, название вида спорта, название научной работы, сфера социально-культурных достижений

    Достижение (место, кем выдан диплом или грамота)

    Дата

    Олимпиады

    Спорт

    Научная работа

    Социально-культурная область

    Анкету заполняет  ученик один раз в четверть, в заполнении участвуют классный руководитель, родители обучающегося. Затем классные руководители обрабатывают анкеты обучающихся и один раз в четверть заполняют сводную таблицу достижений своего класса, эта ведомость сдается зам.директору по ВР.

    Достижения обучающихся ______ класса
    за ____четверть

    Фамилия обучающегося

    Предметные олимпиады

    Научные достижения

    Спорт

    Социально-культурная сфера

    Замдиректора по ВР один раз в четверть обрабатывает сданные сведения о достижениях обучающихся и заполняет ведомость «Достижений» по школе.

    Класс

    Предметные олимпиады

    Научные достижения

    Спорт

    Социально-культурная сфера

    В механизм отслеживания результатов внеурочной деятельности должна входить и самооценка обучающихся.

     Приложение № 2

    Общая рефлексивная карта курса внеурочной деятельности.

    1.Какой курс внеурочной деятельности я посещаю с большим удовольствием?

    2.Какой курс считаю самым важным?

    3.Какой курс считаю не нужным?

    4. Сколько курсов посещаю?

    5. Помогают ли родители?

    6. Где буду использовать полученные знания?

    7.Помогают ли курсы в повседневной учёбе?

    8.Какой новый курс хотел бы посещать?

    Данная рефлексивная карта заполняется учеником в декабре и мае и хранится у классного руководителя.

    Приложение № 3

    Рефлексивная карта.

    ученика _______ класса  ФИ________________________________________

    курса внеурочной деятельности «___________________________________»

    1. Чему я научился на занятиях?

    2. Буду ли продолжать занятия в следующем году?

    3.Над чем ещё надо поработать?

    4. Где пригодятся знания?

    5.В полную ли силу занимался?

    6.За что можешь себя похвалить?

     Эта карта заполняется учеником в конце года и  вкладывается в портфолио.

    Приложение № 4                                                                                                        

    Анкета

    вовлечённости обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность.

    Вопрос

    Ответ

    1. Участвовал ли в проектной и исследовательской работе в прошлом году?

    2. Кто помогал в  работе?

    3. Желаешь ли участвовать в новом учебном году?

    4. Участвовал ли в школьной научной конференции?

    5. Презентовал ли работу на других конференциях, вне школы?

    Эта анкета заполняется учеником в конце года и  вкладывается в портфолио.

    Приложение № 5

    Лист рефлексии

    ФИ обучающегося__________________________________

    Моя оценка              

     ( 0 – 10 баллов)

    Оценка педагога         (0 - 10 баллов)

    Тема моей работы

    Мне было интересно

     Я умею:

    • Искать информацию
    • Выбирать из текста главное
    • Составлять текст
    • Работать по готовому плану
    • Планировать свою работу
    • Делать презентации
    • Работать с Интернетом
    • Проводить опрос
    • Составлять анкету
    • Анализировать данные
    • Ставить эксперимент
    • Делать выводы
    • Умею презентовать свою работу
    • Умею задавать вопросы по содержанию
    • Умею отвечать на вопросы
    • На выступлении чувствую себя комфортно
    • Умею договориться с товарищами

    Доля  моей самостоятельности

    Что мне не понравилось

    Полученные данные обрабатываются педагогом и вносятся в сводную (за весь курс обучения)  карту индивидуального развития обучающегося для наблюдения наличия / отсутствии динамики и коррекции дальнейшей работы.

    Приложение №  6

    Карта рефлексии  _____ класс

    Достигнутые результаты

    Самооценка

    0 – 10 баллов

    Оценка педагога

    0 – 10 баллов

    Метапредметные  и личностные результаты

    Вношу вклад в охрану природы

    Умею договориться  с товарищем

    Умею найти нужную информацию

    Умею найти себе  работу в паре, в группе

    Умею работать по готовому плану

    Умею планировать свою работу

     

    Приложение № 7

    Критерии оценки выполнения творческой работы.

    Ф.И.О.

    Название работы

    Техника исполнения

    Аккурат

    ность

    Самостояте

    льность

    Завершен

    ность

    - работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.

    - работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.

    - работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.

     Детский коллектив как условие развития личности школьника. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении:

    • Сформированность детского коллектива (благоприятный психологический микроклимат, сплочённость коллектива, уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций).
    • Сформированность мотивации воспитанников к участию в общественно полезной деятельности коллектива.
    • Сформированность коммуникативной культуры учащихся.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    мониторинг успешности во внеурочной деятельности

    успешность учеников 2 класса во внеурочной деятельности...

    Бланк мониторинга участия обучающихся во внеурочной деятельности

    Вызывает трудность у педагогов  отслеживание результатав внеурочной деятельности  детей, её мониторинг. Перед Вами- изобретение педагогов нашей ОО...

    Мониторинг по внеурочной деятельности " Занимательная математика" 5 - 6 класс

    Мониторинг по внеурочной деятельности " Занимательная математика" 5 - 6 класс представлен в двух вариантах для каждого класса. А также таблицы мониторинга для каждого класса. В 5 классе работа состоит...

    Мониторинг внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительное направление.

    Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема...

    Мониторинг внеурочной деятельности

    Мониторинг внеурочной деятельности по музыке в 1-7 классах...

    Мониторинг внеурочной деятельности.

    Для успешной реализации любой деятельности необходимо: планирование, контроль, анализ....