Мониторинг внеурочной деятельности
статья

Красникова Марина Викторовна

Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И если на сегодняшний день уже существует устоявшееся ранжирование учебной деятельности по 5-ти бальной шкале, то результат внеурочной деятельности требует разработки модели учета внеурочных достижений учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_vneurochnoy_deyatelnosti.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель учёта достижений обучающихся во внеурочной деятельности

в условиях реализации ФГОС НОО и ООО в МОУ «Лицей №1 пос. Львовский»

Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И если на сегодняшний день уже существует устоявшееся ранжирование учебной деятельности по 5-ти бальной шкале, то результат внеурочной деятельности требует разработки модели учета внеурочных достижений учащихся.

В связи с введением  ФГОС внеурочная деятельность учащихся в школе является неотъемлемой частью образовательного процесса. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника. В связи с этим такая деятельность, как правило, не имеет объективной оценки и имеет серьезный недостаток – оценка направлена исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на внутренний контроль, направленный на самоорганизацию и самооценку учеником собственной деятельности.

Таким образом, разработка модели учета внеурочных достижений учащегося – это чрезвычайно актуальное и проблемное направление развития образования на современном этапе, поскольку в настоящее время не существует целостной системы оценки и учета личностных достижений учащихся.

Цель реализации данной модели - всестороннее оценивание достижений учащегося во внеурочной деятельности, мотивация учащегося для дальнейшего продолжения занятий внеурочной, а также проектной и исследовательской деятельностью.

Общее описание модели достижений обучающихся во внеурочной деятельности.

  • Разработанная модель направлена на учёт количественных и качественных изменений, происходящих в личностном росте ребёнка и его успешности.
  • В модель заложен «накопительный» принцип учёта достижений учащихся на протяжении всего процесса обучения в детском коллективе. Это позволяет построить шкалу успешности ученика и научить его видеть собственный рост, приобретая компетенции в той или иной области деятельности.

В основу разработанной модели внеучебных достижений легли три предмета диагностики:

- личность самого воспитанника;

- детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика;

- профессиональная позиция педагога

Говоря о модели учёта достижений обучающихся во внеурочной деятельности, следует сказать о механизме отслеживания посещаемости обучающимися внеурочной деятельности.

Одним из возможных инструментов учёта занятости школьников во внеурочной деятельности может стать карта вовлечённости обучающегося на начало и на конец учебного года.

Карта вовлечённости обучающихся ___ класса во внеурочную деятельность.

Дата

Ф.И.

обучающегося

Направления внеурочной деятельности

Учреждения доп.

 образования

2014-2015

Спортивно-оздоровительное

Духовно- нравственное

Общеинтел

лектуальное

Общекультурное направление

Социальное

сент.

май

В конце учебного года проводится анализ данной карты, который позволяет систематизировать сведения о занятости детей, о наиболее популярных курсах внеурочной деятельности, об активности школьников.

 Вовлечённость обучающихся во внеурочную деятельность также отслеживается в журналах занятий. Эти журналы – они электронные ведёт педагог в течение учебного года. Замдиректора по УВР осуществляет проверку этих журналов 1 раз в четверть.  

     Личность школьника  - главный показатель эффективности процесса воспитания.

  • Критерием качества является динамика личностного роста обучающихся, а его показателями: приобретение школьниками социально-значимых знаний.
  • Развитие социально-значимых отношений.
  • Накопление школьниками опыта социально-значимого действия.

Каждый педагог в своей рабочей программе по курсу определяет метапредметные и

личностные результаты, которые будут достигнуты учащимися (эти результаты зависят от направления внеурочной деятельности), а также способы оценки достижения учащимися планируемых результатов и формы представления результатов (выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др).

 В течение года педагог  заполняет уровневую таблицу мониторинга результатов.

Уровневая таблица мониторинга результатов.

ФИ ученика

Правильное выполнение задания

  1         2         3         4         5

Уровень выполнения заданий

1

Иванов

1

1

1

1

1

1 уровень

2

Сидоров

1

1

0

1

0

2 уровень

3

Петров

0

0

0

1

0

3 уровень

Кол-во справившихся с заданиями (в%)

Кол-во ( %),  не знают как выполнять это задание и не приступают к выполнению

Нижняя строка показывает, какой процент учеников справился с каждым заданием, сколько учеников ( в  %) не умеют выполнять задания по предложенным темам. С такими учениками следует провести занятия в индивидуальном порядке. В правой колонке  определяется рейтинг ученика по итогам выполнения заданий. Анализ данной таблицы позволит учителю скорректировать свою работу.

В течение года ежемесячно педагог, ведущий курс по внеурочной деятельности, заполняет лист индивидуальных достижений ученика.

ЛИСТ
индивидуальных достижений ученика __ класса МОУ «Гарболовская СОШ»

по курсу внеурочной деятельности «_________________________________»

Вид деятельности.

Время учёбы (месяц)

9

10

11

12

1

2

3

4

5

Регулярно посещает занятия.

Старательно и терпеливо выполняет указания учителя.

Адекватно относится к критике со стороны педагога.

Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, критически сравнивает свою работу с другими.

Каждый педагог прописывает результаты, которые должен показать обучающийся в данном курсе.

 Анализ этих листов позволяет педагогу  определить уровень сформированности УУД.

Детям со средним уровнем педагог должен помочь к концу года достичь более высоких результатов. Обучающихся с низким уровнем формирования УУД педагог должен постоянно активизировать, поддерживать их интерес в этом виде деятельности.

 Следующая  карта развития метапредметных результатов заполняется педагогом в конце учебного года и позволяет  определить уровень формирования метапредметных результатов.

                       

Карта развития метапредметных результатов

курса внеурочной деятельности «__________________________________»

ученика ____ класса    Ф.И._______________________________________________

Метапредметные результаты

Да

Нет

Высокая мотивация к ……..

Проявляет настойчивость в достижении цели.

Применяет методы наблюдения.

Оценивает ….

Обсуждает проблемные вопросы с учителем.

Строит работу на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи.

Сравнивает результаты своей деятельности с результатами других учащихся.

Определяет успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Понимает причины успеха/неуспеха своей деятельности;

Обладает волевой саморегуляцией в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Объясняет свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства.

Вступает в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.

 

Если обучающийся набирает 10-12 положительных ответов. У него высокий уровень формирования метапредметных результатов.

7-8 положительных ответов – средний уровень формирования. Учителю необходимо больше обращать внимания на работу с этим обучающимся.

5-6 положительных ответов – низкий уровень формирования. Учитель должен построить работу с данным учеником так, чтобы в следующем году повысить уровень формирования метапредметных результатов.

 Мониторинг сформированности универсальных учебных действий проводится в начале и в конце каждого учебного года. Стартовая диагностика в начале учебного года позволяет сформулировать систему учебных задач на развитие способностей к рефлексии, сотрудничеству и учебной самостоятельности младших школьников. В конце учебного года проводится мониторинг для учащихся по картам самооценки.

Уровневая карта  развития самооценки.

Поведенческий индикатор

Показатель

Уровень

Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

Отсутствие оценки

Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников.

Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.

Адекватная ретроспективная оценка

Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи.

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

Неадекватная прогностическая оценка

       

На современном этапе, в условиях необходимости предпрофильной подготовки, встала необходимость накопления информации о достижениях каждого обучающегося, для чего должна быть создана система портфолио.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. 

Этот способ позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Важная цель портфолио - представить отчет по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса обучающегося в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Для формирования портфолио были разработаны формы сбора информации о достижениях обучающихся.

Анкета для обучающегося

Фамилия____________________ 
класс _______________________
четверть____________________

Личные достижения.

Область достижений

Предмет, название вида спорта, название научной работы, сфера социально-культурных достижений

Достижение (место, кем выдан диплом или грамота)

Дата

Олимпиады

Спорт

Научная работа

Социально-культурная область

Анкету заполняет  ученик один раз в четверть, в заполнении участвуют классный руководитель, родители обучающегося. Затем классные руководители обрабатывают анкеты обучающихся и один раз в четверть заполняют сводную таблицу достижений своего класса, эта ведомость сдается зам.директору по ВР.

Достижения обучающихся ______ класса
за ____четверть

Фамилия обучающегося

Предметные олимпиады

Научные достижения

Спорт

Социально-культурная сфера

Замдиректора по ВР один раз в четверть обрабатывает сданные сведения о достижениях обучающихся и заполняет ведомость «Достижений» по школе.

Класс

Предметные олимпиады

Научные достижения

Спорт

Социально-культурная сфера

В механизм отслеживания результатов внеурочной деятельности должна входить и самооценка обучающихся.

 Приложение № 2

Общая рефлексивная карта курса внеурочной деятельности.

1.Какой курс внеурочной деятельности я посещаю с большим удовольствием?

2.Какой курс считаю самым важным?

3.Какой курс считаю не нужным?

4. Сколько курсов посещаю?

5. Помогают ли родители?

6. Где буду использовать полученные знания?

7.Помогают ли курсы в повседневной учёбе?

8.Какой новый курс хотел бы посещать?

Данная рефлексивная карта заполняется учеником в декабре и мае и хранится у классного руководителя.

Приложение № 3

Рефлексивная карта.

ученика _______ класса  ФИ________________________________________

курса внеурочной деятельности «___________________________________»

1. Чему я научился на занятиях?

2. Буду ли продолжать занятия в следующем году?

3.Над чем ещё надо поработать?

4. Где пригодятся знания?

5.В полную ли силу занимался?

6.За что можешь себя похвалить?

 Эта карта заполняется учеником в конце года и  вкладывается в портфолио.

Приложение № 4                                                                                                        

Анкета

вовлечённости обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Вопрос

Ответ

1. Участвовал ли в проектной и исследовательской работе в прошлом году?

2. Кто помогал в  работе?

3. Желаешь ли участвовать в новом учебном году?

4. Участвовал ли в школьной научной конференции?

5. Презентовал ли работу на других конференциях, вне школы?

Эта анкета заполняется учеником в конце года и  вкладывается в портфолио.

Приложение № 5

Лист рефлексии

ФИ обучающегося__________________________________

Моя оценка              

 ( 0 – 10 баллов)

Оценка педагога         (0 - 10 баллов)

Тема моей работы

Мне было интересно

 Я умею:

  • Искать информацию
  • Выбирать из текста главное
  • Составлять текст
  • Работать по готовому плану
  • Планировать свою работу
  • Делать презентации
  • Работать с Интернетом
  • Проводить опрос
  • Составлять анкету
  • Анализировать данные
  • Ставить эксперимент
  • Делать выводы
  • Умею презентовать свою работу
  • Умею задавать вопросы по содержанию
  • Умею отвечать на вопросы
  • На выступлении чувствую себя комфортно
  • Умею договориться с товарищами

Доля  моей самостоятельности

Что мне не понравилось

Полученные данные обрабатываются педагогом и вносятся в сводную (за весь курс обучения)  карту индивидуального развития обучающегося для наблюдения наличия / отсутствии динамики и коррекции дальнейшей работы.

Приложение №  6

Карта рефлексии  _____ класс

Достигнутые результаты

Самооценка

0 – 10 баллов

Оценка педагога

0 – 10 баллов

Метапредметные  и личностные результаты

Вношу вклад в охрану природы

Умею договориться  с товарищем

Умею найти нужную информацию

Умею найти себе  работу в паре, в группе

Умею работать по готовому плану

Умею планировать свою работу

 

Приложение № 7

Критерии оценки выполнения творческой работы.

Ф.И.О.

Название работы

Техника исполнения

Аккурат

ность

Самостояте

льность

Завершен

ность

- работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.

- работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.

- работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.

 Детский коллектив как условие развития личности школьника. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении:

  • Сформированность детского коллектива (благоприятный психологический микроклимат, сплочённость коллектива, уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций).
  • Сформированность мотивации воспитанников к участию в общественно полезной деятельности коллектива.
  • Сформированность коммуникативной культуры учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительное направление.

Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема...

Мониторинг внеурочной деятельности

Мониторинг внеурочной деятельности по музыке в 1-7 классах...

Мониторинг внеурочной деятельности.

Для успешной реализации любой деятельности необходимо: планирование, контроль, анализ....

Мониторинг внеурочной деятельности

Система оценки результатов внеурочной деятельности .  Особенностями системы оценки достижения результатов внеурочной деятельности являются:комплексный подход к оценке результатов учебной и в...

Мониторинг внеурочной деятельности

Об особенностях системы оценки достижения результатов внеурочной деятельности...

Мониторинг внеурочной деятельности за 2020-2021 учебный год

Мониторинг внеурочной деятельности за 2020-2021 учебный год...