"Воспитание семьянина в условиях школы-интерната"
методическая разработка

Семейное воспитание является важнейшим фактором развития ребенка, формирования нового поколения, развития общества в целом. Способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам, и в какой форме она выражалась. Семья является средой, в которой возможно установление интимных, эмоционально насыщенных отношений с родителями и формирование здоровой, активной и социально адаптированной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_vospitanie.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное воспитание является важнейшим фактором развития ребенка, формирования нового поколения, развития общества в целом.

Способность  ребенка  любить  окружающих  тесно  связана  с  тем, сколько любви он получил сам, и в какой форме она выражалась. Семья является средой, в которой возможно установление интимных, эмоционально насыщенных отношений с родителями и формирование здоровой, активной и социально адаптированной личности.

В современном государственном стандарте общего образования отмечается, что работа педагога должна быть ориентирована на развитие и становление личностных характеристик воспитанника. Сегодня в обществе востребованы молодые люди, осознающие и принимающие ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, умеющие учиться и быть социально активными, уважающие закон и правопорядок, соизмеряющие свои поступки с нравственными ценностями, осознающие свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством, уважающие других людей, умеющие вести конструктивный диалог и достигать взаимопонимания.

Наряду со школой огромную роль в формировании указанных характеристик и качеств современного молодого человека играет семья. Известно, что именно семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определённого образа его жизни. Семья является одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов. Семейная идентичность формируется у детей на протяжении их нахождения в семье, а уровень сформированности семейной идентичности влияет на то, как человек в дальнейшем будет строить отношения с людьми и создавать собственную семью. Семейная идентичность – это содержание ценностей, устремлений, ожиданий, тревог и проблем адаптации, разделяемое членами семьи или взаимодополняемое ими в процессе выполнения семейных ролей. Это эмоциональное и когнитивное (мыслительное, знаниевое) «мы» данной семьи. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует это когнитивное «мы». У них нет шаблона, на который они могли бы ориентироваться, с помощью которого формируются нормы и ценности. У данной категории детей формирование семейной идентичности идёт по искажённому пути. Зачастую это происходит по причине переживания того или иного вида насилия и материнской депривации (сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические, либо социальные).  Кроме того, при попадании в детский дом в раннем возрасте,  у ребёнка часто вытесняются негативные воспоминания, связанные с неблагополучным опытом жизни в семье,- это своего рода защитная реакция. Таким образом, образ семьи либо отсутствует, либо является неполным. В таких случаях необходимо проводить комплексную психологическую работу по созданию адекватного образа семьи у ребёнка.

Для 56 % детей, воспитывающихся в детских домах, семья является основной жизненной ценностью. Тем не менее, представление о кровной семье имеет либо негативный оттенок, либо оно идеализировано. Это может быть объяснено нарушением эмоциональных связей, вызванным неблагоприятным стилем воспитания и нарушением привязанности. Поэтому,  важнейшей задачей учреждений государственного попечения является создание условий, приближенных к семейным, подготовка воспитанников к самостоятельной семейной жизни, воспитание качеств, необходимых в дальнейшей жизни.

Как показывают исследования зарубежных   ученых, дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, характеризуются повышенной эмоциональной тревожностью, агрессией, нередко имеют слабое физическое здоровье, психические отклонения или задержки, отрицательный социальный опыт, отсутствие постоянного положительно окрашенного общения со взрослыми и сверстниками. Часто у них снижен уровень нормы интеллектуального развития, хуже сформированы умения саморегуляции поведения, навыки самоконтроля.

Обеднённая среда обитания в школе-интернате способствует  деформированности жизненно важных для детей-сирот качеств психики, таких как, например, любознательность, познавательная активность, избирательность в отношениях со сверстниками и теми, кто младше или старше, лицами своего и противоположного пола, и многих других. Воспитанники данного типа учреждений, в отличие от детей, воспитывающихся в семейных условиях, активно реагирующих на окружающую их обстановку, творчески осваивающих её, вынуждены приспосабливаться к требованиям окружающей среды. Они практически не способны к сопереживанию окружающим людям. Причем, им чуждо как реактивное сопереживание, проявляющееся в ответ на чувства других людей, так и инициативное сопереживание-стремление ребёнка разделить своё переживание с другими людьми, привлечь их к сопереживанию.

Ребёнок из детского дома с трудом способен к собственному оцениванию, он часто не стремится согласовать своё отношение к происходящему с отношением взрослого. Он только соотносит их. Неумение взять на себя ответственность за решение конфликта демонстрирует его «потребительское» отношение к взрослым, тенденцию ждать и даже требовать решения своих проблем от окружающих, приводит к доминированию защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и, соответственно, к неспособности продуктивного, конструктивного решения проблем во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Медики утверждают, что пребывание ребёнка в условиях типового детского дома в течение нескольких лет атрофирует у него функции регуляторного блока мозга, что приводит к невозможности реагировать на актуальные стимулы и формирует принцип поведения «здесь и сейчас». Специалисты называют  данную особенность психики «синдромом полевого поведения», который проявляется в том, что человек не в состоянии самостоятельно выполнить ряд последовательных действий, которые требуют переключения с одного вида деятельности на другой с одновременным удерживанием в памяти конечной цели делаемого.

Длительное наблюдение за группами детей  4-6 лет, одни из которых росли в семье,  а другие – вне её показали:  что воспитанники  интернатных учреждений ведут себя менее активно, скупо выражают свои переживания, их движения скованы и маловыразительны, речь детей, воспитывающихся вне семьи, отличается бедностью словарного запаса, простотой и однообразием грамматического состава высказываний, оценочных суждений у них  в 3,5 раза меньше, чем у семейных сверстников, объяснения вообще отсутствуют. Воспитанникам детского дома трудно сосредоточиться на длительное время, они постоянно отвлекаются на предметы окружающей среды. У дошкольников из  детского дома, из-за того что отсутствует генезис общения, а ни одна из форм общения с ними взрослых не отвечает возрастным требованиям, в поведении совместились особенности детей младенческого, дошкольного и младшего школьного возраста, которые находят своё выражение в сниженной эмоциональности, пассивности, неадекватности реакций и задержках развития внутреннего плана. Дефицит общения с взрослым на данном возрастном этапе, бедность контактов со сверстниками, различие в условиях жизни и воспитания оказывают существенное влияние на личностное развитие воспитанников закрытых государственных учреждений, объясняя причину их отставания не только в психическом развитии, но и в социальном.

Данная тенденция прослеживается и в подростковом возрасте, в эмоциональном отношении подросток не развит, их волевые притязания недостаточно социализированы, волю ребёнок часто прилагает к противостоянию, к нарушению прав, нарушении своих обязанностей.

Развитие духовности, ценностных ориентаций детдомовцев отличается от подростков из семьи тем, что первые ограничены маленьким социальным пространством, диспропорцией социального «Я» в сторону социального «МЫ», неумением фиксировать себя на своих переживаниях, проблемах, чувствах, неспособностью рефлексировать, глубокой погруженностью в замкнутое, достаточно коррумпированное детдомовское сообщество. Объясняется это тем, что с первых месяцев жизни за ребёнком, лишённым родительского попечения, тянется недостаточность в прочувствовании своих телесных переживаний: его мало гладили, его мало любили, он не всё может осмыслить.

 Поэтому для российского общества и государства, для педагогической теории и практики оказания помощи уязвимым категориям несовершеннолетних проблема воспитания сирот становится особенно актуальной.

Выделяют следующие подходы:

Личностно-деятельностный подход к воспитанию предполагает то, что учреждение государственного попечения должно снабдить деятельность воспитанника, становление его личности.

Событийный подход. Его суть в превращении какого-либо планируемого мероприятия в интересное для всех дело, способное оставить незабываемые впечатления.

Средовой подход – объединение воздействий всех общественных воспитательных инструментов в пределах окружающей среды.

Жизнь ребёнка в условиях детского дома и социального приюта обуславливает появление особого психического состояния – психической депривации. Дети, воспитывающиеся в детских домах, испытывают различные виды депривации: личностную, социально-культурную, социально-предметную, каждая из которых отличается определённым набором факторов, проявлений и следствий.

Личностная депривация- это условия среды и факторы воспитания, которые содействуют формированию негативных личностных качеств и образований, влияющих на способность создать и сохранить свою семью.

Социально-культурная депривация – это отсутствие условий и психолого-педагогических средств, направленных на формирование семейных представлений у детей.

Социально-предметная депривация или недостаточность условий для формирования социально необходимых представлений о хозяйственно-бытовой стороне жизни в семье.

Группы, организованные по семейному типу, называют альтернативными формами устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, т.к. сама атмосфера в этих группах оказывает позитивное влияние в плане компенсации последствий депривации различной направленности. Именно через группы, организованные по семейному типу, реализуется возможность формирования у воспитанников:

- Должных представлений о семейных ролях, традициях, взаимосвязях;

- Характеристик и качеств, обозначенных в ФГОС и необходимых для успешной социальной адаптации;

- Готовности к адекватному восприятию возникающих социальных проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в социуме (социальная адаптированность);

- Устойчивости к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), способности сохранения своих индивидуальных качеств, установок и ценностей;

- Системы дополнительных дифференцированных социально-ролевых взаимодействий, образ-Я, способности к самоопределению;

- Активной позиции в решении социальных проблем, реализуемой готовности к социальным действиям (социальная активность);

- Умения учитывать потребности другого и опыт автономного существования (возможность почувствовать свою отдельность и самостоятельность) и др.

Современная политика в области оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, всё больше ориентирована на семейное устройство этих  детей. Однако в детских домах и школах-интернатах продолжают оставаться воспитанники, так как их устройство в семью по разным причинам затруднительно или невозможно. Именно для данной категории детей группы, организованные пол семейному типу, являются хорошей альтернативой воспитания в семье.

Как создать атмосферу своего дома (семьи) в детском доме или школе-интернате?

Как вырастить из детей хороших отцов и матерей, способных создать свою семью?

Как подготовить их к самостоятельной жизни?

Как научить воспитанников самостоятельно ориентироваться в различных жизненных ситуациях?

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К СЕМЕЙНОЙ

                                                              ЖИЗНИ

В организационном плане самым важным является создание условий, при-ближенных к семейным. Если нет возможности передать ребенка в приемную се-мью,  патронатную,  под  опеку  или  попечительство  родственникам,  детский  дом

семейного  типа,  необходимо  по  возможности  обеспечить  оптимальные  условия

жизнедеятельности: минимальное количество детей, проживающих в одной ком-нате, постоянный состав воспитателей, разновозрастной состав группы,  совмест-ное проживание братьев и сестер и т.п.

В общем виде эти условия можно сформулировать следующим образом:

1. Реорганизация  жизненного  пространства  детских  домов,  создание  квар-тир, фермерских малых хозяйств и т.п.; приближение условий проживания детей

максимально к семейным условиям. Очень важно предоставить каждому ребенку

свое биологическое пространство, дать возможность уединения и общения. Функ-циональное размещение комнат и мебели в них должны быть приближены к стан-дартно  домашнему.  Обязательно  должны  быть  личные  вещи  в  индивидуальном

пользовании. Организация жизнедеятельности в таких условиях должна позволит

ребенку уяснить, что находится в индивидуальном пользовании, что в пользова-нии всех членов семьи; заинтересовать ребенка в бережном отношении к своим и

чужим вещам.

2. Сокращение  числа  детей  в  группах  (семьях)  для  осуществления  диффе-ренцированного подхода в воспитании каждого ребенка; комплектование “семей”

из числа детей детского дома (социальная семья), сведение родственников в одну

“семью”.

3. Организация  жизнедеятельности  по  типу  семей  (можно  с  главой  семьи,

семейным советом); самое главное  –  создание семейной атмосферы в доме и по-гружение в нее ребенка с тем, чтобы хоть в некоторой степени восполнить то, что

он не может получить, воспитываясь вне семьи;

4. Изменение  количества  людей,  участвующих  в  воспитании  детей-сирот,

расширение их обязанностей; к  воспитателям, психологам в качестве основного

требования следует предъявить наличие собственного позитивного отношения к

семье как социальному институту.

5. Разработка  и  реализация  специальных  программ  по  подготовке  детей,

оставленных без попечения родителей, к самостоятельной семейной жизни;

6. Обеспечение  совместной  деятельности,  в  ходе  которой  формируется  се-мейное “Мы”, отличающееся от интернатовского “Мы”;

7. Обеспечение выполнения ребятами всех видов работы в семье.

Ниже  представлены  технологии  подготовки  детей  к  семейной  жизни  при

развитии  различных  вариантов  их  приобщения  к  семье:  проживание  в  условиях

институционализации; переход в замещающую семью; возврат в кровную семью

или родственникам.

Подготовка  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  к

самостоятельной семейной жизни:

1. Формирование образцов семьи в сознании ребенка.

2. Формирование ролей членов семьи (мама, папа, ребенок).

3. Формирование образа мужа, жены и их функций в семье.

4. Проведение системы работы с детьми по формированию представлений о

жизни в семье на протяжении всего времени пребывания в интернатном учрежде-нии.

5. Проведение системы работы с детьми по формированию экономических

установок и экономической базы семьи.

6. Создание позитивного образа будущей самостоятельной семейной жизни

у выпускников интернатных учреждений.

7. Создание осознанного отношения к будущим детям и заботе о них.

8. Формирование осознанного стремления к освоению умений, навыков,

необходимых для жизни в семье.

9. Освоение социальных навыков, необходимых для жизни в семьей, обществе.

10. Стремление к овладению способами взаимодействия, предотвращающие

конфликты и умение разрешать конфликтные ситуации.

11. Сформировать представления о дальнейшем непрерывном образовании,

трудоустройстве, местожительстве, сети социальной поддержки.

12.Формирование  внешнего  вида  ребенка  в  соответствии  с  социокультурными нормами и требованиями гигиены, эстетики.

13.  Формирование  навыков  самостоятельного  приготовления  пищи  и  ее

приема.

14. Знакомство с эстетикой быта и его обустройством.

15. Формирование трудовых навыков самообслуживания.

16.  Формирование  навыков  проведения  свободного  времени,  обоснование

необходимости проведения свободного времени определенным образом, его планирование.

17. Формирование навыков взаимодействия с сетью социальных контактов

(родственники, друзья, детский дом, трудовой коллектив и т.д.)

18. Формирование ценностей семьи, детей, общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

"Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII  вида".   Выпускная работа в  КРИПК и ПРО по специальности "Олигофренопедагогика"....

Выступление к методической выставке «Воспитание семьянина в условиях детского дома» (Из опыта работы воспитательной группы)

Что значит семья для того, чье детство прошло вне ее? Какова роль воспитателя в формировании семейных понятий? Как в дальнейшем будут применять на практике наши воспитанники теорию семейных отношений?...

Проблема нравственного воспитания учащихся в условиях школы-интерната

В данной статье рассматриваются основные принципы, формы и методы нравственного воспитания учащихся в условиях школы-интерната. Мы трактуем процесс нравственного воспитания в условиях школы-интерната ...

Программа «Воспитание семьянина в условиях детского дома (по семейному типу)»

Основные цели  программы: Воспитать ребенка, способного в будущем самостоятельно соз­дать нормальную семью, обеспечить полноценную жизнь в ней, а также вырастить своих детей, чтобы они...

"Воспитание семьянина в условиях школы-интерната"

Как создать атмосферу своего дома (семьи) в детском доме или школе-интернате? Как вырастить из детей хороших отцов и матерей, способных создать свою семью? Как подготовить их к самостоятельн...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА ( на примере ГКОУ ВО « Санаторная школа-интернат г.Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении»)

В данной статье рассматривается вопрос о физическом воспитании детей и формировании культуры здоровья в условиях школы – интерната. Регулярные занятия физическими упражнениями положительно влияю...

РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Родной язык – это один из самых важных инструментов развития человеческого общества, необходимый для сохранения духовного наследия, традиционного уклада жизни и обычаев. Культура народа жива до ...