"Воспитание семьянина в условиях школы-интерната"
презентация к уроку

Как создать атмосферу своего дома (семьи) в детском доме или школе-интернате? Как вырастить из детей хороших отцов и матерей, способных создать свою семью?
 Как подготовить их к самостоятельной жизни? Как научить воспитанников самостоятельно ориентироваться в различных жизненных ситуациях?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_semyanina.pptx177.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание семьянина в условиях школы-интерната 1

Слайд 2

I. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 “О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей” 32. В организациях для детей-сирот создаются благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей. 33. Проживание детей организовывается по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу. 2

Слайд 3

36. Перевод детей из одной воспитательной группы в другую не допускается, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка. 37. Помещения, в которых размещаются воспитательные группы в организациях для детей-сирот, включают в себя соответствующим образом оборудованные жилые комнаты, санузлы, помещения для отдыха, игр, занятий, приема и (или) приготовления пищи, а также бытовые помещения. 34. Воспитательные группы формируются преимущественно по принципу совместного проживания и пребывания в группе детей разного возраста и состояния здоровья, прежде всего полнородных и неполнородных братьев и сестер, детей - членов одной семьи или детей, находящихся в родственных отношениях, которые ранее вместе воспитывались в одной семье. Дети разного пола старше 4 лет могут совместно проживать и пребывать в группе в дневное время. 35. Численность детей в воспитательной группе не должна превышать 8 человек, а в возрасте до 4 лет - 6 человек. 3

Слайд 4

38. В организации для детей-сирот за воспитательной группой закрепляется ограниченное количество педагогических работников организаций для детей-сирот, постоянно находящихся с воспитательной группой детей, выполняющих также функции воспитателей, индивидуальных кураторов (наставников) детей, в том числе на этапе подготовки к выпуску из организации для детей-сирот и непосредственно перед выпуском. Замещение педагогических работников работниками из других воспитательных групп не допускается, за исключением случаев увольнения работников, их болезни или отпуска. 40. В организации для детей-сирот обеспечивается возможность детям иметь индивидуальное пространство для занятий и отдыха, личные вещи в свободном беспрепятственном доступе, в том числе одежду, игрушки, книги и другие вещи, которые могут храниться в комнате детей или других помещениях, отведенных под проживание группы, а также их сохранность. Приобретение личных вещей для детей осуществляется по возможности с участием детей. 4

Слайд 5

41. Организация воспитания детей строится с учетом их индивидуальных особенностей. Режим дня, обеспечивающий рациональное сочетание воспитательной и образовательной деятельности, а также общественно полезного труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания детей в организации для детей-сирот и учитывает участие детей в проведении массовых досуговых мероприятий, включая личное время, предоставление возможности самостоятельного выбора формы проведения досуга с учетом возраста и интересов детей. 42. Организация питания детей осуществляется в соответствии с физиологическими нормами, возрастом и состоянием здоровья детей. 5

Слайд 6

II. Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается , прежде всего, семьей . Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек. 6

Слайд 7

Влияние семьи: семья осуществляет социализацию личности; семья обеспечивает преемственность традиций; важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества; существенное влияние оказывает семья на выбор профессии. 7

Слайд 8

Содержание семейного воспитания Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни. 8

Слайд 9

Составные компоненты семейного воспитания: физическое — основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.; нравственное — стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга; интеллектуальное — предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления; эстетическое — призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни; трудовое — закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, един путь — поиск «легкой»» жизни. 9

Слайд 10

Общие методы семейного воспитания Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то, именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Методы воспитания детей в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов . Основные методы семейного воспитания: - убеждение (объяснение, внушение, совет); - личный пример; - поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива); - наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). 10

Слайд 11

Факторы выбора методов семейного воспитания детей: Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и т. д. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказывается на выборе методов. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности , то обычно превалируют практические методы. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны . 11

Слайд 12

III . Семейное воспитание является важнейшим фактором развития ребенка, формирования нового поколения, развития общества в целом. 12

Слайд 13

Семейная идентичность – это содержание ценностей, устремлений, ожиданий, тревог и проблем адаптации, разделяемое членами семьи или взаимодополняемое ими в процессе выполнения семейных ролей. Это эмоциональное и когнитивное «мы» данной семьи. 13

Слайд 14

Личностно-деятельностный подход к воспитанию предполагает то, что учреждение государственного попечения должно снабдить деятельность воспитанника, становление его личности. Событийный подход. Его суть в превращении какого-либо планируемого мероприятия в интересное для всех дело, способное оставить незабываемые впечатления. Средовой подход – объединение воздействий всех общественных воспитательных инструментов в пределах окружающей среды. 14

Слайд 15

Личностная депривация - это условия среды и факторы воспитания, которые содействуют формированию негативных личностных качеств и образований, влияющих на способность создать и сохранить свою семью. Социально-культурная депривация – это отсутствие условий и психолого-педагогических средств, направленных на формирование семейных представлений у детей. Социально-предметная депривация или недостаточность условий для формирования социально необходимых представлений о хозяйственно-бытовой стороне жизни в семье. 15

Слайд 16

IV. Как создать атмосферу своего дома (семьи) в детском доме или школе-интернате? Как вырастить из детей хороших отцов и матерей, способных создать свою семью? Как подготовить их к самостоятельной жизни? Как научить воспитанников самостоятельно ориентироваться в различных жизненных ситуациях? 16

Слайд 17

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В организационном плане самым важным является создание условий, приближенных к семейным. Если нет возможности передать ребенка в приемную семью, патронатную, под опеку или попечительство родственникам, детский дом семейного типа, необходимо по возможности обеспечить оптимальные условия жизнедеятельности: минимальное количество детей, проживающих в одной комнате, постоянный состав воспитателей, разновозрастной состав группы, совместное проживание братьев и сестер и т.п. 17

Слайд 18

В общем виде эти условия можно сформулировать следующим образом: 1. Реорганизация жизненного пространства детских домов, создание квартир, фермерских малых хозяйств и т.п.; приближение условий проживания детей максимально к семейным условиям. Очень важно предоставить каждому ребенку свое биологическое пространство, дать возможность уединения и общения. Функциональное размещение комнат и мебели в них должны быть приближены к стандартно домашнему. Обязательно должны быть личные вещи в индивидуальном пользовании. Организация жизнедеятельности в таких условиях должна позволит ребенку уяснить, что находится в индивидуальном пользовании, что в пользовании всех членов семьи; заинтересовать ребенка в бережном отношении к своим и чужим вещам. 2. Сокращение числа детей в группах (семьях) для осуществления дифференцированного подхода в воспитании каждого ребенка; комплектование “семей” из числа детей детского дома (социальная семья), сведение родственников в одну “семью”. 18

Слайд 19

3. Организация жизнедеятельности по типу семей (можно с главой семьи, семейным советом); самое главное – создание семейной атмосферы в доме и погружение в нее ребенка с тем, чтобы хоть в некоторой степени восполнить то, что он не может получить, воспитываясь вне семьи; 4. Изменение количества людей, участвующих в воспитании детей-сирот, расширение их обязанностей; к воспитателям, психологам в качестве основного требования следует предъявить наличие собственного позитивного отношения к семье как социальному институту. 5. Разработка и реализация специальных программ по подготовке детей, оставленных без попечения родителей, к самостоятельной семейной жизни; 6. Обеспечение совместной деятельности, в ходе которой формируется семейное “Мы”, отличающееся от интернатского “Мы”; 7. Обеспечение выполнения ребятами всех видов работы в семье. 19

Слайд 20

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной семейной жизни: 1. Формирование образцов семьи в сознании ребенка. 2. Формирование ролей членов семьи (мама, папа, ребенок). 3. Формирование образа мужа, жены и их функций в семье. 4. Проведение системы работы с детьми по формированию представлений о жизни в семье на протяжении всего времени пребывания в интернатном учреждении. 5. Проведение системы работы с детьми по формированию экономических установок и экономической базы семьи. 6. Создание позитивного образа будущей самостоятельной семейной жизни у выпускников интернатных учреждений. 7. Создание осознанного отношения к будущим детям и заботе о них. 8. Формирование осознанного стремления к освоению умений, навыков, необходимых для жизни в семье . 9. Освоение социальных навыков, необходимых для жизни в семьей, обществе. 20

Слайд 21

10. Стремление к овладению способами взаимодействия, предотвращающие конфликты и умение разрешать конфликтные ситуации. 11. Сформировать представления о дальнейшем непрерывном образовании, трудоустройстве, местожительстве, сети социальной поддержки. 12.Формирование внешнего вида ребенка в соответствии с социокультурными нормами и требованиями гигиены, эстетики. 13. Формирование навыков самостоятельного приготовления пищи и ее приема. 14. Знакомство с эстетикой быта и его обустройством. 15. Формирование трудовых навыков самообслуживания. 16. Формирование навыков проведения свободного времени, обоснование необходимости проведения свободного времени определенным образом, его планирование. 17. Формирование навыков взаимодействия с сетью социальных контактов (родственники, друзья, детский дом, трудовой коллектив и т.д.) 18. Формирование ценностей семьи, детей, общества. 21

Слайд 22

V. Из опыта работы… 22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

"Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII  вида".   Выпускная работа в  КРИПК и ПРО по специальности "Олигофренопедагогика"....

Выступление к методической выставке «Воспитание семьянина в условиях детского дома» (Из опыта работы воспитательной группы)

Что значит семья для того, чье детство прошло вне ее? Какова роль воспитателя в формировании семейных понятий? Как в дальнейшем будут применять на практике наши воспитанники теорию семейных отношений?...

Проблема нравственного воспитания учащихся в условиях школы-интерната

В данной статье рассматриваются основные принципы, формы и методы нравственного воспитания учащихся в условиях школы-интерната. Мы трактуем процесс нравственного воспитания в условиях школы-интерната ...

Программа «Воспитание семьянина в условиях детского дома (по семейному типу)»

Основные цели  программы: Воспитать ребенка, способного в будущем самостоятельно соз­дать нормальную семью, обеспечить полноценную жизнь в ней, а также вырастить своих детей, чтобы они...

"Воспитание семьянина в условиях школы-интерната"

Семейное воспитание является важнейшим фактором развития ребенка, формирования нового поколения, развития общества в целом. Способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он ...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА ( на примере ГКОУ ВО « Санаторная школа-интернат г.Вязники для детей, нуждающихся в длительном лечении»)

В данной статье рассматривается вопрос о физическом воспитании детей и формировании культуры здоровья в условиях школы – интерната. Регулярные занятия физическими упражнениями положительно влияю...

РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Родной язык – это один из самых важных инструментов развития человеческого общества, необходимый для сохранения духовного наследия, традиционного уклада жизни и обычаев. Культура народа жива до ...