Татьяна Юрьевна Аграновская. Образовательная среда и ее особенности.
статья

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика.С точки зрения синергетики, образовательная среда – это системно образованное пространство, в котором реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса с внешней средой, в результате чего раскрываются индивидуальные черты личности ученика. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Татьяна Юрьевна Аграновская,

учитель биологии высшей квалификационной категории

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

Образовательная среда и ее особенности.

Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика.

С точки зрения синергетики, образовательная среда – это системно образованное пространство, в котором реализуется взаимодействие субъектов образовательного процесса с внешней средой, в результате чего раскрываются индивидуальные черты личности ученика.

Исследователи выделяют важную особенность образовательной среды как системы: субъект образовательного процесса (человек) сам по себе является системой. Таким образом, находясь в поле образовательной среды, он проявляет активный характер ее познания, что в итоге проявляется во взаимном влиянии субъекта и среды.

В широком смысле под образовательной средой можно понимать «любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности» (Википедия). Иными словами, это все то, что влияет на формирование личности ребенка. Это широкое понятие. Но хотелось бы остановиться на том, что непосредственно используется на уроке и во время внеурочной деятельности, т.е. средствах обучения.

При изучении естествознания активно используется характерная для кабинета биологии натуральная наглядность, включающая геологические коллекции, гербарии, чучела, а также и живые объекты: аквариумные организмы и растения. Растения в кабинете биологии подобраны так, что они позволяют использовать их почти во всех темах, связанных со строением и физиологией растений, а также по систематике. Живая наглядность используется при изучении тем по общей биологии: эволюционное учение, экология, цитология и даже развитие жизни на Земле.

Особенностью нашей школы является то, что много пособий было изготовлено в 70-80-е годы двадцатого века. Но есть и уникальные дореволюционные пособия (чучела, микропрепараты, оборудование). Пособия пополняются также тем, что приносят ученики, что было найдено во время экскурсий, что приносят и привозят учителя из своих путешествий.

Но наиболее ценными являются средства обучения, изготовленные ребятами в ходе проектной деятельности, на уроках МДО и во время внеурочной деятельности. Есть дидактические пособия (настольные игры, карточки, схемы и др.), созданные совместно с учителем, по ботанике, зоологии, микологии, изучению человека и эволюции.

С 2014 года в нашей школе реализуется ФГОС второго поколения (опережающее внедрение) и введен новый предмет «Технология МДО (междисциплинарного обучения)». С самого начала школьники начинают знакомиться с проектной деятельностью. Уже в пятой параллели ребята целым классом готовят проекты по разным темам: Шуваловский парк, Озерки, Сосновка, Удельная, Муринский ручей и скверы на ул. Ивана Фомина и Ольги Форш. Ученики подробно изучают материалы по теме, а затем создают готовый продукт. Так были созданы макет и фильм об Озерках, спектакль «Муринский ручей», брошюры, баннеры и др. В шестом классе создавали проекты по играм, в седьмом – проект разводного моста с подсветкой и т.д. Все это мы используем на уроках и во внеурочной деятельности.

Но не только учебный кабинет создает среду для обучения. Экскурсии создают те условия, которые невозможно создать в здании школы. У нас практикуются экскурсии вокруг школы по темам:

- приспособленность растений к условиям города,

-осенние явления в природе,

-весенние явления в природе,

-многообразие цветковых растений.

Живя в Санкт-Петербурге, нельзя не воспользоваться посещением таких мест как Зоологический музей, Ботанический сад, Океанариум, музей гигиены, музей-квартира И. П. Павлова, ресурсный центр Университета и др. Разработаны экскурсии с последующим отчетом по многообразию споровых и семенных растений, многообразие животных и др. Особым успехом пользуется урок-экскурсия по многообразию рыб в Океанариуме.

Экскурсии можно использовать как подготовку выпускников к сдаче экзаменов. Мы проводили в качестве внеурочной деятельности экскурсии в Зоологический музей и музей гигиены, которые вели старшеклассники для ребят 5-6 классов.

Обычно два раза в год мы с учениками совершаем загородную поездку по изучению биогеоценозов Ленинградской области с последующим отчетом, а также в места, где можно обнаружить окаменелости прошлых геологических эпох.

Обобщая сказанное ранее, необходимо отметить: образовательная среда играет важную роль в процессе обучения ребенка, его воспитания, формирования его личности. И в условиях нашей школы учащиеся имеют возможность изучать естествознание в различных образовательных средах, максимально благоприятствующих учебному процессу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио профессиональной деятельности Секериной Татьяны Юрьевны, педагога дополнительного образования

Очень трудно показать все многообразие деятельности педагога дополнительного образования. Как говорится, "и швец, и жнец, и на дуде игрец". Приходится попробовать себя в разных видах деятельности: пед...

Особенности юношеского возраста для развития творческих способностей старшеклассников в условиях социально-контекстной образовательной среды

В статье рассматриваются особенности юношеского возраста для развития творческих способностей учащихся с социально-контекстной образовательной среды...

Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна

Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...

Программа самообразования учителя английского языка Романовой Татьяны Юрьевны на 2021-2026 уч.год

Программа самообразованияучителя английского языкаРомановой Татьяны ЮрьевныТема самообразования: «Эффективные пути и способы пополнения активного словаря обучающихся на уроках а...